Содержание предисловия повести.



Класс: ___7-А,Б____                                          Дата проведения: 17.11.21

Урок № 11

Тема «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного «Барышня-крестьянка». Сюжет и  герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

Цели урока: Познакомить учащихся с «Повестями покойного Ивана Петровича Белкина». Формировать умение анализировать художественный текст. Прививать любовь к творчеству А. С. Пушкина, расширять кругозор учащихся.

 

Ход урока

1. Добрый день, запишите в своих тетрадях дату и тему урока

 

2. Изучить материал

«Повести Белкина — первое законченное прозаическое произведение Пушкина. Они созданы в знаменитую Болдинскую осень 1830 года. Пушкин взял на себя роль издателя, автор- ство же приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Почему Пушкин, уже прославленный литератор, вздумал мистифицировать читателя, вымышляя какого-то несу- ществовавшего Белкина? Какую функцию выполняет И. П. Белкин как автор? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Цикл создан в знаменитую Болдинскую осень 1830 года за очень короткое время. В село Болдино Нижегородской губернии Пушкин приехал 3 сентября хлопотать о приданом (у невесты приданого не было). Ему было немного досадно, что за этими хлопотами пропадет осень – лучшее для него рабочее время: «Все это не очень утешно, – пишет он в письме другу и издателю Плетневу. – Еду в деревню, Бог весть, буду ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не произведешь…» Однако оглядевшись, уже 9 сентября он пишет тому же Плетневу: «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всякой всячины, и прозы и стихов». В болдинском уединении есть еще одно для Пушкина очарованье, оно совсем не мирное: рядом таится смерть, кругом ходит холера. Чувство опасности веселит и дразнит – Пушкин любил опасность и риск, это будило его творческие силы.

Почему Пушкин, уже прославленный литератор, вздумал мистифицировать, вымышляя какого-то несуществовавшего Белкина? Какую функцию выполняет И. П. Белкин как автор?

. («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня- крестьянка»). События, о которых повествует Белкин, в его глазах выглядят истинно «романтически- ми»: в них есть все — пули, неожиданные случайности, счастливая любовь, смерть, тайные страсти, приключения с переодеваниями и фантастические видения.

  • Жизненный материал, легший в основу повестей,— истории, случаи, происшествия провинциального быта.
  • Присутствуют персонажи из разных социальных слоев.
  • В судьбе «рассказчиков» не было ничего примечательного.
  • Пушкин подчеркнул как бы

«профессиональную» причастность

всех этих людей к известным им

историям.

представим себе, о чем рассказывает Белкин. Жизненный материал, легший в основу повестей,— истории, случаи, происшествия провинциального быта. События, происходившие за блестящим фасадом Российской империи, привлекали Пушкина и раньше. Но обычно о них повествовал сам автор. Самостоятельных «голосов» мелких помещиков, офицеров, затерянных в глухих закоулках огромной страны, и вообще простого люда не было слышно.

Теперь же Пушкин дает слово Белкину, выходцу из поместных глубин России. В «Повестях Белкина» нет народа как собирательного образа, но всюду присутствуют персонажи из разных социальных слоев. Это в крепостные крестьяне, и гробовщик, и провинциальные барышни, и смотритель с его дочкой, и множество других персонажей, только упомянутых или лаконично обрисованных. Тут и богатые и бедные помещики, и нежданно залетевшие на почтовую станцию аристократы, и офицеры, службой занесенные в отдаленные места. Психологически, например, достоверно, что Белкина привлекают острые сюжеты, истории и случаи, анекдоты, как сказали бы в старину. Они словно яркие, быстро промелькнувшие огоньки в застойном быту тусклой и однообразной поместной жизни с ее медленным темпом. В судьбе «рассказчиков», которые поделились с Белкиным известными им необычными событиями, как у самого повествователя, не было ничего примечательного, кроме одной-двух историй. Титулярный советник А. Г. Н. рассказал покойному «Смотрителя», Подполковник И. Л. П.— «Выстрел», приказчик Б. В. — «Гробовщика», девица К. И. Т. — «Метель» и «Барышню-крестьянку». С этими людьми И. П. Белкину легко было встретиться и непринужденно общаться. Причем они рассказывали о том, что им хорошо, доподлинно известно. Пушкин подчеркнул как бы «профессиональную» причастность всех этих людей к известным им историям: чиновник рассказал о чиновнике, военный — о военном, мелкий торговец — о таком же мелком торговце, а уж девицу К. И. Т. больше всего интересовали, конечно, любовные приключения.

  • У них разные профессии, но относятся они к одной провинциальной среде деревенской или городской.
  • Общность интересов и духовного развития позволяет Пушкину объединить повести одним рассказчиком — Иваном Петровичем Белкиным, который им духовно близок, собственно от них неотличим.
  • Пушкину было очень важно, чтобы осмысление историй шло не от автора, а с точки зрения обыкновенного человека.

Есть, однако, еще одна очень важная особенность таких рассказов. Все рассказчики принадлежат людям одного уровня миропонимания. У них разные профессии, но относятся они к одной провинциальной среде деревенской или городской. Различия в их взглядах на жизнь незначи-тельны и могут не приниматься во внимание. А вот общность их интересов, духовного развития существенна. Она как раз и позволяет Пушкину объединить повести одним рассказчиком — Иваном Петровичем Белкиным, который им духовно близок, собственно от них неотличим. Это означает, что Пушкин задумал представить истории в таком свете, в каком их увидели все рассказчики и Белкин в том числе. Русская жизнь должна была явиться в изображении самих рассказчиков, то есть изнутри. Пушкину было очень важно, чтобы осмысление историй шло не от автора, уже знакомого читателям, не с позиций высокого критического сознания, а с точки зрения обыкновенного человека, происшествиями изумленного, но не отдающего себе ясный отчет в их смысле.

  • Доверяя роль основного рассказчика Белкину, Пушкин не устраняется из повествования .
  • «Повести Белкина» выросли на скрещении двух писательских взглядов (Белкина и Пушкина).

Доверяя роль основного рассказчика Белкину, Пушкин, однако, не устраняется из повествования. То, что кажется Белкину необыкновенным, Пушкин сводит к самой обыкновенной прозе жизни. И наоборот: самые ординарные сюжеты оказываются полными поэзии и таят непредвиденные повороты в судьбах героев. Тем самым узкие границы белкинского взгляда неизмеримо расширяются. «Повести Белкина» выросли на скрещении двух писательских взглядов. К одному и то- му же жизненному материалу у вымышленного и истинного повествователей разное, не совпа- дающее отношение. Поэтому немудрящая белкинская проза постоянно поправляется, корректи- руется, по-иному освещается Пушкиным, который то вставит ироническое слово, то вспомнит какую-нибудь притчу (например, о блудном сыне), то отошлет к литературному сюжету.

Содержание предисловия повести.

  • Цикл предваряет предисловие «От издателя».
  • Кто берет на себя роль

издателя?

  • Кому Пушкин приписывает

авторство «Повестей»?

  • Что мы о нем узнаем?

Цикл предваряет предисловие «От издателя».

Кто берет на себя роль издателя? ( Роль издателя Пушкин взял, вероятно, на себя, обозначив инициалы «А.П.»)

Вопрос: Кому Пушкин приписывает авторство «Повестей»? (Авторство же он приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину).

Вопрос: Что мы о нем узнаем?

От друга и соседа Белкина узнаем, что Иван Петрович родился в добропорядочной семье, вырос и вел обычную жизнь помещика после их смерти, был человек честный и кроткий, был сердечно привязан к другу А.П.; оставил после внезапной смерти много рукописей, одна из которых и досталась А.П. Это первый литературный опыт Ивана Петровича, и друг в предисловии просит читателя отнестись к нему снисходительно.

Для чего Пушкину понадобилась мистификация с авторством Белкина?


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 32; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!