Новые программы преподавания ИЗО

Прочитав материал, я обнаружила откровенную критику и заподозрила предвзятость автора в отношении программы №1 и программы №2 в особенности. Программа №3 напротив, выделяется автором, как самая лучшая во всех аспектах. Поэтому конспектировать я буду только фактические данные, максимально исключая критику.

Мне кажется, что я, как будущий педагог должна уважать труд других педагогов, беспристрасно оценивать цели и концепции каждой разработанной программы, не отбрасывать программу в целом, а выбирать из них самое лучшее и применять в будущей своей работе.

Сравнительный анализ действующих программ по ИЗО
Программа № 1 «Изобразительное искусство» разработана под руководством В. С. Кузина (действует более 25 лет).

Программа № 2 «Изобразительное искусство и художественный труд» разработана под руководством Б. М. Неменского (действует более 25 лет).

Программа № 3 «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» разработана под руководством Т. Я. Шпикаловой (действует более 15 лет).

Цели в этих программах общие, задачи похожи, а вот концептуальные подходы и содержание разное, следовательно, и результат получается не одинаковый.

 

  Программа № 1 Ориентация обучения рисование с натуры     Программа ориентирована на обучение реалистическим основам изображения через освоение графической грамоты. Ведущий вид деятельности - рисование с натуры. Декоративной работе, тематическому рисованию и беседам об искусстве так же уделяется внимание на протяжении всех лет обучения.     Концепция обучения     В основе обучения школьников изо должно быть обучение рисованию с натуры с целью создания реалистического рисунка и освоения графической грамоты. Главной целью Программы №1 является формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Основными задачами программы являются овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства; развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству.   Тематизм   Программу первоначально упрекали в отсутствии тематизма и в 1982 г. темы блоков уроков были введены. Они связаны с видами и жанрами изобразительного искусства, временами года, календарными праздниками, историей России, устным народным творчеством, сокровищами мировой культуры и др. В данной программе логика смены тем четвертей состоит в том, что темы варьируются из года в год, особенно не отличаясь разнообразием - в каждом классе дети рисуют природу, урожай, натюрморты, иллюстрации к сказкам или литературным произведения, тематические композиции типа «Наша Родина», осваивают традиционные народные художественные промыслы, орнаменты и др. Так, тема осени повторяется дважды (2 и 3 классы), тема сказки также и др. Однако, повторяясь, темы каждый раз усложняются не по содержанию, а по уровню постановки учебных задач. Так, если в 1-2 классе учащиеся рисуют фрукты и овощи больше по представлению, то затем они переходят к рисованию с натуры простейших натюрмортов и сложных постановок с гипсовым орнаментом и драпировками в 7 — 8 классе. Принципиальная позиция авторов состоит именно в том, чтобы в каждом классе было рисование с натуры, рисование на темы, иллюстрирование, изучение народного искусства и декоративная работа.   Ответы на вопросы искусства Программа № 1 на первое место ставит вопрос, что изображено (предметы, явления, события). Это прослеживается в конструкции (названии) четвертей и содержании уроков, в восприятии искусства и в практических заданиях. Вопрос «как?» рассматривается в связи с выполнением конкретных заданий или при анализе произведений искусства. Вопрос «зачем?» ставится в рамках идейно-нравственного и патриотического воспитания.     Задачи:   1. Формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; 2. Формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы; 3. Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; 4. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; 5. Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; 6. Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки.     Личностные результаты: · становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов; · развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах; · формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; · развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей; · развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; · формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты:     · формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человек; · формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; · овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; · овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ; развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.   Программа № 2 Ориентация обучения свобода творчества     Программа на первое место ставит эмоционально-образное развитие детей, постижение закономерностей искусства. Предоставляет как можно больше свободы творчества, учеников «направляют» рекомендациями. «работу надо начинать с основных, крупных форм, сразу подчеркивая движения, а детализировать только после того, как решена общая композиция (лепка фигуры человека или животного в движении по выбору, 3 класс)».     Концепция обучения     Знания и умения детей являются не столько целью в общеобразовательной школе, а становятся средством постижения духовной стороны искусства, через которое происходит развитие и обогащение внутреннего мира ребенка. Полноценное протекание этих процессов возможно лишь в творчестве и сотворчестве, сопереживании и сотрудничестве со сверстниками. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников. В данной программе соединены принципы конструкции, идущие от содержания искусства, с языковым принципом, выработанным еще в программе Б. П. Юсова, элементы которой органически вошли в программу. Главной целью обучения по программе является духовное развитие личности ребенка через единство и взаимодействие искусства с жизнью. Одной из концептуальных позиций программы Б. М. Неменского является то, что восприятие искусства и действительности должно находиться в неотрывном единстве с практической деятельностью. Именно данный момент способствует формированию целостности будь то вид, жанр искусства, осознания художественного явления - элементы его языка или проявления в жизни. При таком объединении занятий открываются возможности направить весь процесс познания ученика на понимание явлений искусства в полном единстве теории и практики.   Тематизм Программу № 2 отличает то, что с самого начала своего существования (1974 г.) она основывалась на четком тематизме. Графическая модель концепции программы выглядит как храм, в основании которого (1-4 класс) познание связей с искусством (от личности ребенка, через окружающий мир вещей и явлений, до связей с представлениями у разных народов о красоте). На следующем этапе (5-9 класс) познание связей ИЗО идет вглубь, рассматриваются декоративное искусство, архитектура и монументальное искусство. Далее учащиеся подводятся к пониманию синтеза искусств и на новом уровне обращаются к теме начальной школы «Ты и искусство». К сожалению, в настоящее время обучение ИЗО обычно заканчивается в 7 классе или в лучшем случае в 8 классе. В концепции Б. М. Неменского выстроена идеальная модель, которая предполагает возможность обучения до 11 класса. В старших классах теоретические и практические занятия предлагается разделить. Теоретический курс - «Основы художественной культуры». Крышу здания составляют два практических курса, предлагаемых на выбор, - «Основы изобразительной грамоты» и «Основы конструктивной грамоты». В программе № 2 темы авторами выстроены в целостную линию поэтапного расширения познания связей искусства с жизнью. От художественных связей с природой и личной жизнью (1 класс) через осознание личных связей с искусством (2 класс) к пониманию его роли сперва в близком окружении (3 класс), затем в широком (4 класс). От личности - вширь. Такова начальная школа. И тема каждой четверти жестко привязана к данному году-блоку, а не к другому.   Ответы на вопросы искусства Б. М. Неменский в книге «Мудрость красоты» (1987 г.) предложил сравнить взаимоотношения программ более наглядно, упростив их до ответа на три основных вопроса искусства: «что?», «как?» и «зачем?». В изобразительном искусстве всегда что-то изображено – предметы, люди, явления природы, общественные события. Они всегда изображены каким-то образом (иначе не было бы реального изображения) и с какой-то целью, например, выразить восторг перед изображенным, или наоборот, и т.д. Программа № 2 ставит акцент на том, зачем изображено (декорировано, конструировано), т.е. подчеркивает социальную цель искусства. Ответы на вопросы «что?» и «как?», естественно, включаются в программу, - без этого невозможно осознать ответа на вопрос «зачем?», но они не главные.     Задачи:   1. Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; 2. Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); 3. Формирование навыков работы с различными художественными материалами.         Личностные результаты: · эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); · толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; · художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни. · способность к художественному познанию мира; · умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. · навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование);           Предметные результаты:     · понимание значения искусства в жизни человека и общества; · восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; · умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; · сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона. · умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; · проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов. · умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; · моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).      Программа № 3 Ориентация обучения традиции народного искусства   Программа уделяет особое внимание освоению основ изобразительной грамоты с учетом выявления взаимосвязей народного и профессионального изобразительного искусства, выраженных в художественном образе, а также приобщает к истокам русской национальной культуры, при этом акцент делает на изучении орнаментов и традиционных видов декоративного искусства России.     Концепция обучения     Основными концептуальными позициями программы является традиционность народного искусства; вариативность и импровизация как принципы народного творчества; коллективный характер народного творчества; синкретизм; фольклорность мировосприятия народного мастера, отраженная в символике языка народного искусства, в связях с обрядовыми функциями, с умением народного мастера видеть мир поэтически, ощущать родство, единство с природой, свою причастность к народу; фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических взглядов народа; взаимодействие народного искусства с другими видами художественного творчества, в системе национальной культуры и культуры народов мира. Цель и задачи курса подчинены становлению и развитию личности школьника на национальной основе. Программа представляет собой интегрированный курс таких дисциплин, как изобразительное искусство, трудовое обучение и обучение чтению. В ее основу положен синкретический характер народного искусства. Содержание раскрывается по видам народного искусства.   Тематизм     …   Ответы на вопросы искусства В программе № 3 вопросы «что?» и «как?» равнозначны (в структуре программы одинаково важны темы, посвященные языку ИЗО и образу художественной вещи), а ответ на вопрос «зачем?» раскрывает особенности духовно-нравственного и патриотического воспитания. Выделены темы разделов «Основы художественного изображения», «Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды», «Народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения», «Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла)».   Задачи:   1. Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; 2. Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); 3. Формирование навыков работы с различными художественными материалами.     Личностные результаты: · формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; · становление гуманистических демократических ценностных ориентаций; · формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; · формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; · овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; · принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; · формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; · развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; · развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; · формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.   Предметные результаты: · сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; · сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; · овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; · овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)    

 

                                        

Общее сравнение

Поскольку программы № 2 и № 3 создавались как программы интегрированных курсов, объединяющих уроки ИЗО и труда, который превращался исключительно в художественный, то они, несомненно, имели преимущество перед программой № 1 как по времени (3 часа в неделю против 1 часа), так и по возможности включать конструктивно-пластические виды деятельности в уроки. Безусловно, идея расширить границы общения с искусством в школе была весьма прогрессивной для своего времени. На протяжении всей истории развития методов обучения ИЗО, вопрос количества часов на этот предмет вызывал самые жаркие споры. Борьба за увеличение часов продолжается и в настоящее время. Успешность обучения ИЗО проверяется тем, достигнут ли уровень художественного развития ребенка, зафиксированный в программе и ФГОС.

Программы по ИЗО Шпикаловой и Неменского выделяют одинаковые цели и задачи.

 

Новые программы преподавания ИЗО

Н. М. Сокольникова разработала программу «Изобразительное искусство для 1-4 класса» с учетом лучших достижений методики преподавания ИЗО, созданных в последнее время, и новых требований ФГОС. Эта программа строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.

 

Содержание программы:

- приобщение к искусству как духовному опыту поколений;

- овладение способами художественной деятельности;

- развитие творческой одаренности ребенка.

 

Основные виды изобразительной деятельности учащихся (графика, живопись, лепка):

- знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством ведущих художников;

- развитие чувства стиля;

- рисование с натуры, по памяти и представлению;

- иллюстрирование сказок и других литературных произведений;

- создание тематических композиций;

- лепка рельефов и объемных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа.

 

Изучение народного искусства учащимися включает:

- знакомство с традиционными художественными промыслами;

- выявление характерных особенностей видового образа;

- умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства;

- повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов;

- вариация и импровизация по мотивам народной росписи;

- овладение приемами кистевой росписи;

-лепка игрушек из глины (пластилина).

 

Декоративная деятельность учащихся предполагает:

- знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, кожей, ткачеством и др.);

- декорирование поверхности;

- имитация технологий художественной обработки материалов;

- создание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объемных композиций;

- украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа;

- развитие чувства стиля.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 218; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!