Основания ценностей: потребности, интересы и традиции.

Задание № 10

По учебной дисциплине «Основы философии»

Для студентов группы 1ТЭО-20

Г.

Задание

1. Обработайте текст лекции по теме «Аксиология – учение о ценностях. Основания и классификация ценностей»

2. Составьте краткий конспект по данной теме, отвечая на контрольные вопросы, расположенные в конце лекции.

Тема: Аксиология – учение о ценностях. Основания и классификация ценностей

План

1. Аксиология - учение о ценностях.

2. Основания ценностей: потребности, интересы и традиции.

3. Классификация ценностей.

 

Аксиология - учение о ценностях.

Современной эпохе свойственны глубокие потрясения и тяжкие утраты. Не прекраща­ются войны и конфликты, мир переполнен бесчисленными проявлениями зла, такими, как терроризм, разрушения, поджоги, похищения людей, убийства, наркомания, алкоголизм, сексуальный разврат, распад семей, несправедливость, коррупция, угнетение, преступные сговоры и клевета. Сегодняшнее человечество почти утратило высшие ценности, которые унесли вихри страшных потрясений. Нет взаимного доверия между людьми, падает авто­ритет родителей, учителей, правительств, принижается личное достоинство человека, забываются традиции и теряется уважение к жизни.

В чем же причина этих потрясений и потерь? Она кроется в разрушении традиционных представлений о ценностях. Иначе говоря, утрачены традиционные предс­тавления об истине, добре и красоте, больше всего ослабли позиции добра, морально-этические нормы теряют значение для людей. Чем же вызвано разрушение традиционных представлений о ценностях?

Аксиология - один из самых молодых разделов философии. Как самостоятельная философская наука аксиология появилась лишь в конце прошлого века В современных условиях аксиология все больше и больше обретает черты самостоятельной философской дисциплины. Ключевыми понятиями современной аксиологии являются «ценность», «ценностная ориентация», «ценност­ная установка», «оценка», «оценочное отношение», «оценочное суждение».

Ценность - это свойство предмета или явления иметь значение для людей в куль­турном, общественном или личностном отношениях.

В самом общем виде аксиологическая тематика первоначально сводилась к выяснению вопроса - «что есть благо и каковы формы его существования!» В решении этого во­проса уже в эпоху античности, при общем понимании блага как того, что имеет для человека смысл, наметились разные подходы. Так, Демокрит полагал, что благо и цель жизни - счастье. Сократ высшим благом считал мудрость как единство знания, выбора добра и практической реализации добродетели. Именно для достижения высшего блага Сократ призывал познать самого себя. В эпоху Средневековья высшим благом считалось добро, понимаемое как то, чего все желают. В конечном итоге у Фомы Аквинского добро совпадает с Богом. В Новое время благо уже делится на общественное и личное, причем общественное благо, по мнению Ф. Бэкона, всегда должно преобладать над личным благом. Такая точка зрения была противопоставлением эпикурейству с его душевной безмятежностью и пониманием блага как личного наслаждения. Высшим проявлением общественного блага Ф. Бэкон считал долг как обязанность и обязательства человека по отношению к другим людям. Б. Спиноза отождествлял благо с разумом и свободой. Сво­бода, в его понимании - это подчинение страстей разуму, а не эпикурейское наслаждение страстями. Большую роль в становлении аксиологии как самостоятельного учения сыграл И. Кант, который в центр своей философии поставил Человека, чем, собственно, открыл новый этап развития аксиологического знания: высшей ценностью является сам человек. Он должен добровольно подчиняться требованиям категорического императива, только в этом случае он обретает еще одну ценность - свободу.

По сути, аксиология рассматривает ценности, прямо или косвенно влияющие на поведение человека, определяя специфику межличностных отношений. Согласно научным исследованиям, совокупность ценностей отражается на поведенческих особенностях индивидуума, одновременно влияя на его жизнь и принятие решений.

Характерстика ценностей

Ценности двойственны по собственной природе (добро - зло, красивое - отвратитель­ное и т.д.) и предполагают вольный выбор человека. Ценности выступают не только лишь аспектом (основой) оценки, но и регулятором поведения людей. В данной функции они есть в обществе вместе с обычаями, традициями, нормами. Ценности в обществе выступают и в качестве побудительной силы деятельности людей.

Исследователи подразумевают под ценностью то, что свято для конкретного человека, для меня лично. Ценности, стало быть, родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оце­ночные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей дейст­вительности. Ценности придают смысл человеческой жизни. Без ценностных ориентации нет самоутверждения и самореализации личности.

Ценности относительны, они меняются в зависимости от изменения потребностей и интересов людей, от формы господствующих в обществе отношений, уровня цивилизо­ванности и других факторов. Но вместе с тем ценности и устойчивы, ибо существуют определенное (иногда весьма продолжительное) время. Более того, есть ценности, кото­рые сохраняют свое значение на протяжении всего существования человечества (например, жизнь, благо), имеющие, следовательно, абсолютное значение.

Ценность - это единство объективного и субъективного. Ценность объективна в том смысле, что объективны свойства предмета или процесса, которые имеют значение для человека, но при этом от него не зависят. Эти свойства зависят от самого предмета или процесса. Субъективность же ценности заключается в том, что она существует лишь как процесс или результат оценки, т.е. субъективного человеческого действия. Ибо, еще раз подчеркнем, ценность - это не сам предмет, а значение предмета для человека. Вне человека ценность лишена смысла и в этом плане она субъективна. Наглядно эту взаимосвязь объективного и субъективного показал С.Ф.Анисимов: температура воздуха 40 градусов - это объективная характеристика; «жарко» - это субъективная оценка этой температуры; а «тепло» как условие жизни - это ценность, не все значимое -ценность, а лишь положительно значимое.

 

Основания ценностей: потребности, интересы и традиции.

Первоисточником и движущей силой человеческой деятельности являются потребности. Что такое потребность? С первых минут своего появления на свет человек испытывает разнообразные потребности — в воздухе, пище, тепле, движении. Их можно назвать витальными или биологическими потребностями. Однако уже в младенческом возрасте ребенок испытывает желание человеческого тепла, ласки, обще­ния. Круг этих социокультурных потребностей довольно быстро расширяется.

Ребенок просит рассказать ему сказку, купить игрушку, посмотреть телепередачу. Позднее возникает склонность к тому или иному творчеству, к учебе, развлечениям, к труду. Наряду с нуждами, которые способствуют биологическому или психологическому развитию, возникают привычки, склонности негативного порядка, т. е. такие, кото­рые ведут к моральной или физической деградации личности (курение, алкоголь, наркомания, безделие, садизм, немотивированная преступность и т. п.). Особенно опасна для индивида алкогольная и наркотическая зависимость. Круг такого рода зависимостей с развитием цивилизации может быть весьма разнообразным. В чем причи­ны появления неразумных, вредных, асоциальных потребностей? Ясно, что надо учитывать все линии процесса формирования личности. Следует обратить внимание на то, что прогресс человека исторически был связан с ростом его потребностей. Богатство человеческих желаний - важный стимул развития и производства самого человека. Смысл всякой разбуженной потребности в том, что она требует своего удовлетворения и тем самым становится стимулом, движущей силой человеческой деятельности, человеческой активности. Разумеется, не всякая живущая в людях нужда имеет равную силу - одни выходят на первый план, становятся доминирующими, другие остаются как бы потенциальными, они
срабатывают лишь при благоприятных обстоятельствах.        

Потребности человека возникают как выражение необходимости сохранения или изменения его жизни - в самом широком смысле этого слова: физической, интеллектуальной, нравственной, производственной, семейной. Потребности могут либо осознаваться человеком, либо не осознаваться, либо осознаваться неадекватно. Но в любом случае потребности побуждают человека к деятельности, которая может быть успешной или нет, продуманной либо спонтанной и хаотичной. Потребности осознаются как нужда в предметах и условиях внешней среды либо в достижении внутренней, духовной гармонии. Являясь глубинным основанием активности личности, потребности получают свое развитие в установках, мотивах, интересах, направляющих деятельность человека на их реализацию. Потребности человека текучи, подвижны, взаимосвязаны и взаимозаменяемы. Некоторые из них возникают, другие гаснут, одни актуализируются, другие отходят на второй план. Усложнение и дифференциация общественной жизни, всей совокупности общественных отношений, развитие материальной и духовной культуры с ее нормами и ценностями, динамизм духовной жизни самого человека - все это обусловливает изменение и развитие его потребностей.

Потребности динамичны, ценности относительно стабильны; потребности иерархичны, и их иерархия постоянно меняется, ценности же относительно неизменны и усваиваются индивидом в процессе его социализации. Потребность человека в расслаблении соответственно удовлетворило бы общение с природой, прогулки, медитации, старинная музыка, но  цивилизация предлагает ему сигареты, наркотики, игорные дома . Вообще феномен подмены смыслов и ценностей, осуществляемой социумом, играет в жизни человека исключительную роль. Удивительно, что люди могут жить, руководствуясь ложными, иллюзорными ценностями. Этим в полной мере пользуются тоталитарные государства, паразитические классы, религиозные секты, политические партии. Они стремятся внедрить в сознание масс выгодные им мировоззренческие установки, политические мифы, религиозные взгляды и т. п. Манипулирование сознанием приобретает все более массовый характер. В этих условиях возникает исключительно важный вопрос: как человеку разобраться в том, где подлинные ценности, а где исподволь навязываемые ему псевдоценности? Первейший критерий здесь таков: подмена там, где самореализация ведет к разрушению личности, к нравственному распаду, к физиологическому увяданию человеческого организма, другими словами — к болезни в широком смысле слова. Индивид в зависимости от интереса дифференцирует факты своей жизни по их значимости, дает им оценку, реализует ценностное отношение к миру.

Интерес - это осознанная потребность. Общепризнанным фактом является различная оценка людьми, казалось бы, одних и тех же ситуаций. Вспомните притчу о строительстве собора в средневековом городе Шартре. Один считал, что он совершает трудную работу и только. Второй сказал: "Зарабатываю хлеб семье". Третий промолвил с гордостью: "Я строю Шартрский собор!". Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между истиной и заблуждением, прекрасными безобразным, добрым и злым.  

Огромную роль в формировании устойчивых ценностных ориентации, связанных с глубинными мировоззренческими принципами, играют традиции (народа, группы, семьи). Традиции - это не просто "слово", а обычно — "слово и дело", т. е. ритуал, игра по правилам. Традиции повторяемы, воссоздаются ежегодно, еженедельно, ежедневно, т. е. способны быть для становящейся, формирующейся личности точками опоры, стабильности в хаотически меняющемся, неимоверно подвижном (для нее) мире. Жизненные ценности потому и являются фундаментальными и ведущими, что они пробуждают в человеке в определенные моменты невиданную энергию, упорство и настойчивость в их достижении, великую силу воли, сметающую на своем пути все преграды.

 

Классификация ценностей.

В силу множества предметов и процессов, имеющих значение для человека, а также многообразия человеческих потребностей и ориентации возникает большое количество различных ценностей, которые по определенным основаниям можно привести в систему. Наибольшее распространение получили классификации ценностей по следующим основаниям:

1) по сферам деятельности можно говорить о ценностях:

 - экономических, связанных с трудом, собственностью, мастерством, профессионализмом и т.д.;   политических, связанных со свободой, правопорядком, сохранностью и т.д.;

- нравственных, определяемых через добро, честь, справедливость и т.д.;

- художественно-эстетических, связанных с красотой, гармонией, возвышенным и т.д.,                             - социальных, связанных с благополучием, карьерой, работой, фурором и т.д.;

 - религиозных, определяемых, сначала, как святыни;

- витальных, связанных с эталонами здоровой жизни, физического и духовного здоровья;                           - семейно-родственных, связанных с эталонами домашнего комфорта, традициями поколений и т.д.

2) по содержанию деятельности, в которой реализуются или обретаются ценности, последние квалифицируют как производственные, бытовые, профессиональные и др.

3) по широте их содержания выделяют индивидуальные, групповые (классовые, этничес­кие, конфессиональные и др.) и общечеловеческие ценности.

4) по сферам общественной жизни различают материально-экономические, социально-политические и духовные ценности. Так, к ценностям материальной жизни относятся природные ресурсы, орудия труда. К социальным ценностям относятся общественные институты, необходимые человеку - семья, этнос, Отечество. Ценности духовной жизни — это знания, нормы, идеалы, вера и т.п.

5) по значимости для человека и человечества все ценности делят на высшие и низшие. Как правило, они совпадают с абсолютными и относительными ценностями, которые обусловлены длительностью их существования

Высшие (абсолютные) ценности обладают неутилитарным характером. Эти ценности непреходящи, вечны, значимы во все времена, абсолютны. Они воспринима­ются человеком как нечто такое, что другим быть не может в принципе. К высшим ценностям относятся общечеловеческие - мир, человечество; социальные - справед­ливость,  свобода, права человека; ценности общения - дружба, любовь, доверие; куль­турные - мировоззренческие, этнические; деятельностные - творчество, истина; ценности самосохранения - жизнь, здоровье, дети; личностные качества - честность, патриотизм, верность, доброта и др.

Низшие (относительные) ценности выступают средствами для достижения каких-либо более высоких целей, они больше подвержены влиянию обстоятельств, изменению условий, ситуаций, более подвижны, время их существования ограничено.

Ценности могут различаться и в зависимости от типа цивилизации. В этом отношении некоторые авторы делят ценности на три группы, каждая из которых включает ценности, преимущественно культивируемые в основных типах современных цивилизаций - восточной, западной и евразийской.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Раскрыть понятия" аксиология"«ценность», «ценностная ориентация», «ценностная установка», «оценка», «оценочное отношение», «оценочное суждение».

2. Какой смысл вкладывали в понятие "ценность" философы разных эпох?

3. Проследить связь между ценностями и потребностями, интересами и традициями.

4. По каким критериям можно классифицировать ценности?

5. Можно ли согласовать ценности различных людей? Выскажите свое мнение.

 

Задание выполнить до 22.11.2021г.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!