УКРЕПЛЕНИЕ И РАСЧИСТКА НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ ПОД СЛОЕМ НАБЕЛОВ



Практическое занятие 17

Составление технологических карт на процесс удаления позднейших наслоений с поверхности росписи по заданным условиям

1. УДАЛЕНИЕ БУМАЖНЫХ ОБОЕВ И ЗАКЛЕЕК БУМАГОЙ

Бумажные обои обычно изготовляются из рыхлых сортов бумаги. Так было и раньше. Наклеивали их мучным клейстером. На стены под обои наклеивали газеты для выравнивания поверхности. Поэтому для удаления обоев их вместе с клеем постепенно размягчают теплой водой. Для ускорения проникновения воды и усиления размягчающего действия клея обычно добавляют к воде от 10 до 20 частей (объемов) этилового спирта.

Смачивание же обоев и клея под ним производят посредством компрессов из байки или гладкой ткани, сложенной в 2-3 слоя. Смоченную ткань компресса слегка отжимают, накладывают на участок обоев и проглаживают теплым утюжком так, чтобы пары воды и спирта проникли внутрь бумаги к клею. Бумагу осторожно отделяют — при этом следят за прочностью прилегания красочного слоя масляной живописи к грунту и штукатурному слою.

Если обои наклеены в несколько слоев, удаление их осуществляется постепенно — так, чтобы на поверхности красочного слоя росписи все время сохранялся слой газетной наклейки или другой бумаги, наклеенной под обои. Нижний слой бумаги, обычно уже размягченной при удалении верхних слоев, целесообразно увлажнять с помощью марлевого тампона, смоченного в теплой воде и слегка отжатого.

Все слои обоев и бумажную заклейку удаляют посредством счистки скальпелем или пластмассовыми стеками (шпателями).

Счистка — удаление последнего слоя — проводится так, чтобы на поверхности красочного слоя или его лакового покрытия сначала оставался слой клея. Его нужно осторожно стирать мокрым и теплым марлевым тампоном.

Клей из углублений в фактуре раскрываемого красочного слоя лучше удалять тонкой деревянной палочкой (заточенным черенком кисти) с намотанной на нее ватой, смоченной в теплой воде.

В конце работы раскрытый участок росписи протирается сухим ватным или ватно-марлевым тампоном.

Особенность порядка проведения процесса удаления обоев и бумажных заклеек состоит в том, что участок, освобождаемый от заклеек и слоя клея, не должен просыхать в ходе работы.

При обнаружении отставаний и шелушений красочного слоя живописи под обоями и бумажными заклейками красочный слой (еще до их удаления) подлежит укреплению.  В подобных случаях целесообразно пользоваться осетровым клеем или   эмульсией СВЭД и дисперсией ВА 2ЭГА. Укрепление проводится как обычно — путем подклейки красочного слоя к грунту. При этом функцию профилактической заклейки выполняет нижний слой бумажной заклейки, находящийся под обоями.

На практике чаще всего используется 5—7%-ная водно-спиртовая эмульсия СВЭД. После подпуска СВЭД или ВА 2ЭГА бумагу вместе с красочным слоем проглаживают холодным утюжком. Минут через 30 ее слегка смачивают водой и счищают так, как описано выше.

При применении осетрового клея предварительно подпускают под бумагу этиловый спирт, разведенный водой (1:1), таким образом содействуя проникновению клея под отставшие частицы красочного слоя. Завершают прикатку проглаживанием утюжком и удалением бумаги через сутки-двое.

 

Практическое занятие 17

Составление технологических карт на процесс удаления позднейших наслоений с поверхности росписи по заданным условиям

УКРЕПЛЕНИЕ И РАСЧИСТКА ИЗНАЧАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ - Живопись под масляными записями

Если красочный слой масляных записей, а вместе с ним и слой изначальной живописи шелушатся, то перед раскрытием необходимо обязательно выполнить подклейку всех отставших частиц живописи. Для этого применяется 2-3-процентная водная дисперсия ВА 2-ЭГА или СВЭД-50.

Укрепление выборочное: с мелких мягких кистей, подпускается состав под каждую шелушинку красочного слоя; укрепляемый участок предварительно обрабатывается этиловым спиртом для устранения деформаций живописи.

После высыхания укрепленных участков выполняется удаление слоя масляной записи с помощью компрессов из фланели, смоченной в соответствующем растворителе. Им может быть монометил, или моноэтилцеллозольв, диметилформамид, растворитель N647 и другие растворители для масляных красок. Хороший эффект достигается после применения сложного состава, предложенного киевскими реставраторами: 2 ч. киноклея, 1 ч. этилового спирта, 1 ч. пинена или уайт-спирита, затем 250 мл приготовленного состава разбавляются до 0,5 л дистиллированной водой, и смесь тщательно перемешивается.

После размягчения масляную запись удаляют скальпелем и ватным тампоном, смоченным в водно-спиртовом растворе.

По окончании расчистки красочный слой живописи укрепляется.

При необходимости выполняется подклейка отставших частиц красочного слоя с последующей прикаткой живописи, а затем - общее структурное укрепление растворами смолы К-15/3 3-10-процентной концентрации. Пропитка трехкратная, обильная, с интервалом в 12-24 часа. Концентрация рабочего раствора вначале минимальная, а затем постепенно увеличивается до 8-10%. Этим достигается наилучший эффект укрепления.

 

 

Практическое занятие 17

Составление технологических карт на процесс удаления позднейших наслоений с поверхности росписи по заданным условиям

УКРЕПЛЕНИЕ И РАСЧИСТКА НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ ПОД СЛОЕМ НАБЕЛОВ

Очень часто настенная фресковая и темперно-клеевая живопись покрыта слоем известковых или меловых набелов. В этом случае укрепление красочного слоя живописи и дальнейшая расчистка его от набелов выполняетсяс применением растворов К-42.

Перед началом работ по раскрытию поверхность прочно держащейся монументальной живописи предварительно обрабатывается растворами кремнийорганической смолы К-42 2-6-процентной концентрации. Концентрация рабочего раствора подбирается в каждом конкретном случае экспериментальным путем.

Обработкой живописи растворами К-42, обладающими гидрофобными свойствами, достигается полная сохранность изначального красочного слоя. Смола обволакивает частицы красочного слоя и, оставляя открытыми поры между ними, защищает структуру живописи от намокания и разрушения во время дальнейшей расчистки.

Обработка живописи растворами К-42 выполняется путем одно-двукратного насыщения с помощью мягких кистей. Спустя 4-5 часов живопись можно подвергать раскрытию.

 Расчистка живописи выполняется мокрым ватным тампоном, которым обычно смачивается слой набелов. Если толщина побелки сравнительно большая, то верхняя ее часть осторожно снимается механическим путем с помощью скальпеля, а затем тонкий оставшийся слой удаляется мокрым тампоном.

В процессе расчистки необходимо очень тщательно следить за состоянием красочного слоя. При малейшем его мелении (следы краски остаются на тампоне) расчистка прекращается и выполняется повторная обработка раствором смолы К-42, а при необходимости, при обнаружении отставшего или шелушащегося красочного слоя - приклейка его водной дисперсией ВА 2-ЭГА или СВЭД-50 1-3-% концентрации.

После высыхания укрепляющих составов, убедившись, что живопись укреплена хорошо, выполняют дальнейшую расчистку красочного слоя. После влажной расчистки живопись целесообразно прочистить мягкими резинками, удалив тем самым белесый налет, остающийся после побелки.

По окончании расчистки живопись следует повторно укрепить, обработав ее раствором К-42 или К-15/3

 

 

Практическое занятие 17

Составление технологических карт на процесс удаления позднейших наслоений с поверхности росписи по заданным условиям

4. УКРЕПЛЕНИЕ И РАСЧИСТКА ИЗНАЧАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ - Живопись под темперно-клеевыми записями слой записи крепкий, а красочный слой изначально живописи распылен.

В этом случае процесс укрепления живописи и удаление записей выполняется с применением растворов смолы К-42.

Перед началом работ по раскрытию поверхность прочно держащейся монументальной живописи предварительно обрабатывается растворами кремнийорганической смолы К-42 2-6-процентной концентрации. Концентрация рабочего раствора подбирается в каждом конкретном случае экспериментальным путем.

Обработкой живописи растворами К-42, обладающими гидрофобными свойствами, достигается полная сохранность изначального красочного слоя. Смола обволакивает частицы красочного слоя и, оставляя открытыми поры между ними, защищает структуру живописи от намокания и разрушения во время дальнейшей расчистки.

Обработка живописи растворами К-42 выполняется путем одно-двукратного насыщения с помощью мягких кистей. Спустя 4-5 часов живопись можно подвергать раскрытию.

Удаление поверхностных загрязнений производится водными растворами моющих поверхностно-активных веществ "Превоцел" ,"Агепон", ОП-10 или ОП-7 и др. Концентрация рабочих растворов составляет от 0,1 по 0,5% в воде.

Раскрытие выполняется с помощью ватных тампонов, смоченных в подобранном экспериментально растворе. По окончании раскрытия для удаления остатков моющих веществ живопись повторно промывается дистиллированной водой с помощью ватных тампонов, а затем прочищается мелкими резинками (формопластом или другими), не оставляющими на живописи механических царапин.

Если в процессе раскрытия красочный слой живописи начинает размываться, т. е. на влажном тампоне остаются следы краски, то работа сразу же прекращается, живопись подсушивается и выполняется повторная обработка ее раствором смолы К-42, после чего процесс расчистки может быть продолжен.

По окончании раскрытия живопись, особенно в неотапливаемых памятниках, необходимо повторно обработать растворами К-42, т. е. гидрофобизировать ее поверхность с целью защиты от увлажнения при нарушениях температурно-влажностного режима.  

Таким способом можно удалить любые по толщине и прочности записи.

 

 

Практическое занятие 17

Составление технологических карт на процесс удаления позднейших наслоений с поверхности росписи по заданным условиям


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!