Фиолетовый с переходом в белый



 

В конце 1988-го и весной 1989 года в Кракове, Катовице, Мысловице и Вроцлаве в городском транспорте видели таинственную пассажирку. Говорили, что она как ни в чем не бывало входила в трамвай, рассматривала пассажиров, потом, убедившись, что ее хорошо слышно, пророческим тоном произносила:

– Весна чудесная, а осень будет кровавая.

В Кракове «зайцем» ездила монахиня.

– Вот мы беспокоимся о билете, а тем временем на Польшу обрушится большое несчастье, большая беда, – отвечала она контролеру, и так убедительно, что пассажиры не только замирали, но и скидывались ей на штраф.

Подобные свидетельства собирал шлёнский этнолог Дионизиуш Чубала, исследователь и знаток городских легенд. Различные варианты рассказа объединяло одно: загадочная фигура, от которой исходил странный свет и которая предсказывала ужасные события, которые вскоре должны произойти на польской земле. Воображение тут же подсовывает готовые сцены. Дребезжащий, шаткий трамвай «Консталь», пробивающееся сквозь побуревшие от пыли стекла солнце, лес взъерошенных причесок и великоватых курток, море нервных, усталых лиц; люди дремлют, опираются на перила, вдруг – пророчество.

Подобная история должна быть хорошо известна каждому фольклористу, который увидит в ней давно подвергшийся классификации образец. Это мутация современной легенды о так называемом исчезающем автостопщике, впервые отмеченной в Соединенных Штатах в середине ХХ века и с тех пор распространившейся в локальных вариантах по всему миру. Таинственный путешественник – это дух или другое сверхъестественное существо: оно исчезает в невыясненных обстоятельствах, оставляя после себя какой-то знак, предостерегая об опасности. В Польше, как заметил профессор Чубала, популярным героем был пассажир-пророк, обычно встреченный в общественном транспорте. Легенда часто возвращалась в кризисные моменты: во время военного положения, после покушения на Иоанна Павла II и, наконец, в атмосфере неуверенности конца восьмидесятых. Антропология объясняет феномен возвращающихся волн сверхъестественной ауры необходимостью справиться с нестабильностью окружающего мира, попытками освоения прыжка в незнаемое, которое уже рядом и только и ждет падения Вавилона великого. Социолог Яцек Курчевский рассматривал эти явления на широком фоне глобального наступления Иррационального в постхипповую эпоху, называя их «путями реконтркультуры» (это название – вариация на тему «Путей контркультуры», культовой в семидесятых годах книги Альдоны Явловской, главного источника знаний для польского молодого бунтовщика о том, против чего и как бунтовали во Франции и Америке). Курчевский пишет о мире хиппи, которые выросли и утратили революционный запал. В Штатах Эра Водолея вошла в этап корпоративно-костюмный, а бунтовщики признали, что вместо того, чтобы толпиться в коммунах, хорошо было бы иметь дом с садом, деньги и ощущение стабильного места в жизни, но не отказываться от магического измерения жизни: восьмидесятые годы – это период бегства в легендарное, исконное, обоснованное. Проходит время полетов в космос, приходит эпоха мифа и сказки. Fantasy вытесняет science fiction. В США бизнесмены, калифорнийские богачи и компьютерные гении слушают релаксационные кассеты, ставят в комнатах магические кристаллы, ищут смысл в новых религиозных движениях. Поляки ведут себя практично и эклектично: бросаются на нудистские пляжи, переходят на вегетарианское питание, очарованные Брюсом Ли и «Храмом Шаолиня», записываются на курсы единоборств или ходят на сессии, как рассказывает Курчевский, «ребёфинга». Это же десятилетие изобилует частной, неортодоксальной метафизикой среди христиан. Чудеса, не подтвержденные Ватиканом, происходят в югославском Меджугорье и в Олаве под Вроцлавом. Рейгановской Америкой эпохи Уолл-стрит и Деловой девушки овладевает satanic panic, множатся – как потом выяснится, фиктивные – свидетельства похищений злонамеренными сектами. Проповедники пугают посланием из ада, зашифрованным в хитах музыки рока, и утверждают, что его можно услышать, если пустить запись песни задом наперед. Обычное дело в интересное время.

 

* * *

Клуб лозоискателей сначала существует как приложение к Польскому кибернетическому обществу, постепенно становится самостоятельным и приобретает членов со всех концов страны

 

С некоторым опозданием эта волна доходит до Польши. Эзотерические увлечения знакомых не ускользают от Мирона Бялошевского, который упоминает о них в «Тайном дневнике». Его близкая приятельница Ядвига Станьчакова и литературный критик Тадеуш Соболевский начинают медитировать: «Тадзио тоже начал медитировать, но при этом засыпает. Ядвига утверждает, что в последнее время чувствует, что бессмертна». В фильме «Несколько человек, немного времени» слепая Станьчакова, которую играет Кристина Янда, на вечеринке демонстрирует дермооптические способности, ладонями определяя цвет предметов.

Репортер Януш Вилк-Бяложей, который одним из первых погрузился в парапсихологический польский послевоенный мир, предлагал несколько циничное политическое объяснение этого поветрия: интерес к сверхъестественным явлениям был на руку властям. «Лучше игра в черную магию, чем занятия политикой – если не хватает стаканов, пусть у людей будут летающие тарелки», – писал он, добавляя, что интенсивность внеземных проявлений происходит, как правило, в переломные годы – 1956, 1970, 1980-й. Вилк-Бяложей прослеживает судьбы «лозоискателей с Радомской», или Психотронического общества, основателем которого был Лех Эмфази Стефаньский. Этот театральный режиссер, сподвижник Мирона Бялошевского, писатель и актер – один из самых главных вдохновителей польской эзотерической жизни восьмидесятых. Основанный им клуб лозоискателей сначала существует как приложение к Польскому кибернетическому обществу, постепенно становится самостоятельным и приобретает членов со всех концов страны. В этом большая заслуга Люцины Винницкой: звезда «Поезда» и «Матери Иоанны от ангелов» ездит по Индии и Филиппинам, посещает индийских мудрецов и целителей, оперирующих без скальпеля, делится на страницах журнала Przekrόj своей увлеченностью дыхательной йогой и памятью о прежних воплощениях. Сотни поляков присоединяются к ее «Академии жизни» и Психотроническому обществу, познавая секреты тибетского массажа, лозоходства, маятника, астрологии и нетрадиционной медицины. Виктор Новацкий становится йогом, и его наполняет «чудесная энергия». С помощью гимнастики, здоровой диеты и медитации он избавляется от недугов. В возрасте семидесяти семи лет «чувствует себя бодрым, как молодой». Янина Каминьская публикует в прессе советы для желающих лечиться в согласии с природой. «От щитовидной железы – янтарные бусы. Прополис – от почти что двухсот болезней… от городского чада, вони, от вредных испарений бетона, от усталости, от стресса – прогулка по лесу, по парку, лучше всего среди берез, буков, рябин, лип». Популярность объединений парапсихологов начинает беспокоить аппарат власти; если верить теории Вилка-Бяложея относительно официально одобренного предохранительного клапана, они, по-видимому, считают, что он вышел из-под контроля. Пресса, стоящая на страже материалистической картины мира, «в заботе о чистоте умственного климата в Польше» предполагает массированную атаку, потому что психотронцы «вредны для умов настолько же, насколько сера для легких». Тогда же книга «От магии до психотроники» Леха Эмфази Стефаньского продается в количестве ста тысяч экземпляров.

 

 

 

Сотни поляков присоединяются к Психотроническому обществу, познавая секреты тибетского массажа, лозоходства, маятника, астрологии и нетрадиционной медицины

 

В то же самое время сотни поляков смотрят в небо, ожидая увидеть летающие блюдца. В конце семидесятых инопланетяне якобы приземляются в деревушке Эмильчин в Люблинском воеводстве. Свидетелем их визита был крестьянин Ян Вольский, который вспоминает, что пришельцы в комбинезонах обладали хорошими манерами и обращались с ним вежливо. В Эмильчин приезжает исследователь сверхъестественных явлений Збигнев Бланя-Больнар, который делится своими отчетами с «Экспрессом репортеров», об инциденте с пришельцами сообщает также Przekrόj . Рубрика, посвященная наблюдениям UFO, попадает на страницы «Крылатой Польши», где уфологическую рубрику ведет Кшиштоф Пехота. В восьмидесятых литература, посвященная паранормальным явлениям, выглядит безукоризненно; о высоком уровне заботится Krajowa Agencja Wydawnicza . Богуслав Польх рисует комикс на основе книжек Эриха фон Дэникена об Атлантиде и палеоастронавтах – богах из космоса, а книги Люциана Знича интригуют хорошо оформленными обложками, на которых громоздятся вариации на темы планетарных форм и устройства глаза. Палеоастронавты, Бермудский треугольник и таинственные знаки будут распалять воображение польского читателя очередной десяток лет. Уже во времена хонтологии, то есть на закате ПНР, появляются книги Арнольда Мостовича, популяризатора всяческих наук: «Мы из космоса» и «О тех, что из космоса». Обложка первого из мини-пособий паранормальной науки интригует люминесцентной типографикой, другая – несколько уорхоловским космонавтом, плывущим где-то в невесомости.

Марек Пшибылик, репортер газеты «Жиче Варшавы», который все восьмидесятые и начало девяностых проведет, путешествуя по базарам и наблюдая эволюцию польской торговли, заглядывает и к букинистам, где находит множество публикаций на эту тему, конечно, в виде ксерокса. «Среди книг, направленных на формирование духа, я нашел “Хиромантию”, “Египетский сонник”, “Карма-йогу” – об изменении человека, “Силу гипнотизма и увеличение энергии”, “Важнейшие пророчества и предсказания”, “Любовные позы”, “Гаданье на картах, или Персидская каббала для каждого знака Зодиака”. <…> Книги, помогающие сочетать силу воли и силу удара, сто́ят в пять раз дороже. Можно приобрести “Искусство растяжки и удара”. При помощи подобных книг можно овладеть “Парализующим искусством кунг-фу” или Best karate, научиться “Подсечке в системе карате, дзюдо и самообороне”». Совсем скоро этот тренд подхватят издательства первого ряда. Возглавит их Instytut Wydawniczy Związkόw Zawodowych, который наряду с фантастическими романами и руководством по сексуальным позам издаст множество книг о траволечении, с аккуратными разноцветными обложками, довольно строгими, с характерными для эпохи шаблонов «Летрасет» косыми рядами букв. Издательство Rόj опубликует «Неуловимую силу» Анны Остшицкой и Марка Рымушко, репортаж об Иоанне из Сосновца – девушке, обладающей способностью к психокинезу, не меньшей, чем Ури Геллер. За плечами авторов книги был опыт и солидная марка. Рымушко, впоследствии основавший журнал «Неизвестный мир», уже в то время был лауреатом премии имени Ксаверия Прушиньского и автором нескольких сборников репортажей, главным образом судебных. По обложке «Неуловимой силы» этого никак нельзя заметить. Она невольно возвестила неизбежно приближающиеся новые тренды в оформлении книг. Заглавие занимает немного места, оно приглушено яркими анонсами: «парапсихологический феномен», «Иоанна из Сосновца – загадка, разгаданная в этой книге!», а на последней стороне обложки беспощадное: «Внимание!» Это вид передачи послания, который, с одной стороны, наводит на мысль об импортных товарах, кричащих: new, neu, nouveau, а с другой – буквенный horror vacui польской предвоенной рекламы. Чем гуще, тем лучше – словно графики хотели отразить всю надежность и практичность модернизма, словно кто-то выпустил из бутылки джина анархии и маркетингового барокко.

 

* * *

 

Когда в издательском мире начинает нарастать хаос, государственные учреждения шатаются, а новый рынок наводняют маленькие конторы-эфемериды, самые предприимчивые издатели пользуются моментом, чтобы освежить проверенный репертуар. Свой очередной ренессанс переживают старые предсказания, относящиеся еще к XIX веку, постоянная составляющая давнего балаганного и ярмарочного репертуара. О них писал Януш Дунин в «Бумажном бандите», обращая особое внимание на «Пророчества Сивиллы», которые до того времени (семидесятые годы ХХ века) были изданы не менее двадцати трех раз под разными заглавиями. О содержании «Сивиллы» Дунин писал, что оно «столь же запутанно, сколь примитивно»; запись предположительного разговора царя Соломона и пророчицы убеждает, что мы живем в последние времена, и пугает, предсказывая разнообразные знамения наступающего конца (связанные, главным образом, с непристойной модой женской одежды). Эти брошюрки пользовались большой популярностью, особенно в предвоенной польской деревне, и производили огромное впечатление, потому что люди не только охотно покупали их репринты, но и более-менее дословное эхо недолговечных книжечек явно можно было заметить в речах польских ясновидцев и мистиков эпохи поздней ПНР.

Близость конца века явно пробуждала фантазию и потребность в странном. Ведь Нострадамус предвидел конец света в 1999-м, а болгарская ясновидица Баба Ванга предсказала радиоактивную гибель человечества примерно в начале нового тысячелетия. Беру в руки одно из таких изданий: «Пророчество царицы Савской с 875 года до Рождества Христова и до поздних времен». Обложка на вид – предвоенная, но на четвертой странице обложки виднеется дата: Ченстохова 1989. Другое издание завораживает меня обложкой в неистовых тонах с рисунком в стилистике дисков треш-метал – красные скелеты радостно покидают свои могилы, по дороге теряя конечности. «Михальда, или Пророчество Сибилии» [sic!] вызывает беспокойство вопросом: «1991 – конец света???» Антология под редакцией Тадеуша Кшижевского пугает изображением радужного божества, грубо вытесанного, как скульптуры Стаха из Варты.

 

Близость конца века явно пробуждала фантазию и потребность в странном

 

Актуальный в то время еженедельник потребителя Veto («Слышу то и дело / только покручу ручку / вчера в ТВ / говорил об этом пан Х. / Пресса уже знает / Veto и ITD / Читаю и хочу / надеть трусы и бежать», – поет в «Видеокасании» Анна Юркштович), известный, среди прочего, тем, что пропагандировал движение нудистов и предоставлял свои страницы начинающим предпринимателям и разочарованным потребителям, быстро реагирует на потребность в чудесах. Читаю в разделе объявлений:

«Отпуск у травника – индивидуально подобранное известным лозоискателем-травником Элигием Козловским травное лечение – успешное в случае многих болезней, даже тех, что до сих пор считались неизлечимыми»;

«Компьютерные биоритмы как индивидуальной, так и партнерской совместимости, а также привлекательные зодиакальные гороскопы получишь мгновенно, назвав дату рождения»;

«XIII Книга пана Тадеуша (9900,—), Сказка о царевне П… (9900,—) и дру-гие гороскопы, гадания, эротика, биоритмы, предсказания, сонники».

Такого рода объявления, снабженные номером почтового ящика, завладевают польской прессой на несколько лет. Популярным носителем эзотерического материала является магнитофонная кассета, продукт недорогой и доступный каждому. Центр техник натуральной терапии Imagio из Щецина, практикующий продажу путем рассылки, удостоверяет, что достаточно магнитофона «Каспшак», чтобы явно улучшить качество сексуальной жизни. «Удивительная кассета обольщает женщину», – гласит анонс на целую страницу, на который я натыкаюсь везде, от «Неизвестного мира» до «Панорамы». «Она думает, что это всего-навсего музыка, но ее эротизм предполагает любовь с тобой!» Кассета за 98 тысяч злотых, кажется, это «открытие из США», доступна в дискотечном, джазовом и классическом вариантах. «Разжигает даже страсть жены», – уверяет дистрибьютор и добавляет, что полная конфиденциальность гарантирована. Щецинские чародеи предлагают также обширный каталог кассет, воздействующих на подсознание в других отношениях. Благодаря им можно сбросить лишний вес, перестать курить, достичь жизненных и финансовых успехов.

 

 

В Книге XVI «Приключений Тытуса, Ромека и А’Томека» Тытус де Зоо работает в таблоиде «Треле-Мореле». В редакции имеется палец для высасывания из него новостей, и кажется, что подобная аппаратура существовала в некоторых других местах в Польше после 1989 года, о чем свидетельствовали газеты, специализирующиеся на сфабрикованных новостях. «Массаж носа принесет вам деньги, – доктор Карлтон Смит утверждает, что 91 % людей, потирающих нос, отметило приток наличности»; «Высморкался – и у него выпал глаз»; «Голова шахматиста взорвалась во время игры», – информировал журнал Rewelacje , польский аналог Weekly World News . Флоридский таблоид специализировался в изготовлении эффектных фактоидов о маленьком космическом пришельце, которого усыновила Хиллари Клинтон, или о ребенке женщины и снежного человека. Редактор польского издания, славист, переводчик поэзии, знаток Балкан Гжегож Латушиньский клялся в беседе с Лешеком Талько, что для перевода отбирает лишь самую достоверную информацию из американской версии. Жизнь этого двухнедельника оказалась недолгой, но это не означало, что польский читатель не ощущал потребности в невероятных историях. Большой популярностью пользовался двухнедельник «Скандалы» под редакцией Александра Минковского, автора «Безумия Майки Сковрон». Минковский был писателем, умел чувствовать конъюнктуру: популярный в ПНР, он уже в 1989-м опубликовал повесть с характерным названием «Тайны знаменитостей». Основанный в 1991 году журнал «Скандалы» советовал мазь для прироста зубов, а колдунья, от которой пахло луком, отрицала, что спала с Кашпировским. Художник и известный коллекционер диковинок Мацей Сенчик, который собирал и «Скандалы» вместе с его многочисленными подобиями, вспоминал: «Я чувствовал себя странно и приятно смущенным, просматривая эти мерзкие порочные журнальчики».

Эзотерика в популярно-торговой версии и бульварная пресса стали естественными партнерами. Страницы «Скандалов» и скверно напечатанных на плохой бумаге телевизионных программ были заполнены объявлениями о гороскопах по телефону от Кшиштофа Буллишки и Давида Харклая (в действительности – профессора Виолетты Косеской), наряду с ними публиковались рекламные объявления поясов для похудения и стелек против любых недомоганий, согласно правилам популярной в то время акупрессуры. Обувной сюжет в 1995 году попал в президентскую кампанию: кандидат Казимеж Пиотрович из Хшанова, изобретатель лечебных стелек Piokal, предложит очищать биополе через ступни.

 

* * *

 

В унылом 1990 году Veto организует встречи с художником и чудотворцем Франциском Феллманном. Феллманн, который утверждает, что может лечить даже ВИЧ, опирается на популярность действовавших в предшествовавшем десятилетии биотерапевтов: Станислава Нарделло, отца Климушки, а прежде всего, Клива Харриса, канадца, сеансы которого собирают толпы в прикостельных залах в начале эпохи «Солидарности». Растущий интерес к оздоровлению – это, наверное, ответ на хаос и хроническое недофинансирование системы здравоохранения, которые ухудшают условия лечения – иногда не хватает самых основных лекарств. Строительство грандиозных больничных комплексов эпохи Герека замедлилось. Не хватает мест. Растут очереди. Неофициальным способом получить место в больнице или ускорить визит становится коньяк или коробка конфет. Отчаявшиеся пациенты ищут помощи в других местах.

Феллманн лечит биотоками и касанием. Ведет сеанс Кристина Лоская. Люди на встречах толпятся в очередях, падают в обмороки. Роман Котович фотографировал встречу в пассаже Hala Gwardii: лес курток, дубленок и теплых шапок окружает пожилого человека в светлом костюме, несомненно напоминающего проповедника. Они поднимают руки, потом прижимают их к глазам. На другом снимке довольные пациенты торопятся высказать благодарность. Те, кто не попал на встречу, довольствуются телебиосеансами, которые транслирует местное телевидение в Познани и Щецине. Veto рассказывает, что сеанс щецинского телевидения дал прекрасные результаты: сто двадцать человек прислали письма с благодарностью за вылеченные заболевания позвоночника и головную боль.

Потребность в телевизионных сеансах биоэнерготерапевтов растет. В 1989 году на Польское телевидение попадает советский психиатр и бывший спортсмен Анатолий Кашпировский, который уверяет, что в состоянии лечить гипнозом с помощью телевизионных волн. Ранее он обрел огромную популярность в СССР, но власти решили отказаться от передачи его программ после того, как будто бы отмечались случаи психоза, спровоцированные телевизионной гипнотерапией. Но польские эксперты сочли, что нет никаких препятствий для появления чудотворца на экране. Канал «Двойка» начал передавать «Встречу с психотерапевтом Анатолием Кашпировским» вечером, в prime time, и перед телевизорами мгновенно собирались миллионы зрителей.

У целителя характерная челка, делающая его похожим на Спока из фильма Star Trek, это придает ему некую странность. Программа монотонная: крупный план лица Кашпировского, который говорит в микрофон. Фон – сентиментальные звуки пианино. Ведущий предупреждает о побочных эффектах: кроме улучшения состояния здоровья может измениться цвет глаз, может вырасти новый зуб. Советует, как приготовиться к сеансу, рассказывает истории. Потом начинается отсчет. В период наибольшей популярности Кашпировского программу смотрели 76 % телезрителей, а сам целитель в знак признания получил особую статуэтку «Виктор». В это время он ездит по стране, встречается с Лехом Валенсой, проводит сеансы оздоровления вживую. Встречи организует фирма Westa, входной билет стоит 50 тысяч злотых, что журнал Polska Kronika Filmowa в 1990 году резко критикует как «аморальную торговлю надеждой».

 

 

Феллманн лечит биотоками и касанием. Ведет сеанс Кристина Лоская. Люди на встречах толпятся в очередях, падают в обмороки…

Сеанс в Лодзи в декабре 1991

 

Терапевт предупреждает, что его сеансы не заменяют традиционной медицины. «Я никакой не волшебник. И не шарлатан. Я хочу помочь вам поверить, что ваш организм – это совершенный инструмент», – говорил он в Лодзи. В зале Конгрессов мальчик в спортивном костюме преподнес ему цветы. «Никогда не дари цветов мужчинам, даже если хочешь их за что-то поблагодарить. Цветы дари только женщинам», – говорит Кашпировский. В зале смеются. Целитель появится в Польше еще не один раз в виде книги и на видеокассете, после чего в 1993 году станет заседать в Думе. Вскоре освободившееся после него место займет предприимчивый биоэнерготерапевт из города Подкова-Лесьна Збышек Новак и его «руки, которые лечат» с помощью телевизионных волн канала Polsat.

 

Польские эксперты сочли, что нет никаких препятствий для появления чудотворца на экране…

Внизу: терапевтический сеанс Анатолия Кашпировского, Киев, 1989

 

* * *

 

«Эдинбуржец», фельетонист журнала Res Publika (под этим псевдонимом скрывается социолог Яцек Курчевский) рассматривает «дикую, иррациональную культуру коллективного поведения»: «Коллективное поведение – это также квазипорнографическая писанина, сексуальная помощь, записанная на видеокассеты, сериалы о плохой и хорошей сестрах, гороскопы на неделю и на целый год, травы, которые лечат все, и макробиотическая диета, упражнения в дзен-буддизме и восточных боевых искусствах, хард-рок и панк-музыка». Эдинбуржец несколько ошеломлен калейдоскопом предложений для обычного потребителя – причем вовсе не новых, многие из них продолжают старые ярмарочные традиции – и альтернативной логикой, которой обусловлены подобные увлечения. «Народ верит в биоэнерготерапию, пресвятую деву Лежайскую, новую физику профессора Капры и новую биологию профессора Седлак, летающие тарелки и империю КГБ», – пишет он. Исследования Тадеуша Доктура из Варшавского университета доказывают, что в Польше, как и в других странах бывшего Восточного блока, больше людей, чем на Западе, провозглашают веру в астрологию и реинкарнацию. Десятилетие спустя Дорота Халл докажет, что этот феномен не только остается в силе, но и вступает в симбиоз с декларируемой опрашиваемыми христианской верой. Они не видят никаких противоречий.

Потребность в эзотерических услугах проявляется у каждого, вне зависимости от возраста и социального положения. Polska Kronika Filmowa в 1992 году публикует материал о людях, которые с помощью релаксации сбрасывают дневное бремя. «Наше тело – словно пустой футляр», – произносит мягкий голос. Гипнотизер в свободном свитере, удобном, как гостиничный халат. Камера движется по комнате, напоминающей интерьер дома культуры, приглядывается к сосредоточенным на релаксе лицам: вот интенсивно расслабляется мужчина в очках с тонкой оправой, вот женщина с большими клипсами в ушах, женщина с больным позвоночником. Старые и молодые. «Все тело наполняется энергией, тогда активизируется фиолетовый. Фиолетовый с переходом в белый». В отделанном панелями помещении участники встречи с помощью дыхания переносятся в третью действительность.

 

* * *

 

Эзотерика поп-культуры, ларька часто будет скрещиваться с философской: вот прекрасный знаток гнозиса Ежи Прокопюк становится редактором массового журнала «Волшебство». Хаос познания, который сбивал с толка Эдинбуржца, будет полностью усвоен и принят на страницах журнала bruLion . Вначале протестовавший против порядков, литературный журнал под руководством честолюбивого редактора Роберта Текели (Мартин Светлицкий в то время называет его «польским Малкольмом Маклареном») постепенно становился тем, чем за несколько лет до этого для американских читателей была антология Apocalypse Culture. Все, что появлялось в bruLion , было особым, маргинальным. Трансгрессивным. Де Сад, Батай, психоделика, нацисты. Мануэла Гретковская пишет о каннибализме. Сам Текели не скрывает своей увлеченности неортодоксальной духовностью. Но в какой-то момент он совершает крутой поворот – открывает радикальный католицизм и вступает в войну с явлениями, знание о которых в свое время распространял: с этих пор он станет называть их духовными угрозами. Но это уже более позднее время. Тогда в повсеместный оборот войдет термин New Age как попытка кодифицировать хаотичный фермент новых явлений и течений. Впрочем, это, как правило, будет нелестный ярлык.

 

 

Майклу понравится ватрушка

 

В американской музыке названия дорогостоящих марок представляли собой характерный лирический реквизит в хип-хоповых текстах – после того как раз двадцать было упомянуто название Adidas в песне My Adidas , группа Run DMC подписала контракт с производителем спортивной обуви, начав таким образом долгое и плодотворное синергетическое сотрудничество одежного бизнеса и мира рэперов.

На польской почве brand-dropping быстро становится принадлежностью детских песен, что вполне логично по двум причинам. Во-первых, именно дети и пишущие для них композиторы первыми в Польше познакомились со звучанием современных американских слов. Кроме панковского эксперимента группы Deuter «В квартале не тихо» и жанровой шуточки в виде песенки, известной по колобжегскому фестивалю, которую пела Ивона Недзельская («Рэп! Бери в свои руки свои дела!»), подобное звучание у нас практически отсутствовало. В то же время Кшесимир Дембский и Яцек Цыган сориентировались, что дети охотнее всего слушают Майкла Джексона и Полу Абдул, поэтому в «Телеутре» или «5–10–15» появились песенки, напоминающие электро, хип-хоп или латиноамериканский фристайл, только с польским текстом. «Если бы я была звездой, ездила бы на золотой «мазде»… киви ела, сколько хотела, и пила бы кока-колу», – рэповала Магда Фрончевская, называя не только желанный автомобиль, но и практически неизвестный до тех пор деликатес. Другой проблемой была неукротимая потребительская страсть молодого поколения. Статья в еженедельнике «Аргументы» в 1988 году рассказывала о дошкольнике, который при виде игрушки, свитера или шоколадки спрашивал: «Это польское?» – и принимал предмет, только когда слышал отрицательный ответ. «Чтобы выглядеть в глазах других кем-то значимым, нужно по меньшей мере иметь шмотки с заграничными ярлыками и нашивками, наборы LEGO, электронные игрушки или компьютерные игры. Ну, в конце концов, какие-нибудь супермелочи, например, немецкие фломастеры, китайские ластики, японские ластики, тайваньские часы или мини-калькулятор», – пишет еженедельник, цитируя маму четырехлетней Юдиты, которая самодовольно убеждала, что «пропаганду против того, чтобы обзавестись хорошими заграничными вещами, могут вести только те, у кого нет валюты».

Поскольку дети уже готовы к новым правилам игры, в песенках для них, как в сказочных историях и сообщениях о необходимости охраны природы, должна быть заметна связь со временем. «Его лама под руку с моей собакой <…> Майклу понравится ватрушка», – мечтает о встрече со своим кумиром Магда Фрончевская. Майкл присутствует и в песенке Марыси Садовской, для которой были характерны длинный «конский хвост», коротенькая юбка-ламбада и цветные ролики. Марыся на афишах из Świata Młodych, несомненно, ни в чем не уступает американскому кумиру Дебби Гибсон. Так же, как и ее коллега, Габрыся Овщак, с которой они поют дуэтом «Кружевную юбочку». Это она поет хит о покупках, который, безусловно, ассоциируется с одной из серий «В лабиринте», где подростка Марту новая подруга отца – ее играет Данута Лято – искушает шмотками из Pewex: «Модных шмоток без счета найдешь в Певексе, в бутике, в Рембертуве, в комиссионке, на базаре <…> Джинсы левисы или вранглеры, обязательно иметь прибамбасы, к ним кроссовки адидас – вот это класс», – поет Габрыся в программе «Радужная музыкальная шкатулка». Мечты героини остаются мечтами – карманных денег на них не хватит. Интересно, что группа «Радуга», под знаком которой обе девушки поют в программе «Радужная музыкальная шкатулка», осуществляет к тому же product placement «Биовиталя» (что нетипично, так как это средство ассоциируется с пожилым потребителем) в песенке «Как здоровье» о пищевых достоинствах овощей. Купить «Биовиталь», впоследствии классический подарок под елку для бабушки, побуждает и довольно статичная реклама в телевизоре. Препарат можно купить, естественно, в Pewex.

Большинство текстов современных песен пишет Яцек Цыган, который в своем творчестве для взрослых обнаруживает не только искусство создавать стихи в версии поп, но и ощущение Zeitgeist (Рышард Рынковский пел его текст «Выпьем за ошибки» – знаменательно – в 1989 году). Для Анны Юркштович он пишет полный самоиронии, техничный текст «Видеокасание» и задорный Hej Man , высмеивающий тогдашних плейбоев и фанфаронов («Прическа как из “Пари-Матч”, все остальное марки Levi’s, а глаза пустые, как у мертвого Элвиса»). Звезда «Дискотеки пана Яцека» Кшиштоф Антковяк поет и рэпует о все более явном присутствии английского языка в кругу современных подростков, хотя те еще не умеют договариваться на английском. «Вот я уже при ТВ, вот хит, видеоклип… включаю третий, там группа Black, отличный хит Wonderful Life , его знает вся страна». Еще бы – ведь его передавали каждую неделю в передаче Bliżej świata!

В 1988 году в Ополе стала сенсацией певица и танцовщица Моника Бо́рис, ранее выступавшая в театре и на фестивалях в Колобжеге. Прической, одеждой и манерой пения она напоминала скорее ужасно модную в то время Кайли Миноуг, чем типичных эстрадных дам с их представительностью и выучкой. В телевизионных клипах она энергично жестикулирует, на сцене спонтанно и весело прыгает в платьицах с оборками. Публика в восхищении – восторг длится два года, затем эффект новизны несколько блекнет, такого успеха Бо́рис уже не повторит. Но в 1988 году это настоящая поп-звездочка, местная версия кумира из мастерской Stock, Aitken & Waterman. Она поет «Не имеешь права» и бесстыдные дискотечные хиты, такие как «Это ты, король золотой», в котором текст оборачивается валютным романом: «Что ты, король золотой. Где найдешь другую такую love? – спрашивает она. – Что ты, что ты – ты мой первый номерочек!»

Моника Бо́рис выигрывает, потому что в ней не так много общего с обязательным до того времени стилем в поп-музыке. В музыкальных телепрограммах, таких как «Премии и премьеры», существует почти что монополия на эстрадный поп с поэтическими, серьезными текстами Юстины Хольм, и может создаться впечатление, что польское ухо предпочитает песни с джазовой атмосферой (особенно потому, что в этом жанре пела звезда международного масштаба Бася!) или торжественную балладу с продиктованным жизнью текстом, спетым в актерской манере. Под крылами этих двух женщин значительную часть «Премий и премьер» артисты заполняют долгими реситалями. Это неправда, как вскоре докажет рынок дешевых кассет, людям больше нравятся «Ламбада» и «Белый мишка». О специфике тогдашней телевизионной музыкальной продукции я расспрашиваю, пожалуй, самого большого ее фаната, Томека Навроцкого – коллекционера архивных записей, энтузиаста польской песни, который ведет на YouTube канал «Песня тебе напомнит».

 

В 1988 году стала сенсацией певица и танцовщица Моника Бо́рис, ранее выступавшая в театре и на фестивалях в Колобжеге…

Публика на XXV Международном фестивале песни «Сопот-88» в Опере Лесьней

 

– Реситаль – это ключевое слово, если говорить о конце восьмидесятых годов. Эта форма возникла из фильмов или основанных на сценариях музыкальных постановках, гораздо более ранних. Сегодня реситаль понимают по большей части как сольный концерт какого-нибудь исполнителя, в эпоху хонтологии это понятие означало программу, составленную, во всяком случае, из нескольких песенных представлений. Такие «видеоклипы» были соединены какой-нибудь установкой, например, элементами сценографии, сценарием или темой песен, – говорит Томек. Реситали часто представляли собой награду и продвижение дебютанта, который победил на фестивале в Ополе. «Премии и премьеры» – это продолжение «От Ополя до Ополя», с подобной установкой – студийное шоу с похожими друг на друга артистами.

– Главными премиями были: видеоклип, который финансировало Польское телевидение, участие в Национальном фестивале польской песни в Ополе, выступление на концерте 31 декабря, на котором решается, что считать хитом года, – объясняет Томек. – Там присутствовали профессионалы, публика в студии, голосование жюри в отеле «Виктория» и зрителей перед экранами телевизоров. Уровень репертуара становился все более соответствующим потребностям зрителя, которому хотелось более трогательных песен тандема Е. Я. Добжиньский, но почти что в каждом втором выпуске появлялся знакомый музыкант за фортепиано, который подыгрывал песням собственного авторства и других артистов. Ощутима была атмосфера «псевдодансинга», когда музыка играет, а присутствующие сидят и скучают.

 

Трали-вали, джаз играет…

Финал конкурса Queen of Europe в Опере Лесьней, 1991

 

Приглашенный для участия в жюри Збигнев Холдыс признавался на страницах журнала Non Stop в том, что его сбило с толка появление «трех певиц в совершенно одинаковых серьгах или туфлях». В заключительном выпуске «Премий и премьер» легко ощутить атмосферу последнего времени. Несмотря на жизнерадостные лица, кругом слишком много народу, ощущается нервность. Выступают вокалистки, пробовавшие силы в неудачный момент конца восьмидесятых, а в новом десятилетии исчезнувшие, – Беата Моляк, Барбара Сикорская, Иоанна Староста, которые могли бы спокойно поменяться песнями. В качестве новинки появляется альтернативный соул-поп, который тогда совсем ненадолго захватил публику (телевизор продолжал уверять зрителей, что хиты должны звучать амбициозно). Ко всему этому в финале – из цикла «известные и любимые» – Беата и группа Bajm. Так уходила эпоха эстрадной музыки.

 

* * *

 

Трали-вали, джаз играет,

Судомойка нынче отдыхает,

А Юстина точно знает,

Что надеть любая девушка желает.

Мистер Льстец расправил перья,

Рожа кисла, как с похмелья.

Он не жаден, что ты, что ты,

Но всего одна «тойота».

Мисс Полония – ковер, цветы, фанфары!

Мисс Полония и мистер Льстец под пару.

Мисс Полония – славянский сексодемон!

Что нам кризис, вольным польским девам![40]

 

– такую песенку по случаю конкурса «Мисс Полония» пела Ирена Возьняцкая. В прошлом вокалистка, которую можно было услышать в мощных, впечатляющих полуфанковых записях семидесятых годов, здесь производит грустное впечатление, распевая слова, ассоциирующиеся с атмосферой мелкой хитрости, комбинирования, карьерного форса и всего того, о чем саркастически писала Агнешка Осецкая в своем фельетоне. Жаль Возьняцкую, жаль этих мисс, потому что в конкурсах на Мисс часто побеждали не только красивые, но к тому же интеллигентные и честолюбивые кандидатки, которым такой «валютный» стиль не подходил. Пластинка «Ты можешь стать Мисс Полония», достопримечательность 1988 года, зафиксировала уже неактуальное в то время звучание и тексты, говорящие о некоем состоянии духа (их писали Гражина Орлинская, или Е. Е. Эмир). Упомянутая «тойота» была стандартной наградой для победительницы конкурса, о чем дополнительно свидетельствует другая песня на той же пластинке, «Охота на “тойоту”», со строчкой «надежда наполняет дамский бюст».

Анклавами богатства, шика и изысканных развлечений в эпоху хонтологии считаются открывающиеся казино и организованные с помпой конкурсы красоты. В 1988-м, в году «охоты на “тойоту”», на мероприятии «Мисс Полония» появляется Марек Пшибылик из газеты «Жиче Варшавы». Он рассматривает присутствующие там формирующиеся деловые круги. Это одно из первых мероприятий, которые так массово и так охотно финансируют спонсоры. Здесь вездесущая Queen of Saba – туристические бюро, и, естественно, дистрибьютор «тойоты». «И автомобиль, совершенно фантастический, и шиншилловый палантин, и коллекция одежды на год, и телевизоры, и видеомагнитофоны, косметика, диадемы, шарфы, компьютеры, дипломы. <…> На тарелках отбивные с кашей, маринованные грибы, салат из креветок, блюдо холодного мяса для подкрепления и соус тартар».

 

* * *

 

«С общим обликом журнала не гармонируют только репортажи о семейных трагедиях. Оставьте эти темы старым женским журналам. Те журналы относятся к “польской Польше”, а “Твой стиль”, на мой взгляд, сделал ставку на “европейскую Польшу”», – писала в только что созданный журнал для элегантных женщин Барбара из Тыхува. Первый действительно роскошный ежемесячный журнал обладает впечатляющими, даже с сегодняшней точки зрения, амбициями. Рядом с разделом о красоте – Анджей Жулавский и Мария Янион, живопись и поэзия, а также анкеты, какие домашние обязанности выполняют парламентарии (спрашивали мнение их жен).

Впоследствии «Твой стиль» проводил анкету про то, кто такая полька-92. Статистическая пани Мария Ковальская – возможно, пани Барбара тоже такая – это женщина после сорока, работает по профессии, но не заинтересована в руководящих постах, не хочет иметь соседа-наркомана и бывшего заключенного, зато приветствует соседей полицейских, россиян и евреев, феминистки находятся на середине шкалы.

Другая рыночная новинка – ежемесячник «Успех», существующий и по сей день. Хотя в теперешнем руководстве для предпринимателей трудно узнать его первые номера – сначала он кажется очередным, более молодым вариантом «журнала с советами для имеющих хобби», вроде Pan , в котором наряду со сведениями из мира моторизации, видео и спутникового телевидения стали появляться и фотографии soft erotic. Развороты ранних «Успехов» тоже искушают обнаженным бюстом, но основное направление здесь несколько другое, скорее, «как стать олигархом за уикенд». Чтение предлагает признать, будто бы Польша в 1991 году волшебной игрой судьбы достигла уровня развития Монако. Журнал рекламирует частные авиалинии Януша Лекштоня и его Эльгаз, тонирующие столы – футуристическую аппаратуру, которая, согласно обещаниям, должна была придать желаемую форму фигуре, гольф в Сопоте. Публикует список самых дорогих апартаментов – вот это диковинка! – и нахваливает игру в бинго. В том же году журнал помещает список «50 знаменитостей». «Договоримся: это список не самых богатых, а самых предприимчивых, находчивых, предусмотрительных», – объясняет он. Некоторые из этих самых дальновидных вскоре попадут в тюрьму.

Стиль – и, естественно, название – ежемесячника превосходно гармонирует с индустрией успеха, которая развивается на польской почве. Разделы объявлений в газетах заполнены анонсами чудесных и надежных предложений работы и денег (как в одном из своих репортажей покажет Мариуш Щигель, который вступит в переписку с публикаторами объявлений, они часто просто искали родственную душу или сами рассчитывали на советы). «Газета Выборча» приходит в восторг от рекламной публикации, «в которой выступает Польша “высокого глянца”. Польша, говорящая о себе языком мирового бизнеса, предстающая как партнер в деловых интересах». Авторы создали ее, как сообщает газета, «не считая рабочего времени, трудясь в будни и праздники, даже недосыпая». На обложках многочисленных руководств для будущих успешных людей красуются веселые «белые воротнички» с триумфальным выражением лица. Но самым красноречивым остается «Руководство польского дилера», в котором двое довольных рисованных жителей Польши «высокого глянца», поглощенных переговорами – судя по блестящим в широкой улыбке зубам, успешными – по телефону. Не знаю, была ли это задуманная шутка художника, но тот, что слева, похож на агента Купера из сериала «Твин Пикс».

 

Чтение «Успеха» предлагает признать, будто бы Польша в 1991 году волшебной игрой судьбы достигла уровня развития Монако

 

Тем временем жизнь простого обывателя, того, из «польской Польши», как выразилась пани Барбара, рисуется в период хонтологии в достаточно мрачных тонах. Сначала экономический кризис, в результате которого люди, хотя у них есть деньги, практически не могут их истратить, так как в магазинах ничего нет. У семьи нет валюты на покупку крышек, чтобы закатать на зиму соки для детей.

«Будем красивыми, будем праздничными. <…> Нужно было бы выбросить за дверь политику и скачущие цены, рабочие проблемы и детские болезни. А уж если говорить на эти темы обязательно, то… весело», – советует держать фасон, улыбаясь сквозь слезы, редакция еженедельника «Кобета и жиче». Информационные издания задают вопросы читательницам относительно их каждодневного опыта с целью узнать, какие потребности урезаются в первую очередь. Книжный рынок во главе с незаменимым издательством Watra публикует руководства, как, несмотря на ощутимую нехватку всего на свете, быть сытым, хорошо одетым и жить удобно: «Вязание из остатков шерсти», «Не ищи столяра – сделай сам» или «У меня в кухне ничего не пропадает». Потом наступает молниеносно растущая инфляция и колебание цен и, в конце концов, после введения плана Бальцеровича и агрессивной приватизации – безработица и нарастающее обнищание. Там, где жизнь города сосредоточена вокруг одного предприятия, наступает долгий, затяжной кризис. Репортеры и фотографы фиксируют сцены, больше похожие на добрые рассказики, чем на мир у порога нового тысячелетия, но проза жизни не так медийна, как некритичная вера в неизбежный успех. Распад старого мира застает людей врасплох, происходит слишком быстро, слишком бурно, а новая Польша, несмотря на все свои достоинства, несет с собой новые разновидности убытков и несправедливости.

Агнешка Островская-Метельская в 1990 году посещает людей – учительницу, работника монетного двора, кинорежиссера, – которые либо остались без работы, либо оказалось, что, «зарабатывая миллион, живут от зарплаты до зарплаты», то есть постепенно заваривают все больше чашек чая из одного пакетика, стараются избегать пересадок в транспорте, вместо обычного молока пьют слабый порошковый заменитель. Воздушный шарик энтузиазма сдувается очень быстро. «Мы меняем названия площадей и улиц, но разве мы сами меняемся нравственно? <…> Молодежь сменила школьные портфели на ножи, во дворе вечером небезопасно <…> Видео-секс-шопы, спутниковое телевидение, новые “ауди”, “мерседесы” и “порше” <…> кровь стекает в таз у прилавка, рядом шелестят деньги», – это мелодекламация о новой действительности недооцененных Макса и Кельнера в Mamy Zahut .

 

Тем временем жизнь простого обывателя рисуется в период хонтологии в достаточно мрачных тонах…

«Роллс-ройс» полонийного бизнесмена Феликса Семеняса в деревне около Оструды, 1991

 

* * *

 

В ноябре 1989 года Анета Кренглицкая, студентка факультета экономики и производства Гданьского университета, получила корону Мисс Мира. Это событие становится одним из знаков, что вот приходит новая, лучшая Польша – наряду с успехами Баси Тшетшелевской («Люди на улицах стали чаще улыбаться», – говорит она о визите на родину Дэвиду Леттерману в его ток-шоу, где рекламирует новую пластинку «Лондон, Варшава, Нью-Йорк») или Иоанны Пакулы, которая играет в американских триллерах и которую журнал People вносит в список пятидесяти самых красивых людей мира. Центральная Европа становится объектом интереса, а Польшу приветствуют как младшую коллегу в клубе капиталистических стран.

«Новости» – уже не «Телевизионный ежедневник» – информируют об избрании новой королевы красоты, после чего идет сообщение, которое можно было бы озаглавить «Тем временем повсюду в Польше»: зима застала врасплох дорожников, и на нечищеной дороге в городе перевернулся Fiat 125p. Но все в норме.

 

Библиография

 

Книги

 

Miron Białoszewski, Tajny dziennik , Znak, Krakyw 2012.

Ewa Chabros, Grzegorz Patyczak Kmita, Graffiti w PRL , IPN, Wrocław 2011.

Co nam zostało z tych lat? Społeczeństwo polskie u progu zmiany systemowej , red. Mirosława Marody, Aneks, Londyn, 1991.

Dionizjusz Czubala, Polskie legendy miejskie , Wydawnictwo Naukowe Śląsk, Katowice 2014.

Marcin Czerwiński, Okiem przechodnia , PIW, Warszawa 1977.

Maria Dłutek, Wzornictwo w Polsce , Instytut Wzornictwa Przemysłowego, Warszawa 1987.

Tadeusz Doktуr, Innowacje religijne: ruchy, uczestnicy, reakcje społeczne , Mantis, Olsztyn 2002.

Janusz Dunin, Papierowy bandyta , Wydawnictwo Łуdzkie, Łуdź 1974.

Łukasz Gorczyca, Michał Kaczyński, D.O.M. Polski , Raster, BWA Zielona Gуra, Warszawa—Zielona Gуra 2010.

Gwiazda Ekspresu Reporterow. Zbigniew Blania-Bolnar, Ekspres Reporterow , KAW, Warszawa 1979.

Dorota Hall, New Age w Polsce , Wydawnictwa Akademickie i Profesjonalne, Warszawa 2007.

David Hlynsky, Window-Shopping through the Iron Curtain , Thames & Hudson, London 2015.

Arsenał ‘88: każdemu czasowi jego sztuka , katalog wystawy, Sztuka Polska, Warszawa 1988.

Teresa Kuczyńska, Mieszkanie z wyobraźnią , Iskry, Warszawa 1986.

Zbigniew Mentzel, Pod kreską. Ostatnie kwartały PRL, Puls, Londyn 1990.

Michalda, czyli proroctwo Sybilii , LG, Lublin 1990.

Mitologie popularne. Szkice z antropologii wspołczesności , red. Dariusz Czaja, Universitas, Krakуw 1994.

Arnold Mostowicz, My z kos-mosu , KAW, Warszawa 1984.

Arnold Mostowicz, O tych, co z kosmosu , KAW, Warszawa 1987.

Agnieszka Osiecka, Galeria Potworow , Prуszyński i S-ka, Warszawa 2004.

Agnieszka Ostrowska-Metelska, Pokuta po polsku , Sic! Warszawa 1996.

Anna Ostrzycka, Marek Rymuszko, Nieuchwytna siła , Rуj, Warszawa 1990.

Michel Pastoureau, The Colours of Our Memories , Cambridge 2012.

Joanna Paszkiewicz-Jägers, Moj program na 24 godziny , MAW, Warszawa 1989.

Judyta Perczak, Polska reklama prasowa , Elipsa, Warszawa 2010.

Proroctwo Krolowej Saby, od roku 875 przed Narodzeniem Chrystusa aż do wiekow poźnych , Technopol, Częstochowa 1989.

Marek Przybylik, To było tak. Dzień Targowy: coparotygodnik schyłkowego Peerelu , Instytut Wydawniczy Latarnik, Warszawa 2009.

Marcin Rutkiewicz, Tomasz Sikorski, Graffiti w Polsce 1940–2010 , Carta Blanca, Warszawa 2011.

Marzena Sowa, Sylvain Savoia, Marzi , Vertigo, New York 2011.

Roch Sulima, Antropologia codzienności , Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego, Krakуw 2000.

Mariusz Szczygieł, Jak Jadźka miała wstawić zęby , [w: ] 20 lat Nowej Polski w reportażach według Mariusza Szczygła , Czarne, Wołowiec 2009.

Piotr Szeliński, Piotr Jankowski, Andrzej Drzewiecki, Mieszkać inaczej , Watra, Warszawa 1984–1987.

Krystyna Trautsolt-Kleyff, Wzory kulturowe u żytkowania i urządzania mieszkań , Instytut Wzornictwa Przemysłowego,

Warszawa 1985.

Upadek Peerelu 1986–1989 , red. Zbigniew Gluza, Agnieszka Dębska, Fundacja Ośrodka Karta, Warszawa 2009.

Piotr Wasilewski, Pionierzy i tytani polskiej reklamy , Agencja Wasilewski, Krakуw 1999.

Marcin Wicha, Jak przestałem kochać design , Krakуw 2015.

Tatiana i Tomasz Woydowie, Jak urządzić mieszkanie , Arkady, Warszawa 1990.

Janusz Wilk-Białożej, Normalni-paranormalni, Ekspres Reporterow , nr 3, KAW Warszawa 1985.

Zrob Sam. Vademecum – encyklopedia majsterkowania , Wydawnictwo Not-Sigma, Warszawa 1988.

 

Пресса

 

Małgorzata Biernacka, Ubiory-upiory , “Gazeta Wyborcza”, 4.02.1991.

Anna Bikont, Paweł Smoleński, Rekiny z oficyny , “Gazeta Wyborcza”, 22.02.1992.

Teresa Bogucka, Uległość i nieufność , “Gazeta Wyborcza”, 11.07.1992.

Grzegorz Brzozowicz, Maciej Chmiel, Potwory i sierotka , “Gazeta Wyborcza”, 26.07.1991.

Michał Cichy i Marcin Baczyński, Książka na wolności , “Gazeta Wyborcza”, 12.09.1997.

Aleksandra Domańska, Z sanatorium , “Res Publica” 1991, nr 2.

Mirosław Filiciak, Patryk Wasiak, Wypo życzalnia rewolucji , “Polityka” 2013, nr 22 (2909).

Dick Hebdige, Shopping-Spree in Conran Hell , “Block” 1989, nr 15.

Aleksander Jackowski, Marginalia , “Polska Sztuka Ludowa” 1990, nr 3.

Joanna, Przedpokoj , “Gazeta Wyborcza”, 13.09.1991.

Joanna, Uroda przedmiotu , “Gazeta Wyborcza. Gazeta Stołeczna”, 7.05.1993.

Kompozycje parkingowo-chodnikowe. Raport z ekspozycji , “Konteksty. Polska Sztuka Ludowa” 1993, t. 47, z. 1.

Katarzyna Kopińska-Gogłuska, Czy to jest polskie? , “Argumenty”, 3.07.1988.

Ewa Korczewska-Bauer, Stypy nie będzie , “Gazeta Wyborcza”, 21.08.1992.

Jacek Kurczewski, Drogi rekontrkultury , “Znak” 1985, nr 5.

Jacek Kurczewski („Edynburczyk”), Pokoj przechodni , “Res Publica” 1991, nr 1.

Jaka jest Polka ’92? , “Twуj Styl” 1993, nr 1.

Kolorowe akcenty , „Cztery Kąty” 1992, nr 6.

Natura, człowiek, bunt. Ekologia w komunizmie , dodatek specjalny “Tygodnika Powszechnego”, 17.04.2011, nr 16.

Navijane piractwo , “Gazeta Wyborcza”, 17.07.1991.

Dorota Pilot, Reklama szyta na miarę , “Gazeta Wyborcza”, 12.07.1993.

Plakat musi prowokować, z Romanem Cieślewiczem rozmawiają Katarzyna Bielas i Wojciech Cesarski , “Gazeta Wyborcza”, 3.06.1994.

Grzegorz Sroczyński, Książka wisiała, manikura trwała , “Gazeta Wyborcza”, 7.10.1999.

Leszek K. Talko, Wizyty u psychiatry prowadzą do zmniejszenia głowy , “Gazeta Wyborcza”, 22.12.1995.

Wojciech Tochman, Człowiek potrzebny , “Gazeta Wyborcza”, 15.01.1993.

Krzysztof Sabak, Mury nasze, kanapy wasze , “Polska Sztuka Ludowa” 1990, nr 2.

Wojciech Soporek, Piracka lambada , “Gazeta Wyborcza”, 11.02.1990.

Stach Szabłowski, Fetysze lat 80. , “Machina” 1998, nr 10.

Paweł Śpiewak, Kim jest japiszon? , “Res Publica” 1987, nr 6.

Paweł Śpiewak, Japiszony po dziesięciu latach , “Res Publica” 1997, nr 7–8.

Wojciech Wybieralski, Wzornictwo w nowej sytuacji , “Wiadomości IWP” 1992, nr 2.

Helena Zaworska, Polska na wysoki połysk , „Gazeta Wyborcza”, 30.04.1991.

А также издания: „Veto”, „Sukces”, „Auto Sukces”, „Twуj Styl”, „Świat Młodych”, „Na przełaj”, „Razem”, „Polityka”, „Wprost”, „Panorama”, „Sfinks”, „Czary”, „We Dwoje”, „bruLion”, „Gazeta Wyborcza”, „Projekt”, „Wybrzeże”, „Cinema Press Video”, „Non Stop”, „Kobieta i Życie”, „Video Świat Hanna Barbera”, „Cztery Kąty” z lat 1986–1993.

 

Интернет

 

Łukasz Gorczyca, Polski szyk i klasa średnia. Działalność wystawiennicza Andrzeja Bonarskiego w latach 19861991 , http://artmuseum.pl/pl/publikacje-online/lukasz-gorczyca-polskiszyk-i-klasa-srednia-dzialalnosc (дата обращения: 28.01.2016).

Notatniki Fotograficzne Władysława Hasiora , http://artmuseum.pl/pl/wydarzenia/notatniki-fotograficzne-wladyslawa-hasiora-otwarcie-archiwum (дата обращения: 10.01.2016).

Archiwum Fotograficzne Tadeusza Rolke , http://artmuseum.pl/pl/archiwum/archiwum-tadeusza-rolke (дата обращения: 5.12.2015).

Marek Krajewski, Koniec lat 80-tych. Rewolucja wyobraźni , http://www.academia.edu/2540689/Koniec_lat_80-tych._Rewolucja_wyobra%C5%BAni (дата обращения: 13.03.2016).

TomaszRaczek.pl/Dorobek/Prasa (дата обращения: 20.12.2015).

Maciej Sieńczyk, Czasopisma zmierzchu , http://www.dwutygodnik.com/artykul/4736-moj-kacik-czasopisma-zmierzchu.html (дата обращения: 30.12.2015).

VHShell.tumblr.com (дата обращения: 5.03.2016).

TheLegendaryVHS.tumblr.com (дата обращения: 5.03.2016).

Zofiarydet.com (дата обращения: 7.12.2016).

 

 

Благодарности

 

Благодарю всех, без кого эта книга не могла бы появиться.

Моих собеседников – за знания, время, терпение, юмор, а иногда и за пирожные, друзей «Хонтологии», «групповая мудрость» которых очень помогала мне в работе, прежде всего Графа Томека, Кубу-Небарионные частицы, Марту, Боба, Томаша, Мацея, Свена, Аду, Каролину, Роберта, Ярека за «Улыбки номера», Эву за прекрасную посылку, пани, которая подарила мне стопку открыток у Краковской галереи, и всех хороших людей, которых трудно сосчитать.

Благодарю VHS Hell, U Babci Straszy, Peerel, Kaprys, Wysoki Połysk, Patyna, Od Rzeczy Skład, Są na Świecie Płyty O Ktόrych Śię Nie Śniło Młodym Klerykom, Dominika, Małgosia. Złotnik, RetroWave Attack, Powolna Fala Opadu Kamfory, Krainie Grzybόw TV, ZUSW и профиль города Щерадз за братство и сестринство по оружию.

Спасибо родителям за то, что они барахольщики, без этого я вспомнила бы вполовину меньше.

Спасибо Кице за то, что она напоминает мне о самых классных вещах времен хонтологии, особенно о письмах читателей «Антенны».

Спасибо Войтеку и Марку за доставку макулатуры.

Даррену за психологическую и логистическую поддержку и за то, что он отвлекал нашу норовистую кошку Зельду.

И всем, кто желал мне добра и держал за меня пальцы, – сами знаете, что это вам.

 

 

 


[1] Воеводское предприятие внутренней торговли. (Здесь и далее, кроме указ. случаев – Примеч. пер .)

 

[2] Польский футбольный клуб, в 2011 году прекративший существование из-за финансовых проблем.

 

[3] Американский антрополог и социолог.

 

[4] Краковское предместье (польск . Krakowskie Przedmieście) – прогулочный проспект Варшавы. Связывает расположенный на берегу Вислы исторический Старый город с современным центром столицы Польши.

 

[5] Працвета. – Примеч. автора.

 

[6] Польские исполнители, певшие на английском.

 

[7] На трассе Вольштын – Лешно они курсировали до 2014 года. – Примеч. автора.

 

[8] Вальдемар Фидрих (польск . Waldemar «Major» Fydrych, более известен по прозвищу «Майор», иногда фамилию неверно пишут «Фридрих»; род. 8 ап-реля 1953) – польский художник, родившийся и долгое время живший во Вроцлаве, основатель протестного движения «Оранжевая альтернатива», действовавшего в Польше 1980-х.

 

[9] Шлёнск – польское название Силезии.

 

[10] Польская версия слова «яппи».

 

[11] Краковский универмаг.

 

[12] Лоскутное шитье.

 

[13] Ольга Яцковская, рок-вокалистка.

 

[14] Обыгрывается название города Мальборк на севере Польши, в дельте Вислы. Находится в 80 километрах от границы с Калининградской областью России. Основан в 1276 году как орденский замок Мариенбург. В 1278 году получил статус города.

 

[15] В русском прокате шел под названием «Каменный рынок».

 

[16] Постмодернистская группа «Мемфис» (Memphis Group) была организована 11 декабря 1980 года в Милане дизайнерами Этторе Соттсассом, Андреа Бранци и Микеле де Лукки.

 

[17] «Цепелия» (польск . Cepelia, от сокращенного CPLA, Centrala Przemysłow Ludovych i Artystycznych), Центр народных и художественных промыслов.

 

[18] Этторе Соттсасс (1917–2007) – известный итальянский архитектор и дизайнер. Работал на компанию Olivetti, один из осно-вателей группы «Мемфис».

 

[19] Детский стиральный порошок.

 

[20] Трикотаж.

 

[21] Косметика.

 

[22] Trabant, Sachsenring Traban (рус . «Спутник») – малолитражный автомобиль, производимый народным предприятием Sachsenring Automobile Werk, один из символов ГДР. Одна из комплектаций выходила в характерном голубом цвете.

 

[23] Hanna-Barbera – американская мультипликационная студия. Выпускала мультфильмы в течение сорока пяти лет, с 1957 по 2001 год.

 

[24] Боязнь пустоты (лат. ).

 

[25] Рокизм (в англоязычной прессе) – вера в особое место рока в противовес другим формам популярной музыки, рокисты – носители идеи рокизма.

 

[26] Курортный город в Польше.

 

[27] В русском прокате «Горец».

 

[28] Rada Autorόw, Producentόw I Distributorόw – Совет авторов, производителей и дистрибьюторов.

 

[29] Пер. Г. Шульги.

 

[30] Дискуссионные киноклубы.

 

[31] Малобюджетные фильмы, не попадавшие в прокат и выходившие только на видеокассетах.

 

[32] Akademia Sztuk Pięknych w Warszawie – Академия изящных искусств в Варшаве.

 

[33] Племянник Скуби Ду.

 

[34] Национальная галерея искусств «Захента» – один из старейших выставочных салонов и крупнейшая галерея современного искусства в Польше.

 

[35] Peerel – PRL, Польская народная республика.

 

[36] С 13 декабря 1981-го по 22 июля 1983 года в ПНР действовало военное правление, введенное генералом Ярузельским и возглавляемым им Военным советом национального спасения.

 

[37] Фрашка (мелочь, пустяк) – литературный жанр, существовавший в Польше начиная с XVI в. Ян Кохановский (1530–1584) – польский поэт эпохи Возрождения.

 

[38] Cпортивная обувь.

 

[39] «Мариолы с кошачьим взглядом», здесь игра слов o kocim – c кошачьим – и Okocim – марка пива.

 

[40] Пер. Г. Шульги.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!