Поэтическое наследие В.В. Набокова как аксиологический ориентир для прозы. Смысл авторской интерпретации характера персонажа в повести В.В. Набокова «Защита Лужина».
Герменевтика художественного текста
Преп. проф. Л.Ф. Алексеева
Темы и планы практических занятий 1 семестр 2021/2022 уч.г.
Тема практического занятия 1:
М.М. Бахтин о соотношении автора и героя в литературном произведении. Труды по герменевтике А.С. Пушкина, А.А. Потебни, Ю.И. Айхенвальда.
План занятия:
1. Пушкин о духовных тайнах литературного творчества, об А.Н. Радищеве и др. современниках.
2. М.М. Бахтин об авторе и героях в произведениях различных родов. Автор как участник художественного события. Вненаходимость автора. Я и другой как ценностные категории. . Смысловое целое героя. Самоотчет-исповедь. Дух, преодолевающий душу. Проблема характера в понимании М.Бахтина.
3. Ю.И. Айхенвальд о принципах понимания художественного мира писателя.
Литература
Пушкин А.С. Мысли о литературе. М.: Современник, 1988.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров; примеч. С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова. М. Искусство, 1979.
Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. Выпуск 1. Вступление. Теоретические предпосылки // Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. / Предисловие В. Крейда. М.: Республика, 1994.. С. 16–42.
Тема практического занятия 2:
Интерпретации творчества поэтов Серебряного века И.Ф. Анненским, Ю.И. Айхенвальдом, Н.С. Гумилевым.
План занятия:
1. Особенности понимания Ю.И. Айхенвальдом и И.Ф. Анненским предназначения литературоведа, толкователя духовного облика писателя.
|
|
2. И.Ф. Анненский и Ю.И. Айхенвальд о лирике К.Д. Бальмонта
3. И.Ф. Анненский о современном лиризме и созданных поэтами образах лирического субъекта («я» или «мы»).
4. Н.С. Гумилев как интерпретатор современных поэтов. «Письма о русской поэзии» Н.С. Гумилева с позиций герменевтики. Автор и читатели.
Литература
Айхенвальд Ю.И. Бальмонт // Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М.: Изд-во «Республика», 1994. С.373–376.
Анненский И.Ф. Бальмонт-лирик; О современном лиризме // Анненский И.Ф. Книги отражений / Издание подготоаили Н.Т. Ашимбаева, И.И. Подольская, А.В. Федоров. М.: Изд-во «Наука», 1979. С.93–122, 328–381.
Гумилев Н.С. Анатомия стихотворения. Читатель // Гумилев Н.С. Стихи. Письма о русской поэзии. М.; Художественная литература, 1990. С.394–430.
Тема практического занятия 3:
Особенности интерпретации произведений И. Бунина о русской деревне в главе книги И.А. Ильина «О тьме и просветлении (Бунин – Ремизов – Шмелев)» и в главе о Бунине монографии Л.А. Смирновой «Прозаики Серебряного века».
План занятия:
1. И.А. Ильин об особенностях понимания художественности во вводной главе «О чтении и критике» книги «О тьме и просветлении».
2. И.А. Ильин о духовном смысле художественного мира И.А. Бунина. «Духовно-предметный состав» произведений Бунина.
|
|
3. Изображение И.А. Буниным русской деревни в произведениях 1909-1910-х. годов и их интерпретации И.А. Ильиным и Л.А. Смирновой.
Литература
Бунин И.А. Повесть «Деревня», рассказы «Худая трава», «Веселый двор», «При дороге».
Бердникова О.А. Голицына Т.Н. При «дороге» жизни. О модификациях одного сюжета в произведениях И.А. Бунина // Вестник МГОУ. Серия Русская филология. № 4. С.85–92. Эл. ресурс: http://dx.doi.org/10.18384/2310-7278-2020-4-85-92 .
Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин – Ремизов – Шмелев // Ильин И.А. Собр.соч.6 В 10 т. Т.6. Книга 1. М.: Русская книга, 1996. С. 185–270.
Смирнова Л.А. Бунин // Смирнова Л.А. Прозаики Серебряного века.М.: ИИУ МГОУ, 2014. С. 9–130.
Тема практического занятия 4:
Проблема целостности художественного произведения. А.П. Скафтымов о
единстве художественных элементов пьесы "Вишневый сад".
План занятия.
1. Внимательно прочитайте текст пьесы А.П. Чехова и статью Александра Павловича Скафтымова.
2. Соотнесите ваше восприятие и толкование Скафтымова.
3. Как реализуется в пьесе переломный характер времени – в характерах и поведении каждого из главных и второстепенных действующих лиц?
|
|
4. Каков авторский анализ духовного состояния персонажей и эпохи в целом?
5. Что обеспечивает цельность пьесы, ее жанровое и духовное своеобразие?
Литература
Чехов А.П. Пьеса «Вишневый сад».
Скафтымов А. П. О ЕДИНСТВЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ В «ВИШНЕВОМ САДЕ» А. П. ЧЕХОВА // Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках / Сост. Е. И. Покусаева, вступит. ст. Е. И. Покусаева и А.А. Жук. М.: Художественная литература, 1972. 543 с. С.340–380.
Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии // Гумилев Н.С. Сочинения: В 3 т. Т.3. М.: Художественная литература, 1991. С.33–170.
Тема практического занятия 5:
Поэтическое наследие В.В. Набокова как аксиологический ориентир для прозы. Смысл авторской интерпретации характера персонажа в повести В.В. Набокова «Защита Лужина».
План занятия.
5. Особенности понимания В.В. Набоковым предназначения искусства и смысла творческого процесса.
6. Россия в художественном пространстве книг лирики «Гроздь» и «Горний путь».
7. Истоки и проявления рационалистического кругозора шахматиста Лужина.
8. Подавление духовных побуждений героя, любовь и надежда на возрождение души.
|
|
9. Тупики игрового пути, материального благополучия и провал в бездну.
Литература
В.В. Набоков. Книги стихов «Гроздь» и «Горний путь».
В.В. Набоков. Повесть «Защита Лужина».
Вострикова А.В. Взаимодействие искусств в творческом осмыслении В.В. Набокова (русскоязычная проза крупных жанров). Монография. М.: Изд-во МГОУ. 2012. 178 с.
Тема практического занятия 6.
Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!