Чешское национальное возрождение



Материалы к теме «Музыкальная культура Чехии»

Легендарная история чешских земель

«Чешская хроника» — первая хроника на латинском языке, в которой последовательно и относительно полно изложена ранняя история чешских земель. Написана предположительно в 1119–1125 годах Козьмой Пражским. События до принятия христианства изложены на основе древних преданий, которые во время жизни Козьмы ещё сохранялись в народной памяти.

В «Чешской хронике» излагается в легендарной форме начало чешской истории, происхождение чехов и правящего рода Пржемысловичей. Первым вождём называется праотец Чех, который привёл свой род на территорию современной Чехии, дав ему родину, а первым местом поселения указывается гора Ржип. От рода Чеха и произошёл чешский народ. Легендарный Чех имел двух братьев — Леха, праотца поляков, и Руса, праотца русских. В латинизированной форме имя Чех звучало как Боэмус (Boemus, Bohemus), чем и объясняется название региона Богемия.

Чеху наследовал власть князь Крок, который в «Чешской хронике» представлен как основатель государства и создатель первого свода законов. Резиденцией Крока называется городище Будэч (Budeč, 14 км на северо-запад от Праги). Крок был колдуном и умел говорить с богами. Когда он искал безопасное место для основания города, он стал молить богов и вскоре нашёл его на правом берегу реки Влтава среди густого леса. Там, на высокой скале Крок и основал город и крепость Вышеград.

Крепость Вышеград (чеш. Vyšehrad) — средневековый оборонительный пункт на крутом холме над рекой Влтава, второй по значимости в Праге (первый — Пражский Град). К сожалению, практически все важные исторические сооружения на территории крепости были разрушены, поэтому в наше время Вышеград отличается скромными достопримечательностями. Главные из них: Cобор святых Петра и Павла, романская Ротонда святого Мартина, казематы и отдельные руины X–XV веков. При Соборе расположено Вышеградское кладбище и мавзолей «Славин», которые являются почётным местом погребения знаменитых деятелей Чехии (там похоронены, в частности, Б. Сметана и А. Дворжак).

Имя чешского Крока имеет звуковое сходство с другими славянскими легендарными личностями, например, польский Крак, восточнославянский Кий, сербский Клукас. Историк Франтишек Палацкий полагал, что фигура Крока сформировалась под влиянием князя Само.

 

Легенда о Либуше

У князя Крока было три дочери: старшая Кази (знахарка и лекарь), средняя Тэтка (жрица) и младшая Либуше, мудрая и прекрасная. После смерти князя Крока чехи выбрали своим вождём Либуше (Libuše). Однако со временем мужчины стали проявлять недовольство, что ими, хоть и хорошо, но правит женщина, и обязали её выбрать себе достойного мужа. Либуше согласилась, выдвинув условие: в мужья она возьмёт того, на кого укажет ей верный конь. Так и сделали. Коня выпустили в чистое поле и он «привёл» Либуше к дому обычного пахаря по имени Пржемысл (Přemysl). Обвенчавшись, молодая пара основала новый правящий род Пржемысловичей.

 

 

По легенде, Либуше, поднявшись на Вышеградскую скалу, предсказала славу новому большому городу. Речь идёт о Праге. Легенда объясняет и происхождение названия города — Либуше отправила слуг в лес, где они нашли человека, тесавшего порог дома. Слуги спросили, чем именно он занимается и получили короткий ответ — «порог». Историки согласны, что название столицы Чехии произошло от слова «порог», но ведут споры относительно его значения. В месте, где основали Прагу, река Влтава имеет несколько порогов (мелководьев). Кроме того, в чешском языке порогом называют ещё и крутой берег, что тоже характерно для Влтавы.

К времени жизни Пржемысла и Либуше «Чешская хроника» относит и войну между женщинами и мужчинами в Чехии, в которой женщины потерпели поражение. Исследователи полагают, что легенды о Либуше отражают переход чешских славян от матриархата к патриархальному строю, причем отнюдь не безусловный и не окончательный.

Становление Чешского княжества — период с конца IX века до 999 года, когда были заложены основы ранней формы чешской государственности. В этот исторический период славянское племя чехов, возглавляемое представителями рода Пржемысловичей, постепенно объединило вокруг себя и подчинило другие славянские племена Богемии, а также присоединило славян Моравии. В наше время Богемия и Моравия — главные регионы Чешской Республики.

Ян Гус. Гуситские войны

Ян Гус (чеш. Jan Hus, 1369–1415 годы жизни) — священник, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Почитается как национальный герой чешского народа. Ян Гус высказывался против деятельности Церкви как организации, но искренне верил в существование Бога. В 1415 году церковный собор обвинил его в ереси и приговорил к сожжению на костре. Казнь чешского проповедника вызвала Гуситские войны. Идеи и взгляды Яна Гуса во многом предопределили исторический путь чешского народа.

Гуситские войны — военные действия с участием последователей Яна Гуса, а также между ними, происходившие в Чехии в период с 1419 по 1434 год.

Гуситское войско, состоявшее в основном из добровольцев, нанесло множество поражений более крупным профессиональным армиям и отрядам тяжело вооружённых рыцарей германских, австрийских, венгерских, польских и итальянских феодалов.

Первоначально гуситы сплочённо воевали против католиков, организовавших на них серию крестовых походов, позднее их движение разделилось на умеренных (чашников), примирившихся с католиками, и радикалов (таборитов), потерпевших поражение.

Радикальные гуситы были пропитаны ненавистью к католическому духовенству, которое, проповедуя милосердие и любовь к ближнему, эксплуатировало этого «ближнего» немилосердно. Духовенство жило в роскоши и богатстве, а народ был обложен большими податями и налогами. Пражскому архиепископству, например, принадлежало до 900 сел и много городов, из которых некоторые равнялись по величине и благосостоянию городам королевским. Привилегии духовенства достигли таких размеров, что даже короли подумывали об их ограничении.

Радикальные гуситы нуждались в собственной укреплённой базе. В начале 1420 года они нашли подходящее место — гору Табор в южной Богемии. Вскоре в лагере собралось множество людей, часть из которых пришла с семьями. Так был основан город Табор. Впоследствии радикальные гуситы получили название табориты.

Если Ян Гус был идейным вдохновителем восставших гуситов, то Ян Жижка (1360–1424 годы жизни) оказался тем лидером, кто смог грамотно организовать народную толпу и превратить её в боеспособную армию. За очень короткий срок он сделал из горожан, ремесленников и крестьян военную силу, которая смогла громить превосходящие войска профессиональных рыцарей и наёмников. Для этого Жижка установил строгую дисциплину и усовершенствовал технику защитного боя кочевых народов южнорусских степей (печенеги, половцы, хазары). Повозки, которые использовались кочевниками для перевозки имущества по бескрайним степям, гуситы скрепляли цепями, и тем самым, превращали их в серьёзное препятствие для атакующих. Ян Жижка пошёл дальше и превратил такие повозки в передвижные баррикады с амбразурами для ведения огня. Это были настоящие прообразы современных боевых машин, с полноценными экипажами (8–14 человек) и разнообразным вооружением для быстрой смены боевых задач (от обороны до стремительного контрнаступления).

Даже когда Ян Жижка полностью ослеп, он оставался лидером восставших. Из-за его суровости, мрачности, слепоты и умения побеждать противника наголову, он получил прозвище «страшный слепец». Благодаря великому полководческому таланту Яна Жижки гуситы не проиграли ни одного сражения. В октябре 1424 года Ян Жижка умер от чумы. Однако его дело ещё долго приносило успешные результаты — гуситы, наученные и опытные, не испытывали поражений.

Противостояние двух направлений движения гуситов завершилось сражением 30 мая 1434 года в битве под Липанами. Армия таборитов была наголову разгромлена чашниками, которых активно поддержала армия католиков. Лидеры таборитов Прокоп Голый и Прокоп Малый погибли в битве. Император Сигизмунд I саркастично заметил, что «разбить чехов могут только чехи».

Только радикальное гуситское меньшинство во главе с Яном Рогачем из Дубы продолжало сопротивляться католикам. 6 сентября 1437 Ян Рогач был захвачен венгерскими наемниками и через три дня с 52 соратниками казнен в Праге на Староместской площади.

 

Гуситские войны (1419–1434) стали трагическим и опустошительным периодом, когда чехи воевали не только с внешним врагом, но и между собой. После войн на протяжении целого столетия ни один из правителей (Альбрехт II Габсбург, Ладислав Постум, Йиржи Подебрад, Матьяш Корвин, Владислав II Ягеллон, Людовик II Ягеллон) в силу разных обстоятельств не смогли наладить политическую стабильность в чешских землях.

В октябре 1526 года королём Чехии был избран австрийский эрцгерцог Фердинанд I Габсбург (1503–1564), который был женат на Анне Ягеллонской, сестре погибшего Людовика II. Важно отметить, что Фердинанд I был именно выбран королём на чешском сейме, а не получил чешскую корону по праву наследования через Анну, так как чехи не признавали наследственности королевского титула по женской линии. Впоследствии это обстоятельство будет предметом фальсификации, чтобы превратить чешские земли в наследственные владения Габсбургов.

Историческая справка. Два с половиной века Габсбурги предпринимали амбициозные попытки стать правителями Чехии. Начался этот процесс с битвы на Моравском поле в 1278 году. Прежде они достигали временных успехов (1306–1307 и 1437–1457), но только Фердинанд I добился окончательного присоединения чешских земель (Богемия и Моравия), что позволило создать обширную Габсбургскую монархию. Впереди чехов ожидало 392 года австрийского господства.

Восстание чешских сословий (чеш. České stavovské povstání) — антигабсбургское восстание в Чехии в 1618–1620 годах, вызванное обострившимися религиозными и политическими противоречиями между чешскими сословиями с одной стороны, и чешскими королями из династии Габсбургов с другой. Восстание закончилось поражением антигабсбургских сил в битве у Белой Горы, однако стало началом наиболее масштабного конфликта — Тридцатилетней войны в Европе.

Битва у Белой Горы

Чехи низложили короля Фердинанда II и призвали править кальвиниста Фридриха V Пфальцского. Под предводительством нового короля чехи успели выиграть несколько сражений против войск Габсбургов и даже предприняли непродолжительную осаду Вены. Однако Фердинанд II времени зря не терял. В августе 1619 года он добился избрания императором Священной Римской империи и объединил все германские и австрийские католические силы в мощную имперскую армию, которая разбила чешских протестантов 8 ноября 1620 года в битве у Белой Горы, или Бланике (4 км от Праги).

Силы сторон были равны: 23-тысячная армия протестантов против 25-тысячного войска католиков. Протестанты использовали для построения новый для того времени нидерландский линейный боевой порядок, однако их войска были плохо обучены для действий в таком построении, что не давало использовать новый строй эффективно. Католические войска построились в старом стиле массивными испанскими терциями, что давало им большую устойчивость в рукопашном бою. Небольшие отряды чешских протестантов, не имея эффективного управления, поодиночке вступали в битву и быстро проигрывали единоборство имперским терциям. Всего сражение продолжалось более двух часов.

Протестантская армия, потеряв 5000 убитыми, укрылась за стенами Праги и впоследствии капитулировала. Исходом битвы у Белой горы была решена судьба протестантизма в Чехии. Последовали массовые преследования протестантов. Репрессии превзошли все ожидания. Протестантов арестовали, судили и приговорили либо к смертной казни (28 лидеров), либо к изгнанию.

21 июня 1621 года 27 лидеров восстания публично казнили на Староместской площади (один из приговорённых умер от сердечного приступа), головы двенадцати из них провисели в клетках на Карловом мосту на протяжении 10 лет.

 

В 1624 году чешские протестантские церкви передали в руки католического духовенства. Некатолики лишались всех гражданских прав, им запрещалось заниматься ремёслами и промыслами, венчаться, а также хоронить умерших. За непочитание католических праздников, несоблюдение постов и непосещение католических служб были установлены денежные штрафы. Многие протестанты предпочли эмиграцию. Королевским указом 1627 года католицизм в Чехии объявлялся единственной законной религией. Пражский университет, как оплот вольнодумства и пагубных идей, передали ордену иезуитов.

После подавления Восстания чешских сословий (1618–1620) правители из династии Габсбургов стали проводить в Чехии особо жесткую политику. Прокатилась волна конфискаций, некатолики лишались всех гражданских прав, многие из них предпочли эмиграцию. Постепенно ликвидировалась чешская государственность, чешская знать германизировалась, в города прибыло множество немцев и австрийцев. В начале XIX века в Богемии проживало более 60% чехов и менее 40% германоговорящих (немцы и австрийцы), в Моравии — 70% и 30%, в Силезии — немцев более 40%, поляков около 35%, чехов более 20%. При этом среди городского населения германоговорящие уже часто составляли большинство.

Чешский язык был отодвинут от государственного управления, высших сословий, литературы, университета. В средних и высших школах языком преподавания выступали латинский и немецкий, только в начальных школах сохранялся чешский. Большое количество книг, написанных на чешском языке, были сожжены по религиозным причинам. Постепенно чешский язык был сведён до средства устного общения между крестьянами, которые часто были неграмотным. Письменный чешский использовался крайне редко. Делопроизводство и документация велись на немецком.

В XVII–XVIII веках чешские земли переживали политический кризис и национальный упадок. Чешские историки назвали этот период «эпохой тьмы».

Чешское национальное возрождение

Национальное возрождение начинается в 70–х годах XVIII века. Условная периодизация следующая:

· первый период у чехов (как и у других подобных народностей) был связан с научным исследованием языка, этнических особенностей, культуры и истории. Этим занимаются историки и литераторы, за которыми со временем закрепляется название «будители». Первый период продолжался до конца первого десятилетия XIX века;

· со второго десятилетия, особенно с 1815 года, начался второй период, который характеризуется ростом чешского национального движения и расширением национальной агитации среди масс;

· буржуазная революция 1848–1849 годов была началом третьего периода, когда возникло массовое национальное движение чехов. Вершина его приходится на 60-е годы. В движение вступили широкие слои чешских крестьян и рабочих.

 

Ведущие представители будительского движения:

Йозеф Добровский (Josef Dobrovský, 1753–1829). Внёс существенный вклад в изучение чешского языка и литературы. Создал современную грамматику чешского языка, выпустил несколько учебников чешского. Также составил большой чешско-немецкий словарь, обогатил чешский язык за счёт словотворчества и заимствований. Считается основателем славянского языкознания как науки, ещё при жизни его называли «отцом» славистики. Занимался исследованием старославянского языка, глаголицы и глаголических рукописей. Внёс важнейший вклад в ряд научных дисциплин, а также в организацию научной жизни в Чехии и становление научного сотрудничества.

Добровский считался также самым авторитетным знатоком славянского фольклора и этнографии среди своих современников. Не сумев распознать фальсификацию Йозефа Линды «Песнь под Вышеградом» и первую из подделок своего ученика Вацлава Ганки — Краледворскую рукопись, он сразу же отнёсся скептически ко второму изделию Ганки — Зеленогорской рукописи и после её публикации выступил с рядом резко критических статей. Твёрдая позиция учёного, расценившего манускрипт как «очевидный подлог», отрицательно повлияла на репутацию Добровского среди чешских патриотов (Юнгман даже назвал его «славянствующий немец»), однако исследования второй половины XIX века подтвердили его правоту.

Йозеф Юнгман (Josef Jungmann, 1773–1847). Был убеждённым сторонником обновления чешского языка, в особенности письменного. Является автором переводов на чешский язык ряда произведений Мильтона, Гёте и Шиллера. Во время переводов выяснилось, что в чешском языке недостаёт соответствующих средств выражения, поэтому Юнгман заимствовал слова с других славянских языков или создал неологизмы. Его переводы наглядно продемонстрировали, что чешский язык пригоден для изложения на нём выдающихся художественных произведений. Наиболее значительным трудом Юнгмана является пятитомный чешско-немецкий словарь. В нём не только представлены различные исторические варианты чешской лексики, начиная со времён средневековой Чехии, но и предприняты попытки расширения словарного запаса современного Юнгману чешского языка — в том числе путём словотворчества, заимствований из славянских языков.

Франтишек Палацкий (František Palacký, 1798–1876). Историк и политический деятель. Часто именуется «отцом чешской историографии». Высшее достижение — «История народа чешского в Чехии и Моравии» в 5 томах (вначале вышло немецкое издание и только через 12 лет чешское издание), доведена до 1526 года. Первый заведующий историческим отделом Национального музея. Как политик — сторонник и один из творцов концепции австрославизма.

Йозеф Каэтан Тыл (Josef Kajetán Tyl, 1808–1856). Драматург и поэт, автор текста к национальному гимну Чехии. В 1845–1850 годах написал цикл пьес на темы из повседневной жизни. С этими произведениями, как считается, была основана чешская драма.

Карел Яромир Эрбен (Karel Jaromír Erben, 1811–1870). Писатель, переводчик, историк литературы и собиратель чешского фольклора. Основной труд — Славянское чтение (Slovanská čítanka) — содержит в себе более сотни народных сказок и легенд, написанных чешским архаичным языком.

Божена Немцова (Božena Němcová, 1820–1862). Писательница, родоначальница современной чешской прозы.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!