Имажинизм в литературе Серебряного века
Тема. Русская литература конца XIX – начала XX вв.
Урок. Основные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм
Модернизм - идейное направление в литературе и искусстве конца 19 начала 20 века, для которого характерен уход от классических стандартов, поиск новых, радикальных литературных форм и создание абсолютно нового стиля написания произведений.
Ветви модернизма: символизм, акмеизм и футуризм - имели свои особенности.
1. Символизм в литературе Серебряного века
Символизм — это художественное течение в литературе, живописи и остальных видах искусства, которое характеризуется идеалистическим созиданием мира, акцентированием на индивидуализме и личной свободе, тягой к экспериментальным формам творчества через использование символов, недосказанности и загадочности.
История возникновения символизма как литературного направления восходит к концу XIX — началу XX века и берет свое начало во Франции.
В России это течение обрело особенную популярность к началу XX столетия среди поэтов Серебряного века русской литературы. К его представителям относятся такие поэты как Александр Блок, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Иннокентий Анненский и другие.
К главным особенностям символизма можно отнести:
ü мистическое и философское постижение реальности;
ü индивидуализм и исключительная ценность личной свободы;
ü осознания трагичности мира;
|
|
ü в основе лежат философские работы и мистицизм;
ü вера в искусство, как в инструмент преобразования;
ü вечный поиск смыслов;
ü акцентирование на стихотворном ритме;
ü многоплановый характер образов-смыслов, которые поддаются разнообразной трактовке;
ü собственная поэтическая мифология;
ü тематическое структурирование произведений авторов и т. д.
Отличительные черты творчества символистов:
ü описание действительности через символы;
ü разработка и применение звукописи как особого поэтического приема (использование различных фонетических приемов для усиления звуковой яркости речи, для символистов это могло быть повторение одних и тех же слов);
ü использование символов-намеков, иносказаний;
ü религиозные искания, особенно свойственный русскому течению символизма (например, поэт Дмитрий Мережковский придавал символу религиозное значение);
ü отрицание реального мира, стремление выйти за его пределы.
ü Жанры символизма в литературе
ü эпические (рассказ, сказка, повесть);
ü лирические (стихотворение, ода, элегия);
ü драматические (трагедия, драма);
ü лироэпические (поэма и др.)
Примеры произведений символистов
|
|
Один из наиболее значимых поэтов течения Дмитрием Мережковским, произведение «Бог»:
Везде я чувствую, везде,
Тебя Господь, — в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души.
Эти строки отражают один из главных смыслов символизма — присутствие иного мира, божественного начала, которое мы не способны увидеть. Это знание открылось лирическому герою поэта, и он благодарит Бога за возможность прикоснуться к тому, что всегда чувствовал сердцем.
Двоемирие и таинственность вселенной описаны в стихотворении поэта-символиста Валерия Брюсова «Каждый миг»:
Этот мир — иного мира тень,
Эти думы внушены оттуда,
Эти строки — первая ступень.
В нем автор объявляет начало своего пути в загадочное пространство другого мира посредством своего творчества. Этот мир манит его, и даже строки стихотворения вдохновлены размышлениями о нем.
2. Акмеизм в литературе Серебряного века
Акмеизм — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
Основные характеристики: простота и ясность, отсутствие многозначных символических смыслов, стремление описать мир конкретных вещей и образов.
|
|
Происхождение понятия спорно. По одной версии, автором названия является поэт Вячеслав Иванов, по другой — Николай Гумилев. Существуют 3 основных объяснения термина:
ü άκμη — в переводе с греческого языка означает «вершина, острие»;
ü ακμαίος — это по-гречески «пора цветения, расцвет»;
Все версии имеют право на существование. Акмеисты считали, что их течение — это вершина поэтического творчества, расцвет поэзии. Анна Ахматова — наиболее талантливая представительница данного направления.
Возникновение акмеизма произошло в рамках другого литературного течения — символизма.
Группа молодых поэтов, для которых стали узки рамки символизма, решила отделиться. В 1911 г. они образовали союз «Цех поэтов». У его истоков стояли Н. Гумилев и С. Городецкий. Секретарем объединения выбрали А. Ахматову. В «Цех» входили М. Зенкевич, Е. Кузьмина-Караваева, О. Мандельштам и другие поэты. В этом объединении были сформулированы основные принципы нового литературного движения.
По отношению к акмеистам использовался также термин «кларизм». Название происходит от французского слова «clair» — «ясный, светлый, чистый». Это определение подчеркивает один из главных признаков акмеизма — стремление к максимальной ясности в поэзии.
|
|
Акмеизм существовал только в русской литературе. Подобных ему аналогов не было ни в одной стране мира. Он оказал значительное влияние на русскую поэзию XX в., хотя просуществовал совсем недолго.
Началом акмеистического движения считают создание «Цеха поэтов», окончанием — период накануне Первой мировой войны (1914 г.).
Цель акмеистов: стремление освободить литературу от таинственного, непонятного, вернуть литературе ясность и доступность. Так, Гумилев обратился к описанию экзотических зверей и природы, Анна Ахматова – к углубленным любовным переживаниям.
Стремление к природе, к «земле» привело акмеистов к натуралистическому стилю, к конкретной образности, предметному реализму.
Основные принципы акмеизма:
ü Ясность и лаконичность — предметы и образы в поэзии должны быть легко узнаваемы и считываемы.
ü Стремление к простоте — акмеисты критиковали усложненные формы и многозначные символы. Они считали, что поэзия должна быть понятной для любого читателя.
ü Интерес к духовному миру человека во всех его проявлениях.
ü Использование предыдущего поэтического опыта, насыщение поэзии образами из мировой культуры и искусства.
ü Связь с природой — внутренний мир лирического героя часто показывался через природные явления.
ü Внимание к деталям, предметам. Признание самоценности каждой вещи.
ü Осознание высокой роли поэзии — она призвана возвышать и облагораживать человека.
Основные представители акмеизма: Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Михаил Зенкевич, Михаил Лозинский, Владимир Нарбут, Георгий Иванов и др.
Стихотворение А. Ахматовой « Песня последней встречи»:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
1911
Акмеизм просуществовал не очень долго, но внес большой вклад в развитие поэзии.
3. Футуризм в литературе Серебряного века
Литературное направление «футуризм». Его название произошло от латинского futurum — будущее.
Футуризм — «искусство будущего». Футуризм зародился в Италии, в 1910 г. Его относят к ряду модернистских течений в литературе, живописи, скульптуре, архитектуре. Таким образом, футуризм — это общность художественных авангардистских движений, зародившаяся в ХХ веке. Хронологические рамки движения ограничены с 1910 по 1920 годы. Футуризм преимущественно утвердился в Италии и России.
Основной посыл состоял в нигилитистическом отрицании всего традиционного художественного опыта. В литературе футуристы сосредоточились на форме, ярко заявляя о себе новыми словами (авторскими неологизмами), нецензурной лексикой, терминологией плакатов, газет и афиш. Литературная норма ломалась методом отказа от классических канонов и традиций, экспериментами над формой произведения. Авторы отказывались от устоявшихся грамматики, орфографии, стилистики.
К отличительным литературным характеристикам футуризма относятся:
ü использование декламационного языка;
ü стихосложение в виде манифеста;
ü применение слов-звуков;
ü употребление неологизмов;
ü категоричный отказ от традиционной грамматики и орфографии;
ü искажение «старого языка».
К русским представителям футуризма относят: Велимира Хлебникова; Владимира Маяковского; Василия Каменского; Игоря Северянина; Алексея Кручёных; Бенедикта Лившица; Елену Гуро; Вадима Шершеневича.
Примеры стихотворений
Весеннее шумящее убранство —
Единый миг… затерянный цветах!
Напрасно зришь живое постоянство
Струящихся, скоротекущих снах.
Изменно всё! И вероломны своды
Тебя сокрывшие от хлада бурь!
Везде, во всём — красивость шаткомоды!
Ах, циник, щастлив ты! Иди и каламбурь!
Давид Бурлюк «Щастье циника»
Отсутствие гармонии, антиэстетизм, ирония, нарушение баланса — всё это прослеживается в приведённой части стихотворения Владимира Маяковского «Нате!».
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Имажинизм в литературе Серебряного века
Имажинизм — литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.
Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 80; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!