Используя интернет ресурсы, ознакомьтесь с содержанием рассказа «Матренин двор».



    Контроль учебных знаний. Тест.

1. От какого лица ведется повествование в рассказе:
в) двумя рассказчиками.

2. Портрет Матрёны описан кратко:
«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны…», что позволяет:
в) увидеть глубокий подтекст в описании Матрёны: её сущность раскрывает не портрет, а душа

3. Почему Матрёна рассказала Игнатичу историю своей жизни?
а) так как ей не с кем было поговорить;.

4. Несмотря на недолгое знакомство с Матрёной, автор смог почувствовать её характер. Она была:
а) добрая, деликатная, отзывчивая;

 

5. В какой момент автор почувствовал суть русской души Матрёны?
а) ходила за святой водой на Крещение;
музыку;

 

6. Какое второе название рассказа Солженицына «Матрёнин двор»
а) « Случай на станции Кречетовка»

 

7. Какова основная идея рассказа?
г) отображение типа чудака в русском обществе

8. Образ главной героини –
а) наивная, смешная и глупая женщина, всю жизнь бесплатно проработавшая за других

 

9. Для чего Кире срочно понадобилось перевозить часть дома Матрены?;
б) Кира хотела разобрать горницу на строительные материалы для строительства собственного дома;

 

10.  Как умерла Матрена?
а) Матрена сильно заболела после отделения горницы, слегла и через несколько дней умерла;

 

 

Домашнее задание: 1. Сформулируйте и запишите вывод по изученным произведениям:

    «Чему же нас учит Солженицын и его главный герой?» («Один день Ивана Денисовича»).

 «Какие черты характера русского человека помогают ему стать праведником?» («Матренин двор»)

 

2. Учебник, стр.282-294

 

ЛИТЕРАТУРА

 Урок № 54        Группа № 5-18                Дата проведения_____

Тема урока: Мастерство Солженицына-психолога. «Лагерная проза» Солженицына. «Архипелаг ГУЛАГ». Публицистика А.Солженицына.

Цели: уяснить, что идейно – художественные искания автора находятся в сфере духовно – нравственного мировоззрения; уяснить мастерство писателя как психолога в раскрытии характеров героев своих произведений; уяснить, что такое «лагерная проза» её особенности; способствовать развитию навыков самостоятельной работы обучающихся с дополнительным учебным материалом; воспитывать высокие морально-этические качества.

Тип урока: комбинированный

Формы и методы работы: работа с интернетресурсами, записи, тест

Ход урока:

1.   Организационный момент.

2.   Актуализация опорных знаний и умений

3.   Новая тема. Лекция. Задание: изучите содержание лекции, составьте развернутый план.

3.1.Мастерство Солженицына-психолога

       Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека.

    Но в то же время, именно в таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы — в этом его величие. Нужно заметить, что герои Солженицына сочетают в себе предельный трагизм бытия и жизнелюбие, так же как в творчестве писателя сочетаются трагические мотивы и надежда на лучшую жизнь, на силу народного духа.

    Народные характеры показаны писателем в рассказах "Матренин двор" и "Один день Ивана Денисовича" в образах старухи Матрены и заключенного Щ-854 Шухова. Понимание народного характера у Солженицына гораздо шире этих двух образов и включает в себя черты не только "простого человека", а и представителей других слоев общества. Но именно в этих двух образах автор показал то, что создает истинную мощь характеров. Автор предельно глубоко исследует характер героев, герои Солженицына пережили много обманов, разочарований в жизни, — и Матрена, и Иван Денисович сохраняют удивительную цельность, силу и простоту характеров.

  Главную героиню рассказа «Матренин двор» можно рассматривать как жертву власти и алчности людей, но жалкой и несчастной ее не назовешь. Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна законам нравственности, уберегла свою совесть. Так кто же она – жертва или святая?: Итак, уже в первой части мы можем видеть не только изображение автором суровой действительности, но и слышать его горестный, сострадательный голос. Обратите внимание на мастерство Солженицына в изображении характеров, его умение наблюдать за людьми и понимать их. В размеренных зарисовках предстает перед нами образ не только одинокой и обездоленной женщины, но и редкого человека с безмерно доброй и бескорыстной душой. Главная героиня, ничего не имея, умеет отдавать. Главное в рассказе – нравственно – духовное содержание, все ее поступки как бы освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим. Матрену не могут понять стяжатели, корыстные, завистливые люди. Кто виноват в гибели Матрены?
Ее убила чужая корысть, алчность. И рассказчик, и героиня рассказа - оба деликатны; у обоих отсутствует досаждающее любопытство к жизни другого; их объединяет благородство души, сострадание, сочувствие к людям; они единомышленники. Матрена – женщина - труженица; на таких земля держится. Мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор», свой мир – мир праведников. Но гибнет Матрена - и рушится этот мир

Мастерство Солженицына –психолога глубоко раскрылось в повести «Один день Ивана Денисовича».Заключенный Щ-854, или Иван Денисович Шухов, находится в лагере уже 10 лет. Когда-то он был простым крестьянином, но война перевернула всю его жизнь с ног на голову. В 1941 году, в возрасте примерно 30 лет, главный герой уходит воевать. Он был настоящим солдатом и патриотом своей Родины. В феврале 1942 года он попадает в плен, откуда ему удается сбежать. Однако на этом его несчастья не закончились. Несмотря на то, что Шухов ни в чем не виновен, он подписывает все бумаги и сознается в преступлениях, которые он не совершал. Сделал он это для того, чтобы продлить себе жизнь хоть на какое-то небольшое время. Несмотря на всю абсурдность ситуации, когда абсолютно невиновный человек вынужден терпеть унижения и выживать в ужасных условиях, герой не озлобился и продолжает любить людей. На воле Шухова дожидаются жена и две дочери. Иван Денисович запретил им присылать ему посылки, чтобы не отнимать последние крохи у детей. Иван Денисович Шухов – человек со сложной судьбой. Несправедливо осужденный, он вынужден многие годы жить в лагере, пытаясь не потерять человеческого обличия. Шухов достойно выносит все тяготы своей лагерной жизни: не вылизывает тарелки, не доносит на сокамерников, не притворяется больным, чтобы увильнуть от работы. Труд стал для Ивана Денисовича спасением. Он не может сидеть без дела, поэтому берется за любую работу. Он ни перед кем не пресмыкается, он привык работать руками, то тапочки кому сошьет, то телогрейку. От этого он получал двойную выгоду: заключенные его благодарили и хорошо относились, а сам он получал удовольствие от работы. Показывая главного героя, писатель глубоко раскрывает психологию этого человека, его человеческую сущность, он пережил оскорбления и унижения, но и в лагере он не потерял честь и достоинство, сохранил свое лицо, автор показывает, что в любой ситуации можно оставаться человеком.

3.2. Лагерная проза А.Солженицына. «Архипелаг ГУЛАГ»

 Что такое архипелаг с точки зрения географии? Это группа островов.

Что такое «Архипелаг ГУЛАГ» с точки зрения российской истории?

Это цепь лагерей, в которых содержались «враги народа». Ввёл это понятие русский писатель А.И.Солженицын, который сам прошёл через все круги лагерного «ада». Роман «Архипелаг ГУЛАГ» был опубликован за рубежом. После этого началась настоящая травля писателя. Вскоре он был арестован, обвинён в измене Родине, лишён советского гражданства и выслан. В 1990 году советское правительство вернуло А.И.Солженицыну гражданство, и он смог приехать в Россию. Аббревиатура «ГУЛАГ» расшифровывается как «Главное Управление лагерей».

ГУЛАГ решал две основные задачи: изоляция и ликвидация неблагонадежных членов общества; использование их в качестве дешевой рабочей силы, что особенно ярко проявилось в тридцатых-сороковых годах.

В 30-40-е годы ХХ века заключенные валят лес, добывают полезные ископаемые, строят дороги и заводы, ловят рыбу, занимаются сельским хозяйством и т.д.

 «Архипелаг ГУЛАГ» был написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 по 1968 год (закончен 22 февраля 1967 года), первый том опубликован в Париже в декабре 1973 года.

Информацию для книги «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицыну предоставили, как указывалось в первых изданиях, 227 человек (бывших заключённых).

"Архипелаг ГУЛАГ" - самая известная книга А.И.Солженицына. Впервые это фундаментальное исследование о репрессиях эпохи Сталина было издано в начале 70-х гг. на Западе, потом в "самиздате" и лишь в годы "перестройки" – в России, но и по сей день тема не потеряла свою актуальность, а авторский текст – непримиримость и страстность. В документально-художественной эпопее "Архипелаг ГУЛАГ" всесторонне рассмотрена введенная в нашей стране при советской власти система наказания, когда каторге были подвергнуты миллионы ни в чем неповинных людей.

За книгу «Архипелаг ГУЛАГ» в 1990 А.И.Солженицыну была присуждена Государственная премия.

    В чем заключается символика заглавия произведения? Подобными группами островов выглядит скопления лагерей на воображаемой карте страны. Как попадают на этот таинственный архипелаг? Туда ежечасно летят самолеты, плывут корабли, гремят поезда. Страна предстает обреченной и поставленной на колени, она превратилась в частицу ГУЛАГА. Какой символ использует автор для создания образа вечного движения ГУЛАГа? Этот символ - колесо. Под могучим колесом системы гибнут люди, разбиваются судьбы. Автор поднимает вопросы: Как показаны люди ГУЛАГА? Как оказался человек такой ситуации? Что делает с человеком ГУЛАГ?

Вывод по теме.

    Творчество Солженицына в последнее время заняло подобающее ему место в истории отечественной литературы 20 века. Современные последователи творчества Солженицына больше внимания уделяют, на мой взгляд, политическим, философским, историческим аспектам. Лишь касаясь художественных особенностей произведений, очень многое остается за пределами внимания критики.

А ведь книги А. И. Солженицына – это история возникновения, разрастания и существования Архипелага ГУЛАГ, ставшего олицетворением трагедии России 20 века. От изображения трагедии страны и народа неотделима тема страдания человека, проходящая через все произведения. Особенность книги Солженицына в том, что автор показывает «противостояние человека силе зла…» Каждое слово и точно, и верно. Герои произведений настолько мудры. Солженицын вернул в литературу героя, в котором соединились терпение, разумность, расчетливая сноровистость, умение приспособиться к нечеловеческим условиям, не потеряв лица, мудрое понимание и правых, и виноватых, привычка напряженно думать «о времени и о себе».

Публицистика А. Солженицына.

Словарь. Публици́стика (от лат. publicus — общественный) — род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества; играет важную политическую и идеологическую роль.

    Цель и смысл жизни А.И. Солженицына заключается в писательстве: «Моя жизнь, - говорил он, - проходит с утра до позднего вечера в работе. Нет никаких исключений, отвлечений, отдыхов, поездок, - в этом смысле действительно делаю то, для чего я был рождён». Масштаб творчества А.И. Солженицына определяется его работой не только в сфере собственно художественной литературы, но и в публицистике. А.И. Солженицын главным своим призванием всегда считал литературу, однако именно публицистика позволила ему стать гражданином мира, дала возможность выразить свою гражданскую позицию.

 

    Публицистические выступления А.И. Солженицына на общественно-политические темы (статьи, речи, открытые письма, интервью) оказывали существенное влияние на общественное сознание читательской аудитории. Публицистика занимает важное место в творчестве А.И. Солженицына. В ней ставятся и соответственно убеждениям писателя разрешаются вопросы нравственные, общественно-политические, исторические, философские. Определяющей идеей всей публицистики А.И. Солженицына стала идея отказа от тоталитарной системы правления и постепенного перехода на демократические основы. Именно публицистика дала возможность А.И. Солженицыну высказать свои идеи по преобразованию нашего государства. Публицистику А.И. Солженицына отличает жанровое многообразие. Ведущими жанрами являются статьи, письма, лекции, речи, воззвания. Письма А.И. Солженицына («Письмо IV Всесоюзному съезду Союза советских писателей» 1967 г., «Открытое письмо секретариату Союза писателей РСФСР» 1969 г., «Письмо вождям Советского Союза» 1973 г.) имеют открытый характер, обращены к правящей власти. Проблематика «Письма вождям Советского Союза» 1973 г. касается вопросов цензуры, репрессий против писателей, поведения руководителей Союза писателей. Основной пафос обращения к вождям - стремление пробудить национальную совесть и ответственность в руководителях страны, определяющих её судьбу.. Призыв А.И. Солженицына «Жить не по лжи» прозвучал в целом ряде публицистических выступлений писателя и обрёл законченную и отточенную форму в воззвании «Жить не по лжи». классики XIX века. Идеи выражения А.И. Солженицына в «Письме вождям Советского Союза» и воззвания «Жить не по лжи» повторяются и в других публицистических выступлениях А.И. Солженицына, оформляясь в строго выверенную, выстраданную программу А.И. Солженицына-писателя, публициста и гражданина. В её основе - концепция мирного пути развития России, способы смягчения авторитарной системы власти. Статья «Как нам обустроить Россию?» - это размышления о судьбе страны, её будущем.


Источник:https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=669853

Контроль знаний.

Контроль знаний.

ТЕСТ.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 32; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!