Сравнение одно: Принакрылась снегом точно серебром.

Конспект урока русского (родного) языка

Дата 08.11.2021

Урок № 10-11

Группа № 92 профессия Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства 3 курс

Тема:  Работа с тексами художественных произведений. Лирика С.А. Есенина.

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: урок обобщения знаний

Цель урока:  проанализировать стихотворения С.А. Есенина, выявить, какие художественные средства выразительности использованы автором в текстах

Используемая литература:                                                                               
1. Учебник Русский язык . Львова С.И., Львов В.В. – учебник для общеобразовательных учреждений. – Мнемозина, 2020.

Ход урока

1.Организационный этап
Мотивационный модуль.

Формулируется тема урока.

Есенин обладал уникальным талантом. Его стихотворения всегда оживали, они были искренними. Не было ничего придуманного или наигранного. Поэт говорил от себя, раскрывал свою душу, даже свои пороки.

Как и многие другие автора, Есенин использовал различные средства выразительности. Конечно, это эпитеты и метафоры. Как сам Есенин говорил, что задача поэта «ласкать» и «карябать».

Вот и его слова были то очень нежными, то горькими.

Важной частью средств выразительности были повторы. Их использование позволяет акцентировать внимание, указывает, о чем особенно думает автор. Это также придает глубины, задумчивости. Есенин не просто повторял строки, он менял порядок слов, чем только усиливал эффект.

Другой особенностью можно назвать конкретику. Есенин не витает в облаках. Он не углубляется в философию. Конечно, его слов часто переполнены метафорами и сравнениями, но они просты, так что каждый читатель быстро понимает суть.

Используя свой уникальный стиль, Есенин смог добиться индивидуальной чувственности. Достаточно лишь прослушать отрывок, чтобы понять, кто это написал.

 

Ребята, на этом уроке мы  будем работать текстами стихотворений С.А. Есенина и определять художественные средства выразительности, использованные поэтом.

 

2.Основная часть.

Метафоры в лирике Есенина.

Эпитеты в лирике С. Есенина.

Метафоры в лирике Есенина.

С помощью метафор в стихотворениях Сергей Есенин наделяет некоторые свои слова и выражения свойствами других предметов и явлений в переносном значении. Используя общий признак определяющего и определяемого слова (выражения) поэт раскрывает свойства последнего, что украшает произведения и придаёт им художественную выразительность.

 Сегодня мы рассмотрим примеры метафор в стихотворениях Есенина – «С добрым утром!», «Береза» и «Отговорила роща золотая».

«С добрым утром!»

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"

 

 

Скрытые сравнения (метафоры) в стихотворении используются много раз – это:

Шелестят зеленые сережки.

Задрожало зеркало затона.

Горят серебряные росы.

Сетка небосклона.

Задремали звезды золотые.

Улыбнулись сонные березки.

Шелковые косы.

Крапива обрядилась перламутром.

Почти половина стиха построена на метафорах, что позволило оживить картину произведения и наполнить его глубиной.

Гладь затона сравнивается с зеркалом – настолько она ровна и спокойна. При таком сравнении легкий ветерок вызывает рябь на воде, которую Есенин сравнивает с дрожью (задрожало зеркало затона).

Роса на утренней траве горит, как серебро, а звёзды словно бы сделанные из золота начинают дремать на зорьке. Такому утру улыбаются березки и даже крапива, как заправская красавица, украшает себя перламутром росы (обрядилась перламутром).

 

«Белая береза»

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

В этом стихотворении Есенин использует метафоры:

Распустились кисти.

Принакрывшись снегом.

Заря обходит кругом.

Также имеется метафорическое сравнение:

Горят снежинки.

Кисти березы сравниваются в переносном значении с волосами девушки, которые распустились и принакрылись снегом.

Заря показана в образе чего-то живого, что ходит кругом и каждый день дарит природе новую жизнь, а снежинки под её лучами буквально горят светом.

 

«Отговорила роща золотая»

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

Само название стихотворения «Отговорила роща золотая» является метафорой, которая показывает, что осенняя пора золота заканчивается и скоро природа покроется снежным покрывалом.

Также мы видим в стихотворении метафоры:

Обгорят рябиновые кисти.

Березовым языком.

Роняю слова.

К метафорам отнесём и:

Костёр рябины красной.

И души сиреневую цветь.

Осенняя рябина горит настоящим костром в саду – это сравнение с огнём помогает нам увидеть яркие её гроздья на фоне желтой листвы.

  Сиреневая цветь души – это тонкость натуры поэта, который всё воспринимает близко к сердцу, даря миру доброту и нежность, а «роняя слова» помогает сравнить тихое падение осенних листьев с речь погрустневшего поэта.

Использование слов и выражений с переносным значением обогащает стихотворения Есенина, оживляет их и позволяет поэту лучше передать читателю свойства предметов и явления.

Эпитеты в лирике С. Есенина.

С помощью использования в стихотворениях эпитетов Сергей Есенин придаёт строкам большую выразительность, что позволяет поэту создавать свой, есенинский стиль.

«Белая береза»

В стихотворении «Белая береза» Есенин использует много эпитетов, что наложило свой отпечаток на стих и приблизило его к реальной картине природы. Отметим средства художественной выразительности (в скобках определяемое эпитетом слово):

Новое (серебро).

Белая (береза).

Золотой (огонь).

Пушистые (ветки).

Сонная (тишина).

Белая (бахрома).

Некоторые причисляют «золотой огонь» к метафорам (огонь, как золото), но это скорее эпитет, так как он показывает цвет на фоне зимы.

 «Пушистые ветки» и «белая бахрома» помогают в описании красоты зимней березки, делая её для читателя настоящей красавицей.

«Новое серебро» показывает, что природа каждый день осыпает березу свежими снежинками, а эпитет «сонная тишина» говорит нам о глубине зимней тиши, в которой стоит березка.

Сравнение одно: Принакрылась снегом точно серебром.

Олицетворения – «заря, лениво обходя» и «березка… принакрывшись снегом».

Снег в последнем сравнивается с серебром и делает сравнение ещё одним мазком художника на картине описания зимней природы.

«Отговорила роща золотая»

В стихотворении «Отговорила роща золотая» использованы эпитеты:

Грустные (слова).

Веселый (язык).

(Роща) золотая.

Не первый раз мы видим, как Есенин употребляет средства выразительности в названии стихотворения и (или) первых его строках.

С помощью эпитетов в стихотворении автор оживляет рощу и сравнивает жизнь человека со сменами времен года. Строки приобретают больше выразительности и красоты произношения.

«Золотая роща» показывает, что в природе наступила осень, а «грустные слова» связывают героя стихотворения с осенней природой.

Олицетворений в стихе сразу три:

Журавли, печально пролетая.

Отговорила роща.

Журавли … уж не жалеют.

«С добрым утром!»

В стихотворении «С добрым утром!» Есенин использует несколько эпитетов и олицетворений – первые добавляют определяемым словам красоты произношения, а вторые оживляют строки.

Эпитеты:

(Звезды) золотые.

Сонные (березки).

Зеленые (сережки).

Серебряные (росы).

Обратите внимание, что «горят серебряные росы» - это метафора, а «серебряные росы – это эпитет, так как тут только украшение определяемого слова.

Олицетворения:

Березки улыбнулись.

Звезды задремали.

Крапива шепчет.

Перенос свойств человека на звезды, березки и крапиву оживляет стих и также даёт автору дополнительный инструмент для передачи полной картины раннего утра.

 

Несмотря на небольшой размер стихотворения «С добрым утром», написанного 19-летним Есениным в 1914 году, строфы позволяют в полной мере насладиться утренним ароматом природы и получить заряд энергии на весь день. Стих помогает человеку синхронизироваться с природой, пропитаться её лучами и бодро шагнуть навстречу дневному зениту.

Кто-то утром засыпает

Автор передаёт нам с помощью простых строк состояние природы в утренний час, когда кому-то приходит время засыпать, другому просыпаться.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.

На рассвете уходят спать небесные светила, они освещали нам путь ночью и охраняли сон, теперь время более ярким лучам. Этот процесс перехода природы из одного состояния в другое хорошо использует и человек, так молодость приходит, когда засыпает детство, а старость сменяет заснувшую зрелость.

Задрожавшее зеркало затона в стихотворении передаёт момент перехода ночи в день, первая только собирается заснуть, а второй в истоме подтягивается на земной кровати, борясь с недавними сновидениями.

Кто-то просыпается

Ночь сыграла свою роль и покидает сцену театра бытия, она дала нам возможность отдохнуть, осмыслить вчерашний день и с новыми силами сказать новому дню – Доброе утро!

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.

Ещё сонные березки с растрёпанными ото сна шёлковыми косами начинают утренний макияж – покрываются серебром росы и подправляют растрёпанную зелень сережек. Постепенно природа пробуждается и крадётся к человеку, сначала через затон реки, потом переступая через заросший крапивой плетень.

Даже крапива в этот час не ядовита, она тоже ещё только просыпается и даёт проход утренним лучам к человеческому жилищу. Лучики пытаются заглянуть в низкое окошко избы и щекочут человека, нашёптывая ему на ухо «доброе утро, пора вставать и жить ещё один человеческий день, дарованный Богом».

 

 

Самостоятельная работа.

  1. Определите, какие художественные средства использованы в приведённых фрагментах текстов.
  2. Определите, какие функции выполняют тропы и фигуры в каждом отрывке.

 

1. С чьей-то ласковости вешней

Отгрустил я в синей мгле

О прекрасной, но нездешней,

Неразгаданной земле.

2. Принимаю – приди и явись,

Всё явись, в чём есть боль и отрада…

Мир тебе, отшумевшая жизнь.

Мир тебе, голубая прохлада.

3. Я по первому снегу бреду,

В сердце ландыши вспыхнувших сил.

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

4. Но угасла та нежная дрёма,

Всё истлело в дыму голубом.

Мир тебе – полевая солома,

Мир тебе – деревянный дом!

5. Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помыслы розовых дней.

Но коль черти в душе гнездились –

Значит, ангелы жили в ней.

6. Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

7. Если душу вылюбить до дна,

Сердце станет глыбой золотою,

Только тегеранская луна

Не согреет песни теплотой.

8. Как снежинка белая, в просини я таю

Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.

9. Вечер чёрные брови насопил.

Чьи-то кони стоят у двора.

Не вчера ли я молодость пропил?

Разлюбил ли тебя не вчера?

10.О пашни, пашни, пашни,

Коломенская грусть,

На сердце день вчерашний,

А в сердце светит Русь.

Домашнее задание.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!