Язык           мышление сознание               действительность



правильность       точность   выразитель-                    уместность

богатство              логичность ность                            доступность

точность

 

Благодаря этой системе с 80-х годов XX века в лингвистике принято под культурой речи понимать, прежде всего, «область лингвистических знаний о культуре речи как совокупности и системе её коммуникативных качеств» (Б. Н. Головин).

В середине 90-х годов XX века профессор Е. Н. Ширяев расширил представление о культуре речи: «Культура речи — это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» (Культура русской речи и эффективность общения). Главным преимуществом подхода Е. Н. Ширяева к сущности понятия культура речи является то, что в качестве основного критерия оценки культуры речи выступает целесообразность — все выбранные языковые средства оцениваются по тому, насколько они помогают решить центральную речевую задачу. Не менее важна и вытекающая из этого подчеркнутая коммуникативная направленность всей речи. Еще одним достоинством такого понимания культуры речи является оценка речи с учетом этического компонента общения.

Таким образом, в рамках этого подхода представление о предмете культуры речи уже приближается к пониманию его как составной части культуры общения и культуры в целом. Вместе с тем Е. Н. Ширяев рассматривает культуру речи как инструмент выбора только языковых средств, хотя и ориентированных на достижение цели всей речи. Таким образом, собственно речевые средства (в том числе и невербальные), речь как текст, адресат речи и его ответная реакция, процесс создания речи — все это при таком подходе остается вне проблем культуры речи.

 

Каково современное представление о культуре речи?

Исходя из того, что и речь, и общение, и культура — это деятельность, предмет культуры речи  — это культура речевой деятельности. Другими словами, культура речи реализуется в процессе речевой деятельности, которая носит осознанный, целенаправленный, творческий характер.

Кроме того, культура речи — это деятельность еще и потому, что владение культурой речи проявляется только в речевой деятельности. Для того чтобы владеть культурой речи, недостаточно знать все законы порождения и восприятия речи, все ее нормы — нужно осознанно пользоваться ими и соблюдать их в своей речи.

Речь — это деятельность, которая представляет собой и сам процесс речетворчества во время ее произнесения (или письменной фиксации), и результат этого процесса — то высказывание, тот текст, который и составляет основную единицу речи.

Речь всегда представляет собой ответ на какой-либо стимул (внутренний или внешний) и, в свою очередь, речевое действие (и как процесс, и как результат) вызывает тот или иной ответ (словесный или несловесный, выражаемый в молчании или в физическом действии).

Следовательно, культура речи должна охватывать все эти компоненты речевой деятельности и их составляющие. А значит, с точки зрения культуры в речи в первую очередь оцениваются:

1) цель и средства ее достижения;

2) речь как процесс (речевое поведение);

3) речь как результат (текст).

Основные цели речи — информирование, выражение чувств, воздействие — порождают не только типы ситуаций общения, не только жанры, но и тот или иной набор критериев для оценки речевого поведения и результата речевой деятельности.

Главный критерий оценки любой деятельности — ее эффективность и степень этой эффективности, то есть оценка того, достигла деятельность цели или нет, а если да, то в какой степени.

При этом культура речи под ее эффективностью подразумевает, что результат не только будет соответствовать задуманному, но что постановка цели, способы и средства ее достижения, сам процесс речи и результат, который она вызовет, будут соответствовать этическим, коммуникативным, эстетическим и другим нормам. Обращаем внимание, что при таком понимании культуры речи соответствие/несоответствие этическим законам возникает еще на мотивационном уровне.

Каковы же главные цели и соответственно результаты речи?

Основными в речи являются три цели:

1) передача информации (информационная, информирующая речь);

2) выражение эмоций, чувств и оценок (эмоционально-оценочная речь);

3) оказание воздействия на адресата с целью доказательства той или иной точки зрения (аргументирующая речь).

Значит, ожидаемый результат информационной речи — это понимание со-держания сообщения; эмоционально-оценочной — разделение эмоций и оценок, сочувствие и т. д. — понимание психологическое, эмоциональное; аргументирующей речи — совершение адресатом действия, к выполнению которого его побуждали — понимание действенное.

При этом далеко не всегда цели речи выражаются явно. По некоторым оценкам, в речи культурного человека скрытые цели преобладают или, по крайней мере, их не меньше, чем выраженных прямо (не случайно косвенная просьба { ≪ Не могли бы вы... ≫ ) считается более вежливым, более мягким ее вариантом, потому что у того, у кого просят, больше возможностей ее отклонить.

Значит, культура речи предполагает умение использовать и распознавать как явные, так и скрытые цели речи.

 

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА И РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

 

При рассмотрении культуры речи важно различать речевую культуру общества (или определенного коллектива внутри этого общества) и речевую культуру отдельного человека.

Характеризуя уровень культуры речи наших современников, лингвисты, психологи, социологи сходятся во мнении, что:

— речь становится более унифицированной: в ней преобладают стандарт, клише;

— в речи, как правило, слабо проявляется индивидуальность — появилась усредненность в выражении содержания высказывания;

— в речи появились такие качества, как резкость в оценках, отсутствие оттенков, полутонов, потеря чувства слова и чувства стиля, речевого вкуса.

И — как следствие — все констатируют неумение большинства людей адекватно выразить свои мысли и чувства. Нынешнее положение с культурой речи общества стало закономерным итогом его развития за последнее время, поэтому сейчас ощущается еще большая потребность в речи иной направленности, в иной лексике, в ином уровне речевой культуры в целом. Русский язык — живой, поэтому в нем происходят различные процессы — обогащения и обновления, устаревания и т. д. В новых условиях появилась потребность в образцах нового речевого поведения, и стал формироваться современный речевой идеал.

В то же время «речевая культура общества есть отбор, собирание и хранение лучших образцов речевой деятельности» (Ю. В. Рождественский). Использование этих образцов и обучение им формирует речевую культуру личности. В этом смысле культура личности во многом определяется культурой общества.

Личность, в свою очередь, ощущает запросы общества и так или иначе на них реагирует, но речевая культура личности всегда отражает ее индивидуальность. Она, с одной стороны, опирается на культуру общества, с другой — каждый человек как личность, как человек разумный и говорящий, вбирает из культуры общества не только то, что для культурного человека необходимо (минимум), но и то, что в наибольшей степени соответствует его индивидуальности. Например, цитирует те или иные речевые произведения (книги, фильмы                    и т. д.).

В этом смысле культура речи предполагает настолько высокий уровень развития речевой личности, при котором отбор наиболее уместных и оптимальных с точки зрения всех параметров ситуации общения языковых средств часто происходит почти на уровне речевого автоматизма. Культурный человек говорит в данном жанре и стиле, в основном, «с листа», спонтанно. И исключения с подбором и припоминанием тех или иных слов и выражений, с построением тех или иных синтаксических конструкций лишь подтверждают это правило.

А для людей, профессия которых связана с повышенной речевой ответственностью, владеть «нормальной» речью недостаточно: необходима речь искусная, мастерская, то есть иной уровень ее «качественности».

Вместе с тем в настоящее время культура речи личности формируется в условиях, когда количество ситуаций высоко значимого публичного общения невелико и речевое общение направлено в основном на восприятие средств массовой коммуникации. Поэтому основными жанрами стали бытовой диалог или манипулятивные разговоры. Отсюда — недостаточная развернутость речи при отсутствии оформленной законченной монологической речи в небытовых ситуациях. Речь молодежи часто характеризуется чертами внутренней речи — ей негде было развернуться во внешнюю и окрепнуть как внешняя речь. Преимущественно обиходно-бытовое общение, не требующее серьезного содержания речи, не способствует также и развитию общей культуры личности. Обилие иностранных фильмов привело к тому, что многие перенимают сам стиль поведения, культуру и этикетные нормы других сообществ различных стран, а в речи используют штампы и калькированные, то есть переведенные буквально, выражения. Например: « Ты в порядке? » , « Bay ! » и т. п.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Речь воспринимают прежде всего так же, как человека, — по «одежке», по внешнему облику. Следовательно, в первую очередь мы замечаем «одежду мыслей» и, соответственно, представляем себе по речи весь «облик человека». Обычно думают: « Правильно говорит — значит, хорошо говорит » или « Хорошо говорит значит, правильные вещи говорит » . Это происходит потому, что в нашем восприятии общая культура человека, которая неотделима от речи без ошибок, тесно связана с психологической установкой на содержательность этой речи, поскольку правильная вежливая речь вызывает доверие к ее содержанию и к ее автору. Но это не всегда оправданно.

Культура речи предполагает речевое взаимодействие людей с целью их взаимопонимания. На это направлены и нормы, которые тоже объединяют людей в пользовании одним и тем же языком, и речевые модели, которые служат тому, чтобы люди понимали не только то, что сказано, но и то, что имелось в виду. Этой цели служат и возникающая на базе сказанного общность смыслов, знаний, понимания и, в конце концов, — характер взаимоотношений между людьми. Поэтому этичность и коммуникативность — главные условия культуры речи наряду с общей образованностью, и как следствие, владение речевыми и языковыми нормами.

По каким критериям нужно оценивать культуру речи?

1. Достоинства/недостатки речи в разной трактовке, разного объема и в разной степени

были использованы всеми авторами риторических трактатов, но не всегда назывались ими. И сразу же достоинства/недостатки осознавались коммуникативно-ориентированными: будь уместным, будь понятным слушателям, выбирай аргументы в зависимости от того, кому говоришь, и т. д.

«Достоинство» (по словарю В. И. Даля) — отличное качество или превосходство. Если говорить о достоинствах речи, то, соответственно, речь должна быть качественной, а значит — обладающей необходимыми свойствами, которые делают речь привлекательной для читателей (слушателей) и свидетельствуют о речевом мастерстве его автора. Такие свойства (качества) речи в лингвистике принято называть коммуникативными и в этом опираться на систему коммуникативных качеств речи Б. Н. Головина.

Коммуникативные качества речи — такие свойства речи, которые помогают осуществить общение и сделать его эффективным.

Получается, что разные качества речи «работают» на те или иные стороны речи, на те или иные нормы — этические (прежде всего уместность, доступность, выразительность), коммуникативные (главным образом выразительность, уместность, доступность, логичность, точность, богатство), языковые и речевые (правильность, точность, логичность и др.).

При этом все качества речи тесно взаимосвязаны, а их выделение остается весьма условным.

НОРМИРОВАННОСТЬ КАК ГЛАВНЫЙ МЕХАНИЗМ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

 

Часто приходится сталкиваться с представлениями о том, что нормы — это что-то искусственное, придуманное кем-то из ученых и навязываемое остальным людям. Это не так. Культура всегда и везде создает некие определенные правила — правила этикета, правила речи, целые ритуалы — обряды для обозначения значительности каких-то событий. Эти ритуалы различались у разных народов и в разных местностях, но их объединяет то, что они совершались по правилам. А человека, не соблюдающего эти правила, называли невежей (не путайте с невеждой — незнающим). Поэтому нормированность — это средство структурирования каких-то процессов, норма отражает, прежде всего, традиции, установления, обычаи. Норма помогает выделить главное, предпочтительное и уже его культивировать.

В этом плане норма всегда коммуникативна — она упорядочивает общение, делает его узнаваемым и предсказуемым. Кроме того, норма — это всегда средство отграничения «своих» и «чужих». В отношении речи норма выполняет те же функции.

В культуре речи каждый вид норм (этических, коммуникативных, языковых и речевых) предполагает свою шкалу для оценки общения в целом и конкретных его сторон (особенно речи) в частности. Этические нормы оцениваются по шкале прилично/неприлично, хорошо/плохо. Коммуникативные — удачно/неудачно, эффективно/неэффективно и т. д. Этикетные (в рамках этических и коммуникативных) — принято/не принято. Языковые — правильно/неправильно. Речевые — по каждому из достоинств: логично/нелогично, точно/неточно, уместно/неуместно, доступно/недоступно, разнообразно/однообразно, выразительно-невыразительно и т. д.

Наиболее разработанным является учение о языковой норме, по аналогии с которой исследуются и другие виды нормы.

Языковая норма — это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление языка. «Норма — это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов» (С. И. Ожегов). Таким образом, в основе нормы (не только языковой) всегда лежит выбор одного из нескольких вариантов. Норма — это результат социально-исторического отбора языковых и речевых единиц. В толковых словарях «норма» — это узаконенное установление. Обычный общепринятый, обязательный порядок, состояние чего-либо. Образец. Правило.

Норма — это не только социально одобряемое правило, но и правило, отражающее закономерности языковой системы и подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей (К. С. Горбачевич).

Для чего нужна норма? Для того чтобы:

— люди понимали друг друга правильно (социальная и коммуникативная функции);

— отличить образованного человека от необразованного (социальная и культурная);

— образованная часть людей с наиболее развитым языковым вкусом влияла на его воспитание и развитие у остальных (социальная и эстетическая);

— сохранять языковые традиции (социальная и культурная).

Как и за любое нарушение установленных правил, за нарушение норм следует наказание. Это наказание — коммуникативные помехи (непонимание, переакцентировка внимания на то, как человек говорит — насколько грамотно, а не на то, что он говорит). Кроме того, в качестве наказания может восприятие человека другими как некультурного, необразованного, а в результате может возникнуть внутренний барьер в общении и у самого говорящего: не знаю, как сказать — промолчу (как будто говорить приходится на иностранном языке). Следствием этого может стать падение самооценки: « Не смогу, потому что не знаю, правильно ли я говорю » или: « Надо мной будут смеяться » .

Вместе с тем в речи окружающих нас людей, с телеэкрана, по радио мы все время слышим нарушения норм. Так ли уж необходимо их неукоснительно соблюдать? Ведь в большинстве случаев мы понимаем, что именно эти люди говорят. Конечно, благодаря конкретной ситуации, нашему речевому опыту, прогнозированию смысла чужой речи, а также языковой догадке мы обычно справляемся с теми речевыми помехами, которые нам создают нарушения норм в чужой речи. Но, как правило, для этого нам требуется приложить специальные усилия, «настроиться на определенную волну» с говорящим. В результате такого нашего внутреннего перевода «с русского на русский» (перекодирования сообщения на привычный и понятный нам язык) неизбежно происходит потеря информации (в большей или меньшей степени). Например, вы услышали слово с неправильным ударением или неправильно произнесенное. Конечно же, оно «царапает» вам слух, и вы на некоторое время отвлекаетесь на сличение этого слова с тем звуковым образом, которое существует в вашем речевом опыте. Информация, которая прозвучит в это время, как правило, оказывается прослушанной подобно тому, как если идут какие-то радио- или телепомехи, то это и мешает, и не дает возможности сосредоточиться на основной информации, и просто раздражает.

Если вспомнить, что культура общения и культура речи, в частности, призваны облегчить процесс общения и понимания речи, то становится очевидным, что несоблюдение языковых норм идет вразрез с основами культуры.

Особенно явно это тогда, когда несоблюдение норм, ошибки не только портят впечатление от речи, но и создают основу для непонимания или неправильного понимания.

Речевая норма — это закон, но закон, который требует не неукоснительного бездумного применения, а взвешенного решения того, можно ли и нужно ли применять его в данной ситуации.

 

УРОВНИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

 

Уровни культуры речи: высокий — средний — низкий, т. е. культурно, малокультурно и совершенно некультурно, мы определяем у каждого человека неосознанно. Как правило, мы про себя отмечаем либо очень высокий уровень речевой культуры, либо низкий, а средний «не замечаем». При этом все уровни культуры речи дают оценку качества речи и в целом, и по отдельным аспектам, критериям.

Высокий уровень культуры проявляется во всем. Внешне — в звуках голоса и интонациях, в том, как человек ходит, стоит, сидит, в манере разговора, в жестах, мимике, взгляде — все это в устной речи оценивается с позиций того, насколько они соответствуют нашим представлениям о культуре общения. Анализируется, как человек относится к другим людям, как ведет диалог, как строит монолог и т. д. В письменной речи: какой у человека почерк — аналог хорошей дикции (не случайно каллиграфии уделяли такое большое внимание в классическом образовании и не мыслили без нее обучения), как он располагает текст на странице, есть ли средства наглядности — схемы, таблицы, графики, фотографии и пр.; чем и на чем написан текст, насколько грамотно с точки зрения орфографии и пунктуации; правильно ли оформлена речь с точки зрения ее жанра и многое-многое другое. Обязательно оценивается и соблюдение языковых и речевых норм, при-чем оценка идет на уровне знаний оценивающего.

Низкий уровень речевой культуры также проявляется во всем. Если человек высокой культуры во всем заботится, чтобы никому не доставить неудобств, то низкая культура человека заставляет делать прямо противоположное — самоутверждаться за счет других. Отсюда — грубость и безапелляционность, незнание чего-то и нежелание это узнать, а тем более нежелание следовать любым нормам. Именно за счет этих проявлений мы сразу видим человека с низкой культурой.

Диапазон проявлений «среднего» уровня речевой культуры гораздо больше. Как правило, в этом случае нет открытого пренебрежения различными нормами, скорее, есть некоторая ориентация на ситуацию — основные нормы соблюдать нужно тогда, когда за нарушение могут наказать. В остальном люди со средним уровнем культуры обычно гораздо ближе к низкому уровню, чем к высокому, потому что человек с действительно высоким уровнем культуры чаще всего считает для себя недостойным поступиться им, нарушив правила, в любой ситуации.

Таким образом, и в уровнях проявления культуры речи мы видим, что они зависят от уровня общей культуры говорящего.

 

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

 

Выразительность речи помогает говорящему отобразить свои чувства и воздействовать на чувства слушающего или читающего. Выразительная речь — это речь, в которой используются изобра­зительно-выразительные средства языка: эпитеты, сравнения, ме­тафоры, олицетворения, гиперболы, литоты, оксюмороны, зев­гмы и др.

Эпитет — это красочное определение, которое употребляется для создания образности речи:

Не истомленную, не праздную,             Не безнадежную, не гневную,

Не обеззвученную тьмой,                      Не вздрагивающую от шагов,

Я тишину люблю цветастую,              А полноправную, полдневную,

Живую, птичью надо мной.                              В свеченье трав, в огне снегов...

(И. Снегова)

В сравнении заключается уподобление одного предмета (явле­ния) другому, сходному с ним по каким-либо признакам:

Слова — торжественные,

Как пироги рождественские,

Слова, как медленные шаги,

Как лакированные сапоги,

С царственными жестами,

Протягиваемые жезлами.

(С. Кирсанов)

Метафора — это скрытое сравнение, перенос значения слова по сходству:

Все слабее звуки прежних клавесинов, голоса былые...

Только топот мерный, флейты голос нервный да надежды злые.

Все слабее запах очага и дыма, молока и хлеба...

Только под ногами да над головами лишь земля и небо...

(Б. Окуджава)

Олицетворение — это перенос свойств, качеств человека на объекты природы: мир растений, животных, стихийных явлений. Эти характеристики как приём помогают глубже проникнуть в замысел автора, пережить чувства, близкие к тем, что он сам ис­пытывал:

Трещал костер, выхватывая из темноты то целое дерево, то куст, а то и всю поляну сразу. И тогда дерево дрожало, куст, казалось, шевелился, а поляна играла бликами. Но так — лишь на несколько секунд, при игре огня. Кругом же была темнота. Только звезды осыпали нас сверху и с боков. Очень яркий Юпитер висел прямо над еле различимым силуэтом леса, будто выглядывая и прислушиваясь к нам. (Г. Троепольский)

Употребление поговорок, пословиц, фразеологизмов, крыла­тых слов также делает речь выразительной, например: Свежо пре­дание, а верится с трудом (А. Грибоедов);                 Краткость — сестра таланта (А. Чехов); Григорий ехал в уверенности, что он присты­дит отца и тот уедет не солоно хлебавши (М. Шолохов); Сергей Ильич мелким бесом рассыпался перед ними, низко кланяясь и улыба­ясь (К. Седых); Цыплят по осени считают; Мал золотник да дорог; Жизнь про-житьне поле перейти.

Важным качеством речи является ее логичность. Логичная речь — это речь строго организованная, последовательная, с со­блюдением логических переходов.

Нарушение логичности речи можно проследить в следующих примерах: «Весь класс принял участие в походе по историческим местам Подмосковья. Двое из класса отказались от похода» — второе предложение противоречит смыслу первого: если весь класс, то, значит, абсолютно все без исключения. Или: «Луг пестрел цветами: здесь виднелись ромашки, колокольчики, раз­ные полевые цветы» — нарушение логики наблюдается в сочета­нии родового понятия (полевые цветы) с видовым (ромашки, колокольчики).

Одним из признаков хорошей речи является ее уместность. Уместная речь — это речь, соответствующая ситуации общения.

       Например, сравним два текса на одну тему:

                           Роса

Когда в солнечное утро летом                                     Роса – вид атмосферных осадков,

пойдешь в лес, то на по­лях, в траве                         капли воды, осаждаю­щиеся при положи-

видны алмазы. Все алмазы эти блестят                       тельной тем­пературе вечером, ночью и

и пере­ливаются на солнце разными                            рано утром из приземного слоя воз­духа

цветами — и желтым, и крас­ным, и                            преимущественно на гори­зонтальных

синим. Когда подой­дешь ближе и                                           поверхностях расте­ний, почвы, разных

разглядишь, что это такое, то увидишь,                      предметов, охлажденных вследствие

что кап­ли росы собрались в треуголь­ных                  вечер­него и ночного излучения.

листах травы и блестят на солнце.                                                        (Энциклопедический словарь)

                                          (Л. Толстой)

 

       В обоих текстах характеризуется роса как явление природы, но средства описания этого явления разные.

Л.Н. Толстой представляет свое видение: роса в его описании образно сравнивается с блеском, сиянием алмазов. Текст из эн­циклопедии характеризует росу в научном стиле, объективно рас­крывая сущность данного явления.

Описание росы, данное Л. Н. Толстым, яркое, образное, воз­буждающее воображение и чувства читателя, будет неуместно в энциклопедической статье. В свою очередь, в художественном тексте будет неуместно описание, представленное в энциклопе­дии, так как в нем отсутствуют образные, выразительные средства языка.

 

Вопросы и упражнения для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «культура речи».

2. В чем состоит культура речи общества?

3. Что определяет культуру речи личности?

4. Каковы основные критерии оценки культуры речи?

5. Чем отличаются «качества» и «достоинства» речи?

6. Какова роль норм в общении?

7. Что такое языковая норма?

8. Всегда ли нарушение языковых норм связано с ошибкой?

9. Как определить уровень культуры речи?

10. Что лежит в основе разграничения различных типов речевой культуры?

Проанализируйте определения культуры речи. Есть ли различия в понимании сути этого явления учёными и вашим собственным? (устно, в форме голосового сообщения, отправляем на электронный адрес страницы в контакте https://vk.com/id255720637 (срок выполнения - 18.10.2021))

1. «Культура речи — владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи» (Скворцов Л. И. Культура речи // Русский язык. Энциклопедия. - М., 1979. - С.119).

2. «... а) культура речи — это совокупность и система её коммуникативных 7 качеств;

б) культура речи это учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи» (Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1988.- С.9).

3. «Культура речи. 1. Раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определённую эпоху, устанавливающая на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей. ... 2. Нормативность речи, её соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определённый исторический период, соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений» (Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. - М., 1976. - С. 158).

4. «Итак, культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» (Культура русской речи // под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. - М., 1998. - С. 16).

5. Культура речи — это «умение чётко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей» (Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д, 2003. - С. 68).

11.  Прочитайте текст. К какому стилю он относится? Найдите черты, характерные для данного стиля (устно, в форме голосового сообщения, отправляем на электронный адрес страницы в контакте https://vk.com/id255720637 (срок выполнения - 18.10.2021)) .

Вариант

В Тбилиси на улице имени Георгия Товстоногова состоялось торжественное открытие мемориала бывшего режиссера БДТ. На мраморной табличке значится, что «с 1915 по 1946 г. в этом доме жил великий режиссер». На мероприятии присутствовал прези­дент Межгосударственной конфедерации театральных деятелей Кирилл Лавров.

Вариант

Близится лето — пора студенческих каникул и возможность молодым подзаработать немного денег. А как? Что могут предло­жить сегодня рынок труда и фирмы по трудоустрой-ству?

Студент может устроиться вожатым в детский летний лагерь, продавцом с лотка, бри-гадиром в стройотряд или грузчиком. Мож­но записаться в команду «зеленых». Работа на так называемых экологических станциях заключается в патрулировании улиц го­рода и поддержа-нии чистоты городской флоры. Клубы, дискоте­ки и бары приглашают молодежь для распрос-транения флаеров, небольших карточек с указанием адреса развлекательного заведе­ния и праздничной программы.

12.  Прочитайте. Укажите перифразы. Вместо каких слов они упо­треблены? С какой целью введен перифраз в текст? (устно, в форме голосового сообщения, отправляем на электронный адрес страницы в контакте https://vk.com/id255720637 (срок выполнения - 18.10.2021))

1. Унылая пора, очей очарованье!..     (А. Пушкин)

2. — Эвакуация... Эвакуация... — донесся до Семена Иванови­ча дикий рокот голосов с перекрестка.

Выдумали же люди такое отвратительное слово — «эвакуация». Скажи — отъезд, пере-селение или временная всеобщая перемена, жительства — никто бы не стал, вылупив лукови-цами глаза, ухва­тив узлы и чемоданы, скакать без памяти на подводах и извозчи­ках в одесский порт, как будто сзади за ним гонятся львы.

«Эвакуация» в переводе на русский язык — «спасайся, кто мо­жет». Но если вы — я говорю для примера — остановитесь на людном перекрестке и закричите во все горло: «Спа-сайся, кто может!» — вас же и побьют в худшем случае. (А. Толстой)

13. Прочтите реплики Цветочницы и профессора Хиггинса из 1 действия пьесы Б. Шоу « Пигмалион » . Что именно в ее речи производит такое сильное впечатление на специалиста по фонетике? Какое представление о культуре речи Цветочницы и ее облике создается у вас? (устно, в форме голосового сообщения, отправляем на электронный адрес страницы в контакте https://vk.com/id255720637 (срок выполнения - 18.10.2021))

Цветочница. Ты что, очумел, Фредди? Не видишь, куда прешь!.. А еще называется образованный! Все мои фиялочки перемял. — Ага, так это ваш сынок? Хороша мамаша! Воспитала бы сына как положено, так он бы побоялся цветы у бедной девушки изгадить, а потом смыться и денег не заплатить. Вот вы теперь и гоните монету! — А чего мне вас обманывать? Ну, Фредди, Чарли — не все одно? Надо же из вежливости как-то назвать

человека. — Раз опять припустил (дождь), значит, конец видать. Не огорчайтесь, кэптен, купите лучше букетик у бедной девушки... Нет у него таких правов, чтобы лезть в чужие дела. Чего он ко мне пристал?... Нет у него таких правов, чтобы забрать мой патент. Мне нужен патент, как и всякой леди... бедная ты девушка! И так тебе жизни нет, а тут еще каждый цепляется да надсмехается.... Я имею право тут сидеть, как и вы.

Хигинс . Женщина, издающая такие убогие и омерзительные звуки, не имеет права сидеть где бы то ни было. Она вообще не имеет права жить. Не забывайте, что вы человеческое существо, наделенное душой и божественным даром членораздельной речи. Ваш родной     язык — язык Шекспира, Мильтона и Библии. А вы тут сидите и квакаете, как простуженная

лягушка.

Оцените культуру общения и культуру речи профессора Хиггинса. Что привлекает в его речи? Можно ли охарактеризовать его речевое общение как джентльменское? Докажите свою точку зрения.

14. Составьте короткий устный рассказ

а) о своём городе или селе,

б) о техникуме,

в) о своей семье.

Используйте для этого монологическую или диалогическую форму речи (устно, в форме голосового сообщения, отправляем на электронный адрес страницы в контакте https://vk.com/id255720637 (срок выполнения - 18.10.2021)).

Домашнее задание:

Посмотрите одно из популярных ток-шоу на телевидении. Воспользуйтесь сформулированными вами правилами для слушающего. Что вы оцениваете в речи как главное? Совпадают ли ваши реакции на речь героев или ведущих с оценкой речи участников передачи? Почему?

 

ИЛИ

Постройте монолог-рассуждение на основе одного из данных высказываний.

1. Пустые слова — что орех без ядра.

2. Не говори наобум, а бери на ум.

3. «Выучить несколько языков — дело одного или двух лет, а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни» (Вольтер).

4. «Язык человека — это его мировоззрение и его поведение» (Д. С. Лихачев).

 

Литература:

1. Антонова, Е.С., Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред.

  проф. учеб. заведений. – 9-е изд., стер. – Москва: Изд. центр «Академия», 2010. – 320 с.

2. Ипполитова, Н. А., Князева О. КХ, Савова М. Р. Русский язык и культура речи: курс

  лекций.— Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. —344 с.

 

Оформление работы

Двадцать первое октября

Дистанционная работа

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!