Психология творческого мышления в исследованиях зарубежных и отечественных ученых



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ТЕМА:  Психология творческого мышления

     

Выполнила: гр.15110з.

Третьякова Елена Владимировна

Проверила:  Батуева Евгения Батуевна

Преподаватель общей и социальной психологии

                                                                     

 

Улан-Удэ

2021

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….. 3

Понятие творческого мышления ……………………………...…………….….. 4

Психология творческого мышления в исследованиях отечественных и зарубежных ученых…..…………………………………………….……………. 6

Особенности творческого мышления …………………..…………...………... 10

Развитие творческого мышления ………………………...………………...…. 12

Заключение …………………………………………………………………..… 14

Список литературы …………………………………………………………..... 15

 

 

Введение

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность в самовыражении через творчество. Развитие творческого мышления – одна из важнейших задач в современном мире. Нестандартность мышления лежит в основе почти всех изобретений, научных открытий, она во все времена приводила к рождению идей, двигающих человечество вперед.

Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.

Вопросы творчества, творческой личности и творческих особенностей рассматриваются самыми различными отраслями психологической науки и являются чрезвычайно значимыми. Психология художественного творчества изучает высшие законы функционирования психики творца. Это особая дисциплина, вмещающая изучение любви, философствования, психологических основ религиозной жизни человека. Без нее нет ни психотерапии, ни педагогики, ни даже практической психологии.

Изучению вопроса исследования особенностей творческого мышления посвящен данный реферат. В нем приводится обзор различных концепций и подходов к изучению творческого мышления, рассматриваются отличительные особенности созидающего мышления, а также факторы, влияющие на его развитие.

Задачи реферата:

1. Рассмотреть понятие «творческое мышление».

2. Изучить концепции и подходы к исследованию творческого мышления зарубежных ученых и  отечественных.

3. Дать характеристику особенности творческого мышления.

4. Сделать анализ факторов, влияющих на развитие творческого мышления.

 

 

Понятие творческого мышления

Творческое мышление - мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям.

Творческий поиск неизбежно связан с широтой и гибкостью мышления, со способностью субъекта к смелому высвобождению из прокрустова ложа господствующих идей.

Выделяют следующие характеристические черты творческого мышления:

· эвристичность - способность решать задачи, требующие открытия закономерностей, свойств, отношений;

· креативность - умение создавать новые вещи и новые методы;

· мобильность - способность переходить в смежные сферы науки, решать комплексные проблемы;

· независимость - способность противостоять сложившимся в науке традициям и взглядам, мешающим получению принципиально нового знания;

· экспрезентность - умение видеть перспективу изучаемого объекта на основе ограниченной информации о предмете рассмотрения, предсказывать его будущее состояние, строить гипотезы о его прошлых состояниях;

· системность - способность охватывать объект как целое;

· разумность - способность диалектически отрицать старые системы знаний, мешающие качественному изменению науки;

· открытость - способность принимать и преломлять любые идеи;

· антиномичность - видеть единство противоположенностей или исключающих друг друга определений предмета;

· способность к обобщению материала, позволяющая поднимать от эмпирической конкретности к выводам об общих свойствах.

В психологии доказано, что личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнять следующие группы логических операций: комбинировать системы и их элементы, определять причинно-следственные связи, выполнять исследовательские операции. Развитие творческого мышления должно осуществляться в процессе обучения методам решений творческих задач, с помощью которых у обучающихся формируются и развиваются логические умения по каждой группе.

Творческая задача - это задача, для выполнения которой требуется изменение изученных правил или самостоятельное составление новых правил и в результате решения которой создаются субъективно или объективно новые системы - информация, конструкции, вещества, явления, произведения искусства. В теории творчества наряду с понятием творческая задача, существует и понятие исследовательская задача. Исследовательская задача - это творческая задача, для решения которой необходимо выполнить одну или несколько исследовательских операций.

Таким образом, для развития творческого мышления необходимы не отдельные творческие задачи, а системы творческих задач. Системы творческих задач должны быть основой обучающей деятельности.

Исходя из классических и современных теоретических представлений о мышлении в целом, правомерно понимать творческое мышление как его наиболее развернутую форму. Понимание творческого мышления как его высшей формы имеет ряд теоретико-методологических достоинств и позволяет преодолеть некоторые трудности современной психологии творческого мышления:

отпадает необходимость искать «неуловимые» проявления творческого мышления, поскольку оно выражается не в каком-то одном виде мышления, а во всех его видах и формах;

четко видна сущность творческого мышления, его широта и содержательность;

появляется возможность связать творческое мышление именно с мышлением, а не искать его корни в феноменах способностей, одаренности и прочее - творческое мышление изучается в рамках понятийного аппарата своей психологической области;

творческое мышление становится универсальным психическим свойством, присуще в потенциале всем людям, что позволяет говорить о реализации гуманистических принципов.

Психология творческого мышления в исследованиях зарубежных и отечественных ученых

С давних времен умы ученых занимает вопрос о сущности творческого мышления. Этой проблемой занимались еще античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон), выдвигая весьма прогрессивные для того времени идеи.

Платона представляет, что божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания. Стремление к этому высшему состоянию, род одержимости – страстная тяга к чистому созерцанию прекрасного.

Существенное влияние на дальнейшие исследования творческого мышления в психологии оказали идеи Аристотеля, которые легли в основу ассоциативной психологии. Ее отличительной чертой являлось признание ассоциации в качестве основной структурной единицы психического, ассоциация использовалась и как объяснительный принцип. Рациональное сводилось к чувственному, отсутствовал анализ субъекта, его деятельности, направленности, активности.

Ассоциативная психология оказалась не в состоянии объяснить закономерности процесса сознательного мышления и, в частности, творческого мышления. Исходные принципы традиционной эмпирической ассоциативной психологии не давали ей возможность изучать сложные психические явления, в частности интуицию. Она признавала только «сознательное мышление» (индукция, отношения, дедукция), подчиняющееся ассоциативным законам.

Тем не менее, необходимо отметить вклад психологов-ассоцианистов в исследование психологии творческого мышления. Установленные ими законы ассоциаций являются крупнейшим достижением психологической науки ХIХ века. Они помогают понять, например, почему прежний опыт зачастую может блокировать творческий подход к решению задачи. На основании этих законов был разработан метод гирлянд случайностей и ассоциаций (позволяет подготовить мышление человека к моменту «озарения», установить связь между сознанием и подсознанием с привлечением интуиции – является одним из приемов активизации творческого мышления).

Психология творчества психоанализа, изначального направления глубинной психологии, созданного З. Фрейдом, рассматривает два основных аспекта: мотивацию и бессознательные компоненты творчества. Согласно Фрейду мотивы творчества связаны с эросом (влечение к жизни) и являются производными от сексуальных влечений. Творчество — это результат сублимации сексуальной энергии в социально приемлемых формах деятельности, в том числе созидательной, творческой. По З. Фрейду бессознательное — «самая творческая часть психики».

К. Юнг основатель аналитической психологии, выделял в человеке два начала — личностное и творческое, которые могут находиться в антагонистических отношениях. Он утверждал, что зародышами будущих психических ситуаций, новых мыслей, творческих открытий полны архетипы коллективного бессознательного. Они являются источниками творческого вдохновения.

По Э. Нойманну творческой функцией обладает бессознательное, которое создает свои формы спонтанно, примерно так же, как это делает природа, которая — от атома и кристалла до органической жизни и планетных систем — спонтанно создает формы, способные производить впечатление на человека своей красотой.

Архетипы коллективного бессознательного являются изначально бесформенными структурами, приобретающими видимые очертания в искусстве.

По утверждению Э. Нойманна у огромного количества писателей и художников доминирующее положение занимает архетип матери, превалирование которого является символом определяющего значения архетипического мира, как целого, влияние, которого может доставать до биопсихического уровня. При этом определяющим фактором доминирования архетипа матери являются отношения с матерью, в котором находится эго ребёнка, а не взрослого человека.

Основатель индивидуальной психологии А. Адлер считал, что каждый человек изначально обладает творческой силой, благодаря которой может управлять собственной жизнью. Его компенсационная теория творчества рассматривает науку, искусство и другие области культуры как способ компенсации человеком своих недостатков.

С позиций гештальтпсихологии творчество — это «замыкание» в процессе мышления в единое целое разрозненных фактов, приведение во взаимодействие отдельных хранящихся в памяти фрагментов знания, что приводит к озарению.Представитель гештальпсихологии М. Вертгеймер занимался изучением творческого мышления. На основе разработанного метода «рассуждения вслух» в диалоге с экспериментатором он изучал стадии мышления. В контексте исследований гештальтпсихологии были введены в научный оборот следующие плодотворные понятия: «проблемная ситуация», «инсайт», «продуктивное мышление», «центрированная структура», «перецентрирование». М. Вертгеймер в беседах с А. Эйнштейном исследовал и интерпретировал роль ассоциаций в творческом мышлении физика, используя описание его теории относительности. Соотнести творческий процесс с творческим продуктом не удалось. По его мнению, творческая активность субъекта скрыта за возникновением новых идей не только в физике, но и в психологии.

Дж. Келли рассматривал творчество как альтернативу банальному. Он разработал теорию творчества и творческой личности, описав впервые альтернативное гипотетическое мышление. По мнению Дж. Келли, жизнь — это творческий исследовательский процесс. Согласно его позиции личность — это уникальная система конструктов, которую она использует для интерпретации жизненного опыта, созидания собственной модели мира.

А. Маслоу рассматривал творчество как универсальную функцию человека, которая помогает ему в самовыражении. По его мнению, способность к творчеству является врожденной и не требует специальных талантов. К. Роджерс рассматривал творчество как универсальное явление, он считал, что сама жизнь и восприятие мира есть творческий акт. Он определял творчество как создание нового продукта с помощью действий.

Автором теории является Г. С. Альтшуллер. Он полагал, что способность к творчеству не талант, а природа человека. Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности. Творческие способности есть у каждого человека, для того, чтобы они открылись необходимы условия для их реализации. Главное — создать мотивацию на творчество и овладеть технологией творческого труда. Основным способом развития творческой личности является самосовершенствование.

Согласно определению Я. А. Пономарёва творчество в широком смысле слова есть всякое взаимодействие, ведущее к развитию; это механизм развития. «Творчество — необходимое условие развития материи, образования её новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм».

Работы Я. А. Пономарева имеют не только общепсихологическое значение, но и общенаучное. Изучение научного наследия Я. А. Пономарева позволяют выделить основные «краеугольные камни» его теории:

· открытие факта неоднородности результата действия человека: выделение в нём прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов деятельности, выявление психологического механизма интуиции;

· учение о психологическом механизме творчества (и поведения) и его центральном звене — внутреннем плане действий (ВПД), или, что то же самое — способность действовать в уме (СДУ). Формирует ВПД сознание.

· открытие сначала принципа, а затем универсального общепсихологического закона ЭУС («этапы-уровни-ступени») — закона преобразования этапов развития системы в структурные уровни её организации и ступени дальнейших развивающих взаимодействий;

· теория этапов (типов) развития психологического (научного) знания

Механизм творческого мышления, по мнению доктора философских наук Е.Н. Князевой, это не случайный перебор возможных вариантов с целью обнаружения единственно верного, а механизм восполнения недостающих звеньев, самосборка целостного образа. В этом заключается синергетическая модель ученых С.П. Курдюмова и Е.Н. Князевой. Авторы приводят в пример свидетельство Л.Н.Толстого, который в дневниках признавался, что писал свои тысячестраничные романы ради нескольких горячо любимых сцен (такие отдельные моменты авторы называют установочным планом). Такой план инициирует работу подсознания, играя роль некоего стимула в творческом процессе.

Д.Б. Богоявленская, подходит к исследованию творческого мышления с позиций системного подхода и предлагает выделить в качестве единицы исследования творчества интеллектуальную активность. Выдвигая ее в качестве психологического аспекта изучения творчества, она утверждает, что «… мерой интеллектуальной активности, ее наиболее важной качественной характеристикой, может служить интеллектуальная инициатива, понимаемая как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы». Таким образом, она рассматривает творчество как «дериват интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует умственные способности».


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!