История возникновения государства и теории их происхождения .

КРУЖОК Юный правовед

Пдо БельдюгинаВ.С.

Тема: Правовое государство. История возникновения государства.

 

Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

 

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

· закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

· права граждан защищены государством;

· держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

1. Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

2. Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

3. Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Конец формы

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

· верховенство закона на всей территории страны;

· соблюдение принципа разделения властей;

· взаимная ответственность личности и государства;

· гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

1. Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

2. Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

3. Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

4. Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

· законодательная,

· исполнительная,

· судебная.

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

· в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

· в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

· в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

· идеологический и политический плюрализм;

· принцип выборности органов власти и должностных лиц;

· стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

· недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это концепция, в которую включено множество различных взглядов, позиций, идей и интересов в одно и то же время. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

· контроль над законностью решений судов;

· надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

· создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

· надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

· предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

 

 

История возникновения государства и теории их происхождения .

Государства возникали и формировались разными путями. Выделяют восточный путь, начавшийся на на Древнем Востоке и продолжавшийся в Африке, Америке. Особенность этого пути в «азиатском способе производства». Главными факторами являются: земельная община, коллективная собственность, переход родоплеменной знати в чиновничий аппарат управления. Коллективная собственность переходит в государственную. Классовая дифференциация не наблюдается здесь отчетливо. Государство одновременно организовывает производство и эксплуатирует работников – сельских общинников. По-другому возникали государства в Южной Европе, где ведущую роль играло классовое расслоение, которое произошло в результате интенсивного формирования частной собственности. Сюда относятся возникновение Древней Греции, Рима. В Риме долгое время противоборствовали две группы свободных членов родоплеменного общества: патриции и плебеи. Это тоже оказало существенное влияние на классовое расслоение. На вопрос возникновения государств в западной и восточной Европе существует несколько точек зрения. Сторонники первой точки зрения говорят о разложении первобытных отношений и зарождении феодальных (Россия, Германия). Вторая точка зрения сводится к тому, что после разложения родового строя наступает период длительный по времени, когда родовая знать определяется в особую группу, обеспечивает себя привилегиями, захватывает большую часть собственности. Крестьяне при этом не теряют своей свободы и имеют в собственности землю. Такой тип государства называется профеодальным. В России IX-X вв формой государственности были города-государства Новгород, Псков, Суздаль с общинным устройством и общим собранием – вече. Эти города повлияли на формирование государственно-правового управления. Общественные отношения регулировали обычное и договорное право. В 862 г. новгородцами на княжение был приглашен Рюрик. Он не имел права собирать налоги, город просто оплачивал его работу. Пути возникновения государства различны, существует несколько теорий. Теологическая теория происхождения государства К родоначальникам этой теории можно отнести Августина, Фому Аквинского. Древнейшая из теорий отражает теократические черты первых государств: законность культа и его обрядов, роль жрецов, соглашение между религиозной и светской властью. Согласно данной теории творцом всего является Бог. Поэтому сущность государства, его природу познать невозможно, так как это божье творение. Теория не отрицает существование земного государства и поддержание в нем порядка. Благодаря этой теории престиж государства и государственной власти был высоко поднят. Теория к тому же осуждала преступность, способствовала утверждению порядка в обществе. Патриархальная теория возникновения государства Этой теории придерживались в Древней Греции и Риме, она была распространена во времена средневекового абсолютизма и дошла до наших дней. Родоначальником можно считать Аристотеля, который считал, что государство – это естественная форма человеческой жизни. Вне государства человек осуществлять общение, деятельность не может. Человек – это общественное существо, он стремится объединится с себе подобными, образовать патриархальную семью. Когда таких семей создается множество, происходит образование государства. Аристотель приравнивал власть государства к отцовской власти.

Патриархальная теория развивалась и в России. М.Н.Покровский считал, что древняя государственная власть развивалась из власти отцовской. У русского народа глубоко заложена вера в «отца народов», хорошего царя, вождя не без влияния патриархальной теории.

Теория договорного появления государства Теория тоже древняя. Древнегреческие софисты считали, что люди объединились на договорных началах для того, чтобы обеспечить справедливость. Эпикур провозглашал, что государство покоится на взаимном договоре. Сторонников этой теории было много во всех концах света: Г.Гроций, Б.Спиноза, А.Радищев, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Люди изначально находились в определенном естественном состоянии и обладали правами и свободами от рождения. Гоббс считал, что это состояние «войны всех против всех». Затем ради достижения мира люди заключили общественный договор и передали часть своих прав государству, обещая подчиняться ему. Государство должно было сохранить неотчуждаемые права человека: свободу, безопасность, право собственности.

Учение Гегеля и теория завоевания Г.В.Гегель создал свою теорию происхождения государства. Основой государства он определил «мировой разум» – абсолют духа и разума. Государство, по мысли Гегеля, не может служить отдельным лицам и не может создаваться ими. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не может быть представителем чьих-то интересов, оно является абсолютной самоцелью. Государство имеет цель в себе, высшую из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность личности – быть достойным членом государства. Гегель не признает суверенитет народа как основу государства и идею демократии, вытекающую из него. По утверждению Гегеля народ не знает, чего хочет «разумная воля» и чего он хочет сам, поэтому верховная власть не может выражать интересы народа. В начале XX века стала распространяться теория насилия (завоевания). Опираясь на исторические факты, основоположники теории считали войны и завоевания основой государства. Л.Гумплович утверждал, что все государства возникли при помощи актов насилия.


Ирригационная, органическая и марксистская теории происхождения государства Необходимость строительства и эксплуатации огромных ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае сделало возможным образование государства. Хозяйственные процессы выделили класс чиновников – управленцев, которые стали злоупотреблять своим положением и порабощать общество. Основателем ирригационной теории является К. Виттфогель и его работа «Восточный деспотизм». Он называет этот период гидравлическим или агроменеджериальным. Органическая теория, сторонниками которой являются Спенсер, Вормс, утверждает, что государство сформировалось при естественном развитии. Государство появилось вместе с людьми и является творением сил природы. Марксистская теория появления государства хорошо раскрыта в работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Для данной теории характерен материалистический подход. Возникновение государства связано с появлением частной собственности, возникновением классового общества и классовым антагонизмом. Ленин говорил о государстве как об аппарате для применения насилия, поддержания господства одного класса над другим.




Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!