ТРОПЫ способствуют художественной выразительности поэтической речи.



СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком (как, будто, словно)

("Анчар, как грозный часовой",

"Как мимолетное виденье");

ЭПИТЕТ - художественное определение

("железный стих», «седое море", "ветреная младость");

МЕТАФОРА - скрытое сравнение одного предмета или явления с другим по принципу сходства ("звезда пленительного счастья", "золото волос", "дождь звезд");

Олицетворение - вид метафоры - перенос признаков живого существа на неживое ("Ночевала тучка золотая", "Приходит вечер, шлейфом шелестя");

КАТАХРЕЗА - противоречивая метафора (зеленые чернила);

АЛЛЕГОРИЯ - образное иносказание, образ условен, подразумевается иное. Часто в басне волк - злоба, лиса -

хитрость, осел - упрямство ("Волк и ягненок" И. А. Крылова).

СИМВОЛ - неустойчивое иносказание, сложный, многозначный образ ("Анчар" Пушкина, "Парус" Лермонтова, "Среди миров" Анненского);

МЕТОНИМИЯ - замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности целое-часть ("театр рукоплескал" вместо "публика рукоплескала", "его перо любовью дышит", "фарфор и бронза на столе");

СИНЕКДОХА - часть замещает целое ("Белеет парус одинокий", множественное число заменяет единственное ("И слышно было до рассвета, как ликовал француз");

АНТОНОМАСИЯ - переименование, употребление собственного имени вместо нарицательного ("Ты Геркулес" вместо "ты очень силен", "И может собственных Невтонов и быстрых разумом Платонов российская земля рождать");

ПЕРИФРАЗ - замена собственного имени, названия описательным оборотом

("Погиб Поэт! - невольник чести"- вместо "Пушкин").

ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение ("змея стометроворостая");

ЛИТОТА - художественное преуменьшение ("Ниже тоненькой травиночки надо голову клонить");

КАНОФЕМИЗМ - замена мягкого слова более"грубым" ("зеньки таращит");

ЭВФЕМИЗМ - замена "грубого "слова более мягким (не "прощай", а "позволь расстаться мне с тобою");

ИРОНИЯ (насмешка) и САРКАЗМ (злая, горькая насмешка)

("И сойдешь ты в могилу...герой, втихомолку проклятый

отчизною.);

ПЛЕОНАЗМ - употребление слов, излишних для выражения мысли:

"мертвые трупы" в "Борисе Годунове" Пушкина.

ОКСЮМОРОН - сочетание противоположных понятий:

"Пышное природы увяданье", "Той грустной радостью, что я остался жив".

АЛЛЮЗИЯ - намек на известный факт литературы, истории для вызова в памяти читателя определенной ассоциации: "Попал как Чацкий с корабля на бал".

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ - заимствование строки, персонажа, ситуации или образа из чужого текста: "Не слышно шуму городского" /А. А. Блок /

ФИГУРЫ РЕЧИ – синтаксические конструкции

ИНВЕРСИЯ - перестановка, необычный порядок слов в предложении:

Не ветер, вея с высоты.

Листов коснулся ночью лунной. /А. К. Толстой. /

АНТИТЕЗА - противопоставление:

Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень -

Не столь различны меж собой. /А. С. Пушкин. /

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ - стихи с одинаковой синтаксической конструкцией:

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут.../А. С. Пушкин. /

АНАФОРА - повтор начальных слов строки, строфы:

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку...

ЭПИФОРА - повтор конца строки или строфы:

Мело, мело по всей земле, Во все пределы.

Свеча горела на столе. Свеча горела.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - не требующий ответа, для привлечения внимания к изображаемому:

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ и РИТОРИЧЕСКОЕ

ВОСКЛИЦАНИЕ:

Москва! Москва! Люблю тебя, как сын.

МНОГОСОЮЗИЕ - создает плавность, текучесть речи.

БЕССОЮЗИЕ - придает динамику, ускорение.

ГРАДАЦИЯ восходящая и нисходящая:

Пришел, увидел, победил.

УМОЛЧАНИЕ - не сказанное, но легко домысливаемое.

ЭЛЛИПСИС - пропуск во фразе какого - либо слова, легко подразумевающегося, для динамичности речи:

Зверю - берлога,

Страннику - дорога,

Мертвому - дроги,

Каждому - свое./М. И. Цветаева./

*Клише:

- С помощью ... автор создает ...

- Используя ... поэт создает образ ...

- Для создания настроения автор использует...

14. РИТМ - чередование в каждой строке каждой строфы ударных и безударных слогов.

15.СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ:

- ЯМБ— - двусложная стопа с ударением на втором слоге:

И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык...

- ХОРЕЙ - - двусложная стопа с ударением на первом слоге:

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу...

- ПИРРИХИЙ— - стопа, состоящая из двух безударных слогов:

Швед, русский, колет, рубит, режет...

- ДАКТИЛЬ- - - — трехсложная стопа с ударением на первом слоге:

Русь - не шелохнется,

Русь - как убитая...

- АМФИБРАХИЙ --- - трехсложная стопа с ударением на втором слоге:

И скучно, и грустно, и некому руку подать...

АНАПЕСТ - - - - трехсложная стопа с ударением на третьем слоге:

Вот парадный подъезд. По торжественным дням...

*Клише:

- Стихотворный размер ... типичен для творчества поэта.

- Совершенно необычно использование ... для творчества ...


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!