Про сборник «Денискины рассказы»
Виктор Драгунский.
Сборник «Денискины рассказы»
Учебно-исследовательская работа
Исполнитель:
студентка группы II АБ
Лашкова Анастасия
Руководитель:
преподаватель русского языка и литературы ВКК,
канд. филол. наук
Митрофанова Лариса Михайловна
Санкт-Петербург 2018
Содержание
I. Введение………………........………………………......……………….……3
II. Основная часть
2.1 Биография В. Драгунского...……………………….…......………..…… ..5
2.2 Детская литература и творческий путь писателя.......................................8
2.3 Про сборник «Денискины рассказы» ...………………… ………..…....9
2.4 Что говорил про рассказ сам Денис Драгунский?....................................15
III. Заключение...................................................................................................16
VI. Список использованной литературы……………………………….…....15
2
I. Введение
Детская литература является одним из важнейших средств воспитания подрастающего поколения, поэтому знание её необходимо будущим педагогам.
|
|
Литература для детей занимает особое место в жизни каждого человека, так как именно с первых прочитанных книг дети глубже знакомятся с внешней средой и открывают для себя что-то новое. Дети с детства должны быть окружены лучшими образцами литературы, так как это формирует их литературные предпочтения.
Книги расширяют представление ребенка о мире, знакомят его с природой, вещами, всем тем, что его окружает. Читая книгу ребенку, родители формируют предпочтения и читательские вкусы. Читать с ребенком не только важно, но и нужно! Они помогают активно овладеть языком, почувствовать красоту и выразительность родного слова. Одной из важнейших задач любой книги является обогащение словарного запаса юного читателя, а одной из значительных функций является развлекательная, так как, не заинтересовав ребенка, нельзя его ни воспитывать, ни развивать. Литературный язык детских произведений точный, выразительный, эмоциональный, лиричный, наиболее соответствует особенностям детского восприятия.
В жанры детской литературы входят сказки, повести, стихи, романы, былины, рассказы, а своеобразностью каждого детского произведения являются особенности его композиции и языка. Также своеобразие ее в том, что главными героями произведений в основном являются дети, что оказывает глубокое воспитательное влияние на читателей. Сюжетная линия детских книг обычно очень четкая, не делает резких отступлений. Также для нее характерны быстрая смена эпизодов и увлекательность. 3
|
|
Таким образом, детство начинается со знакомства с творениями известных детских писателей. Одним из них является В. Драгунский, который многим известен как автор своего знаменитого сборника произведений «Денискины рассказы».
Виктор Юзефович Драгунский- русский советский писатель, автор повестей и рассказов, из которых наибольшую популярность приобрёл цикл «Денискины рассказы», ставший классикой советской детской литературы.
Цель работы – изучить и проанализировать творчество В.Ю. Драгунского
Задачи:
1.Исследовать жизненный и творческий путь писателя.
2. Рассмотреть подробно произведение «Денискины рассказы».
3. Выявить специфику творчества В. Драгунского.
|
|
II . Основная часть
Биография В. Драгунского
Родился будущий литератор в конце 1913 года в Америке, в семье евреев-эмигрантов из белорусского Гомеля. Но Рита Драгунская и Юзеф Перцовский (его родители) прожили в полуторамиллионном Бронксе недолго: через полгода после рождения первенца супруги вернулись на родину, в Гомель.
Родного отца Виктор Драгунский не запомнил: Юзеф Фалькович скончался от тифа, когда сыну было 4 года. Вскоре мама вышла замуж вторично за красного комиссара Ипполита Войцеховича, но и этот брак закончился спустя 2 года: в 1920-м комиссар погиб.
Влияние на Виктора Драгунского оказал третий супруг матери и второй отчим – артист Менахем Рубин. Он выходил на подмостки еврейского театра водевиля, гастролировавшего по стране с комедийными музыкальными пьесами. Вместе с отчимом кочевал по городам и весям 8-летний Витя с матерью, впитывая за кулисами дух творчества и праздника.
В 1924-м у Виктора Драгунского появился единоутробный брат Леонид. Спустя 3 года, в 1925 году Рубин прекратил колесить по стране и остановился в Москве, дав согласие стать режиссером театра Ильи Триллинга. В конце 1920-х Рубин с Триллингом оставили Советский Союз и эмигрировали в США, где открыли новый театр.
|
|
Окончив школу, Виктор Драгунский устроился помощником токаря на завод. Позже перешел на фабрику конской упряжи, где мастерил шоры для лошадей. Но любовь к творчеству, привитая отчимом, не остывала: в 1930-м Виктор записался в мастерскую театрального педагога и режиссера Алексея Дикого, где учился 5 лет. После окончания курса вышел на сцену Театра транспорта на улице Гороховой (ныне «Гоголь-центр»). Вскоре талантливого артиста заметили и пригласили в столичный Театр сатиры.
5
Виктор Драгунский вечером выходил на подмостки, а днем писал фельетоны и юмористические монологи, придумывал клоунады для цирка и веселые интермедии. Актер и писатель подружился с цирковыми артистами и даже выходил на арену как клоун.
Великая Отечественная война прервала творческий полет Виктора Драгунского - он защищал Родину в ополчении. В армию не взяли из-за слабого здоровья. В 1943 году не стало брата писателя: Леонид Драгунский-Рубин скончался от тяжелого ранения в госпитале под Калугой.
После войны артист и писатель устроился в труппу столичного Театра-студии киноактера. Творческая биография литератора – это и роли в кино. У Михаила Ромма Драгунский снялся в картине «Русский вопрос», зрители узнали его в образе диктора на радио. Вышел на театральную сцену, сыграв героев нескольких спектаклей.
Актера приняли в драмтеатр на Поварской. Но заметные роли доставались мэтрам, а молодежь перебивалась появлением в массовке. Фонтанирующий идеями Виктор, дабы не прозябать без работы, инициировал создание самодеятельного коллектива внутри драмтеатра, в который вошли и молодые, и маститые артисты.
В этом «театре в театре» Драгунский возглавил пародийный коллектив «Синяя птичка», выходивший на сцену 10 лет, начиная с 1948 года. Юмористические спектакли артиста пользовались успехом и «Синюю птичку» пригласили на Мосэстраду. Виктор сочинял сценарии пародий и тексты песен. Одна из них («Теплоход») вошла в эстрадный репертуар Леонида Утесова.
В середине 1930-х Виктор Драгунский познакомился с актрисой Еленой Корниловой. Роман увенчался браком, в котором родился первенец – сын Леня. Но семейная жизнь дала трещину, супруги расстались. Леонид Корнилов окончил университет, выбрав экономический факультет, но 6
отцовские гены победили. Публицист Корнилов писал статьи для «Известий» и «Недели», издал 6 книг. Второй брак Виктора Драгунского оказался счастливым. Выпускница театрального вуза Алла Семичастнова, моложе мужа на 10 лет, родила Виктору Юзефовичу двоих отпрысков – сына Дениса и дочь Ксению. Вместе супруги прожили до смерти писателя
Скончался Виктор Драгунский в столице на 60-м году, от хронической болезни, с которой боролся долгие годы. В последний путь светлого и доброго писателя проводили тысячи поклонников. Могила артиста, юмориста и писателя находится на 14-м участке Ваганьковского кладбища. В 1990-м вдова писателя Алла Драгунская издала книгу стихов Виктора Юзефовича.
Семья Драгунского:
Первая жена- Елена Корнилова, актриса
Сын (от первого брака)- Леонид Корнилов, публицист, написал две статьи «Известий» и «Недели», издал 6 книг.
Вторая жена- Алла Семичастнова, выпускница театрального вуза
Сын и дочь (от второго брака):
Денис Драгунский (прототип героя известных детских рассказов отца, стал филологом (преподавал греческий язык будущим дипломатам), журналистом и литератором. Он писал сценарии для фильмов, научные статьи и обзоры)
и Ксения Драгунская (сочинила сценарии к трем десяткам пьес, прославилась как драматург, искусствовед и детский прозаик).
2.2. Детская литература и творческий путь писателя
Виктор Драгунский работал с очень раннего возраста, а также посещал литературно-театральные мастерские.
Свои актерские дни он совмещал с писательским делом – обрабатывал юморески и фельетоны, а также активно общался с богемной тусовкой, отчего заимел множество контактов с российскими актерами. Благодаря связям, основал свой собственный клуб, который просуществовал с 1948 по 1958 годы, а также стал руководителем своего собственного ансамбля под названием «Синяя птица», которые специализировались на литературно-театральной пародии. Клуб разрастался и становился очень популярным, в нем принимали участие различные молодые дарования, а также известные актеры.
В 1959 году Драгунский переквалифицировался и начал писать детские рассказы, что принесло ему огромную популярность. Среди прочих, есть такие популярные рассказы, как:
- «Девочка на шаре»
-«Друг детства»
-«Двадцать лет под кроватью»,
-«Волшебная сила искусства» итд.
В 1970 году Драгунский выпустил новый цикл рассказов: «Разноцветные рассказы», которые принесли ему заметную популярность, «Красный шарик в синем небе», «Приключения» и прочие.
По мотивам его рассказов, к слову, были проведены сьемки фильмов, а также отснято несколько короткометражек (например, «Капитан», «Где это видано, где это слыхано», взяты многие истории в качестве сюжета для Ералаша). Также писал Виктор Драгунский и стихотворения, однако, изданы они были только после его смерти уже вдовой.
Про сборник «Денискины рассказы»
Сюжет:
Действие рассказов происходит в конце 1950-х — начале 1960-х годов в Москве (так, события рассказа «Удивительный день» приходятся на день полёта Германа Титова в космос).
Главный герой, Денис, живёт с мамой и папой в центре Москвы — в разных рассказах упоминается, что он живёт на Каретном Ряду («Приключение»), неподалёку от Цирка («Не хуже вас, цирковых»), в Трёхпрудном переулке («На Садовой большое движение»).
Денис является единственным ребёнком своих родителей до момента действия рассказа «Сестра моя Ксения (Новогодний подарок)», в котором у него появляется сестра.
Это обычный мальчишка, с которым то и дело происходят смешные или курьёзные случаи.
Основные персонажи:
Денис Кораблёв (прототип — Денис Драгунский) — московский мальчик, в некоторых рассказах ещё дошкольник, в некоторых ученик 1, 2 или 3 класса «В» (сначала октябрёнок, а затем — пионер).
Мишка Слонов (прототип — Михаил Слоним) — одноклассник и лучший друг Дениса, его товарищ в большинстве приключений.
Другие персонажи:
Алёнка — девочка младше Дениса и Мишки, соседка Дениса. Немного пацанка. Участница, а иногда зачинщица их приключений.
Папа Дениса. 9
Мама Дениса.
Костик — друг Дениса и Мишки.
Люся — пионервожатая в школе.
Раиса Ивановна — учительница начальных классов, классная руководительница Дениски.
Борис Сергеевич — школьный учитель музыки.
Список некоторых рассказов, которые входят в сборник:
· Англичанин Павля
· Арбузный переулок
· Белые амадины
· …Бы
· Главные реки
· Гусиное горло
· Где это видано, где это слыхано…
· Двадцать лет под кроватью
· Девочка на шаре
· Дениска размечтался
· Друг детства
· Дымка и Антон
· Дядя Павел истопник
· Живой уголок
· Заколдованная буква
· Запах неба и махорочки
· Здоровая мысль
· И мы! 10
- Смерть шпиона Гадюкина
- Сражение у чистой речки
- Старый мореход
- Тайное становится явным
- Тиха украинская ночь…
- Третье место в стиле баттерфляй
- Тройка по поведению
- Удивительный день
- Фантомас
- Хитрый способ
- Чики-брык
- Что любит Мишка
- Что я люблю…
- …И чего не люблю!
- Шляпа гроссмейстера
- Расскажите мне про Сингапур
- Ровно 25 кило
- Рыцари
- Сверху вниз, наискосок!
- Сестра моя Ксения (Новогодний подарок)
- Синий кинжал
Первый сборник вышел в 1961 году под названием «Он живой и светится». Свои рассказы В. Драгунский не объединял в цикл, при этом единство создают: сюжетные и тематические связи; образ центрального персонажа ‒ Дениски Кораблева (поэтому все произведения Драгунского часто объединяют одним названием «Денискины рассказы»); второстепенные персонажи (папа и мама Дениски, его друзья, знакомые, учителя) также переходят из рассказа в рассказ; форма повествования, которое ведется от лица самого Дениски. 11
Возраст героя в рассказах остается неизменным – это младший школьник. Драгунский остроумно воссоздает характерные особенности детской речи, ее эмоциональность и своеобразную логику, «общедетскую» доверчивость и непосредственность, задающие тон всему повествованию.
«Чего я люблю» и «…И чего не люблю!» ‒ два знаменитых рассказа Драгунского, в названии которых на первое место выдвинуто собственное мнение ребенка. Это утверждается в перечислении того, что любит и чего не любит Дениска. «Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе. Еще я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо». Денискины «люблю»-«не люблю» часто полемичны по отношению к предписаниям взрослых («Когда я бегаю по коридору, то люблю изо всех сил топать ногами»). В образе Дениски много типично детского: это наивность, склонность к выдумке и фантазии, иногда простодушный эгоизм. Свойственные детскому возрасту «промахи» оказываются предметом юмора и шуток, как всегда бывает в юмористическом рассказе. С другой стороны, в герое Драгунского есть черты, которые свидетельствуют о вполне сложившейся личности: Дениска решительно противится всякой фальши, он восприимчив к красоте, ценит доброту. Это дало право критикам увидеть в образе главного героя автобиографические черты самого Драгунского.
Сочетание лирического и комического – главная особенность рассказов В. Драгунского о Дениске. Содержание «Денискиных рассказов» связано с происшествиями из обычной жизни ребенка – это случаи на уроках, домашние заботы, игры с друзьями во дворе, походы в театр и цирк.
Но их обычность только кажущаяся – комическое преувеличение обязательно присутствует в рассказе. Драгунский – мастер создания самых невероятных ситуаций на материале житейском, даже обыденном. 12
Основанием для них служит часто парадоксальная логика детей и их неисчерпаемая фантазия.
Дениска и Мишка, опоздав на урок, приписывают себе невероятные подвиги («Пожар во флигеле, или подвиг во льдах»), но оттого, что каждый фантазирует по-своему, следует неизбежное разоблачение. Мальчишки увлеченно строят во дворе ракету, при запуске которой Дениска улетает не в космос, а в окно домоуправления («Удивительный день»). Дети, в отсутствии маляров, решают помочь им красить, но в самый разгар игры обливают краской управдома («Сверху вниз, наискосок!»). Дениска не хочет есть манную кашу и выбрасывает ее за окно, которая попадает на шляпу случайного прохожего («Тайное становится явным»). Все эти немыслимые совпадения и происшествия иногда просто смешны, иногда предполагают моральную оценку, иногда рассчитаны на эмоциональное сопереживание.
Парадоксальная логика, которой руководствуются герои Драгунского, это путь к пониманию ребенка. В рассказе «Зеленчатые леопарды» дети комично рассуждают о всевозможных болезнях, находя в каждой из них достоинства и выгоды («болеть хорошо! Когда болеешь, всегда что-нибудь дарят»). За, казалось бы, абсурдными рассуждениями детей о болезнях стоит трогательная просьба о любви: «когда болеешь, все тебя больше любят». Ради такой любви ребенок готов даже заболеть. Детская иерархия ценностей кажется писателю глубоко человечной. В рассказе «Он живой и светится…» Драгунский словами ребенка утверждает важную истину: ценности духовные выше материальных. Предметным воплощением этих понятий в рассказе являются железная игрушка, обладающая материальной ценностью, и светлячок, способный излучать свет (символ мечты и любви одновременно). Дениска совершил неравноценный с взрослой точки зрения обмен: он променял большой самосвал на маленького светлячка. Рассказу об этом предшествует описание длинного вечера, во время которого Дениска ожидает маму.
13
Вот тогда-то мальчик в полной мере ощутил мрак одиночества, из которого его спасла «бледно-зеленая звездочка» в спичечном коробке. Поэтому на вопрос мамы, «как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка», Дениска отвечает: «Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..».
Очень значительный персонаж в «Денискиных рассказах» ‒ папа, близкий и верный друг своего сына, умный воспитатель. В рассказе «Арбузный переулок» мальчик капризничает за столом, отказываясь от еды. И тогда отец рассказывает сыну один эпизод из своего военного детства. Этот сдержанный, но очень трагический рассказ переворачивает мальчику душу. Жизненные ситуации и человеческие характеры, описанные Драгунским, порой очень непросты. Поскольку о них рассказывает ребенок, то смысл всего происходящего помогают понять отдельные детали, а они в «Денискиных рассказах» очень важны.
В рассказе «Рабочие дробят камень» Дениска хвастается тем, что сможет прыгнуть с водной вышки. Снизу ему кажется, что сделать это «легче легкого». Но на самом верху у мальчика от страха захватывает дух, и он начинает искать оправдания для своей трусости. Борьба со страхом происходит на фоне неумолкаемого звука отбойного молотка – там внизу рабочие дробят камень при строительстве дороги. Казалось бы, эта деталь мало связана с происходящим, но на самом деле она убеждает в необходимости упорства, перед которым отступает даже камень. Так же отступила трусость перед твердым решением Дениски совершить прыжок.
Во всех своих рассказах, даже там, где речь идет о ситуациях драматических, Драгунский остается верен юмористической манере. Смешными и забавными кажутся многие высказывания Дениски: «Федька к нам приехал по делу – чай пить» («Мотогонки по отвесной стене») или «Утром я ничего не мог есть. Только выпил две чашки чаю с хлебом и маслом, с картошкой и сосиской» («Синий кинжал»). 14
Но часто детская речь (с оговорками, ею свойственными) звучит очень трогательно: «Очень люблю лошадей, у них красивые и добрые лица» («Что я люблю») или «Я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно…» («Друг детства). Сочетание грустного и комичного в прозе Драгунского напоминает нам клоунаду, когда за смешным и нелепым видом клоуна скрывается его доброе сердце.
Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 213; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!