Введение новых слов в русский язык

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ

«Упрям, как осёл!». Русская культура выросла из упрямства

Объяснение природы полярных сияний

«Весьма вероятно, что северные сияния рождаются от происшедшей на воздухе электрической силы. Подтверждается сие подобием явления и исчезания, движения, цвету и виду, которые в северном сиянии и в электрическом свете третьего рода показываются», — писал Ломоносов. Наблюдавший полярные сияния в детстве, он  стал первым серьезным ученым, исследовавшим данное явление, и давшим ему достоверное объяснение.

Сегодня полярное сияние определяется как «свечение (люминесценция) верхних слоев атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра».

ВОПРОС-ОТВЕТ

Интересных фактов из жизни Михаила Ломоносова

Разработка корпускулярно-кинетической теории

После серии научных опытов Ломоносов утверждает, что все вещества состоят из корпускул — молекул, которые являются «собраниями» элементов — атомов. Концепция русского учёного предвосхитила формирование и принципы современной молекулярно-кинетической теории.

Получение твёрдой ртути

В декабре 1759 года Михаил Ломоносов вместе с Иосифом Брауном в ходе опытов получили ртуть в твёрдом состоянии. До этого подобного результата не удавалось получить ни одному учёному в мире. В 1760 году Ломоносов доказал электропроводность и «ковкость» ртути, что стало основанием для отнесения этого вещества к металлам.

Разработка принципов экономической географии

Ломоносов, возглавлявший географический департамент Академии Наук, ввёл термин «экономическая география», определив её как дисциплину, изучающую хозяйство, природные и трудовые ресурсы страны. Учёным были заложены основы изучения России в рамках экономической географии. Был организатором экспедиции в Сибирь. Издал в 1764 г. труд «Первые основания металлургии или рудных дел», где дал описание руд и минералов по их внешним признакам, рассказал о залежах руды, на значение окраски горных пород. Изложил взгляды на строение земной коры, происхождение горных пород и окаменелостей, полезных ископаемых, образование гор, причин перемещения суши и моря и т. д.

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ

Создание «Российской грамматики»

В 1755 году была издана «Российская грамматика» Михаила Ломоносова, одна из первых русских грамматик, выдержавшая 14 переизданий. Ломоносов выделял в российской азбуке 30 букв, определял восемь частей речи, шесть падежей, десять временных форм глагола, три наклонения и шесть залогов. «Грамматика» Ломоносова стала базой для дальнейшего развития русской филологии.

Реформа русского стихосложения

Вместе с Василием Тредиаковским, Михаил Ломоносов стоял у истоков силлабо-тонического стихосложения в России. Силлабо-тоническое стихосложение — это способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. В XIX веке силлабо-тоническое стихосложение безраздельно господствовало в русской поэзии, при его помощи были написаны лучшие произведения так называемого «золотого века» русской поэзии.

Введение новых слов в русский язык

Научная деятельность Михаила Ломоносова сопровождалась выработкой новых слов и терминов, которые с лёгкой руки учёного входили не только в научную практику, но и в повседневную жизнь Некоторые из слов, появившихся в русском языке благодаря Ломоносову: «атмосфера», «микроскоп», «минус», «полюс», «формула», «периферия», «горизонт», «диаметр», «радиус», «пропорция», «барометр», «манометр», «эклиптика», «метеорология», «оптика», «вязкость», «кристаллизация», «материя», «эфир», «селитра», «сулема», «поташ».

 

Мозаика Ломоносова

Ломоносов — гениальный ученый, выдающийся писатель и поэт — был, вместе с тем, большим и смелым художником. Его творческие успехи в области искусства поразительны. Всё, к чему обращался его гений, носило характер глубокого профессионализма. Так было и с живописью. Как художник он был на высоте требований времени, а во многом и превзошел уровень творческих поисков своих современников. Этому великому человеку, с его глубокой проникновенностью во все окружающее, открылся мир искусства — мозаичное монументальное художество, древнее и, вместе с тем, вечно молодое, способное внести в жизнь красоту необычайной силы.

Вне связи с вековыми традициями мозаичного искусства, Ломоносов совершенно самостоятельно добился исключительных результатов. По немногим образцам он не только постиг мозаичную технику, но и осознал художественный смысл мозаики — ее суровую и выразительную простоту, ее красочные возможности, декоративное значение и эпическую монументальность. Летом 1752 года Ломоносов заканчивает первую художественную работу — мозаичный образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены.

Разрабатываемая Ломоносовым теория “трех цветов” имела, несомненно, значение для развития цветоделения. Живописцы, — писал Ломоносов, — употребляют цветы главные, прочие чрез смешение составляют; то в натуре ли положить можем большее число родов эфирной материи для цветов, нежели она требует и всегда к своим действиям самых простых и коротких путей ищет?” Ломоносовым созданы немеркнущие картины и портреты.

Большинство мозаик Ломоносова создано в жанре портрета. Среди замечательных мозаик собственноручного набора Ломоносова сохранились две работы – «Нерукотворный Спас» (1753) и портрет Петра I с оригинала Г. Танауэра (1754). Из 40 мозаичных картин, выполненных в мастерской Ломоносова, до нас дошло 23 работы, среди которых «Апостол Петр» (1755), «Александр Невский» (1757 – 1758, Музей М.В. Ломоносова в Петербурге), «Бог-Отец» (1756 – 1757), портреты императриц – Елизаветы Петровны (1758 – 1760,) и Екатерины II (1763), цесаревны Анны Петровны (1756 – 1757, Музей М.В. Ломоносова) и Великого князя Петра Федоровича (1758), портреты придворных: П.И. Шувалова (1758), М.И. Воронцова (1765), Г.Г. Орлова (1764). Признанным шедевром мастерской Ломоносова по праву считается «Полтавская баталия» -первая крупноформатная мозаичная историческая картина в России. Грандиозный замысел, воплощенный в свободной и декоративной манере, отвечал главной задаче Ломоносова – прославлению Петра I, русского оружия, «Геройских славных дел, Что долг к Отечеству изобразить велел».

“Полтавская баталия“ — составлена из столбиков смальты толщиной всего 1-6 мм и длиной 5 см. Полтавская баталия, грандиозное настенное мозаичное полотно, задумана М.В. Ломоносовым как часть серии мозаик для внутреннего убранства Петропавловского собора, прославляющих деяния Петра I. Мозаика огромна (309,764 кв. м). Она состоит из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, набранных и укреплённых на плоском медном подносе весом 80 пудов (1280 кг). Ломоносов работал над этой мозаикой с семью помощниками.

В 1755 г. состоялось торжественное открытие университета в здании Аптекарского дома, находившегося на месте Исторического музея. В 1940 г., в дни празднования 185‑летнего юбилея, университету было присвоено имя Михаила Ломоносова.

 

Информацию подготовила: специалист по библиотечному обслуживанию – Медведева С. А.

Источники:

1. Самин. Д. К. 100 великих ученых. /Д. К. Самин. – Москва: Вече, 2001. -590 с.: ил, фот.

2. Карпеев, Э. П. Михаил Васильевич Ломоносов: книга для учащихся. /Э. П. Карпеев.- Москва: Просвещение, 1987. -96с., ил.

3. Морозов А. А. Ломоносов./ А. А. Морозов. – Москва: Молодая гвардия, 1961. -638 с.- (Жизнь замечательных людей).

4. Интернет - ресурсы

 

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!