Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5



МУНИЦИПАЛЬНЫЙ  ЭТАП ВсОШ ПО ЛИТЕРАТУРЕ – 2021/2022

КЛАСС

Методические рекомендации

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1.1.Внимательно прочитайте стихотворение Владимира Алексеевича Солоухина (1924—1997) «На смирной лошади каурой...». О каких временах говорится в стихотворении? Какие художественные образы и детали определяют каждое их них? Отсылки к каким жанрам фольклора есть в стихотворении? Почему? Что изменилось в эпохах, а что осталось неизменным? Опираясь на вопросы, уместно используя литературоведческие понятия и термины, напишите сочинение на тему: «Связь времен в стихотворении В.А. Солоухина «На смирной лошади каурой...»».

Примерный объем текста – 70-100 слов.

В.А. Солоухин

На смирной лошади каурой

(Куда влеком и кем гоним?)

Стоит у камня витязь хмурый,

И три дороги перед ним.

Летят над русскою равниной

За веком век, за веком век,

Умолкли древние былины,

Вознесся в космос человек.

На металлических снарядах

Мы мчимся вдоль и поперек,

И на широких автострадах

Есть указатели дорог —

Где Симферополь, где Кашира,

Где поворот, где спуск крутой.

Шуршит бетон, летят машины

С невероятной быстротой.

Такси возьмете до Рязани,

В Хабаровск сядете на ТУ.

Есть расписанье на вокзале,

Есть график в аэропорту.

Железный вихрь, стальная буря,

И все рассчитано давно…

А человек лежит, и курит,

И на звезду глядит в окно.

Свои ошибки и удачи

Он ворошит и ворошит.

Его вопрос, его задачу

Никто на свете не решит.

Своей печалью он печален,

Своими мыслями томим.

И точно так же, как вначале,—

Все три дороги перед ним.

1969 г.

В работах учащихся с разной степенью подробности должны содержаться ответы на  следующие вопросы.

О каких временных пластах говорится в стихотворении? Мифологическое прошлое и настоящее (ХХ век).

Какие художественные образы и детали определяют каждое их них?

Учащиеся могут обратить внимание на иные детали и образы, главное, чтобы они позволили охарактеризовать эпохи и в дальнейшем провести их сравнение.

Прошлое Настоящее Возможная (!) интерпретация
Витязь хмурый «Своей печалью он печален, Своими мыслями томим»    Указание на внутренний мир героев, настроение  
Камень (вещий камень) А человек лежит, и курит, И на звезду глядит в окно.   Мотив судьбы / выбора
Три дороги И на широких автострадах Есть указатели дорог...   Мотив судьбы / выбора
На смирной лошади каурой   На металлических снарядах Мы мчимся вдоль и поперек..   Изменение скорости жизни
(Куда влеком и кем гоним?)   Железный вихрь, стальная буря, И все рассчитано давно… А человек лежит, и курит,   Внешняя определенность жизни (судьба) и поиск своего предназначения
...... ...... .......

Отсылки к каким жанрам фольклора есть в стихотворении? Почему?

Былина, сказка.

Мотив судьбы, героической личности (прежде всего непохожести на других), ответственности за свой выбор.

Что изменилось в эпохах, а что осталось неизменным?

Изменился внешний облик времени, неизменным остался поиск людьми своего предназначения.

 

Критерии оценивания

1. Критерии оценивания аналитического задания

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырёхбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка», четвёртая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы.

При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчёркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четвёрка с минусом». В системе оценок по критерию «четвёрке» соответствует 20 баллов, «тройке» 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16 - 19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок - «зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективно м процессе, как оценивание письменных текстов.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, с учетом жанровых особенностей, через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 35 баллов. Шкала оценок: 0 – 15 – 25 – 35

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок).

Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности

с полным подсчётом ошибок не предусматривается.

Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!