ВИДЫ РЕЧИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛИ



Е.Б. Кузнецова

РИТОРИКА

Методические указания и задания для практических занятий

 

Для студентов, обучающихся по направлению

42.03.03 Издательское дело

Оглавление

Введение

История риторики

Практические задания

Законы риторики

Практические задания

Виды речи в зависимости от цели

Практические задания

План анализа публичного выступления

Композиция речи

Практические задания

Техника речи

Практические задания

Основные стратегии, тактики и приёмы спора

Практические задания

Приложение

Текст 1. Марк Туллий Цицерон. Первая речь против Луция Сергия Катилины

Текст 2. А.И. Солженицын. Ответное слово при вручении премии «Фонда свободы»

Текст 3. Василий Шукшин. Срезал

Текст 4. Илья Будрайтис vs Юлия Латынина. Дебаты в прямом эфире радио «Эхо Москвы»

Текст 5. С.А. Андреевский. Речь в защиту братьев Келеш

Текст 6. Магнитофонная запись обвинительной речи по делу Кителева

Список литературы для подготовки к выполнению заданий

ВВЕДЕНИЕ

 

Предлагаемое методическое пособие содержит теоретический материал, методические указания и практические задания по основным темам всех учебных модулей дисциплины «Риторика», которая входит в учебный план как дисциплина по выбору для обучающихся по направлению «Издательское дело».

Цель курса – дать знание общих законов речевого взаимодействия, сформировать навыки речевой коммуникации в разных сферах общественной деятельности, и прежде всего – в профессиональной. Содержание дисциплины раскрывается как на лекционных, так и на практических занятиях. Но в целом курс «Риторика» носит прикладной характер, учебный план предусматривает практических занятий в два раза больше, чем лекционных. И в ходе именно практических занятий формируются определенные компетенции: способность решать задачи межличностного и социального взаимодействия, представлять результаты осмысления профессиональных и общекультурных проблем, научных исследований; умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь; готовность и способность работать в коллективе, будь то издательство или книготорговое предприятие.

Методическое пособие предлагает задания для отработки навыков построения текстов публичных выступлений разного типа, аргументации своей точки зрения, убеждения собеседника и аудитории, участия в полемике. С помощью специальных упражнений студенты могут совершенствовать технику своей речи. На практических занятиях выполняются не все задания, часть из них предполагает самостоятельную работу студента дома. Перед комплексом заданий в пособии предлагается краткое изложение теоретического материала по соответствующей теме и общие рекомендации для выполнения практических заданий.

Но главный совет желающим овладеть мастерством публичной коммуникации: постоянно практикуйтесь! Нужно по возможности использовать для этой цели любую житейскую и учебную ситуацию. Если хочешь научиться говорить, – говори!

ИСТОРИЯ РИТОРИКИ

 

Происхождение и основные этапы развития риторики. Как учебная и научная дисциплина риторика существует более 2500 лет. В истории риторики, прежде всего, выделяется античный период. Древняя Греция считается родиной красноречия. И действительно, роль риторики в политической жизни Афин была огромна. Основоположником риторики считают великого древнегреческого философа и ученого Аристотеля. В понимании Аристотеля риторика – это искусство убеждать, спорить, используя только приемлемые средства убеждения. Риторика, по мнению Аристотеля, неразрывно связана с моралью; риторика – необходимое умение защитить себя и помочь справедливости. Учителем красноречия, теоретиком ораторского искусства был и древнегреческий софист Горгий. Следует отметить, что отношение к софистам и софистике было двойственным. В конце V века до н. э. софистами называли платных учителей красноречия и философии, которые обучали правилам логического мышления, правильным приемам доказательства и опровержения. Однако вскоре софисты стали обучать приемам спора при помощи применения различных словесных и логических уловок с целью победы любой ценой, что поставило под сомнение моральные основы риторики. С одной стороны, софисты помогали афинским гражданам, овладевая искусством слова, овладевать искусством управления. С другой стороны, их беспринципность, виртуозность при защите ложных тезисов вызывали к ним недоверие и даже враждебность. Аристотель, Сократ, Платон и их сторонники яростно выступали против софистов, обвиняя их в безнравственности.

Риторика Древней Греции была заимствована римлянами и приспособлена к нуждам римского общества. Ораторское искусство в Риме открывало путь к гражданской карьере, вследствие этого римская риторика уделяла особое внимание трем важнейшим сторонам ораторства: государственным установлениям как ораторской деятельности ораторов; воспитанию оратора; технике подготовки речи. Первым профессором римской риторики, создателем педагогической риторики является Марк Фабий Квинтилиан (I в. н.э.). Он написал трактат «Об образовании оратора» – самый подробный сохранившийся курс античной риторики с экскурсом в историю греческой и римской литературы. Все лучшее, чего достигло римское ораторское искусство, сконцентрировано в теории и практике оратора и государственного деятеля Марка Туллия Цицерона, который продолжил традиции школы Аристотеля. Вся деятельность Цицерона была ориентирована на теорию государственного права, философию личности, теорию стиля и философию образования. Главная сила речей Цицерона – в содержательности, умении подбирать веские доказательства, логично располагать материал, использовать все изобразительные средства и «разбрасывать по речи с умом». Эрудиции оратора Цицерон придавал большое значение. Наиболее полезными науками для оратора он считал этику и логику, философию, историю и литературу, так как их знание помогает логически правильно выстроить речь, выбрать подходящий к данной ситуации прием, который вызовет нужную реакцию у слушателей. Цицерон рекомендовал оратору с молодых лет ежедневно упражняться в искусстве владения словом, как атлет упражняется в применении оружия.

Античная риторика практически без изменений была унаследована теориями словесности Средних веков, Возрождения и Нового времени.

Для средневековой риторики характерно то, что проповедь и богословская полемика стоят в центре этой науки. Средневековая риторика занималась в основном не ораторией, а гомилетикой. Гомилетика – христианская проповедь, ряд поучений в форме беседы или советов. Первостепенная задача ее – пробудить в человеке божественное начало, духовно нравственно просветить и воспитать его. Хотя риторика в Средние века и считалась одной из самых популярных наук и входила в число «избранных», но по существу этот период не так много добавил к теоретическому риторическому наследию античности. Постепенно риторика вырождалась в сухую схоластику. Ведущую роль приобретает церковное и отчасти академическое схоластическое красноречие.

Кризис средневековой риторики начинается вместе с Возрождением. Возрождаются традиции античного судебного и парламентского красноречия, появляются яркие примеры письменной полемики (например, между Лютером и Эразмом Роттердамским). Риторика ищет опору в практике художественной речи, пытается уйти от «мертвой» латыни старых учебников, отойти от гомилетики, что приводит к другой крайности - в эпоху Возрождения к риторике относятся как к «искусству украшения речи». Возникновение такого определения риторики связано с тем, что мысль и язык начинают воспринимать отдельно друг от друга. Риторика опирается уже не только на устные, но и на письменные тексты. Кризис риторики усугубляется.

В XVII-XVIII веках риторика выступает как наука об аргументации преимущественно в письменной речи. На первый план выходит письменная литература (труды по богословию, религиозная и политическая публицистика, философия, историческая проза, документы). Это приводит к развитию частной риторики, которая обслуживает конкретные виды произведений. Со временем риторика превращается в сухую теоретическую дисциплину. Риторические трактаты по своей форме были перечислением риторических приемов и фигур, анализом классических образцов речей, но это вовсе не отвечало запросам времени. К началу XIX века риторика в Западной Европе перестает рассматриваться как наука и исчезает из сферы образования. Упадок риторики заходит так далеко, что вплоть да нашего времени многими риторика воспринимается как синоним вычурной, напыщенной малосодержательной речи.

Развитие риторики в России. Первое учебное пособие по риторике появилось в России в начале XVII века. Это был переводной учебник риторики Ф. Меланхтона, профессора греческого языка и теологии, жившего в Германии в XVI веке. Неоценимый вклад в развитие русской риторики внес М.В. Ломоносов. Его «Краткое руководство к красноречию» является продолжением античных традиций. «Российская грамматика» и ряд других грамматических и риторических сочинений являются важным этапом развития русской риторики. Ломоносов дает определение риторики как искусства не только убеждать, но и переубеждать. Ученый обращает пристальное внимание не только на логическую аргументацию, но и на психологию доводов, выявление причин, «от каких представлений каждая страсть возбуждается…». Автор «Краткого руководства к красноречию» ориентируется не только на произнесенные, но и на письменные образцы публичной речи. Ломоносов говорит о формировании национального языка во всем его стилистическом многообразии, прежде всего через художественную речь. И, наконец, в данной работе есть очень важные наблюдения, касающиеся связи между содержанием убеждающей речи (например, силлогизмами) и наиболее эффективной формой ее языковой реализации (например, выбором союза).

Интерес к риторике в России в конце XVIII – начале XIX вв. имел те же закономерные последствия, что и на Западе. Сначала – эпоха расцвета, однако постепенно предмет риторики как науки суживается, и от него одна за другой отходят области словесности, превращаясь в отдельные и самостоятельные дисциплины. Обособляются теория поэзии, стилистика, хотя еще долгое время они продолжают излагаться в курсах риторики. На основе риторики возникают следующие научные дисциплины: стилистика, поэтика, герменевтика, теория литературы.

В начале XIX века русская риторика переживает эпоху расцвета. Прекрасные учебники по риторике («Общая риторика» и «Частная риторика») пишет Н.Ф. Кошанский, учитель А.С. Пушкина. Заслуживает особого внимания работа известного государственного и политического деятеля М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия». Особое внимание уделял М.М. Сперанский эмоциональности речи, экспрессивности в слове и анализу природы «страстей». В первой половине XIX века литературные критики во главе с В.Г. Белинским организовали против риторики пропагандистскую кампанию. Идея значимости литературной критики и художественной литературы была поставлена во главу угла, филологические предметы были представлены только русским языком и литературой, риторика была постепенно исключена из системы образования.

После судебной реформы 1864 года, с введением суда присяжных и с учреждением присяжной адвокатуры начинает активно развиваться судебная риторика. Задачи судебного красноречия – «пленить, доказать и убедить». Судебных ораторов XIX века объединяло не только уважение к своей профессии, но и широкая образованность, правовая и общая эрудиция, тщательный анализ собранных доказательств, сила слова. Судебные речи конца XIX – начала XX в., представляя собой уникальный культурно-языковой феномен, различаются по манере изложения и стилю. Популярный адвокат С.А. Андреевский считал, что в уголовную защиту полностью должны быть перенесены все приемы литературы; фабула уголовного дела часто представлялась судебным оратором как сюжет, что было наиболее оптимальной формой в условиях суда присяжных и позволяло воссоздать приемлемую модель поведения человека. Речи таких известных адвокатов, как Ф.Н. Плевако, А.И. Урусов, В.Д. Спасович, В.И. Жуковский и др. отличались тонким психологическим анализом действий подсудимого, необыкновенной образностью, выразительностью. Конечно, судебное красноречие имело целью не только объективное исследование обстоятельств дела, но и воздействие на суд присяжных. Со временем чисто внешняя сторона речи (элокуция) выдвинулась на первое место, а топика (учение о нахождении аргументов) практически исчезла из риторики. Риторика стала признаваться юристами только как дисциплина, способная обучить красноречию. Тем не менее, судебные речи талантливых русских юристов А.Ф. Кони, П.А. Александрова, М.Ф. Громницкого и других с полным правом называют прекрасными образцами судебного ораторского искусства.

В конце XX столетия интерес к риторике необыкновенно возрос, и риторика как наука начала возрождаться. В условиях, когда общество идеологически управляется средствами массовой коммуникации, возникает проблема манипулирования сознанием человека и как средство защиты возникает неориторика (новейшая риторика). Если классическая риторика разработала общую теорию речевой деятельности, то пришедшая ей на смену неориторика, или теория аргументации, объектом изучения делает речевые приемы, направленные на достижение согласия слушателей в коммуникативном акте, на укрепление их веры в некие идеи.

Современная риторика – это синтез классической риторики и таких дисциплин, как стилистика и поэтика, лингвистика текста и лингвистическая прагматика (наука о речевом воздействии), герменевтика, культура речи и так далее. Предметом риторики, по мнению современных ученых, оказывается человек говорящий, а также созданный им текст и общие закономерности речевого поведения в различных ситуациях общения. Риторика возродилась как наука о речевом воздействии, наука об убеждающей коммуникации.

Задание 1. Проанализируйте определения риторики, данные разными авторами. Установите общие положения и различия, охарактеризуйте историческое изменение предмета риторики.

1. Красноречие собрало силу всех искусств (Платон).

2. Риторика – искусство, соответствующее диалектике. Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета (Аристотель).

3. Красноречие рождается из очень многих знаний и стараний (Цицерон).

4. Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об ней мнению (М.В. Ломоносов).

5. Грамматика занимается только словами; реторика преимущественно мыслями (Н.Ф. Кошанский).

6. Красноречие есть дар потрясать сердца, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий (М.М. Сперанский).

7. Всё ложное, пошлое, всякую форму без содержания, всё это называют реторикой! (В.Г. Белинский).

8. На публичную речь уже не смотрят как на изящную словесность; подобно всякому устному общению, она – средство к цели, а не самоцель (П. Сопер).

9. Риторика изучает те словесные приемы и формы убеждения, которые позволяют разумно оценить аргументацию и самостоятельно принять решение (А.А. Волков).

10. Риторика – это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи (А.К. Михальская).

Задание 2. Соберите материал для подготовки информационной речи об одном из теоретиков и практиков риторики. Личность оратора можно предложить самому или выбрать из предложенного списка.

Античная риторика: Сократ, Аристотель, Демосфен, Цицерон, Квинтилиан и др.; русская риторика: Кирилл Туровский, Илларион, Аввакум, М.В. Ломоносов, М.М. Сперанский, Н.Ф. Кошанский и др.; русская судебная риторика XIX в.: А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, П.А. Александров и др.; риторика революций, военная риторика: М. Робеспьер, Ж. Дантон, Ш. М. де Талейран-Перигор, В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий и др.; парламентское красноречие: У. Черчилль, М. Тэтчер, Ф. Рузвельт и др.

ЗАКОНЫ РИТОРИКИ

 

Риторика сегодня – это теория и мастерство эффективной (т.е. целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи. Всю риторику можно разделить на общую (как видно из названия, она изучает общие законы речевого поведения) и частные риторики, которые используются в отдельных профессиональных областях: академическая риторика, судебная, политическая, духовная, военная; в последние десятилетия специалисты выделяют и «коммерческую», или бизнес-риторику.

При построении риторического текста важно учитывать «фактор адресата», на основе этого требования формулируются основные законы общей риторики.

1. Закон гармонизирующего диалога: эффективное общение возможно лишь при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Задача оратора – «пробудить собственное внутреннее слово» слушателя, установить двусторонние отношения с адресатом. Для этого перед подготовкой речи попытайтесь представить слушателей (кто они? возраст? характер? интересы?). Исходя из этого, можно подбирать примеры, факты, образы, которые интересны, понятны, известны именно этой аудитории. Используйте принцип конкретности: обратите внимание на выразительность языка (живую образную речь слушать легко, она лучше запоминается); обязательно приводите примеры; формулируйте вопросы, которые рассматриваете, конкретно.

2. Закон продвижения и ориентации адресата: речь эффективна, если говорящий осведомляет о её маршруте и о том, на какой позиции в данный момент находится. Должно создаваться ощущение непрерывного движения к цели речи. Поэтому подготовку текста выступления всегда начинайте с плана. Не отвлекайтесь от поставленных вопросов, не «застревайте» на одном месте надолго, не возвращайтесь к тому, что пройдено. Отдельные фразы должны иметь хорошо заметную структуру (не усложняйте синтаксис, постарайтесь избегать употребления причастных и деепричастных оборотов). Произносите речь без лишних пауз, «лингвистического заикания» (э-э, а-а, хм, ну и т.п.), не слишком медленно. Ощущение движения создают жесты, мимика, перемещения оратора.

3. Закон эмоциональности: говорящий должен эмоционально пережить то, о чем он сообщает. «Аффективная речь – лучший способ внушить свою мысль собеседнику» (Ш. Балли). Только личностно пережитое можно убедительно сообщить. Найдите в теме выступления то, что интересно именно вам, попробуйте спроецировать это на интересы публики. Нужно уметь и выразить свои эмоции, для этого используйте изобразительно-выразительные средства (тропы, риторические фигуры).

4. Закон удовольствия: речь действенна, когда доставляет удовольствие слушателю. Цель оратора – сделать общение приятным. Приятно слушать речь, если слушать ее легко. Поэтому обязательно чередуйте «трудные» места (логические рассуждения, статистические данные, факты и т.п.) с «легкими» (примеры, анекдоты, истории, афоризмы, цитаты и т.п.). Если возможно, реализуйте игровую установку (создайте в речи «загадку», используйте шутки, парадоксы, каламбуры) – но соблюдайте чувство меры. Используйте принцип разнообразия и при произнесении речи (меняйте темп, звуковысотный диапазон, разнообразьте интонацию).

Практические задания

 

Задание 3. Какие конкретные приемы реализуют основные законы общей риторики? (подберите примеры)

 

Задание 4. Какой принцип «Закона гармонизирующего диалога» совпадает с педагогическим приемом, использованным героиней детской повести?

«… Люся взяла на буксир Киселева и Карину Мариношвили. Киселев: «Я математику учить не буду! Я решил стать эскимосом. А точнее, эскимосским охотником». Люся заставляла эскимосского Киселева рисовать график роста поголовья оленей. Сначала их было Х. Потом у всех олених, т.е. Х/2, стали рождаться иксики. По одному в день. Сколько оленей стало у неформального эскимосского пастуха Киселева-бельды к концу осеннего сезона?

И Киселев через оленей легко математику понимал.

А Мариношвили через оленей ничего не схватывала. Ей пришлось всё через кофты объяснять и через пуговицы. На склад Х ящиков с кофтами завезли. На каждой кофте Х пуговиц. Сколько было всего кофт, если, когда их съела моль, 100 пуговиц осталось?

Через кофты и пуговицы задачи быстро до Карины доходили».

Э. Успенский. Меховой интернат

Задание 5. Дайте оценку образам, использованным выступающими – удачно или нет использованы тропы для усиления наглядности звучащей речи (примеры подобраны из разных публицистических материалов).

· Здоровая политическая система не должна дрожать, как жидкий студень, при каждом к ней прикосновении;

· Закон был костылем, который помог преодолеть трудности первого года;

· …Интеллигентного человека в Питере всегда видно… Мы его узнаем по мягкой походке, внимательному созерцательному взгляду, по недорогой, но гармоничной одежде, по деликатной улыбке, приветствующей вас. И я рад каждой этой случайной встрече. Питерская интеллигенция – стражи времени, ангелы во плоти. Это именно то золото, которое не ржавеет в разинутой, ухмыляющейся пасти цивилизации;

· Данте был человеком, который одной ногой ещё стоял в средневековье, а другой приветствовал утреннюю зарю нового времени.

Задание 6. Требованиям какого закона общей риторики противоречат следующие фрагменты выступлений? Если это возможно, предложите отредактированный вариант.

· Согласно тому, о чем я только что говорил, я должен заметить, хотя я понимаю, что замечание мое может выглядеть как не вполне уместное, но другого времени для того, чтобы сказать об этом, у меня нет, и потому я вынужден извиниться, что отвлекаю ваше внимание на такие, на первый взгляд, частности, которые, между тем, очень важны;

· Категория наклонения – это совокупность двух глагольных граммем, инвариантно сигнализирующих перепад облигаторной предикации;

· Эта потенция мира обладает пластической способностью распространения бесконечной эволюционной диверсификации своих явлений.

Задание 7. Как реализуется закон эмоциональности речи? Вспомните определения следующих изобразительно-выразительных средств (ИВС): эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, олицетворение, перифраз(а); антитеза, параллелизм, повторы (анафора и эпифора), градация, инверсия, эллипсис, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Найдите примеры использования различных ИВС в речи Цицерона (см. Приложение, текст 1).

Задание 8. Назовите приемы выразительности, использованные в приведенном фрагменте.

«Слишком медленная речь ужасна и может совсем расшатать нервы полных жизни слушателей. Ибо кто может выслушать оратора, ползущего со скоростью два километра в час? Одно слово сегодня, другое завтра – да это поджаривание на медленном огне, которое может быть отрадой только для мученика! Но слишком быстрая речь, гонка, неистовство, буйство также непростительны. Невозможно ни на кого произвести впечатление, разве что, может быть, на слабоумных, так как вместо упорядоченного войска слов к нам является толпа черни, и смысл полностью тонет в море звуков».

Ч. Спэрджен. Лекция для кандидатов в проповедники

Задание 9. Подберите примеры из текстов публичных выступлений, где реализована какая-либо игровая установка (в качестве источников можно привлекать художественные тексты, кинофильмы).

ВИДЫ РЕЧИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛИ

Цель речи – то, чего вы добиваетесь от слушателя. Общая цель и делит речи на основные типы.

Развлекательная речь. Её цель – развлечь, потешить слушателя. Произносится там, где люди приятно проводят время, поэтому недоброжелательный тон неуместен. Развлекательная речь может быть юмористической (шутливые нападки на привычки, образ жизни, поведение людей, слушателей, себя) или неюмористической (лично пережитое или просто захватывающее событие). Обязательно должна присутствовать новизна, конкретность, контрасты, действие, конфликтные драматические моменты.

Информационная речь. Задача – дать новое представление о предмете. В ней не должно быть ничего спорного; она должна вызывать удивление, возможно, недоумение, сомнение; сообщение должно быть актуально (слушатель не должен пожалеть о затраченном времени); следует проработать тему тщательно, быть готовым ответить на любой вопрос.

Воодушевляющая (эпидейктическая) речь. Произносится на торжественных мероприятиях (приветственные, напутственные, поздравительные речи; проповеди). Апеллирует к чувствам. Говорится об уже известном, но не полностью осознанном (значение традиций, вопросы личности, правила поведения, вера). Тема должна затрагивать личные интересы. Опасность – впасть в сентиментальность, неискренний тон, чрезмерную эмоциональность.

Убеждающая речь. Убедить – значит заставить с помощью логических и психологических аргументов согласиться с оратором в спорном вопросе. Для таких речей выбирайте содержательную тему, действительно спорный, а также принципиально разрешимый вопрос.

Призывающая к действию речь. Цель – побудить слушателя к совершению конкретного действия. У агитационной речи есть свойства других речей: она должна содержать необходимые фактические данные (как информационная); пробуждать психологическую восприимчивость (как воодушевляющая); приводить к согласию (как убеждающая). Но помимо этого должна заставить слушателя ощутить потребность сделать то, о чем просит оратор. Темы для такого вида речей: политические, коммерческие, обращения, связанные с личным поведением; призывы активизировать действия. Тема должна быть актуальна; проверьте, способны ли слушатели к этому действию, не слишком ли сильна оппозиция (возможно, прямой призыв может повредить).

 

Практические задания

Задание 10. Придумайте по 5 тем для речи каждого вида (развлекательная, информационная, воодушевляющая, убеждающая, призывающая к действию). Охарактеризуйте аудиторию, которой была бы интересна эта тема. Кратко опишите возможное содержание речи.

Задание 11. Проанализируйте текст публичного выступления А.И. Солженицына (Приложение, текст 2). Определите вид речи, конкретную цель. Выделите тезис, суждения, вывод. Найдите и охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства (тропы, риторические фигуры).

Задание 12. Письменно подготовьте текст информационной речи (с элементами убеждающей) об одном реально существовавшем персонаже, который оставил след в истории риторики как теоретик или практик. При подготовке учитывайте законы общей риторики (закон гармонизирующего диалога, закон продвижения и ориентации адресата, закон эмоциональности и закон удовольствия). Элементы убеждающей речи состоят в аргументации того, что данный персонаж заслуживает эпитета «Оратор на века». Объем текста: 2-3 страницы формата А4 (около 5 минут звучащей речи).

Необходимо также подготовиться к анализу услышанного текста по такому плану:

1. Раскрытие темы (информационная полнота).

2. Убедительность аргументов (поверили ли тому, что это действительно значимый в истории риторики персонаж).

3. Логичность, связность частей текста речи.

4. Доступность для восприятия на слух; грамотность речи; эмоциональность и выразительность (в том числе фонетическая).

5. Контакт с аудиторией.

6. Невербальное поведение оратора: поза, жесты, мимика.

Личность оратора можно предложить самому или выбрать из списка в Задании 2.

Задание 13. Составьте эпидейктическую речь (например, поздравительную). Обратите внимание на правила составления комплимента: неравнодушное отношение к адресату, фактическая основа, некоторое преувеличение (лесть – большое преувеличение!), нестандартность, индивидуальность содержания при условности, традиционности формы. Регламент: 1-2 минуты.

Задание 14. Составьте убеждающую или призывающую к действию речь. Можете придумать роль себе (оратору) и аудитории – в этом случае указать характеристики перед текстом речи. Тему можете предложить сами или выбрать из списка:

· За деньги можно всё купить?

· Есть ли в мире справедливость?

· Хочешь быть счастливым – будь им!

· Образование / медицина должны быть (бес)платными.

·  «Весь мир – театр».

·  «Любви все возрасты покорны».

· В 18 лет замуж не рановато?

· Детективы (любовные романы) читать не зазорно!

· Без мата нет русского языка.

· «О вреде табака»: надо ли ужесточать меры по борьбе с курением?

· Хочешь перемен? Начни с себя.

· Клонирование – угроза нашему будущему?

· Эвтаназия: милосердие или убийство?

· Кто устанавливает границы творчества?

и др.

Задание 15. Прослушайте публичные выступления ваших товарищей по учебной группе. Сделайте полный анализ одной речи (письменно). При анализе можно воспользоваться предложенным планом.

План анализа публичного выступления

Контакт с аудиторией

· Установлен?

· Поддерживается на протяжении выступления (какими способами)?

· Учитывается реакция аудитории?

Тема и цель

· Подходят оратору?

· Соответствуют аудитории?

· Название выступления удачно? Соотносится с темой?

· Цель достигнута?

Композиция

· Пропорциональна?

· Части связаны между собой? Логика не нарушается?

· Есть ошибки в построении плана?

· Вступление, Заключение воодушевляющие? Не дублируют друг друга?

· В заключении нет новых мыслей?

Убеждение

· Аргументация убедительна?

· Есть ли спорные вопросы, положения?

· Примеры удачны?

· Статистика использована? Воспринимается хорошо?

· Ссылки на различные мнения удачны?

· Иррациональные аргументы использованы? Какие?

· Скучный, не относящийся к делу материал есть?

Языковые средства

· Лексика целесообразна? Оригинальна?

· Формулировки точные?

· Какова сложность синтаксических конструкций?

· Какие изобразительно-выразительные средства использованы (тропы, риторические фигуры)?

· Нет ли речевых ошибок?

Техника речи

· Дикция четкая? Голос выразителен? Интонации разнообразны? Темп не слишком быстрый или медленный? Меняется в соответствии с содержанием?

· Целесообразны ли жесты, мимика?

 

КОМПОЗИЦИЯ РЕЧИ

 

Общие рекомендации для построения текста выступления:

·  Не старайтесь рассмотреть много вопросов, выберите 1-3 аспекта темы, проработайте его (их) глубоко, а другие только назовите.

·  Все части речи должны быть подчинены одной конкретной цели, определите её с самого начала подготовки к выступлению.

·  На каждой смысловой позиции в речи нужно «закрепиться» - обосновать её.

 

Текст публичного выступления имеет традиционную трехчастную структуру.

1. Вступление

Во вступлении решаются следующие задачи: а) установить контакт со слушателями (приветствие, обращение); б) привлечь внимание к теме (обозначение темы, желательно с заострением формулировки, обоснование выбора этой темы). Можно кратко и неформально обозначить план речи. Объём вступления – примерно 1/8 часть всего текста.

Вступление рекомендуется обдумывать в последнюю очередь.

2. Основная часть

Должна содержать не более пяти основных положений. Позиции должны быть связаны логически и вытекать одна из другой. Следует избегать следующих ошибок: высказывания «не по делу»; прерывание пунктов плана; усложнение отдельных положений речи.

Для развития темы в Основной части используйте топы, смысловые модели: «род-вид», «определение», «целое – части», «свойства», «сравнение», «обстоятельства», «причина и следствие», «пример, свидетельство», «имя».

Обосновывая мнение, рассмотрите возможные возражения сами, сравнивайте вашу точку зрения с другими. Общий принцип расположения доказательств - нарастание силы аргументов, от самого слабого к самому сильному.

Используйте разные виды аргументов. Рациональные (логические): факты, аксиомы, логически верные суждения, «ссылка на авторитеты». Иррациональные (психологические): пафос (воодушевление; изобразительно-выразительные средства), аргументы «к выгоде», «к состраданию», «к безопасности» и др.

3. Заключение

Цель – «генеральный штурм» аудитории. Основные задачи: а) дать возможность слушателю вспомнить, о чем и что именно вы говорили (повтор главного, причем с усилением); б) «закруглить» речь, активизировать аудиторию (завершение чем-то вроде призыва; можно воспользоваться цитатой, художественным образом). Нельзя в Заключении сообщать новые мысли! Заканчивать бодро, внушая слушателю оптимизм.

Помните, что композиционные элементы речи имеют особенности в зависимости от её функционально-смыслового типа. Ниже раскрываются структурные схемы описания, повествования, рассуждения.

Описание:

1. Начало: обратиться к предмету описания, сказать о времени дня или года; сказать о месте (общий план и «фокусировка» на предмете описания).

2. Середина: в зависимости от объекта использовать топы «обстоятельства», «целое – части», «род и вид», «свойства», «сопоставление». Самое интересное и привлекательное располагать ближе к концу; все части предмета описывать отдельно, последовательно; избегать излишней детализации – отобрать только существенное, яркое; выделить главное свойство и использовать его как стержень описания; избегать повторов.

3. Конец: выразить собственные чувства и желания относительно предмета описания; эффектна «нравственная занимательная мысль или высокая и разительная истина» (Н.Ф. Кошанский).

История (повествование):

1. Начало: обращение к адресату; общая мысль рассказа; общепринятая истина, высказанная в афористичной форме; место, время, действующее лицо.

2. Середина: следование «естественному» (хронологическому) порядку событий или начинать с «чудного, знатного или нечаянного приключения, которое было в середине самого действия» (М.В. Ломоносов). Нагнетать степень заинтересованности адресата, прийти к кульминации истории.

3. Конец: развязка истории и вывод («нравственная мысль», мораль) из всего повествования.

Хрия (рассуждение):

1. Приступ: похвала авторитетам (например, автору цитаты – темы хрии).

2. Парафразис, экспозиция: распространение, разъяснение темы.

3. Причина: аргументы, доказывающие, почему истинно то, что утверждается.

4. Противное: топ «сопоставление: противоположное». Если же будет иначе (чем в тезисе), то…

5. Подобие: топ «сопоставление: сходное».

6. Пример: приводится подтверждающий пример из истории.

7. Свидетельство: цитата, мнение известного человека.

8. Заключение: формулируется собственный вывод – следствие из тезиса.

Практические задания

Задание 16. Проанализируйте композицию текста выступления А.И. Солженицына (см. Приложение, текст 2): определите, где начинается и заканчивается Введение, Основная часть, Заключение. Какие топы использованы для раскрытия темы?

Задание 17. Отработайте использование топа «род-вид» для «размножения идей»:

Любовь, страх, дружба, страсть, зависть, демократия, литература, изобразительное искусство.

Задание 18. Отработайте использование топа «целое – части» для «размножения идей»: роза, ель, мышь, акула, слон, театр, университет, Петербург, детство, моя жизнь.

Задание 19. Как используется топ «причина – следствие» при построении одной из самых известных речей Цицерона (см. Приложение, текст 1)? Какие ещё топы задействует в своей речи этот римский оратор?

Задание 20. Приведите примеры, как можно использовать топ «имя» в речи о следующих объектах: Европа, Петербург, Петр, Владимир Путин, Дума, университет, редактор, бизнесмен, волонтер, честолюбие, революция.

Задание 21. Используя топы «определение» и «целое-части», составьте план-конспект описательной речи на одну из предложенных тем:

· Мой друг

· Впечатливший меня литературный / кино- герой

· Игрушка, любимая с детства

· Оригинальный предмет интерьера

· От этого аксессуара я никогда не откажусь

· Дом/машина моей мечты

· Нет забавней существа

и др.

Задание 22. Используя топ «сравнение», составьте смысловую схему для речи на одну из тем: «Петербург и Москва», «Христианство и буддизм», «Журналист и редактор», «Россия и Америка», «Европа и Азия» (и др.).

Задание 23. Составьте развернутый план-конспект повествовательного монолога на одну из тем: «Событие, повлиявшее на мою жизнь», «Важнейшее событие года», «Как я провел это лето» (и др.).

Задание 24. Составьте развернутый план-конспект хрии на одну из предложенных тем:

· «И в солнце, и в луне есть темные места» (М.М. Херасков)

· «Корень учения горек, но плоды его сладки» (Исократ)

· «Не стоит бояться смерти» (Сократ)

· «Береги и копи время» (Луций Анней Сенека Младший)

· «Поэтами рождаются, ораторами становятся» (Цицерон)

· «Мой стакан не велик, но я пью из своего стакана» (А. Мюссе)

· «Быть бедным – большое несчастье. Не меньшее несчастье – родиться богатым» (А. Моруа)

· «Мы рождены для общества» (Н.М. Карамзин)

· «Не бойся едких осуждений, но упоительных похвал» (Е.А. Боратынский)

· «Чем эпоха интересней для историка, тем она для современника печальней» (Н. Глазков)

 

 

ТЕХНИКА РЕЧИ

Работа над техникой речи – необходимый этап на пути «от мысли к слову» в соответствии с классическим риторическим каноном, т.к. голос – это инструмент воздействия. Техникой речи называется сочетание сильного, звучного голоса, четкой дикции (ясного произношения звуков), выразительной интонации. Совершенствование техники речи подразумевает и тренировку дыхания, оно не только основа жизни, но и главное в произношении; правильное дыхание обеспечивает силу голоса, навыки деления фразы на части, позволяет регулировать темп речи.

Практические задания[1]

Задание 25*.  Тренировка дыхания

1. «Свеча»

Упражнение направлено на тренировку умения ровно распределять выдыхаемый воздух. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, большим и указательным пальцами правой руки зажмите нижний конец бумажного листа («свечи»), а верхний его конец расположите примерно на уровне рта на расстоянии 15-18 см. Спокойно и глубоко вдохните, задержите дыхание на счёт «раз – два». Затем сделайте медленный равномерный выдох на «свечу» (положите «пламя свечи» и держите его в этом положении). Обратите внимание на движение диафрагмы – левая ладонь во время выдоха как бы медленно уходит в полость живота. А теперь попробуйте «погасить» 3, 5, 7, 10, 12 свечей. На одном вдохе (без добора воздуха) «погасите» 3 свечи, разделив выдох на 3 порции. Теперь представьте, что у Вас 5 свечей (объём воздуха при вдохе тот же, просто каждая порция выдыхается энергичнее) … А теперь «свечек» 12. Чувствуете левой рукой движения диафрагмы? Они ритмичные, прерывистые, активные. 

2. «Егорки»

После произнесения начала фразы «Как на горке, на пригорке сидят 33 Егорки…» - сделайте правильный вдох (живот распущен, рёбра при вдохе расширяются; закрепите вдох толчком живота, подтяните низ живота, как при позывах к кашлю); на выдохе считайте: «Раз Егорка, два Егорка…» и т.д. Минимальный результат – 33 Егорки, максимальный – 45 Егорок.

Задание 26*. Определите, какой регистр вашего голоса требует дополнительного развития, и используйте упражнения для расширения диапазона голоса.

1.  «Маляр»

Вы весёлый маляр. Кисть руки – это кисть маляра. Надо «выкрасить карниз», который стоит перед вами вертикально. Движение руки сопровождается словами:

Краской крашу я карниз:

Вверх и вниз, и вверх, и вниз…

Сначала производите маленькие «мазки» только кистью руки; постепенно движения становятся увереннее, шире (от локтя), голос поднимается всё выше вместе с движением руки, а затем опускается всё ниже. В последний раз низким голосом, «упавшим на дно», вы говорите:

Вот и выкрашен карниз.

 

2. «Аквалангист»

 

Прочитайте стихотворение плавно, медленно, постепенно понижая высоту голоса, но не меняя громкости. Очень важно, чтобы активно работал артикуляционный аппарат. Читайте легко и свободно, избегайте напряжения в области рук, плеч, шеи. Понижение голоса контролируйте рукой: в области грудной клетки должна ощущаться вибрация.

 

Чтоб овладеть грудным регистром,    чтение в соответствии с индивидуальной

Я становлюсь аквалангистом.           высотой вашего голоса

 

Всё ниже опускаюсь, ниже,              постепенное понижение голоса

А дно морское ближе, ближе!

 

И вот уж в царстве я подводном.                                   

Хоть погрузился глубоко,                  грудной голос

Но голосом грудным, свободны

Распоряжаюсь я легко.

 

Чтоб овладеть грудным регистром,       чтение в соответствии с индивидуальной

Полезно стать «аквалангистом».       высотой вашего голоса

 

3. «Прыжок»

 

Попытайтесь «нарисовать» голосом линию прыжка, используя следующий текст.

Свободно и легко поднимаясь (от уровня нормальной для вас высоты голоса) и опускаясь (опять же, до нормальной высоты), звучит ваш голос:

 

 

                                                                 4.Голосовой загиб кручу…

                                     3. И вот лечу,                5. теперь мне надо

                                                                                                6. опуститься,

                    2. Прыжок…                                                              7. чтоб ставить

                                                                                                                   8. точку

        1. Разбег…                                                                                         9. научиться.

Задание 27. Совершенствование дикции. Чтобы отработать правильную постановку губ и языка, улучшить дикцию, повысить чёткость речи, упражняйтесь со скороговорками. Сначала произносите их медленно, по слогам, чётко выговаривая каждый звук. Повторяя скороговорку, наращивайте темп.

· Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

· От топота копыт пыль по полю летит.

· Шла Саша по шоссе и сосала сушку

· Курьера курьер обгоняет в карьер.

· Осип охрип, Архип осип.

· Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

· Водовоз вёз воду из-под водопровода.

· Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.

· Мнемоника манипулирования многозначна – её гносеология прозрачна.

Задание 28*. Работа над разнообразием интонации. Произнесите скороговорки в быстром темпе с определенной эмоциональной окраской:

· Проворонила ворона воронёнка (пожалев воронёнка; поругав ворону);

· На дороге с утра тарахтят трактора (поругав кого-либо; похвалив кого-либо);

· На дворе – трава, на траве – дрова (сомневаясь в услышанном; дразнясь);

· Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет (прочитав как «информационное сообщение»; выразив возмущение).

Задание 29. Отработайте чтение текста, учитывая перечисленные в нем рекомендации:

Помни, товарищ, что нужно всегда перед речью сначала.
Воздуха сделать запас, расширивши клетку грудную,
Низ живота подтянуть, чтоб для звука имелась опора.
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Воздуха зря не расходуй, всегда насыщай его звуком.
Каждый из этих стихов говори на одном выдыханье

И говори, сохраняя расширенной клетку грудную,
И в положенье подтянутом низ живота оставляя.
Чтенье окончив строки, - иль стиха, как её называют, -
Паузу краткую выдержи точно, во время которой
Воздуха часть добери, только пользуясь нижним дыханьем.
Строго всегда наблюдай, чтобы слово отчетливо было:
Гласные звуки, согласные правильно артикулируй;
Рот не ленись раскрывать, чтобы речь не цедилась сквозь зубы,
Звук же вперед направляй, дабы он резонировал “в маске”.
Прежде чем тон изменять по высотам, длиннотам и силе,
В ровности ты укрепись и в достаточной громкости звука;
Слушай себя и следи, чтобы голос не слабнул, не падал;
Чтоб равномерно звучали стихи и в конце и в начале.
Медленно, мерно, отчётливо ясно, без крика, но звучно –
Вот как на первых порах надлежит проводить упражненья.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!