О возникновении русской письменности
Своеобразие древнерусской литературы
«Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим…». Ярослав Мудрый
(Повесть временных лет под 1054 годом, перевод Д. С. Лихачёва)
Древнерусская литература – это литература средневековая. Она насчитывает 1000 лет, и тысячелетие её припадает на 80 гг. 20 века. Если мы сравним нашу литературу с литературами Шумера, Китая или Египта – то они намного старше, их возраст можно определить не одной тысячей лет (древнейшие памятники китайской словесности относятся к 3 тысячелетию до н.э.). Европейская средневековая литература, например, начинается приблизительно с 5 века н.э. Славянская литература развивается с 10 по 17 вв.
Естественно, письменность и письменные источники существовали на Руси и до прихода христианства, но такие памятники до нас не дошли (кроме так называемых новгородских берестяных грамот с писалами), существовали какие-то юридические, внешнеэкономические договоры, торговые переписки (по свидетельству путешественников-иностранцев). С принятием в 988 г. христианства литература в Древней Руси очень быстро набирает обороты и за сравнительно короткий период времени достигает расцвета.
Русская литература имела особое значение в духовном развитии народа, в историческом становлении государственности. Она была явлением, которое вобрало в себя и философию, и религию, и культуру в разных её проявлениях. Она не выделялась ещё в отдельную область человеческого сознания как собственно художественная литература и была многофункциональной. Т.е., сочетала многие области знаний, например, «Шестоднев», который повествует о мировой истории от момента его создания и до дней, современных автору, впитав в себя греческие и восточные источники или «Физиолог», естественнонаучный памятник, наряду с реально существующими животными и растениями описывающий фантастических зверей или птиц.
|
|
Это литература рукописная. Писцы переписывали или переводили на древнерусский другие источники, могли расширить источник, заимствуя сведения из других памятников. Рукописи представляли собой сплошной текст, наносимый на пергамен, страницы объединялись в «извод», общеупотребительные слова сокращались под «титлом». Древнерусские авторы или переписчики экономили место, оставляя лишь самое важное с их точки зрения, что приводит к главенству церковных, а не светских текстов.
Особенностью литературы Древней Руси была ее анонимность. Писцами были лица духовные, обычно – это монахи при монастырях. Согласно традиции автор считал чрезмерной гордыней присваивать работе свое имя, часто он писал о себе «Аз худый, аз недостойный, аз многогрешный». Часто брались псевдонимы известных церковных деятелей.
|
|
Кропотливое пошаговое изучение древних рукописных книг помогло ученым воссоздать полную картину работы над ними. Уже достоверно известно, что книгописанием в период с XI по XIV века могли заниматься только люди духовные. Книг, необходимых священнослужителям, требовалось все больше и больше. Необходимо было переписывать библию, евангелие, псалтырь и другие церковные издания.
Записи, которые оставляли писцы в конце повествований, содержали важную информацию о самом переписчике и о времени, когда проводилась эта работа. Здесь мастера могли добавлять и миниатюры, рассказывающие о современных исторических событиях. Эпилог рукописной книги походил на краткий дневник исторической эпохи. Здесь же обязательно писалось обращение к читателю, в котором писцы просили прощения за допущенные ошибки. Они ссылались на «дремание», так как работали в основном вечером или ночью. Это факт дал основание историкам считать, что писание книг у этих людей было занятием не основным, днем у них были другие обязанности.
|
|
Даты начала и окончания работы ставились почти во всех древних рукописных книгах. Так над Остромировым евангелием (1057г.), на сегодняшний день самым древним рукописным изданием, дошедшим до наших времен, писцы трудились 7 месяцев. Книга насчитывает 294 листа. Несложно подсчитать, что в день писали по одному или двум листам.
Ну и, очевидный факт заключается в том, что древнерусская литература – православная, во многом опиравшаяся на византийские образцы, многое позаимствовавшая, скопировавшая из Византии – не только в словесности, также в архитектуре, иконописном искусстве. Но нельзя забывать о том, что быстрый расцвет православия, христианской культуры и литературы как её части был подготовлен предшествующим развитием культуры восточных славян. Тем не менее, принятие христианства дает мощнейший толчок развитию государственности. Новая вера, новая культура требуют объяснения и распространения, поэтому очень быстро подготавливаются переводные памятники. Православная культура ориентирована на доверие к Богу, на высокие нравственные нормы. Этическое и эстетическое сливаются в одно целое в древнерусской литературе – Добро есть Бог и свет, это нечто торжественно-прекрасное. Дьявол есть тьма, уродливая и стремящаяся поработить человека. Человек добрый, светлый – прекрасен, он идеал, образец для подражания.
|
|
Характерной особенностью литературы той эпохи был историзм. Герои произведений – преимущественно исторические лица, князья, воеводы, известные церковные деятели; литература почти не допускает вымысла и строго следует фактам. Даже «чудеса», происходящие со святыми средневековый автор принимает за истину. Ход и развитие исторических событий объясняется Божьим изволением, волей провидения.
Памятники древнерусской литературы – на древнерусском языке, который отличается от современного звуковым строем, грамматикой. Но именно в нем заключается очарование нашей литературы: «Се повести времяньныхъ лет, откуду есть пошла русская земля, ктов ъ Киеве нача первъе княжити и откуду русская земля стала есть…».
Это литература недостаточно изученная в том плане, что до нас дошла только часть текстов и мы не можем объективно судить о ней полном объеме. Многие памятники дошли до нас в поздних списках и как выглядел оригинал, насколько он был трансформирован переписчиком – неизвестно. Писцами были монахи, которые выбирали как самую важную церковную литературу и часто оставляли в стороне светскую.
«Древнерусскую литературу, – писал Д. С. Лихачев, – можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни». Действительно, древнерусского читателя прежде всего волновали вопросы большой философской значимости: каков он, этот мир, в котором мы живем, каково место в нем каждого отдельного человека, кому следует подражать, чтобы оказаться достойным тех благ, которые церковь сулила праведникам, и избежать страшных мук, ожидавших, по ее учению, грешников.
Периодизация
С небольшими вариациями в разных источниках периодизация древнерусской литературы является отражением истории Древней Руси, свидетельством жизни. Литературные изменения, таким образом, в большинстве случаев совпадают с историческими.
I. – литература древнерусского государства XI - XIII вв. Период относительного единства литературы, которая в основном развивается в 2 взаимосвязанных центрах – Киеве, на юге, и в Новгороде, на севере. 11 век – начало формирования монументально-исторического стиля, который проявляется в стремлении книжников судить обо всем с т.зр. общего смысла и целей человеческого существования. Авторы 11-13 вв стремятся рассмотреть изображать все крупное и значительное, рассмотреть предмет изображения с больших дистанций – пространственных, временных, иерархических. Историзм выражается в особом пристрастии к исторической теме, часто от сотворения мира к дням текущим, баталии – такая же истина, как чудеса святого.
II. – литература периода феодальной раздробленности и объединения северо-восточной Руси ( XIII -первая половина XV в.). Литература периода ордынского нашествия – сер 13 – 80 гг 14 вв, ср-но короткий период, в кот. описывается вторжение монголо-татарских войск, битва на Калке, это период таких памятников как «Слово о погибели русской земли», «Житие Александра Невского». Период одной темы, но тема проявляется очень интенсивно – монументально-исторический стиль приобретает трагический оттенок и лирическую приподнятость высокого патриотического чувства. К 14 – нач 15 вв относят период, условно называемый некоторыми учеными Предвозрождением, в результате победы в Куликовской битве в 1380 гг происходит патриотический подъем в литературе.
III. – литература периода создания Русского централизованного государства (вторая половина XV-XVII вв.) Во 2-й пол. 15 века появляется беллетристика, например, такой лит. памятник как «Сказание о мутьянском воеводе Дракуле» – т.е. появляются зачатки светской литературы.
Середина 16 века – пора «второго монументализма», когда традиционная форма доминирует.
В 17 веке начинается обмирщение или секуляризация памятников, литература обретает самостоятельный, светский характер.
О возникновении русской письменности
Русская письменность появилась с христианством. Первыми памятниками письменности на Руси были древнеболгарские книги, написанные на древнеболгарском языке. Византия дала славянским народам не только религию, но и культуру, идею государственности, просвещения, вплоть до создания алфавита-кириллицы, ставшего основой их письменности.
В вопросе о появлении русской письменности оставлялись без внимания внутренние потребности русского общества в письменности, исторический рост русского общества и внутренняя обусловленность появления письменности как одного из факторов исторического прогресса.
В развитии русской письменности официальное принятие христианства сыграло важную роль, но эта роль, как уже сейчас совершенно ясно, была ролью подсобной, а не основной. Потребности в письменности на Руси заметно выросли задолго до официального введения христианства как государственной религии, и само введение христианства в конечном счете отвечало тем же потребностям русского общества, которые и вызвали появление письменности. Следовательно, основной вопрос состоит в выяснении внутренних потребностей русского общества в письменности, связанных с особенностями его социально-экономического развития.
Как видно из древнейших источников, письменность уже в первой половине X-го века использовалась при заключении договоров с греками. Известно свидетельство арабского писателя Ибн-Фадлана о восточно-славянской письменности, о чем он пишет в своей книге о путешествии по Волге в 920-921 гг. Образец русской письменности, принадлежащий X веку, приводит и арабский писатель Ибн-эль-Надим. Многочисленные надписи обнаружены археологами при раскопке Гнездовских курганов под Смоленском. При раскопках в Неревском конце Новгорода в 1951 и 1952 годах найдено большое число грамот, написанных на бересте. Самые ранние относятся к XI веку, а самые поздние – XVI веку.
Таким образом, письменность имела широкое применение и помимо церковной богослужебной литературы еще прежде, чем отдельные рукописи начали проникать на Русь через Болгарию после введения христианства. X век застает русскую письменность с уже довольно широким диапазоном применения: договора и сношения с иноземными государствами, надписи на сосудах с содержимым, письменные завещания, надписи, удостоверяющие собственность, надписи на могилах, надписи на изделиях мастеров. Такое многообразное применение свидетельствует о том, что к X веку письменность прошла долгий путь развития, по крайней мере не менее века, а вероятнее, и значительно больше.
Дохристианская письменность была деловая и многоалфавитная. После принятия христианства на Руси письменность приобретает книжный характер и устанавливается единный алфавит, которым стала кириллица, созданная в Болгарии в X веке.
Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!