II .СТАТУС И СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ

РАЗДЕЛ III. ЧЕЛОВЕК И МИР

ТЕМА №5. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

I . ПОНЯТИЯ «ЧЕЛОВЕК», «ИНДИВИД», «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»,

ЛИЧНОСТЬ» В СОЦИОЛОГИИ

     Понятия “человек” и “личность” относятся к одному объекту и в обыденной речи употребляются как синонимы уже в течение более двух тысяч лет. Однако между ними имеются существенные смысловые различия. Возникновение понятия “личность” связывают с античным театром, где слово “персона” (личность) означало маску, которую надевал актер, играя роль воина, раба, ревнивца, завистника и т.п. При этом человек, с одной стороны, маскировал свое Я, а с другой, соотносил себя с определенной социальной группой.

     Понятие «человек» выражает единство биологического и социального, как бы подтверждая, что с одной стороны человек есть часть живой природы и некоторые природные моменты свойственны ему, как и другим представителям животного мира. Философы столетиями спорят чего же больше в человеке животного или социального? Проблема соотношения биологического и социального в человеке не простая, но очевидно, что влияют как биологические, так и социальные понятия.
     Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род ( homo sapiens ).

     Существование отдельных представителей человечества выражается в понятии «индивид».

     Индивид - это единичный представитель человеческого рода (социальной общности), конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Таким образом, понятие «индивид» используется в значении «конкретный человек». При рассмотрении этого термина не следует выделять ни особенности биологических факторов (возраст, пол, темперамент), ни особенностей социальных условий жизни. Под понятием «индивид» подразумевается человека как отдельный представитель той или иной социальной общности (рабочий, фермер, бизнесмен).

     Отметим, что все люди обладают определенными общими биологическими и социальными чертами. В то же время каждый человек (индивид) имеет свою, только ему присущую совокупность черт, отличающую его от других индивидов (индивидуальность).

     Понятие «индивидуализм» определяет то особенное, специфическое, что отличает человека, включая природные и социальные, телесные и психические, наследственные и приобретенные в процессе развития черты.

     Чтобы отобразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием индивид используется и понятие «личность». Личность - это итог развития индивида, это сочетание социальных качеств в определенном человеке. Личности соответствует индивидуальность.

     Личность – это понятие многогранно. С одной стороны – это конкретный индивид как субъект деятельности со своими индивидуальными качествами и социальной ролью, с другой стороны – это целостная система социально значимых свойств и качеств, характеризующих индивида как объект общественного развития.

     Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

     Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание – это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена социума. Важнейшим качеством личности является социальная активность. Социальную активность можно рассматривать в двух основных аспектах. Первый аспект предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться.

      Таким образом, под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова); 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

 

 

     Основные черты личности:

 - определенная мера независимости, автономности от общества;

 - наличие самосознания, самооценки, самоконтроля;

 - присутствие внутренней духовной структуры (потребностей,

интересов, ценностей, социальных норм и т.д.), по М. Веберу – наличие 

 мировоззрения.

 

II .СТАТУС И СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ

     Социальный статус – это социальная позиция человека в рамках группы или общества, связанная с определенными его правами и обязанностями. Например, статус врача дает индивиду право заниматься лечебной практикой и в то же время обязывает врача исполнять свои функции и роли надлежащим образом.

     Каждая личность имеет множество социальных связей, исполняет различные социальные функции и роли и имеет множество социальных статусов. Например, индивид может одновременно быть: ребенком для своих родителей, менеджером на работе, отцом для своих детей, мужем для своей жены и т. д.

     Типы социальных статусов:

     1) генеральный (всеобщий, основной) – ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными правами и обязанностями. Это может быть статус человека («Человек – это звучит гордо»), гражданина (гражданин России, Украины), статусная позиция личности. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Именно внутри основного статуса формируются наши цели, и проходит наше обучение.

     2) предписанные (аскриптивные) – статусы, унаследованные от рождения (национальность, социальное происхождение, место рождения).

     3) приобретенные (достигнутые) – статусы, приобретаемые индивидом в обществе, благодаря его собственным усилиям (профессор, врач, актер, студент, вор и т.п.).

     Статусы могут быть формализованные (директор завода) и неформализованные (лидер в компании близких друзей).

     Явный статус – это статусная позиция, активизированная в определенном социальном контексте.

     Скрытые статусы – все другие позиции, которые занимает субъект, но которые в данный момент не активизированы.

     Именно через явную позицию другие распознают субъекта, представляя его себе как партнера, устанавливая с ним взаимодействие. Более легкому и правильному «опознаванию» субъекта способствуют определенные внешние атрибуты, присущие явной позиции (ношение униформы). 

     Жизнь каждого человека складывается из многих социальных позиций, которые он занимает поочередно (младенец – ребенок – подросток - зрелый человек - старик). Когда речь идет в профессиональном контексте (о службе, работе), такая последовательность называется карьерой.

     Существует иерархия статусов. Выделение главного статуса самоопределяет человека социально. Нужно уметь сориентироваться, разобраться, решить какие статусы для нас наиболее важные, какие – менее существенные.

     Ранжирование статусов определяется социальным престижем. Престиж – это иерархия статусов, разделяемая обществом и закрепленная в культуре общественным мнением.

     В обществе необходимо равновесие статусов, иначе оно не может нормально функционировать. Статус оказывает немалое влияние на восприятие человека со стороны окружающих.

      Социальная роль – это модель (образец) поведения, которая должна соответствовать предписанным нормам и ожиданиям окружающих. Это определенные действия, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус. Например, статус (социальная роль) преподавателя вуза (школьного учителя) – это определенные права и обязанности в поведении со студентами, коллегами, это общий уровень культуры. Учителя и преподаватели должны быть интеллигентными людьми, для них должен быть характерен определенный тип поведения, обеспечивающий эффективность воспитания и обучения.

     Если личность в силу тех или иных причин не исполняет в должной мере обусловленные статусом роли и не оправдывает наших ожиданий, то к такой личности могут быть применены различные санкции. Например, руководитель может лишиться своей должности, родители - родительских прав и т. д.

     Социальная роль должна отвечать двум основным критериям: 1)функциональной целесообразности;2) соответствовать социокультурным ожиданиям людей. Оба эти критерия взаимосвязаны. В одних случаях один из критериев может играть доминирующую роль, в других - оба считаются равнозначными. Например, роль короля в конституционной монархии оценивается, прежде всего, с точки зрения ее социокультурной (традиционной) значимости; роль милиции в современном обществе, напротив, оценивается с точки зрения ее функциональной необходимости; роль Президента РФ в настоящее время можно оценивать по обоим критериям.

     Функциональная целесообразность определяется не только с прагматических позиций (эффективно — неэффективно), но и с позиции социальной значимости той или иной роли. Социальная значимость складывается из материального и морального стимулирования роли и личностной самооценки индивида, исполняющего эту роль. Например, если милиционер (учитель, врач и др.) на свою заработную плату не в состоянии содержать семью, то и оценка его роли в обществе, и самооценка будут соответствующими.

     Социокультурные ожидания людей во многом зависят от традиционной культуры, от уровня развития общества и от существующих в обществе и государстве приоритетов. Например, в одних культурах (обществах) официальное многоженство запрещено, в других - считается, чуть ли не показателем состоятельности мужчины. В одних культурах многодетность считается нормой, в других - исключением. С учетом культурных традиций и социальных приоритетов в каждом обществе формируются свои ролевые ожидания.

     В целом, социальная роль как средство описания взаимосвязи личности и общества позволяет по-новому осмыслить социальную жизнь.

     Типы ролей:

    1)«психосоматические» роли  - поведение связано с основными биологическими потребностями;

    2)«психодраматические» роли – поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения;

    3)«социальные» роли – личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории (матери, рабочего, христианина).

     В целом, статус – это набор ролей. Ролевой набор включает формальные и неформальные роли. Одновременное исполнение нескольких ролей порождает внутренние конфликты личности, т.е. ролевые конфликты или ролевую напряженность.

     Ролевой конфликт в современной социологии рассматривается как столкновение предъявляемых индивиду ролевых требований, вызванное множественностью одновременно выполняемых им социальных ролей.  

     Социологи выделяют два типа ролевых конфликтов: конфликты между социальными ролями; конфликты в пределах одной социальной роли.

     Межролевые конфликты возникают, когда разные социальные роли, носителем которых выступает индивид, содержат несовместимые предписания (требования). Например, работающей женщине-матери бывает непросто совместить роли жены, матери, работницы предприятия, домохозяйки и др. В таких ситуациях выбор, в конечном счете, остается за личностью. Он во многом зависит от личностных приоритетов, доминирующих ценностей и складывающихся обстоятельств. Если семейно-бытовые ценности для женщины являются приоритетными, то другие социальные роли будут иметь для нее второстепенное значение.

     Внутриролевые конфликты возникают там, где социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий. Внутри многих социальных ролей существуют конфликты «интересов», например, требование быть честным к людям входит в конфликт со стремлением «делать деньги»; ситуация, когда верующему человеку для защиты Отечества нужно взять в руки оружие и идти на войну убивать.

     Внутренний и внешний конфликты могут переходить один в другой. Поддаваясь групповому давлению и изменяя свое ролевое поведение на социально желаемое, человек «загоняет» конфликт вовнутрь. Наоборот, если он по внутреннему побуждению «сбрасывает» с себя неугодную роль, то конфликт становится внешним.

     Социализация личности

     Человек становится личностью, приобретая определенные социальные качества в процессе социализации.

     Социализация - это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения того общества, к которому он принадлежит. В процессе социализации, у индивида формируются социально значимые качества, необходимые личности для исполнения социальных ролей.

     Если человек (индивид) не в состоянии усвоить социальные качества (например, психически больной) или не имеет такой возможности (ребенок, выросший вне общества), то такой человек не является личностью.

     Каждый человек, включенный в систему общественных отношений, обладает бесчисленным множеством социальных связей, наделен множеством статусов, выполняет целый набор различных ролей, является носителем определенных идей, чувств, свойств характера и т. д. Учесть все многообразие свойств каждой личности практически невозможно, да в этом и нет необходимости. В социологии существенное значение имеют не индивидуальные, а социальные свойства и качества личности, т. е. качества, которыми обладают многие индивиды, находящиеся в сходных, объективных условиях. Поэтому для удобства исследования личностей, обладающих совокупностью повторяющихся социальных качеств, их типологизируют, т. е. относят к определенному социальному типу.

     Социальный тип личности - это совокупность повторяющихся социальных качеств. Эти качества присущи многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность (например, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и др.).

     Типологизация личностей может проводиться:

     1) по профессиональной принадлежности или виду деятельности (шахтер, фермер, экономист, юрист);

     2) по территориальной принадлежности или образу жизни (горожанин, житель села, северянин);

     3) по половозрастным признакам (юноши, девушки, пенсионеры);

     4) по степени социальной активности (ведущий - лидер - активист и ведомый - исполнитель).
     Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека методами воспитания, образования, так и под влиянием различных факторов окружающей среды (различных форм общения, средств массовой информации, искусства и др.). Методы и цели социализации зависят от того, какие качества личности ценятся в той или иной культуре, какие статусы и роли являются наиболее востребованными в обществе. Совокупность различных механизмов (институтов) социализации (семьи, школы, трудового коллектива, неформальных объединений и др.), создает относительно устойчивую систему социализации.

     От эффективности системы социализации зависит перспектива развития не только отдельных индивидов (социальных групп), но и будущее всего общества. Подрастающие поколения, приобретая социальный опыт, усваивая необходимые роли, занимают статусы старших поколений. И если общество (государство) не уделяет должного внимания совершенствованию системы социализации, то оно обречено на застой и деградацию.

     Когда результаты социализации не оправдывают наши ожидания, то мы говорим об отклонениях от общепринятых стандартов девиации.

Девиация (от лат. devistio – «отклонение») - отклоняющееся от общепризнанных стандартов поведение индивида или группы (преступность, правонарушения, наркомания, проституция, алкоголизм, самоубийство).

  Девиация бывает индивидуальной и групповой.

Индивидуальная девиация свойственна любой социальной группе (семье, учебному классу, трудовому коллективу и т.д.). Она в большей мере обусловлена не объективными условиями социализации, а индивидуальными свойствами личности, случайными обстоятельствами, микросредой, в которой индивид может оказаться. В случаях индивидуальной девиации принято говорить - «в семье не без урода».

Групповая девиация - более негативное социальное явление. Она в большей степени свидетельствует не об индивидуальных отклонениях в структуре социализации, а о том, что общие объективные условия не позволяют целым социальным группам найти свое место в социальной структуре общества, самореализоваться, не нарушая общепринятых ценностей и норм. Например, общая криминализация современного общества.

Групповая девиация - это своего рода показатель того, что существующие в обществе социальные отношения не отвечают интересам многих социальных групп. Кризисное состояние общества способствует разрастанию масштабов девиантного поведения, и оно становится обыденным, повседневным явлением, т. е. воспринимается как должное или неизбежное. В коррумпированных государственных структурах принципиальный, честный работник (чиновник, следователь, судья и др.) воспринимается как инородное тело (как человек с отклонениями), а преуспевающий преступник - как образец для подражания.

Процесс социализации индивида условно делится на несколько возрастных этапов (стадий). Однозначного мнения о количестве стадий не существует. За основу взяты четыре основных периода жизни человека: детство, юность, зрелость, старость. Каждому из названных периодов свойственны свои особенности социализации. Например, в раннем и среднем детском возрасте ребенок стремится подражать родителям или старшим товарищам (быть, как все); в подростковом и юношеском возрасте - формировать собственное «я», развивать индивидуальность (отличаться от других); в зрелом возрасте - соответствовать общепринятым стандартам; в старости - сохранять достигнутый ранее социальный статус.

В процессе социализации личности можно выделить два качественных уровня, два этапа - социальную адаптацию и интернализа-цию (переход внешних факторов во внутреннюю сущность человека).

Социальная адаптация - это процесс приспособления индивида к новым (меняющимся) социальным условиям (ролевым функциям, социальным нормам, институтам и др.), помогающий личности усвоить новые «правила игры» и адекватно реагировать на внешние обстоятельства.

Интернализация (от лат. internus – «внутренний») - процесс вхождения социальных норм, ценностей, установок и т. п. во внутренний мир человека. Говорить об интернализации индивида можно тогда, когда те или иные аспекты внешней среды стали для него неотъемлемой частью его внутреннего мира. Например, когда человек идентифицирует (отождествляет) себя с определенной ролью, профессией, социальной группой, организацией (я — шахтер; мы — русские; моя семья; мой класс; мои друзья; мой народ).

Социализация индивида начинается с первых дней его жизни и продолжается всю жизнь.

Первичная социализация происходит в семье и в детских дошкольных учреждениях. В формировании социально значимых качеств личности особенно велика роль семейной социализации. В семье ребенок усваивает основы социального взаимодействия, получает представление о семейных статусах и ролях, узнает, «что такое — хорошо, а что такое — плохо». Поэтому индивид, не прошедший этапа семейной социализации или прошедший его не в достаточной степени, впоследствии может испытывать трудности в исполнении тех или иных социальных ролей.

Второй этап в становлении личности - школьная социализация. Она представляет собой двуединый процесс воспитания и обучения. Основными задачами школьной социализации являются: сформировать у индивида общее представление об обществе и мире; научить его выделять приоритеты в социальных отношениях; подготовить к будущей самостоятельной жизни.

Третий этап - послешкольная социализация индивида может происходить в средних и высших учебных заведениях, армейской среде, трудовом коллективе и т. д. Значительное влияние на процесс социализации личности оказывают средства массовой информации, художественная литература, искусство, а также различные неформальные группы (друзья, соседи, родственники).

В течение жизни индивид может неоднократно менять место жительства и место работы, вступать в брак и разводиться, осваивать новые роли и виды деятельности, терять старые и приобретать новые статусы, менять свои взгляды, убеждения и ценностные ориентации. Процесс замещения ранее усвоенных индивидом знаний, норм, ценностей и ролей новыми называется ресоциализация (повторная социализация).

     Кроме этого существует десоциализация – утрата индивидом определенных социальных ценностей и норм в результате определенных внешних факторов, что сопровождается отчуждением от всей группы или социума. Иногда, в экстремальных условиях, десоциализация разрушает моральные основы индивида.

     Названные выше процессы характерны для взрослой социализации. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе резких изменений в его жизни, как правило, не бывает. Исключение – смерть родителей и воспитание в интернате или детском доме. Социализация в детском и подростковом возрасте проходит плавно и способствует накоплению новых знаний, ценностей и норм.


 

 


 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!