Что произошло в середине XV века в Константинополе?



Учащиеся говорят:

- о роли Русской православной церкви в объединении русских земель;

- о поддержке политики Александра Невского;

- о взаимоотношениях Дмитрия Донского и Сергия Радонежского;

- о позиции церкви (она выступала за усиление власти великого князя) в период феодальной раздробленности.

- о церкви и государстве

 

 

Актуализация знаний

5 мин

Действительно, в формировании единого российского государства важную роль играла православная церковь. В течение короткого времени - двух-трех веков христианство пустило глубокие корни на русской земле. Православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов. Она оставалась важнейшим связующим звеном всех русских земель в период феодальной раздробленности до татаро-монгольского нашествия. Во время татаро-монгольского ига ее значение еще больше возросло. Православие служило духовно-нравственной опорой русского народа в годы тяжелых лишений. На ее авторитет опирались великие князья московские, проводя свою объединительную политику. Известно, что глава Русской православной церкви митрополит Владимирский Петр был в тесной дружбе с Иваном Калитой. Его преемник митрополит Феогност окончательно поселился в Москве, которая таким образом стала церковной столицей всей Руси. Перенос кафедры митрополита в Москву способствовал укреплению политической роли московского княжества. Активную роль в освободительном процессе от татаро-монгольского ига играло православное духовенство. Особые заслуги в этом имеет основатель подмосковного Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский, ставший одним из наиболее почитаемых святых Русской православной церкви. Сергий Радонежский вместе с Дмитрием Донским по праву может быть назван организатором и вдохновителем победы русских войск над татарскими войсками во время Куликовской битвы. Трудно переоценить значение полученного Дмитрием Донским накануне Куликовского сражения от преподобного Сергия благословения «на битву за землю русскую». Вместе с благословением Сергий Радонежский отправил для духовной и воинской поддержки двух иноков своего монастыря богатырей Андрея Ослябя и Александра Пересвета. Пересвет, как известно, своим поединком с татарским богатырем Челубеем открыли Куликовское сражение. Преподобный Сергий стремился преодолеть конфликты между русскими князьями, способствовал их объединению во имя интересов русской земли. Перед Куликовской битвой он предостерег Рязанского князя Олега от выступления на стороне Орды. И князь Олег послушался увещевания авторитетного священнослужителя, что без сомнения способствовало победе русских войск. После Куликовской битвы в 1387 г. он настоял на браке дочери Дмитрия Донского с сыном рязанского князя Олега Федором. Таким образом, были сняты проблемы в отношениях Москвы и Рязани и между ними надолго был заключен мир.


3. Изучение нового материала

25 мин

Постановка цели урока

СЛАЙД 4

Мы выяснили, что, в формировании единого русского государства большое значение имело становление национальной Русской православной церкви.

Для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок, на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью унию — документ об объединении восточной и западной христианских церквей. Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам. В процессе становлении национальной Русской православной церкви необходимо выделить постепенное обретение Русской православной церкви самостоятельности по отношению к Византийской, получение статуса автокефальной (независимой) церкви.

СЛАЙД 5

ПОМЕСТНЫЙ СОБОР 1448г.

В 1448 г. собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека — Иону. Это было значительным событием того времени.

Чтобы мысленно восстановить ход событий, вернемся к нашим рабочим картам, и выполним задание 2 «Изменения в положении Русской православной церкви»

СЛАЙД 6

Русская православная церковь становится независимой. Церковь возглавляли поданные русского князя, следовательно, князья теперь получали возможность вмешиваться в дела церкви. Таким образом, в XVI в. формирование национальной церкви приобретает новые черты. Русская православная церковь превращается в государственную церковь. Предпосылки такого превращения заложены в самой традиции восточного христианства. Восточная церковь признавала над собой верховенство государственной власти и входила в рамки правительственных учреждений. Но после распада единого русского государства на удельные княжества тесный союз церкви и государства был нарушен. Этот союз начинает восстанавливаться по мере формирования единого русского государства.

ДУХОВЕНСТВО И МИРЯНЕ

Стр. 95 учебника

СЛАЙД 7

До 1589 года главой Русской православной церкви был митрополит Московский и всея Руси. Под его властью находились 11 епархий. Во главе каждой находился АРХИЕРЕЙ – священнослужитель высшей (третьей) ступени христианской церковной власти. Его духовные и светские слуги управляли хозяйством и земельными владениями, собирали доходы и судили подчиненное духовенство и мирян.

Центром жизни человека являлся приходской храм, возведенный на пожертвования прихожан. В священники избирали наиболее достойного кандидата из местных жителей, которого рукоположил в сан епископ.

ФУНКЦИИ ХРАМА:

В храме объявляли царские указы, молились, священники вели богослужение, крестили детей, венчали, отпевали покойных, обучали детей грамоте, выступали свидетелями при подписании актов и завещаний, участвовали в межевании (определении границ) земельных участков.

И знатные и простые люди заботились о спасении души – делали дары в храмы и монастыри, чтобы дарителя поминали на церковных службах.

ИОСИФЛЯНЕ И НЕСТЯЖАТЕЛИ

СЛАЙД 8

С конца 15 века, с образованием единого Российского государства, светские власти все чаще предпринимали попытки изъятия земель у церкви
Термин – СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

Иван 3 задумал изъять церковные земли, пообещав содержать церковь за счет средств из казны, что означало бы утрату ею независимости от светской власти. Против этого выступил церковный собор 1503 года.

Вопрос о церковных богатствах вызвал разногласия среди русского православного духовенства.

Основатель и настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря выступал в защиту церковного землевладения Церкви нужны средства для распространения своих идей, благотворительности и просвещения. Еретиков и Вероотступников призывал подвергать смертной казни.

Его последователей стали называть - ИОСИФЛЯНЕ

Его оппонент – Нил Сорский, призывал к скромности представителей церкви, отрешению от мирской суеты. Последователей его стали наз. – НЕСТЯЖАТЕЛЯМИ Ярким последователем нестяжателей был выдающийся богослов, уроженец Греции - Максим Грек

СЛАЙД 9

 Чтобы не забыть такие трудные определения запишем их в рабочий лист, а правильность выполнения проверим, заполнив табличку на доске

СЛАЙД 10, 11

 

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!