Елена Александровна Денисьева

Тема Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе. Роман в оценке критики. Ф.И.Тютчев. Сведения из биографии. Философичность-основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Ф.И.Тютчева. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

Роман «Отцы и дети»,история создания которого обычно связывается с произведением "Рудин", опубликованным в 1855 году, - роман, в котором Иван Сергеевич Тургенев возвратился к структуре этого первого своего творения. Как и в нем, в "Отцах и детях" все сюжетные нити сошлись к одному центру, который образовала фигура Базарова - разночинца-демократа. Она растревожила всех критиков и читателей. Много написали различные критики о романе "Отцы и дети", поскольку произведение вызвало неподдельный интерес и споры.

Значимость образа Базарова в понимании произведения. Базаров стал не только сюжетным центром произведения, но и проблемным. От понимания его судьбы и личности зависела во многом оценка всех остальных сторон романа Тургенева: авторской позиции, системы персонажей, различных художественных приемов, использованных в произведении "Отцы и дети". По главам рассмотрели критики этот роман и увидели в нем новый поворот в творчестве Ивана Сергеевича, хотя совершенно разным было понимание ими этапного смысла данного произведения.

 За что критиковали Тургенева? Двойственное отношение самого автора к своему герою повлекло за собой порицания и упреки современников. Тургенева жестоко бранили со всех сторон. Критики о романе "Отцы и дети" отзывались в основном негативно. Многие читатели не могли понять мысль автора. Из воспоминаний Анненкова, а также самого Ивана Сергеевича мы узнаем о том, что М.Н. Катков пришел в негодование, ознакомившись с рукописью "Отцы и дети" по главам. Его возмущало то, что главный герой произведения безраздельно господствует и не встречает нигде дельного отпора. Читатели и критики противоположного лагеря также жестоко порицали Ивана Сергеевича за внутренний спор, который он вел с Базаровым в своем романе "Отцы и дети". Содержание его показалось им не вполне демократичным.

 Наиболее заметными среди многих других интерпретаций являются статья М.А. Антоновича, опубликованная в "Современнике" ("Асмодей нашего времени"), а также ряд статей, появившихся в журнале "Русское слово" (демократическом), принадлежащих перу Д.И. Писарева: "Мыслящий пролетариат", "Реалисты", "Базаров". Эти критики о романе "Отцы и дети" представили два противоположных мнения. Мнение Писарева о главном герое. В отличие от Антоновича, который оценивал Базарова резко отрицательно, Писарев в нем увидел настоящего "героя времени". Этот критик сопоставил данный образ с "новыми людьми", изображенными в романе "Что делать?" Н.Г. Чернышевским. Тема "отцы и дети" (взаимоотношение поколений) в его статьях вышла на первый план. Высказанные представителями демократического направления разноречивые мнения о произведении Тургенева восприняты были как "раскол в нигилистах" - факт внутренней полемики, существовавшей в демократическом движении. Антонович о Базарове. И читателей, и критиков "Отцов и детей" волновали не случайно два вопроса: об авторской позиции и о прототипах образов данного романа. Именно они составляют два полюса, по которым истолковывается и воспринимается любое произведение. По убеждению Антоновича, Тургенев был злонамерен. В толковании Базарова, представленном этим критиком, этот образ является вовсе не списанным "с натуры" лицом, а "злым духом", "асмодеем", который выпущен озлобленным на новое поколение писателем.

 

В фельетонной манере выдержана статья Антоновича. Критик этот вместо того, чтобы представить объективный разбор произведения, создал на главного героя шарж, подставив Ситникова, "ученика" Базарова, на место своего учителя. Базаров, по мнению Антоновича, является вовсе не художественным обобщением, не зеркалом, в котором отражается молодое поколение. Критик считал, что автор романа создал хлесткий фельетон, возражать которому следует в такой же манере. Цель Антоновича - "поссорить" с молодым поколением Тургенева - была достигнута. Чего не могли простить Тургеневу демократы? Антонович в подтексте своей несправедливой и грубой статьи упрекал автора в том, что у него получилась фигура, которая является слишком "узнаваемой", так как одним из прототипов ее считается Добролюбов. Журналисты "Современника", кроме того, не могли автору простить разрыва с этим журналом. Роман "Отцы и дети" был опубликован в "Русском вестнике", консервативном издании, что было для них признаком окончательного разрыва Ивана Сергеевича с демократией. Базаров в "реальной критике" Писаревым была высказана другая точка зрения по поводу главного героя произведения. Он рассмотрел его не как карикатуру на некоторых лиц, а как представителя складывавшегося в то время нового общественно-идеологического типа. Этого критика меньше всего интересовало отношение самого автора к своему герою, а также различные особенности художественного воплощения данного образа. Писарев истолковал Базарова в духе так называемой реальной критики. Он указал на то, что автор в его изображении был предвзятым, однако сам тип был оценен Писаревым высоко - как "герой времени". В статье под названием "Базаров" говорилось о том, что изображенный в романе главный герой, представленный как "лицо трагическое", - это новый тип, которого не хватало литературе. В дальнейших интерпретациях данного критика Базаров отрывался все больше от самого романа. "Отцы и дети" - это своеобразная тургеневская "дуэль" с нигилистами и нигилизмом, однако автором были соблюдены все требования "кодекса чести": он с уважением отнесся к противнику, в честном бою "убив" его. Базаров как символ опасных заблуждений, по мнению Ивана Сергеевича, является достойным противником. Глумление и карикатурность изображения, в которых обвиняли автора некоторые критики, им не использовались, поскольку могли дать совершенно противоположный результат, а именно недооценку силы нигилизма, являющейся разрушительной. Нигилисты стремились поставить своих лжекумиров на место "вечных". Тургенев, вспоминая о своей работе над образом Евгения Базарова, писал М.Е. Салтыкову-Щедрину в 1876 году о романе "Отцы и дети", история создания которого интересовала многих, что его не удивляет то, почему для основной части читателей этот герой остался загадкой, ведь сам автор не может вполне представить себе, как написал его. Тургенев говорил, что знает лишь одно: не было в нем тогда никакой тенденции, никакой предвзятости мысли. Позиция самого Тургенева Критики о романе "Отцы и дети" отзывались в основном односторонне, давали резкие оценки. Между тем Тургенев, как и в предшествующих своих романах, избегает комментариев, не делает выводов, скрывает намеренно внутренний мир своего героя для того, чтобы не давить на читателей. Конфликт романа "Отцы и дети" отнюдь не находится на поверхности. Столь прямолинейно истолкованная критиком Антоновичем и полностью проигнорированная Писаревым авторская позиция проявляется в композиции сюжета, в характере конфликтов. Именно в них реализована концепция судьбы Базарова, представленная автором произведения "Отцы и дети", образы которого до сих пор вызывают споры различных исследователей. Евгений в спорах с Павлом Петровичем непоколебим, однако после непростого "испытания любовью" внутренне сломлен. Автор подчеркивает "жестокость", продуманность убеждений этого героя, а также взаимосвязь между собой всех компонентов, составляющих его мировоззрение. Базаров - это максималист, по мнению которого имеет цену любое убеждение, если оно не находится в противоречии с другими. Стоило этому персонажу утратить одно "звено" в "цепочке" мировоззрения - подверглись переоценке и сомнению все другие. В финале это уже "новый" Базаров, являющийся "Гамлетом" среди нигилистов.

Ф.И. Тютчев

Поэтическое наследие Тютчева - небольшого объема. Но он принадлежал к числу гениальных русских поэтов. Лев Толстой, высоко ценивший Тютчева, ставил перед его стихами пометы: Глубина, Красота, Чувства.

Тютчева принято называть певцом любви и природы. Он был действительно мастером стихотворных пейзажей, но его вдохновенные стихи начисто лишены пустого и безумного любования, они глубоко философичны. Для Тютчева природа отождествляется с человеком, природа для него - разумное существо, наделенное способностью любить, страдать, ненавидеть.

 

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября/ 5 декабря 1803 года в Орловской губернии в стародворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала.

Тютчев получил хорошее домашнее образование под руководством поэта-переводчика Семена Егоровича Раича. Под влиянием учителя будущий поэт рано приобщился к литературному творчеству и в двенадцать лет поступает на словесное отделение Московского университета.

В 1821 году едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место в русской дипломатической миссии в Баварии. За границей Тютчеву предстоит провести 22 года.

В конце 20-х годов в "Современнике" была опубликована большая подборка стихов Федора Ивановича. После этой публикации на Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но признание пришло лишь в конце 1850-х годов.

Лирику Ф.И. Тютчева условно подразделяют на философскую, пейзажную, гражданскую и любовную.

Умер Тютчев 15/27 июля 1873 года. "Милый, умный, как день умный, Федор Иванович! Прости - прощай!" - с горечью отозвался на известие об этой смерти И.С. Тургенев.

Наследие великого русского поэта чтят, любят и берегут его потомки - любители русской поэзии.

 

С самого детства входит в нашу жизнь удивительная, завораживающая чистотой чувства, ясностью и красотой образов поэзия Ф.И. Тютчева:

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят:

или

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера:

или

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора

Очень созвучны стихотворения Ф.И. Тютчева и музыка П.И.Чайковского.

У Тютчева много прекрасных стихотворений о природе, а Чайковский написал целый цикл музыкальных композиций под названием "Времена года".

Тютчев верил, что природа жива, что она имеет душу. Поэт слышал и понимал язык природы. Живая жизнь природы отразилась в его поэтических образах - сравнениях, олицетворениях, метафорах.

Повторяющиеся в поэзии Тютчева эпитеты выражают не только внешне воспринимаемую гармонию и красоту мира, но и таинственную глубинную жизнь природы.

Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы; нам дорог Тютчев, чуткий знаток человеческого сердца. Поэтому большое место в творчестве поэта отводится любовной лирике.

Полны особенной трогательности строки, пронизанные этим великим чувством.

Человеку не прожить без любви, ведь в жизни каждого она занимает особое место. Настоящая любовь всегда остается в сердце, она не подвластна ни времени, ни тяжелым жизненным обстоятельствам, ни даже смерти. По-настоящему счастлив тот, у кого такая любовь была, кого посетило это прекрасное чувство.

Первая жена - Элеонора Ботмер - подарила ему троих детей-дочерей, которых он проникновенно любил. В 1838 году по роковой случайности на корабле, на котором она плыла вместе с дочерьми, возник пожар. Проявив неженское мужество, Элеонора Федоровна спасла дочерей, но не смогла уберечь себя. Спустя несколько месяцев она скончалась от нервного потрясения. Тютчев тяжело переживал смерть жены. Проведя ночь у ее гроба, он поседел. Смерть жены потрясла поэта, омрачив многие годы горечью воспоминаний.

Элеонора Ботмер

Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда:
"Еще томлюсь тоской желаний", 1849 г.

 

Вторая жена великого русского поэта - Эрнестина Пфеффель - в высшем свете слыла первой красавицей. Ей он посвятил стихотворение "Люблю глаза твои, мой друг".

Эрнестина Пфеффель

Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно - чудесной,
Когда их приподнимешь вдруг,
И словно молнией небесной
Окинешь было целый круг:

 

В Мюнхене Ф.И. Тютчев влюбился в молодую и прекрасную Амалию фон Лерхенфельд, которая так и не стала никогда его женой, но другом осталась на всю жизнь. Незадолго до смерти в 1870 году Тютчев посвящает ей замечательные строчки "Я встретил вас " - "КБ" (сокращение переставленных слов Баронессе Крюгер).

Амалия фон Лерхенфельд

Целую бурю чувств пережил Тютчев, когда, будучи женатым 11 лет, 15 июля 1850 года, он впервые увидел прекрасную русскую девушку Елену Александровну Денисьеву. Любовь бурным потоком захватила сердце поэта. Но свет не принял этой беззаконной любви. Елену отвергли прежние знакомые, родственники, друзья. Как свои собственные страдания, переживал Федор Иванович муки любимой женщины. После смерти Елены Александровны для Ф.И.Тютчева начались долгие 9 лет душевной пытки.

Елена Александровна Денисьева

Глубокое чувство, испытанное поэтом на склоне лет, подарило русской поэзии цикл стихов, именуемый "денисьевским" циклом (название не авторское). Абсолютно все стихи проникнуты глубоким психологизмом, человечностью, благородством.

 

Любовь по Тютчеву - не только радость, но и борьба: настоящая любовь не может существовать без препятствий, без страданий: Поэт боготворит даже мгновения любви, потому что они дают человеку чудодейственную возможность для величайшего проявления духовных сил, для безраздельного слияния со всеобщим.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но не скудеет в сердце нежность:

Любовь по Тютчеву - основной мотив творчества, источник обогащения души, способ связи человека с миром, со всем живым. Есть любовь - есть ощущение Родины.

В 1866 году возникло знаменитое стихотворение "Умом Россию не понять".

 

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать:
В Россию можно только верить.

Такое четверостишие, полное глубокого смысла, написал человек, проживший 22 года за границей. Поэт покинул Россию, когда ему едва исполнилось 18 лет.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 32; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!