IV. Закрепление учебного материала.



- Выберите репродукции картин, относящихся, по вашему мнению, к акмеизму. Мотивируйте свой выбор (репродукции картин представлены на слайде). (на картинах А. Бенуа, К Сомова показана реальная жизнь.)

 

*Заметка:

Акмеизм ориентирован на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Появилось новое объединение художников. Ядро объединения составили художники Александр Бенуа, Константин Сомов, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Борис Кустодиев, Николай Рерих, Иван Билибин. Они стремились увидеть свою страну, ее историю и современность в динамике времени, в масштабе всего мира, обращаются к прошлым эпохам. Это породило жанр исторического пейзажа, своего рода фантазии на темы разных эпох. Особенно их привлекали периоды расцвета дворянской культуры: в России - XIX век, во Франции - XVIII. Важнейшая их черта - эстетизм, любование классической строгостью линий и форм.

 

- Чем примечательны картины художников-футуристов? (на слайде представлены картины и художников-акмеистов, и художников-футуристов). (На картинах художников-футуристов предметы не похожи на реальные предметы, состоят из геометрических фигур.)

 

*Заметка:

В картинах Казимира Малевича, Давида Бурлюка, Аристарха Лентулова доминирует мотив всеобщей стройки, преображения мира, стремление непосредственно запечатлеть мотив движения, динамического развития фигур и вещей в пространстве. Простые формы изображаемого предмета разлагаются на элементарные геометрические тела. Художники- кубофутуристы соединяли на своем полотне самые разнообразные проекции – изображаемый или воображаемый объект может быть представлен одновременно видом сбоку, сзади, сверху.

 

-«...Символизм можно назвать... «поэзией намеков», – писал В. Брюсов в предисловии ко второму выпуску «Русских символистов». Если символизм – «поэзия намеков», то как по аналогии можно определить акмеизм и футуризм? (Акмеизм – поэзия точности (ясности), футуризм – поэзия вызова (эпатажа, опровержения традиции)

- Какую закономерность можно обнаружить в смене направлений поэзии Серебряного века? Как меняется отношение поэтов к действительности, к слову? (Можно увидеть движение от отрицания действительности у символистов к утверждению действительности у акмеистов и преобразованию ее у футуристов)

- Помимо трех основных течений поэзия Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей и самостоятельных крупных звёзд, стоящих вне групп. Поэты, не примыкавшие ни к каким литературным группировкам («Одинокие звезды»): И. Бунин, М. Цветаева, Владислав Ходасевич.

 

Тесты:

1.Исправьте ошибки в литературоведческих суждениях:

а) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и четкому пушкинскому стилю;

б) образный строй лирических произведений акмеистов отличают неопределенность, расплывчатость поэтических формулировок, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений.

 

2.Тезисом к литературному манифесту какого литературного направления могли бы послужить следующие цитаты из статей поэтов Серебряного века?

А) «Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой». (контрданс - английский деревенский танец, пары танцуют одна напротив другой)

Б) «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание».

В) «Любите слово, как Флобер, будьте экономны в средствах и скупы в словах, точны и подлинны, – и вы найдете секрет дивной вещи – прекрасной ясности»

Ответы:

1.(а) Для символистов нехарактерно активное словотворчество и стремление к абсолютной ясности точности поэтического языка; б) ошибочным является утверждение о расплывчатости поэтических формулировок в лирике акмеистов: стремление к ясности и точности в максимальной степени отличает их поэтический язык.

2. (а) Символизм; в приведенной цитате из статьи О. Мандельштама в пародийно преувеличенном виде представлена одна из граней поэтики символизма; б) футуризм; цитируется 4-й пункт футуристического манифеста из сборника «Садок судей II»; в) акмеизм; высказывание принадлежит М. Кузмину, статья «О прекрасной ясности», появившаяся в 1910 году в журнале «Аполлон»)

 

- Русский Серебряный век оказался коротким: история отпустила ему… около трёх десятилетий. Но за это время появилось так много новых имён, было создано столько значительных произведений, опробовано и изобретено такое множество поэтических приёмов, что их вполне хватило бы на столетие.

 

V. Рефлексия.

- Каковы, на ваш взгляд, заслуги Серебряного века? Выразите свое отношение в синквейне.

Пример: Серебряный век. Яркий, талантливый. Ищут, спорят, самовыражаются. Серебряный век – это время расцвета талантов и творческих индивидуальностей. Расцвет.

 

VI. Подведение итогов урока.

- Сегодня мы сделали попытку совместно составить мозаичное полотно, прикоснувшись к одному из уникальнейших моментов в жизни нашей страны – Серебряному веку.

-Какие открытия сделали вы для себя на этом уроке?

-Как вы понимаете слова эпиграфа «Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда». (О. Мандельштам).

 

VII. Домашнее задание.

- Дополнить сравнительную таблицу по литературным течениям материалом из учебника;

- Учить стихотворения из раздаточного материала.

Творческое задание: письменно ответить на вопрос «Какой он, Серебряный век?»

 

Карточка-гид. Символизм.

1.Когда оформляется символизм как течение в русской литературе? Назовите теоретиков данного течения.

2.Какие этапы (школы) в нем выделяют? Назовите русских поэтов – представителей данного течения.

3.Назовите основные принципы символизма. Поясните значение термина «символ».

4.Каковы философские истоки символизма?

 

Первым течением модернизма, возникшим на русской почве, был символизм. Началом теоретического самоопределения символистов стала лекция Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892) и три сборника стихотворений «Русские символисты» (1895), где большинство стихотворений принадлежали Валерию Брюсову.

В русском символизме выделяют две школы: старших символистов 1890 годов (Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Константин Бальмонт) и младших символистов 1900 годов (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский). Кризис символизма происходит в 1910 году.

Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ – многозначное иносказание, конкретный образ, наделенный неисчерпаемостью значений: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении» (Вяч. Иванов). Символизм – течение модернизма, для которого характерны «три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности, т.е. импрессионизм, передача тончайших впечатлений от мира…», «новое сочетание мыслей, красок и звуков». Рационально нельзя познать жизнь, только творческая интуиция может приобщить творца к высшей реальности: «Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями» (В. Брюсов «Ключи тайн»). В момент творческого вдохновения происходит интуитивное прозрение: «Искусство сознательно предается своему высшему и единственному назначению: быть познанием мира, вне рассудочных форм» (В. Брюсов «Ключи тайн»).

Главное средство созерцания тайных смыслов – символ, многозначный образ, выражающий суть явления. Философ Н.А. Бердяев писал: “Символ есть связь между двумя мирами: чувственным и воображаемым, видимым (реальным) и невидимым (потусторонним)”. «Символизм – это поэзия намеков, а поэт – творец сугубо личных и чисто художественных ценностей» (Брюсов, «Русские символисты»). Символисты приучили публику глубже воспринимать поэзию: «В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами» (Д. Мережковский). Символисты освежили поэтический язык, обогатив музыкальность стиха. Поль Верлен, французский символист, утверждал: «Музыка превыше всего», и символисты использовали звукопись для создания своих символов.

Например,

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно бесшумно шуршат камыши.

(звуки «Ш» передают шуршание камыша)

У К. Бальмонта можно прочитать:

Лебедь уплыл в полумглу,

Вдаль, под луною белея.

Ластятся волны к веслу,

Ластится к влаге лилея…

(сонорные звуки «Л» передают плавность, плеск волн, завораживающий поток звуков)

В основе символизма – философия Владимира Соловьева. Существует мир земной – это мир времени, зла; и мир вечности – высший мир, мир добра. Дмитрий Мережковский (один из философов и теоретиков символизма) писал: “Без веры в божественное начало нет на земле красоты, нет поэзии, нет свободы”. Цель всего космического процесса развития – выход из мира времени в мир вечности. Способом преодоления земного, прорыва в вечность является творчество, а символ – это средство проникновения в тайный смысл бытия. Мережковский так сформулировал сущность символизма:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами…

Вот как об этом писал Иннокентий Анненский: «Мне вовсе не надо обязательности одного общего понимания. Напротив, я считаю достоинством пьесы, если ее можно понять двумя или более способами, или, недопоняв, лишь почувствовать ее и потом доделывать мысленно самому».

 «Для кого всё в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником. Искусство только там, где дерзновение за грань, где порывание за пределы познаваемого». (В. Брюсов)

 

Карточка-гид. Акмеизм.

1. Кем и когда было создано объединение акмеистов? Русские поэты – представители данного течения.

2.Чем акмеизм противопоставлен символизму? Что является высшей цен-ностью для акмеистов?

3.Какие выразительные средства используют акмеисты? Как выражается внутренне состояние человека в поэзии акмеистов?

 

Акмеизм (от греч. акме – цвет, цветущая сила, вершина, высшая степень чего-либо) – литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Анну Ахматову, Сергея Городецкого.

В 1909 году молодые поэты, которые посещали собрания символистов у петербургского поэта Вячеслава Иванова, создали «Поэтическую академию», где изучали теорию стихосложения. В 1911 году посетители «Поэтической академии» основали новое литературное объединение – «Цех поэтов», название которого указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной деятельности. Руководителями цеха стали Николай Гумилев и Сергей Городецкий. Осенью 1912 года на заседании цеха было принято решение создать новое поэтическое течение – акмеизм. Эстетической реформой акмеизма принято считать труд Михаила Кузмина “О прекрасной ясности” и статью Николая Гумилёва “Наследие символизма и акмеизм».

Акмеизм был связан с символизмом, но противостоял его крайностям, акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, противопоставляли себя символизму, подвергали критике туманность и зыбкость символистского языка и образа. Проповедовали ясный, свежий и «простой» поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы предметы, а не обращались бы, как в символизме, к «таинственным мирам»: «Борьба между символизмом и акмеизмом есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время» (С. Городецкий «Некоторые течения в со-временной русской поэзии»). Акмеизм, по мысли Гумилева, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое. Задача литературы – вернуться к «прекрасной ясности» художественного образа, открыть в самой действительности не тайные ее стороны, а ее собственную красоту». Михаил Кузмин в статье «О прекрасной ясности» так охарактеризовал главные задачи акмеизма: «заново открыть ценности реального мира, воспеть их… борьба за этот мир, звучащий, красочный». Не случайно акмеисты часто использовали яркие краски (красный, рубиновый, зеленый, розовый). “У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё”, - писал в манифесте акмеистов Сергей Городецкий. Они воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту.

Положение программы акмеистов можно проиллюстрировать стихотворением С. Городецкого «Адам»: (акмеизм еще называли адамизм):

Просторен мир и многозвучен,

И многоцветней радуг он.

И вот Адаму он поручен,

Изобретателю имен.

Назвать, узнать, сорвать покровы

И праздных тайн, и ветхой мглы-

Вот первый подвиг. Подвиг новый-

Живой земле пропеть хвалы.

На смену неопределенным, красивым, возвышенным символам, недосказанности и недовыраженности пришли простые предметы, карикатурные композиции, острые, резкие, вещные знаки мира. Вещный мир, бытовые подробности стали предметом поэзии. «Любите слово, будьте экономны в средствах и скупы на словах, точны и подлинны, - и вы найдете секрет дивной вещи – прекрасной ясности» (М. Кузмин «О прекрасной ясности»). Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через значимый жест, движение, деталь. Часто состояние чувств не раскрывается непосредственно, оно передается психологически значимым жестом, перечислением вещей. Подобная манера «материализации» переживаний была характерна, например, для многих стихотворений А. Ахматовой.

Затуманенное стекло поэзии было тщательно протерто акмеистами и заиграло яркими красками реального мира.

 

 

Карточка-гид. Футуризм.

1.Когда появился футуризм, кем он представлен?

2.Какие школы выделялись в футуризме?

3.Какова эстетическая программа футуристов?

4.Почему футуризм связан с атмосферой литературного скандала?

5.Какова цель футуристов? В чем особенность поэтики футуризма?

 

Уже в самом названии этого направления заключено стремление к будущему (от лат. futurum - будущее). Литературное течение зародилось в Италии в 1909 г. Русский футуризм возник независимо от итальянского в начале 20 века и впервые публично заявил о себе в сборнике «Садок судей» (1910). Авторами сборника были Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Василий Каменский. 

В футуризме появились три школы:

1. эгофутуристы (Игорь Северянин, Георгий Иванов, Грааль Арельский) – выступали за индивидуализм, выражение авторского «я» в оригинальной, изысканной форме

2. Кубофутуристы или «Гилея» (Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Велимир Хлебников) – главный принцип: формотворчество

3. Имажинисты (Сергей Есенин, Вадим Шершеневич, Анатолий Мариенгоф) – призывали вернуть слову его первоначальную яркость.

В своем манифесте "Пощечина общественному вкусу" (1912 г.) футуристы провозгласили отказ от старой культуры ("Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности"):

«Мы приказываем чтить права поэтов:

На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).

На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.

С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.

Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова».

Футуристы отрицали классическую литературу, считали ее устаревшей, не соответствующей времени, выступали за все новое: слова, чувства, рифмы и т.д.., стремились к новым формам выразительности: словотворчество, неологизмы (окказионализмы – авторские неологизмы), новый графический способ оформления стихов (стихи часто набирались шрифтами разных размеров), звукоподражания, приемы плаката, лозунга, графический стих, поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм (вводили в стихи частушки, рекламы, фольклорные заговоры и др.), отказ от знаков препинания, введение «телеграфного» синтаксиса (без предлогов). Футуризм отрицает культурные традиции и выдвигает идею рождения сверхискусства, способного преобразить мир, он весь устремлен в будущее. Идти в будущее означало творить его. “Только мы - лицо нашего времени. Прошлое тесто. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов”, — так они о себе заявляли в декларации «Пощечина общественному вкусу». Они претендовали на роль открывателей новых путей в жизни, в искусстве, творцов будущего в настоящем:

(Фрагмент манифеста из сборника «Садок судей 2»)

«…Мы выдвинули впервые новые принципы творчества…

Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис.

Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике.

Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.

Нами уничтожены знаки препинания, - чем роль словесной массы выдвинута впервые и осознана.

Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные – краска, звук, запах.

Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул размер живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках – всякое движение рождает новый свободный ритм поэту.

Богатство словаря поэта – его оправдание».

 

Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. В поисках «самовитого слова» (ценного «само в себе», вне всякого конкретного смысла) они писали стихи, в которых принципиально отсутствовал смысл, но которые, по замыслу создателей, несли в себе какой-то «сверхсмысл». В их практике важен был не конечный результат, а сам процесс творчества. Особенно интересно в этой связи частое отсутствие конечных редакций текстов у самого талантливого из футуристов В. Хлебникова: отбрасывая или теряя листок с написанным стихотворением, он тут же мог приняться за новую вариацию на ту же тему.

Футуризм воплощался не только в литературных произведениях, но и в самом поведении участников течения. Внешняя манера поведения, вызывающие одежды, голосовые данные – имели большое значение. Оптимальной для футуристов читательской реакцией на их творчество были не похвала и сочувствие, а агрессивное неприятие, протест. Опасение равнодушия приводит футуристов к сознательному эпатажу обывательского общества (эпатаж - умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе нормам, производимые с целью привлечения к себе внимания). Важнейшая для футуристов реакция на их искусство - даже не осмысление литературного текста, а подчеркнуто агрессивное неприятие, протест в резких формах. Складывается своего рода репертуар эпатирования: хлесткие названия («Дохлая луна», «Доители изнуренных жаб» - сборники произведений, манифест «Идите к черту»), уничижительные отзывы о предшествующей культурной традиции, вызывающее внешнее оформление выступлений (удары гонга, отмечающие начало и конец выступления, они выходили на эстраду с разрисованными лицами, не читали, а выкрикивали стихи, деревянная ложка в петлице Малевича, желтая кофта Маяковского, диванная подушка на шнуре через шею у А. Крученых). Поэтому необходимым условием его существования становится атмосфера литературного скандала.

Главная цель творчества футуристов – пробуждение к действию. Для футуризма характерно бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы. Бунтарство проявляет себя в экспериментаторстве в области лексики, синтаксиса, ритмики, рифмы. Новые эстетические возможности апробируются футуристами в связи с переориентацией с читаемого на произносимый текст. Поэзия должна вырваться из темницы книги и звучать на площадях (лозунг «Искусство для масс»), поэтому футуристы много выступали перед аудиторией.

 

А.А. Блок Ночь, улица, фонарь, аптека... Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет.   Умрешь - начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. А. Ахматова Песня последней встречи Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.   Показалось, что много ступеней, А я знала — их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри!   Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый — И я тоже. Умру с тобой!»   Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем.
Велимир Хлебников. Бобэоби пелись губы Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй — пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо. В. Маяковский А вы могли бы? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?
А.А. Блок Ночь, улица, фонарь, аптека... Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет.   Умрешь - начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. А. Ахматова Песня последней встречи Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.   Показалось, что много ступеней, А я знала — их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри!   Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый — И я тоже. Умру с тобой!»   Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем.
Велимир Хлебников. Бобэоби пелись губы Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй — пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо. В. Маяковский А вы могли бы? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

 

Даты Название направления, поэты Отношение к миру Роль поэта Отношение к слову Близкий род искусства
1890 – 1910 Символизм Д.Мережковский З.Гиппиус, В.Брюсов, Ф.Сологуб, З.Гиппиус, К.Бальмонт, А. Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, И.Анненский   Мир не познаваем рационально, тайный смысл бытия можно познать в творчестве с помощью символов Поэт разгадывает тайны бытия, он тайновидец мира, создает свой собственный таинственный мир в поэзии Слово многозначно и символично, намеки, иносказания, ассоциативные связи между образами Музыка Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка.  
1910-1912 Акмеизм Н.Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова, С.Городецкий Мир познаваем, надо открыть красоту реального мира Поэт –первооткрыватель мира, возвращает слову ясность, простоту Четкая определенность, точность слова, конкретная образность Живопись, архитектура, скульптура
1912-1914 Футуризм И.Северянин, В.Каменский, В.Маяковский, В.Хлебников, Д.Бурлюк, С.Есенин Мир надо переделать, опровержение традиций Поэт разрушает старое Свобода в обращении со словом (словотворчество, формотворчество) Живопись

 

*Заметка:

«Заумный язык» Хлебникова - язык, «непосредственно несущий смысл», «в котором звук сам по себе, буква сама по себе несла бы всю полноту смысла», надо любоваться словом вне зависимости от смысла. Он закрепил за целым рядом согласных определенное цветовое значение — поэт называл это звукописью. Чувственные губы, глаз со зрачком (звук «в» обозначает в теории Хлебникова «круг с точкой в центре»), прямые густые брови (звук «п» - прямая линия между двумя точками), гармония, красота (обилие гласных), цепь сверкает («з», по Хлебникову, означает отражение света на поверхности). Хлебников отмечал: «Б», или ярко-красный цвет, а потому губы – бобэоби, Вээоми – синий, Пuээо - черный».

 

*Заметка:

В картинах Казимира Малевича, Давида Бурлюка, Аристарха Лентулова доминирует мотив всеобщей стройки, преображения мира, стремление непосредственно запечатлеть мотив движения, динамического развития фигур и вещей в пространстве. Простые формы изображаемого предмета разлагаются на элементарные геометрические тела. Художники- кубофутуристы соединяли на своем полотне самые разнообразные проекции – изображаемый или воображаемый объект может быть представлен одновременно видом сбоку, сзади, сверху.

 

 

Тесты:

1.Исправьте ошибки в литературоведческих суждениях:

а) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и четкому пушкинскому стилю;

б) образный строй лирических произведений акмеистов отличают неопределенность, расплывчатость поэтических формулировок, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений.

2.Тезисом к литературному манифесту какого литературного направления могли бы послужить следующие цитаты из статей поэтов Серебряного века?

А) «Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой». (контрданс - английский деревенский танец, пары танцуют одна напротив другой)

Б) «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание».

В) «Любите слово, как Флобер, будьте экономны в средствах и скупы в словах, точны и подлинны, – и вы найдете секрет дивной вещи – прекрасной ясности»

 

Тесты:

1.Исправьте ошибки в литературоведческих суждениях:

а) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и четкому пушкинскому стилю;

б) образный строй лирических произведений акмеистов отличают неопределенность, расплывчатость поэтических формулировок, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений.

2.Тезисом к литературному манифесту какого литературного направления могли бы послужить следующие цитаты из статей поэтов Серебряного века?

А) «Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой». (контрданс - английский деревенский танец, пары танцуют одна напротив другой)

Б) «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание».

В) «Любите слово, как Флобер, будьте экономны в средствах и скупы в словах, точны и подлинны, – и вы найдете секрет дивной вещи – прекрасной ясности»

 

Тесты:

1.Исправьте ошибки в литературоведческих суждениях:

а) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и четкому пушкинскому стилю;

б) образный строй лирических произведений акмеистов отличают неопределенность, расплывчатость поэтических формулировок, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений.

2.Тезисом к литературному манифесту какого литературного направления могли бы послужить следующие цитаты из статей поэтов Серебряного века?

А) «Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой». (контрданс - английский деревенский танец, пары танцуют одна напротив другой)

Б) «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание».

В) «Любите слово, как Флобер, будьте экономны в средствах и скупы в словах, точны и подлинны, – и вы найдете секрет дивной вещи – прекрасной ясности»

 

Тесты:

1.Исправьте ошибки в литературоведческих суждениях:

а) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и четкому пушкинскому стилю;

б) образный строй лирических произведений акмеистов отличают неопределенность, расплывчатость поэтических формулировок, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений.

2.Тезисом к литературному манифесту какого литературного направления могли бы послужить следующие цитаты из статей поэтов Серебряного века?

А) «Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой». (контрданс - английский деревенский танец, пары танцуют одна напротив другой)

Б) «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание».

В) «Любите слово, как Флобер, будьте экономны в средствах и скупы в словах, точны и подлинны, – и вы найдете секрет дивной вещи – прекрасной ясности»

 


Даты Название направления, поэты Отношение к миру Роль поэта Отношение к слову Близкий род искусства
  Символизм            
  Акмеизм        
  Футуризм          

 

 


 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 102; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!