Культуротворческие и культуроохранные технологии 45 страница



Социально-культурная практика представляет собой благодатную почву для создания самых неожиданных, но эффективных в педагогическом отношении воспитывающих ситуаций. Каждый из методов воспитывающих ситуаций предполагает создание педагогом-организатором специальных условий, специальной среды, направленных на выполнение участниками определенных процедур, их самореализацию, установление взаимного доверия, достижение общего успеха.

Среди великого множества развлекательно-игровых, художественно-зрелищных, обучающих (тренинговых) и других социально-культурных технологий нет ни одной, где не нашел бы своего места метод импровизации. Практически любая образовательная, творческая, игровая акция сопровождается элементами импровизации. Можно утверждать, что импровизированность составляет одну из самых замечательных и впечатляющих особенностей социально-культурного действия. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. И дети, и взрослые очень легко поддаются внушению. Пример одного входит в подсознание другого, минуя разнотональность сознания. В результате включается этот древний, пришедший от прародителей механизм. Импровизация - действие, не осознанное и не подготовленное заранее, так сказать, экспромт. Импровизация выводит на практическую и творческую предприимчивость. Искусство импровизации – это порождение искуса, соблазна творческого усилия. Импровизация базируется на синдроме подражания с привнесением своего авторского начала.

Методы импровизации порождают здоровый азарт не только во взрослой, но и в сугубо детской среде. В досуговой практике многих поколений живут и надолго сохраняются свои тайны и секреты, свои закономерности и методики. Не случайно богатства исчезающего из времени эфемерного досуга странным образом сохраняются в душах людей. Феномен творческой основы досуга -всегда по своему самобытен, неповторим; он очищает душу и потому вечен.

В решении проблем теории и практики социально-культурной деятельности высокую результативность демонстрируют методы педагогических исследований: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, разновидности педагогического эксперимента (констатирующий, созидательно-преобразующий, контрольный), изучение документации и продуктов социально-культурной деятельности, теоретический анализ, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта, социологические методы (анкетирование, тестирование, рейтинг, метод экспертных оценок). (См. подробнее параграф пятого раздела учебника.)

Наиболее важным является анализ психолого-педагогических условий и механизмов профессиональной и непрофессиональной (любительской) деятельности.

Сама структура этой деятельности включает в себя следующие обязательные элементы:

- заданные цели, представления о конечном результате (культурном продукте или услугах);

- заданный предмет социально-культурной деятельности, то есть систему взаимосвязанных признаков или свойств какого-либо социально-культурного объекта, явления, процесса, которую необходимо изменить или преобразовать;

- вещественные или невещественные средства труда, с помощью которых человек взаимодействует, работает с предметом социально-культурной деятельности;

- систему должностных (для профессионала) или заданных (для любителя) производственных функций;

- систему прав;

- производственную среду, предметные и социальные условия, необходимые для производства культурного продукта или услуг.

В практике социально-культурной деятельности имеют широкое распространение такие понятия, как комплексные досуговые программы и формы.

В самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой или индивидуальной). Программы и формы базируются на и&толь-зовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей.

Выбор тематики и разработка социально-культурных проектов и программ диктуются государственным, социальным заказом, потребностями различных категорий населения, практическими задачами организации досуга и творчества, развития и саморазвития людей, проживающих в регионе. Содержание разрабатываемых проектов и программ черпается из обширного и динамичного «проблемного поля» современной социально-культурной сферы.

 

Педагогические основы технологий

 

Принципиальное методологическое значение для социально-культурных технологий имеет их опора на основные постулаты педагогики. Этот процесс, как отмечается в специальной литературе, состоит в последовательной трансформации социальных и культурных задач, стоящих перед определенной общностью людей, в задачи педагогические по воспитанию и образованию личности. Это позволяет придать социально-культурным технологиям воспитательную, развивающую и рекреативную направленность.

Основополагающим для их реализации является и соблюдение требований педагогики сотрудничества.

В контексте данного раздела мы рассматриваем менеджеров и педагогов, работающих с группой, в качестве технологов социально-культурной сферы, а саму группу, или определенную общность, объединяющую не только учащихся, но и читателей, слушателей, зрителей, потенциальных партнеров и коллег, - как совокупный субъект социально-культурной деятельности. В каких бы отношениях ни находился технолог (менеджер или педагог) с группой - либо управленческих, либо чисто межличностных, формальных или неформальных, его деятельность неизменно соответствует основным принципам педагогики.

Структурирование содержательного материала в каждой из социально-культурных технологий подчинено, как правило, однотипному алгоритму. Вначале обозначаются основные педагогические категории, с которыми менеджер-организатор так или иначе столкнется в технологическом процессе. Это - педагогические требования и педагогическое воздействие; работа менеджера, педагога, технолога с группой и педагогическая позиция; элементы методики педагогического воздействия и др. Определяются ключевые профессиональные умения и навыки, необходимые специалисту для практического решения проблемы. Осуществляется отбор соответствующих педагогических, художественно-выразительных, технических средств. Далее педагогу следует придерживаться логики технологических действий.

Обращает на себя внимание примечательная особенность. К педагогическим основам социально-культурных технологий относится выработка у самих технологов навыков педагогического воздействия в работе с группой. Значительное число понятий и категорий, составляющих суть и смысл педагогической направленности социально-культурных технологий, вводится и повторяется в технологиях неоднократно. Подобная повторяемость заставляет размышлять о ней как некоей закономерности.

Действительно, любая из социально-культурных технологий формируется на этыке педагогики с дисциплинами культурологического цикла, но как совокупность педагогических по определению профессиональных умений и навыков она, естественно, базируется на одних и тех же педагогических элементах. В каждой из технологий эти элементы выполняют функцию несущих конструкций.

Именно поэтому сам факт педагогических основ технологических действий является постоянным объектом внимания и предметом для тренинга в процессе профессионального обучения менеджеров, педагогов, технологов, занятых в социально-культурной сфере.

Понятием «группа», с которой работает или которую представляет технолог, обозначается взаимодействующая социально-культурная общность, состоящая из трех и более человек. Различия в педагогическом статусе таких групп определяются степенью личного участия каждого из членов группы и характером их взаимодействия. Отсюда разброс в квалификации социально-культурных общностей - от случайно образовавшейся компании до тесно сплоченного благодаря единой Цкли коллектива.

Можно говорить о сложившейся типологии досуговых программ и форм. Среди них выделяются программы, имеющие педагогическую, воспитательную и обучающую направленность, связанные с использованием определенной культурной среды, включая исторические и историко-культурные памятники, мемориальные комплексы, экологические зоны, художественные экспозиции и другие информационные, развлекательные, развивающие программы для однородных и смешанных аудиторий, в том числе программы выходного дня для населения, заказные программы для коллективов предприятий, учебных заведений, кооперативов и т. д.; групповые или индивидуальные обучающие программы различного профиля, реализуемые на принципах хозрасчета и самоокупаемости.

Необходимым условием служат диагностика и прогнозирование социально-экономического, психологического эффекта реализуемых программ и форм.

Основу функциональных методов организации социально-культурной деятельности по направлениям составляет органичное единство культуры, просвещения, информации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений. Определяющим признаком всех Функциональных методов является их развивающее начало. Не случайно поэтому функциональные методы носят обязывающие ко многому названия развивающих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.

Дифференцированные (частные) методы социально-культурной деятельности ориентированы на работу с отдельными, главным образом возрастными, группами населения. У них есть ряд общих черт, связанных с изначальными принципами и функциями социально-культурной деятельности. В то же время каждый из методов обладает характерными особенностями, обусловленными социально-психологическими, физиологическими и другими характеристиками возрастных групп - детей, подростков, молодежи, взрослых и пожилых людей.

Основу дифференцированных (частных) методов составляют разнообразные социально-культурные, досуговые программы, профилированные для отдельных социально-демографических групп.

Диагностика, прогнозирование и проектирование социально-культурных процессов

Трудно переоценить значение социологических исследований для развития теории и практики социально-культурной деятельности, пополнения необходимого банка информации, данных о современных тенденциях и закономерностях досуга. Содержание и методика социологических исследований социально-культурной сферы подробно анализируются в соответствующем курсе.

Технологии социально-культурной деятельности принципиально необходимо компетентное проведение диагностики, прогнозирования исходных условий и содержания досуговых потребностей и ориентации жителей социума, содержания и форм занятий в сфере свободного времени, пользующихся наибольшим предпочтением у детей, подростков, молодежи, лиц среднего и пожилого возраста.

Диагностика и прогнозирование служат основой для разработки социально-культурных проектов и программ. Методика социально-культурного проектирования рассматривается в отдельном курсе.

Характерный для современной практики социально-культурной деятельности принцип вариативности, рассмотренный ранее, дает возможность выбора и конструирования как индивидуальных, так и массовых и групповых занятий по любой модели, включая авторские школы и программы. Именно в этом направлении идет процесс совершенствования технологий социально-культурной деятельности: разработка различных вариантов их содержания; использование возможностей современной педагогики и психологии в повышении эффективности досуговых, образовательных, оздоровительных и других структур; научная разработка, практическое обоснование и внедрение новых идей и технологий. Характерным является и расширение своего рода диалога различных систем и технологий социально-культурной деятельности, апробирование на практике новых досуговых, образовательных, развлекательных и других аналогичных форм и программ, дополнительных и альтернативных по отношению к существующей сети государственных учреждений и организаций. Усилился интерес к использованию исторического социально-культурного опыта в современных российских условиях.

Сегодня для работы в сфере культуры, искусства, досуга, образования, спорта квалифицированному специалисту не обойтись без изучения всего обширного арсенала социально-культурных технологий. Наряду с профессиональным теоретическим мышлением, умением аналитически рассмотреть социально-культурную среду во всей её широте и многообразии, ему необходимо и профессиональное технологическое мышление, связанное со способностью организовать социально-культурную деятельность на уровне отдельно взятой личности, группы, массовой аудитории.

Такому организатору необходимо не тратить время на открытие уже известного, а свободно ориентироваться в многообразии технологического арсенала, накопленного социально-культурной сферой, в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений.

На протяжении десятков лет в стенах вузов культуры и искусств складывался и обогащается прикладной учебный курс «Методы и технологию) как составная часть научной специальности и учебной дисциплины «Социально-культурная деятельность». Он выстраивается сегодня на принципиально новых методологических научных основаниях. Благодаря единству социального и культурологического подходов к технологическим процессам обеспечивается вхождение студентов вместе с педагогами в круг явлений и событий, характерных для современного социума и его культуры. Освоение, усвоение и обогащение этого «багажа» и составляет основное содержание социально-культурных технологий.

 

3. Сущность и классификация социально-культурных технологий

 

Как ни странно, но основная проблема технологии как прикладного направления в науке о социально-культурной деятельности заключена отнюдь не в его содержании.

Проблематичным является само обозначение этого направления, поиска и выбора наиболее оптимального названия для этой претендующей на самостоятельность учебной дисциплины. На широкой ниве социально-культурной деятельности мы имеем дело с целым веером бытующих терминов: «мастерство», «методика», «режиссура», «искусство», «технология», «тантология» и др. Из этого поискового веера авторами выбран термин «технология», как наиболее прочно вошедший в общественную практику всех специалистов социально-культурного профиля, включая социологов, педагогов, культурологов, рекреологов и т.д. Сам факт наличия однородных понятий, имеющих самое прямое отношение к социально-культурной сфере, свидетельствует о сложности и неоднозначности затянувшегося процесса «идентификации» самого понятия технологии как одного из важнейших объектов в науке о социально-культурной деятельности.

В последние годы в теории и практике социально-культурных педагогических исследований сравнительно часто употребляется термин «подход». Если раньше в педагогической науке под этим подразумевался, как правило, половозрастной, индивидуальный и деятельностный подход, то в настоящее время в научной литературе предлагается опираться на более широкий, дополненный перечень подходов. Это системный, синергетический, средовой, личностао-ориентированный, коммуникативный, ситуационный и ряд других подходов.

На фоне множества описаний и трактовок определения понятия (^технология» наиболее продуктивным к его характеристике как к целостному явлению служит системный подход (по В.ПАфанасьеву), позволяющий воспользоваться совокупностью принципиальных черт и системообразующих признаков. Системный подход дает возможность вычленить наиболее характерные черты в структуре технологии социально-культурной деятельности. К таким чертам относятся: целевая ориентация каждой из технологий, её функциональные свойства, составные компоненты, структура, интегративные качества, коммуникативные характеристики, конечные результаты. Разумеется, названные черты этим не исчерпываются, поскольку в оценке сущности и системообразующих признаков социально-культурных технологий могут существовать и другие подходы.

В качестве логических оснований для классификации социально-культурных технологий выдвигаются три их наиболее общих, характерных признака: 1) исторически сложившийся содержательный признак; 2) функциональный или процессуальный признак; 3) демографический, специализирующийся на субкультурных стратах.

Историко-содержательный признак. Оздоровительные технологии: медико-биологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные. Культуроориентиро-ванные технологии: технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде. Культуротворческие технологии: технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, подростков и взрослых. Экологические (природоориентированные) технологии: технологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга. Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере: коммерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные, благотворительные и социально-защитные.

Функциональный или процессуальный признак. Информационно-образовательные, обучающие, просветительные технологии. Коммуникативные технологии. Творчески развивающие, формирующие технологии. Рекреативные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии. Компенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные. Технологии социального прогнозирования, программирования, проектирования, творческого моделирования.

Социально-демографический, «субкультурный» признак. Индивидуально ориентированные технологии (авторские, частные и др.) в социально-культурной среде. Специализированные или групповые технологии: семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические технологии малых групп и общностей. Массовые, общедоступные технологии социально-культурной деятельности.

Исключительно важно соблюдение логики технологических действий. Эта логика распространяется на каждую из подсистем, входящих в структуру технологии производства культурных продуктов, благ и услуг.

Это прежде всего организационная подсистема - создание постоянной или временной команды, штатное расписание, сложившийся порядок распределения полномочий между сотрудниками и т.д. Методическая подсистема предполагает принятый в коллективе алгоритм разработки и проведения культурно-досуговых акций, включая сценарную разработку, режиссуру, степень участия в работе добровольцев-волонтёров, сложившуюся практику обобщения и распространения современного опыта, освоения инновационных технологий, обучения методике внедрения в практику парковой работы проектных инициатив. В поле зрения постоянно находится и социально-психологическая подсистема. Она подразумевает эффективное использование формальных и неформальных отношений внутри и за пределами каждого из социально-культурных учреждений и организаций, развитие отношений с внешней средой, разработку психологической мотивации персонала и т.д. Наконец, существенную роль выполняет управленческая подсистема, которая предусматривает овладение маркетинговыми технологиями, проведение рекламных кампаний, осуществление связей с общественностью и т.д.

 

Культуротворческие и культуроохранные технологии

 

Сущность культуротворческих технологий

Культуротворческие, развивающие технологии имеют широкое распространение на всех этапах социализации личности. Практическое освоение этих технологий начинается в период ранней социализации, когда ребенок стоит перед необходимостью приобретения социально обязательных общекультурных знаний, умений и навыков, когда через семью, сеть учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования и других социальных институтов он осознанно приобщается к целому созвездию субкультур, в том числе молодежной.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!