Эпизод «приход Приама в лагерь греков». Главная идея «Илиады». Решение проблемы ее героичности, своеобразие произведения



 

И вот последний, самый важный эпизод, который содержит главную идею «Илиады», он называется «Приход Приама в лагерь греков». Тайно ночью престарелый басилевс Трои Приам пробравшись сквозь посты греков, вошел в палатку Ахилла. Пал на колени и, Гомер подобрал потрясающие слова, «целуя руки убийцы, детей у него погубившие многих», просит того вспомнить (!) своего отца, престарелого Пелея, который ждет его в далекой Греции и которого, возможно, как и его, приама, осадили враги. И случилось странное: Ахилл, который не мог насытиться гневом, вдруг поднял с колен Приама. На его просьбу вернуть тело сына, он отреагировал тоже странно: он раньше не соглашался на это в ответ на просьбу Гектора, теперь согласился. Более того, отдал приказ своим сородичам омыть тело Гектора. Как филологи вслушивайтесь в стилистические оттенки слов: «омыть» значит легко, бережно касаться, а не «помыть» - сильно теребить. Омыть, умастить благовониями и только после этого передать отцу. При этом он вспылил. Почему же? он боится. Ахилл, который ничего не боялся на войне, вдруг начинает бояться. Чего же он боится? Он знает как обезображено тело Гектора, и если отец увидит его, то разгневается, в ответ рассвирепеет он, Ахилл, он знает свою гневливую душу, и случится непоправимое. Мы видим в этом согласии с просьбой врага, заботе о теле Гектора, его старике-отце, что здесь Ахилл, пользуясь словами Гегеля, ‒ «вновь человек». Все это потому, что Ахилл увидел во враге такого же человека, как и его отец.

Приам, глядя на Ахилла, тоже думает: какой же он красивый как его Гектор! Удивительно: видеть во враге близкого тебе, родного человека. Ни в одном национальном героическом эпосе вы не встретите такого: везде враг –это враг. Выше гомеровского эпоса, его идей и чувств в мире ничего нет.

Какое же чувство проявил Ахилл и какая главная идея этого произведения, судя по этому эпизоду финала? Это сострадание, или, по-другому, гуманность. Гуманность – глубочайшее сострадание горю другого человека. Она часть гуманизма. Гуманизм ‒ опора на силы самого человека, а не богов (под силами человека понимают созданные всем человечеством, дающие ему в мире свободу знания, чувства, в том числе гуманность, вещи материальной цивилизации, а также телесные силы и личные способности: здоровье, физическую силу и привлекательность, сообразительность и т. п. ).*

Итак, важнейшая идея «Илиады» Гомера – гуманность.

Термины гуманность и гуманизмнеобходимо выучить студенту-гуманитарию и уметь объяснять их. Для понимания, глубокого уяснения их смотрите сноску под звездочкой, затем далее заключение.

 

___________________

*Поясним некоторые моменты, например, почему силой является здоровье. Это зависит именно от взглядов, понимания. Ведь есть представление, как у панков Западной Европы, противоположное гуманистическому. У них здоровье не есть ценность, сила: признается важным наоборот нездоровье: они хвастались… ранами на теле, гнилыми зубами. Очевидно, что это не силы человека, дающие ему какую-то свободу, а наоборот ‒ источник несвободы, ограничений физических. Наиболее важным, конечно, является общественные, выработанные всеми людьми, силы: знание и чувства человечества, они есть проекты для воплощения в вещах, отношениях между людьми, в целом ‒ устройства общества, это истинные наши силы, или, по-другому, наша общественная природа. У нас нет возможности защититься от холода только силами своего тела, поэтому мы, люди, благодаря знаниям шьем одежду, строим дома – нашу искусственную кожу, проводим в них трубы отопления – наши искусственные капилляры, у нас нет крыльев, но мы можем летать и даже там, где не передвигаются птицы – в космосе. У нас есть знания в голове, но более всего их хранится в библиотеках, компьютерах – наши искусственных «головах». Вот какова громадная, ведущая роль общественных форм гуманизма для нас. Личное же тело играет подчиненную роль. Вот в чем смысл гуманизма, в том числе в классическом искусстве, литературе и науке. Не так понимает все это масскультура, где тело ‒ важнейшее (, например, культе секса, что является для человека ущербным, уродливым, вместо любви как не одного телесного, но и духовного, и телесного ‒ полноты чувства и отношений между людьми), а общественная природа человека, важнейшая часть гуманизма – классические знания и чувства человечества ими ставится на второй ряд или разрушается. Хотя, очевидно, что это либо глубокая ошибка, либо ложь. 

 

Теперь заключение: решение проблемы определения героичности произведения. Исходя из главной мысли, смысл героичности «Илиады» не в воинских подвигах, а нравственном подвиге, идея которого в необычайном даже для нашего времени, новом, самом широком равном отношении ко всем людям, даже врагам, как близким, выходящем за рамки принятой нравственности, что не только не воспевает войну, воинские подвиги как главные, а фактически направлено против войны, вражды между народами. Такой широчайшей нравственности нет и в более поздних представлениях христианства, буддизма, которые в средние века всех, все народы считали равными, но только есди они верили в христа или были мусульманами. До сих Гомер выше многих широко распространенных представлений даже в современности.

Такая особенная идея - нравственной героичности составляет основу своеобразия  «Илиады» как древнего эпоса, стоящего особняком и выше множества исключительно воинских произведений, являясь самой высокой и яркой звездой даже среди мировой классики, а Гомер ‒ первым, самым блистательным из поэтов и писателей человечества.

 

«Илиаду» Гомера в переводе Гнедича необходимо прочитать и записать имена и основное, только основное, что происходило, не гонясь за количеством страниц, в читательский дневник. Срок – неделя. Сайт Мошкова, на нем быстро найдете текст, в разделе «Старинная литература».

 

Литература

 

1. Боннар А. «Илиада» и гуманизм Гомера // Боннар А. Греческая цивилизация: В 3-х т. Т. 1. -- М. : Искусство, 1992. -- С. 43 -- 76.

2. Кун Н. Введение // Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. -- М. : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956. – С.. 7 -- 9.

3. Тахо-Годи А. A. В.Г. Белинский о гомеровском эпосе // Гомер. «Илиада. Одиссея». -- М. : Просвещение, 1987. -- С. 365-- 399 (особенно с. 393--395).

4. Тахо-Годи А. A. Гомер и его поэмы // Гомер. «Илиада. Одиссея». -- М. : Просвещение, 1987.

5. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике // Гегель Г.В.Ф. Собр. соч.-- М., 1956. -- С. 236 -- 238.

 

 

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!