Главный грех династии Романовых



Разъяснительная записка

Учите уроки истории…

О предыстории 1917 г. и задачах на будущее — кратко

История не учительница, а надзирательница, magistra vitae (наставница жизни): она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.
   В.О. Ключевский, 1893 г.

О «мистике» в истории России

Начнём с «мистики» — всего того, что невозможно доказать экспериментально или логически обосновать на основе каких-либо теорий; с того, что либо воспринимается чувственно непосредственно либо не воспринимается и становится либо не становится предметом веры.

 

Любое общество — самоуправляющаяся система, которая находится под наблюдением иерархически высших систем управления, некоторым образом корректирующих его режим самоуправления в случаях, если реальный процесс самоуправления сверхкритически не соответствует требованиям, предъявляемым к нему иерархически высшим управлением. Иначе говоря:

· люди, образующие общество, делают, что хотят и то, что не вызывает их категорического неприятия, и не делают того, чего не хотят, и того, что вызывает их категорическое неприятие;

· Всевышний со своей стороны наблюдает за этим процессом и, осуществляя иерархически наивысшее всеобъемлющее управление, так или иначе приводит к краху дела тех, кто исчерпал Его попущение людям ошибаться, и оказывает поддержку всем тем, кто работает на осуществление целей Его Промысла.

 

Соответственно такому взгляду вся история России после восстания декабристов до окончания гражданской войны и образования СССР 30 декабря 1922 г. — процесс передачи внутрисоциальной власти от династии Романовых большевикам.

И не надо обольщаться мыслями о том, что Всевышний ошибся и вследствие Его ошибки рухнула идеальная православная империя и в стране воцарилась «богоборческая власть» большевиков, а теперь Россия продвигается к некогда утраченному ею церковно-монархи­чес­кому или церковно-республиканскому идеалу.

Также не надо обольщаться мыслями о том, что это было — испытанием православных на стойкость в вере: Всевышний и так всё знает о возможностях и намерениях каждого человека и потому не нуждается в такого рода испытаниях.

Так можно думать, только игнорируя и отрицая предзнаменования-предостережения, которые сохранила русская культура, и которые давались Свыше на протяжении более полувека, предшествовавшего катастрофе 1917 года.

—————————

1830 г . М.Ю. Лермонтов, стихотворение «Предсказание» — уведомление о том, что страна движется к катастрофе, однако без объяснения причин:

Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жён
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мёртвых тел
Начнёт бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймёшь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя! — твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет всё ужасно, мрачно в нём,
Как плащ его с возвышенным челом.

Но Бог — не садист и не тиран. Поэтому, если жизнь общества течёт в направлении к катастрофе, то даются и указания о том, как её можно избежать. Однако предпринять осмысленные действия, чтобы избежать катастрофу, люди должны сами.

1839 г . — стихотворение «России» Алексея Степановича Хомякова — члена-коррес­пон­дента Императорской академии наук по отделению философии, чьё наследие в курсах философии советских и постсоветских вузов предано забвению и о котором большинство вообще не знает.

«Гордись! — тебе льстецы сказали, —
Земля с увенчанным челом,
Земля несокрушимой стали,
Полмира взявшая мечом!
Пределов нет твоим владеньям,
И, прихотей твоих раба,
Внимает гордым повеленьям
Тебе покорная судьба.
Красны степей твоих уборы,
И горы в небо уперлись,
И как моря твои озёры…»
Не верь, не слушай, не гордись!
Пусть рек твоих глубоки волны,
Как волны синие морей,
И недра гор алмазов полны,
И хлебом пышен тук степей;
Пусть пред твоим державным блеском
Народы робко клонят взор,
И семь морей немолчным плеском
Тебе поют хвалебный хор;
Пусть далеко грозой кровавой
Твои перуны пронеслись —
Всей этой силой, этой славой,
Всем этим прахом не гордись!
Грозней тебя был Рим великой,
Царь семихолмного хребта,
Железных сил и воли дикой
Осуществлённая мечта;
И нестерпим был огнь булата
В руках алтайских дикарей;
И вся зарылась в груды злата
Царица западных морей.
И что же Рим? и где монголы?
И, скрыв в груди предсмертный стон,
Кует бессильные крамолы,
Дрожа над бездной, Альбион!
Бесплоден всякой дух гордыни,
Неверно злато, сталь хрупка,
Но крепок ясный мир святыни,
Сильна молящихся рука!

И вот за то, что ты смиренна,
Что в чувстве детской простоты,
В молчаньи сердца сокровенна,
Глагол Творца прияла ты, —
Тебе Он дал своё призванье,
Тебе Он светлый дал удел:
Хранить для мира достоянье
Высоких жертв и чистых дел;
Хранить племён святое братство,
Любви живительный сосуд,
И веры пламенной богатство,
И правду, и бескровный суд.
Твое всё то, чем дух святится,
В чём сердцу слышен глас небес,
В чём жизнь грядущих дней таится,
Начало славы и чудес!..
О, вспомни свой удел высокой!
Былое в сердце воскреси
И в нём сокрытого глубоко
Ты Духа Жизни допроси!
Внимай ему — и, все народы
Обняв любовию своей,
Скажи им таинство свободы,
Сиянье веры им пролей!
И станешь в славе ты чудесной
Превыше всех земных сынов,
Как этот синий свод небесный —
Прозрачный Вышнего покров!

По сути — в этом стихотворении дана адекватная оценка положения дел и выражены исходные принципы порождения и проведения в жизнь собственной концепции глобализации. Однако этому предложению Свыше интеллектуалы России не вняли.

1862 — 1866 гг. Епископ Игнатий Брянчанинов (ныне причислен к лику святых) написал записки «О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви»[1]. В них он прямо указывал, что общество и церковь в их историческом развитии забыли истинное Христианство и уклонились от него:

«Христианство соделывается невидимым для нас, удаляется от нас, когда мы покушаемся убить его распутною жизнью, принятием разных лжеучений, когда мы покушаемся смесить христианство со служением миру».

Поскольку такое положение дел грозит катастрофой, то во избежание её он предлагал созвать общецерковный Собор, чтобы церковь вернулась к истинам Христа. Однако, при этом он заметил, что «если Собор будет совершаться под влиянием интриги и уклонится от цели богоуждения к цели человекоугодия, то лучше не быть ему: столько он принесёт вреда, произведёт решительное и гласное разъединение! Напротив того, если милосердие Божие дарует Собору совершиться с вожделенным успехом, как совершились Вселенские и Поместные Соборы Православной Церкви, то благотворные плоды Собора и в духовном, и в гражданском отношениях будут поразительно величественны и велики».

Но у Александра II были дела поважнее, нежели созыв Собора на принципах и с целями, изложенными Игнатием Брянчаниновым: с 1865 г. царь перестал скрывать свой роман с княжной Е.М. Долгорукой. А его отношение к управлению государством выразилось в афоризме: «Россией управлять не сложно, но совершенно бесполезно». И это его признание — в целях поддержания исторической справедливости — следовало бы поместить на памятном камне (в дополнение к уже имеющимся памятным доскам) рядом с храмом «Спас на крови» — весьма помпезным памятником Александру II в Санкт-Петербурге.

И кроме того, если признать правоту оценок Брянчаниновым положения дел в Русской православной церкви и в обществе воцерковленных в ней, то над входом в каждый православный храм должны быть начертаны слова Божьи, переданные через Христа: «Что вы зовёте Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?» (Лука, 6:46).

Главный грех династии Романовых

Главный грех династии состоит в том, что она препятствовала личностному развитию людей на протяжении всех трёх веков своего правления; настаивала на своём праве делать это либо не находила сил, чтобы изменить социальную организацию. Именно династия Романовых установила крепостное право и поддерживала существование в статусе вещи большинства представителей, прежде всего, Русского народа.

Отмена крепостного права была вынужденным актом, а не следствием раскаяния в грехах династии и дворянства. Александр II сам признал: «Лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться до того времени, пока оно отменит себя снизу». Отмена крепостного права не был следствием раскаяния «элиты». Просто толпо-«элитаризму» царь и его режим попытался придать иные организационные формы[2]. В частности, это выразилось в отношении царя и двора к выдающемуся врачу и педагогу Н.И. Пирогову и другим педагогам-новаторам той этой эпохи.

«Пирогов на приёме у Александра II рассказал императору о проблемах в войсках, а также об общей отсталости русской армии и её вооружения. Царь не захотел прислушаться к Пирогову. С этого момента Николай Иванович впал в немилость, он был направлен в Одессу на должность попечителя Одесского и Киевского учебных округов. Пирогов попытался реформировать сложившуюся систему школьного образования, его действия привели к конфликту с властями, и учёному пришлось оставить свой пост. Его не только не назначили министром народного просвещения, но и отказались даже сделать его товарищем (заместителем) министра, вместо этого его «сослали» руководить обучающимися за границей русскими кандидатами в профессора»[3].

Главную задачу системы образования Н.И. Пирогов (1810 — 1881) видел в воспитании человека, а состоятельность индивида в качестве человека понимал в смысле, идентичном тому, как это понимается ныне в Концепции общественной безопасности, хотя и выражал своё понимание этого вопроса в иной терминологии, соответственно уровню развития науки и культуры в целом в его эпоху. Он был противником системы производства «служебного человека», предназначение которого — выполнять те или иные функции, что видно в диалоге, с которого он начал свою статью «Вопросы жизни» [4]:

«К чему вы готовите вашего сына? — кто-то спросил меня.

— Быть человеком, — отвечал я.

— Разве вы не знаете, — сказал спросивший, — что людей собственно нет на свете; это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди».

Эти слова Н.И. Пирогова дополняются словами другого великого русского учёного, опровергающими возражения его собеседника. Д.И. Менделеев: «Знания без воспитания — что меч в руках сумасшедшего».

Но игнорирование царским режимом задачи воспитания и отстранение от дел тех людей, кто мог разрешить эту проблему, — следствие главного греха династии, суть которого — препятствовать личностному развитию как можно более широкого круга людей. Режиму был нужен «служебный человек» — «верноподданный», «слуга царю» (в лексике той эпохи). Именно по этой причине было отвергнуто идейное наследие К.Д. Ушинского (1824 — 1871). Не был востребован и творческий потенциал П.Ф. Лесгафта (1837 — 1909), которому государственная власть фактически мешала работать.

На протяжении всего времени после Николая I, в царствование которого было положено начало развитию системы массового гражданского образования и возникла проблемно-идейная (а не развлекательная) русская литература, культурная политика царизма была направлена именно на то, чтобы воспрепятствовать личностному развитию населения страны, прежде всего, — представителей простонародья. Наиболее ярко это выразилось в судьбах женщин, на получение высшего образования которыми в России был наложен запрет[5].

Далее уже в царствование Александра III в 1887 г. появился циркуляр министра «народного просвещения» И.Д. Делянова «О сокращении гимназического образования», получивший одобрение царя и известность в обществе как «Указ о кухаркиных детях», поскольку этим циркуляром фактически запрещалось обучение в гимназиях детей представителей простонародья, в то время, как доступ в университеты был только на основе гимназического образования.

Николай II по вопросу образования проводил ту же политику:

Он «… считал необходимым усилить давление на студентов, симпатизировал идее князя Мещерского о сокращении университетского образования, о введении дополнительных трудностей для его получения. В письмах Николая II министрам народного просвещения Ванновскому и Зенгеру подчеркивалась необходимость сократить число классических гимназий, так как они давали возможность поступать в университеты, принимать в университеты только окончивших эти гимназии, поднять роль профессоров в налаживании порядка и дисциплины, предлагалось перенести ряд факультетов в небольшие города»[6].

Кроме того, к концу 1890‑х гг. было полностью прекращено обучение грамоте рядового состава в армии и на флоте, хотя в пехоте оно было возобновлено в 1902 г., но не затронуло артиллерии и кавалерии.

Как результат успехов такой культурной политики в начале первой мировой войны доля неграмотных и полуграмотных среди новобранцев в России составила 61 %[7]. При этом в России порядка 85 % призывников в начале первой мировой войны не получили никакого систематического образования — хотя бы в объёме церковно-приходской школы, которая давала навыки чтения, письма, счёта и знания основ «Закона божия» в версии «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу…» (1‑е послание Петра, гл. 2, 18, 19); «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (К Ефессянам, 6:5). Но у царизма были другие успехи в деле воспитания «верноподданности»: как отмечали призывные комиссии примерно у 80 % призывного контингента на спинах были следы порок: последствия усмирения бунтов и протестов, имевших место в ходе революции 1905 — 1907 гг.

История показывает, что главное в культурной политике династии во все царствования после Николая I, — держать народ в невежестве и тем самым препятствовать личностному развитию в русле Промысла множества людей в преемственности поколений, и соответственно — препятствовать общественному развитию, в основе которого всегда лежит личностное.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!