Анализ эпизода «Смерть Базарова»

Конспект урока литературы

Дата 30.10.2021

Урок №22

Группа № 95 профессия мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей 2 курс.

Группа  № 96 профессия Повар, кондитер 2 курс.

Тема: Базаров перед лицом смерти.

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока:  раскрыть конфликт героя с миром окружающих его людей, природы.

ввести учащихся в мир духовных исканий и страданий героя; показать, какую власть над человеком может иметь теория, как ответственен человек за свои решения.

 

Используемая литература:

Учебник. Русский язык и литература. Литература 10 класс. Базовый уровень: учебник/ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.- М.: Дрофа, 2018.

Интернет- ресурсы:

1.Видеофрагмент из художественного фильма «Отцы и дети».  Смерть Е. Базарова.  https://youtu.be/Bl-TJ3d4z7o - Дата обращения 29.10.2021

Презентация на тему: «Путь Евгения Базарова».

Ход урока

1.Организационный этап
Мотивационный модуль.

 

Весь интерес, весь смысл романа

заключается в смерти Базарова…

Д.Писарев

Иван Сергеевич Тургенев утверждал, что Базаров – это трагический герой. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и всё-таки обречённая на погибель – потому, что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего».

А в чём же трагичность Базарова? И почему Тургенев говорит, что его герой обречён на погибель? Ведь многие поклонники Базарова злились на писателя за смерть любимого героя. И утверждали, что, если бы не эта нелепая случайность, Базаров непременно стал бы великим человеком. Кто в этом споре прав, писатель или поклонники?

 

Сегодня на уроке мы  поговорим о судьбе Евгения Базарова, проследим, как меняется его мировоззрение, поймём, в чем трагедия этого героя.

 

2.Объяснение нового материала

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Прочитайте эпизод «Смерть Базарова»из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»:

«Дело мое дрянное. Я не ожидал, что так скоро умру; это случайность. И через несколько дней меня хоронить будут. Пока еще моя голова в моей власти. Завтра или по послезавтра мозг мой в отставку подаст. Я и теперь не совсем уверен, ясно ли я выражаюсь… Вокруг меня красные собаки бегают. Точно я пьяный. Больше ничего не нужно. Странно! Хочу остановить мысль на смерти, и ничего не выходит. Вижу какое-то пятно…, и больше ничего. 

…Сила-то, сила, вся еще тут, а надо умирать!.. Старик тот, по крайней мере, успел отвыкнуть от жизни, а я... Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста! Кто там плачет? Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом? 

Не хочу бредить, что за вздор!.. Из восьми вычесть десять, сколько выйдет? Обернуть в холодные простыни... рвотное... горчичники к желудку... кровопускании,… наступил кризис... прошел кризис... Слово-то что значит! Нашел его, сказал: «кризис» - и утешен. Кризис прошел или наступил? Исполнить долг христианина? Я не отказываюсь, если это может вас утешить, но мне кажется, спешить еще не к чему… Наступил кризис... Беспамятных тоже причащают. Я подожду. А теперь я хочу спать.

Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу... а там придет беспамятство… Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь - форма, а моя собственная форма уже разлагается. 

Ну, прощайте! Живите долго, и пользуйтесь, пока время. Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно.

Я нужен России... Нет, видно не нужен, да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник... постойте, я путаюсь... Тут есть лес...

Прощайте… Прощайте... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...»

 

Последние страницы романа, посвященные смерти главного героя, — самые важные. По словам Д. И. Писарева: «…Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное».

Тургенев вспоминает: «Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие».

 

Взаимоотношения Базарова со всеми основными героями: Кирсановыми, Одинцовой,  своими родителями и отчасти с народом – это темы, уже известные по предыдущим главам. Казалось бы, тема романа исчерпана. Тем не менее, с 22 главы сюжетно и композиционно начинает повторяться второй цикл странствий героя: Базаров попадает сначала к Кирсановым, потом к Одинцовой и еще раз к своим родителям.

 

- В чем заключается специфика жизненной позиции Евгения Базарова, чем она не похожа на позицию других героев?

 Специфика жизненной позиции Евгения заключается в том, что он все отрицает: нравственные идеалы и ценнос­ти, моральные устои, а также живопись, литературу и прочие виды искусства. Не принимает Базаров и воспеваемую поэтами любовь, считая ее лишь «физи­ологией». Для него не существует авторитетов. Он счи­тает, что каждый человек должен воспитывать себя сам, ни от кого и ни от чего не завися. Базаров — нигилист).

- Как относился Базаров к окружающим?

 Можно сказать, что Базаров относился к окружа­ющим с солидной долей снисходительности и даже презрения, ставя их ниже себя (вспомним хотя бы его высказывания в адрес родственников Аркадия и его самого), считает неприемлемым проявление та­ких чувств, как симпатия, взаимопонимание, привя­занность, нежность, сочувствие.)

 

- Как в столкновении с окружающими героями растет одиночество Базарова?

а) Почему не может быть понимания с «отцами»?

 б) Почему «уходит» Аркадий?

в) Почему невозможна любовь с Одинцовой?

(а) Во-первых, весь роман «Отцы и дети» построен на столкновении Базарова с другими героями. Главным антагонистом главного героя является Павел Петрович Кирсанов из лагеря «отцов». Его столкновения с Базаровым начинаются со словесных поединков, а заканчиваются дуэлью. В этих спорах каждый отстаивает свою, единственно правильную, как ему кажется, точку зрения. В дискуссиях между Евгением и Павлом Петровичем истина не рождается и родиться не может, потому что оба участника диалога не слышат (а точнее, не хотят слышать) своего оппонента. Именно эта глухота к чужому мнению, абсолютная неспособность хотя бы попытаться понять противоположную точку зрения, по-моему, и роднит таких далеких, на первый взгляд, друг от друга Базарова и Кирсанова. Оба они - фанатики собственных убеждений, рабы «принсипов».

б) Во-вторых, представление о дружбе у Евгения Васильевича особое. Он думал, что дружба - это отношения по принципу учитель - ученик, причем учитель всегда и во всем прав. Именно так Базаров относился к дружбе с Аркадием Кирсановым. Он не считал этого птенца личностью, достойной уважения. Евгений видел в Аркадии хороший материал для создания настоящего человека, подобного себе самому, путем искоренения разного вздора вроде романтизма и наставления на путь истинный. Базарову было сначала приятно восхищение своего ученика и роль творца нового человека, но потом, увидев, что из романтичного, мечтательного Аркадия не получится нигилиста, просто махнул на него рукой. Он говорит Аркадию: Так ты задумал гнездо свить.. Ты поступил умно. Для нашей горькой, терпкой жизни ты не создан... Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич.
Но дело не только в базаровском понимании дружбы. Просто сам Евгений не умеет дружить. Его высокомерное, часто неоправданно грубое обращение с Аркадием нарушает все извечные законы человеческих отношений и неминуемо ведет к разрыву. Ведь дружба - это равноправное партнерство, уважение, а не рабство и не покровительство
.

в) В-третьих, Базаров думает, что настоящий человек не должен отвлекаться на то, чем руководят чувства, а не разум: любовь, восхищение природой, музыка, поэзия, искусство, мечты и т. д., так как это отдаляет его от поставленной цели. Сам же он считает себя выше всего этого вздора. Базаров уверен, что любые чувства можно обуздать и искоренить в себе усилием воли, жизнь вносит в его миропонимание свои кор­рективы. Судьба сводит Евгения с женщиной умной, красивой, спокойной и удивительно несчастной, с Ан­ной Сергеевной Одинцовой. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что его убеждения расходятся с простыми жизненными истинами. Любовь предста­ет перед ним уже не как «физиология», а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, который живет и «дышит» своим нигилизмом, не может пройти бесследно. Вместе с разрушением убеждений рушится и вся его жизнь, теряя свой смысл… Опровергая взгляды героя, Тургенев прибегает к излюбленному приему - “испытанию любовью”. Базаров встречает Одинцову, и именно с этого момента судьба Евгения приобретает трагический оборот. Намечается конфликт в душе Евгения. Чувство, которое он испытывает впервые, сталкивается с его мировоззрением и убеждениями, которые уже стали частью его самого .

Анализ эпизода «Смерть Базарова»

Видео Смерть Е. Базарова. И. Тургенев. Отцы и дети  https://youtu.be/Bl-TJ3d4z7o - Дата обращения 29.10.2021

- Главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» - Евгений Васильевич Базаров - погибает в финале произведения. Почему именно таким обра­зом поступает автор с центральным персонажем? Почему описание гибели Базарова является столь важным для понимания смысла романа в целом? От­веты на эти и многие другие вопросы позволяет най­ти анализ эпизода произведения, в котором расска­зывается о смерти главного героя из 27 главы.

Тургенев «приводит» героя к смерти.

- Почему, как вы думаете? Как в этом отражаются взгляды писателя? («фигура… обреченная на погибель»)?

Описание болезни и смерти Базарова дано в романе в подлинно трагических тонах, с огромной художественной силой, потому что эти события самый трудный экзамен на право называться человеком и самая большая победа Евгения: Умереть так, как умер Базаров, все равно что сделать великий подвиг. Смерть Базарова, уверенного во всемогуществе науки, - нелепая смерть от случайного пореза - воспринимается как трагическая усмешка всесильной природы над человеком, возомнившим, что он мудрее и сильнее самой жизни.

Все испытания, которые Евгению предстояло выдержать, он выдержал блестяще: ни разу не погрешил против своих убеждений, ни разу не уронил своего человеческого достоинства. Лишь с одним испытанием Базаров не справился: он не выдержал столкновений с самим автором, которые даны в романе как подтекст, как подводное течение.

Столкновений этих два:

1. Тургенев опровергает тезис своего героя: Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник, - изображая в романе природу как храм.

2. А затем автор, показывая готовность Базарова действовать в духе своих демократических убеждений - действовать, то есть разрушать, чтобы расчистить место для тех, кто будет строить, не дает ему возможности действовать, потому что, с его точки зрения, Россия в таких действиях пока не нуждается.

а) Какова причина смерти?

б) Как ведет себя Базаров?

в) Почему скрывает от родителей свое состояние?

г) Как относится к смерти и как борется с болезнью? .

а) Смерть Базарова — досадная и глупая случай­ность. Она стала следствием маленького пореза, ко­торый он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина. Смерть героя не была внезапной: напро­тив, она дала Базарову время, возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного.

б) Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим. Благодаря авторской харак­теристике состояния героя мы испытываем к Ба­зарову не жалость, а уважение.

в) И в то же время по­стоянно помним, что перед нами — обыкновенный человек со свойственными ему слабостями. Базаров скрывает от родителей свое состояние, ощутив в себе трепетное, сыновнее отношение к старикам: «Кто там плачет? - прибавил он, погодя немного. - Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?...», «Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...»

г) Никто не может воспринимать спокойно при­ближение конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в состоянии относиться к это­му с полным безразличием. Он сожалеет о своей не­растраченной силе, о невыполненной задаче. «Гигант», которым всегда считал себя Базаров, ничего не может противопоставить смерти: «Да, поди, попробуй отри­цать смерть. Она тебя отрицает, и баста!». За ирони­ей героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах .

- Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, т. е. изменяет своим принципам?

 Перед лицом смерти исчезло все внешнее, наносное и осталось самое главное: цельная, убежденная натура, способная к прекрасному чувству, к поэтическому восприятию мира. Евгений в последние дни своей жизни становит­ся добрее, нежнее. Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Он становится мягче с родителями, в глубине души, на­верное, все же понимая, что они всегда занимали зна­чительное место в его жизни и достойны гораздо бо­лее внимательного и душевного отношения. Перед смертью в душе Базарова происходит примирение. Он смягчается, открывается для любви, становится более терпимым по отношению к родителям, просит отца поберечь мать - скрыть от нее всю тяжесть его положения. Он перестает сопротивляться любви к Одинцовой.

- В чем символический смысл смерти Базарова?

Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него — это не просто прекращение существования, но и знак того, что он «видно, не нужен» России. Осознание этой «ненужности» приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.

Герцен писал, что завершение жизни Базарова тифом - это худшая из услуг, которые мог оказать ему автор. По его мнению, наука могла бы спасти Базарова, дать ему то, что он искал. Но, с другой стороны, “Отцы и дети” - это больше, чем просто роман, это отражение эпохи, и Базаров - не просто герой, а “человек времени”. Верно дописать его портрет может только время. Надо подождать, когда уже сам Базаров станет “отцом”, когда придет новое поколение “детей”. Умирая, Базаров говорит: “Я нужен России... Нет, видно не нужен...” С одной стороны, это досада на самого себя, на то, что вздумал искать истину, изменить мир и... умер, а с другой стороны, этот мучивший его вопрос - одна из главных проблем существования Базарова.

Читатель понимает, что Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, — свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уезд­ным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия он тоже не может. Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вме­сте с ним умирает и его гений, его замечательный, силь­ный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтвер­ждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная...Поэтому, в финале он напоминает о хрупкости, недолговечности жизни, о жизни природы, о великих жизненных ценностях.

- Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?

    )

Сцена "На кладбище": это надежда на мирное, счастливое будущее, когда исчезнет несправедливость.

 Кто нужен России: он или мясник, сапожник, ремесленник? Нужен ли его нигилизм? Тургенев не дает ответа на этот вопрос. Вместо этого мы видим небольшое сельское кладбище в одном из уголков России, видим, что Тургенев, как мастер слова, не только нашел наиболее сильное и достойное завершение романа (это для читателей), но и простым человеческим жестом (а это уже для себя) дал мятежной душе Базарова возможность примирения, покоя, тепла, вечности, которыми он был обделен. Трагичность Базарова в самом его существовании, в том, что он не находит “своей” истины в жизни.

-Докажите, что Базаров - образ противоречивый.   В чем проявляется его противоречивость?

                                                             

Он нигилист, демократ, т.е. живёт для общества - а одинок;

Отрицает любовь - а сам страстно полюбил Одинцову;

Гордится близостью к народу (“мой дед землю пахал) - а сетует, что “ну будет он (народ) жить в белой избе, а из меня лопух расти будет”

Дело Базарова - разрушать устаревшее, "расчищать место" для строительства будущего , а  во имя этого не щадить даже себя. Это дается в романе как общественная миссия, выполнить которую по плечу натурам незаурядным. И не вина их, а беда, если, выйдя на поле сражения рано, самоотверженно принимая на себя первые удары, они как будто бесславно погибают. Итак, трагическое противоречие разрешается неким примирительным аккордом. Тургенев опровергает воззрения своего героя, противопоставляя его взглядам не какую-то отвлеченную теорию, а законы, по которым существуют человек и природа. Герой считал, что “сначала надо место расчистить”, а строить будет кто-то на этом пустыре. Абсурдность этого убеждения автор раскрывает в словах о “жизни бесконечной”. Все развивается в обществе, как и в природе, — постепенно, естественно. 

 

Смерть Базарова — логическое завершение трагического действия. Трагизм нигилиста в том, что он попадает не в свое время и не в свою среду - здесь он как в безвоздушном пространстве.

Тургенев вынужден показать смерть Базарова, потому что он не имеет возможности показать, как живет Базаров.

Домашнее задание.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!