Сравнение Аристофана с Менандром



Методические рекомендации для проведения

Лабораторных, практических и семинарских занятий

Как правило, практическое занятие проводится после того как прослушана лекция по соответствующей теме, чтобы студент смог воспользоваться тем теоретическим и/или историко-литературным материалом, с которым он познакомился в аудитории. Но практическое занятие может и опережать лекцию, и в этом случае предполагается самостоятельное изучение отдельных разделов учебной программы.

От практического занятия семинар отличается прежде всего тем, что на обсуждение выносится не одно художественное произведение, а два или три, при этом сопоставляется художественный язык нескольких авторов, выясняется сходство и отличия на уровне жанра, композиции, образов главных персонажей и т.д.

Для подготовки к практическому занятию или семинару необходимо завести отдельную общую тетрадь. В ней следует записывать имена персонажей, перечень ключевых моментов в сюжете изучаемых произведений, цитаты из художественных текстов, делать заметки в процессе работы над текстом и во время занятия в аудитории. Основное место отводится конспектам научной литературы по темам практических занятий.

Сама подготовка к практическому занятию/семинару предполагает ряд этапов.

На первом этапе подготовки нужно внимательно прочитать текст, разобраться в соотношении фабулы или сюжета. Чем более вдумчиво прочитано художественное произведение, тем легче будет его проанализировать, определить авторскую сверхзадачу (концепцию), по достоинству оценить его художественный язык. Устный ответ значительно выиграет, если на практическом студент процитирует наизусть отрывок текста, а если это лирическое произведение, то продекламирует целиком.

Обязательный элемент подготовки к практическому занятию/семинару – чтение художественного произведения В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ.

Второй этап подготовки предполагает ознакомление с вопросами, вынесенными на практическое занятие. Планы практических занятий к соответствующим курсам содержатся в методических пособиях к соответствующим курсам, в разделе ПРАКТИКУМ КУРСА. Они состоят из 5-6 вопросов, касающихся наиболее актуальных проблем изучаемого произведения. Очень важно также усвоение новой терминологии, встречающейся в плане практического занятия. Краткое определение терминов дано в разделе ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ КУРСА методических пособий.

Третий этап подготовки включает в себя составление конспекта научных источников, их список прилагается к плану практического занятия и насчитывает 5-10 позиций. Из этого списка необходимо выбрать и законспектировать две-три научные работы. Составление конспекта предполагает и его правильное оформление:

1. Имя (отчество), фамилия исследователя, например: С.С. Аверинцев, Михаил Бахтин и т.п.

2. Полное название источника (статьи, раздела, книги, монографии).

3. Выходные данные, т.е. где и когда была издана научная работа, общее количество страниц.

Составление конспекта требует определенных навыков. Не следует излагать в нем, то, о чем можно прочитать в любом учебнике: биографические данные, творческий путь художника, банальные фразы и клише наподобие – «выдающийся поэт», «великий художник» и пр. Главное внимание необходимо уделять анализу художественного текста, выяснению таких, например, вопросов как особенности жанра, конфликта, повествования, своеобразие художественного языка и пр.

Идеальный конспект – это изложение квинтэссенции (сущности) научного исследования, небольшой по объему текст, в который включены основные положения источника (не больше 1/8 от первоначального текста). Также в конспект можно включить наиболее глубокие по смыслу и яркие по форме высказывания цитируемого литературоведа.

Независимо от того, цитируется первоисточник дословно или тезисно передается основные положения работы, необходимо указывать номера законспектированных страниц.

Существует два подхода к конспектированию материалов по теме практического занятия – по вопросам плана и отдельно по статьям/монографиям. Второй подход предпочтительнее, так как он позволяет сохранить логику рассуждений автора и его концепцию. С другой стороны, конспектирование по вопросам позволяет быстрее сориентироваться в процессе ответа на практическом занятии. В зависимости от того, какую форму конспектирования выбирает студент, необходимо соблюдать следующие правила:

· при конспектировании по вопросам на полях следует указывать выходные данные каждого источника и номер страницы;

· при конспектировании источника целиком следует на полях указывать номер страницы, откуда взят тот или иной фрагмент текста, а также вопрос семинара, к которому относится данный материал.

В процессе подготовки к занятию могут быть использованы не только печатные издания (книги, журналы), но и материалы из Internet. Их также необходимо конспектировать от руки, чтобы к процессу усвоения и осмысления информации подключалась также и моторная память, способствующая запоминанию. В качестве дополнительных материалов на практическом занятии можно использовать распечатки, но только в том случае, если они проработаны, т.е. в них выделены ключевые идеи, на полях сделаны пометки о том, к какому вопросу семинара относится тот или иной абзац.

Накануне семинара следует обязательно перечитать конспект, сделать необходимые пометки, продумать ответы на вопросы плана. Наличие конспекта на практическом занятии/семинаре ОБЯЗАТЕЛЬНО, в противном случае, оно не будет зачтено. Конспект, написанный после даты проведения занятия, никакой практической ценности не имеет.

Практическое занятие №1 Древнегреческая мифология

1. Мифология как форма сознания. Синкретизм древнего мифа.

2. Происхождение и природа мифа. Эволюция мифа (боги архаической эпохи и эпохи Гомера).

3. Отношение к мифу в философии, науке и литературоведении.

4. Миф как основа искусства.

5. Греческая и римская мифология.

6. Роль судьбы, рока (мойра, ананке, дике, тихе). Понятия «миксантропизм», «метаморфоза».

7. Основные циклы мифов (космогонические, антропогонические, этимологические, астральные, календарные, гибристические и пр.).

8. Олимпийский пантеон. Особенности изображения богов. Боги и люди.

9. Понятие «герой». Герои-эвергеты.

10. Первоначальное и современное значение мифологических фразеологизмов:

авгиевы конюшни, троянский конь, ахиллесова пята, нить Ариадны, бочка Данаид, танталовы муки, прокрустово ложе, яблоко раздора, ящик Пандоры, сизифов труд, узы Гименея, объятия Морфея, стрелы Эрота, рог изобилия (рог Амалфеи), кануть в Лету, панический страх, олимпийское спокойствие, быть между Сциллой и Харибдой, громоздить Оссу на Пелион.

Практические задания

1. Внимательно прочитать статью А.Ф. Лосева «Греческая мифология» (Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2-х томах). – М.: «Советская энциклопедия», 1980. – Т. 1. – С. 321-335 или http://ancientrome.ru/religia/greece/greek-mythology.htm ).

2. Записать периодизацию древнегреческой мифологии, предложенную А.Ф. Лосевым в указанной статье.

3. Проработать статью И. Шайтанова «Что такое миф?» http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/articles/shajtanov-chto-takoe-mif.htm

4. Выписать из статьи определения понятий миф, античность, анимизм, антропоморфный, оборотничество, дионисийское, культурный герой. Если в тексте вам встретятся неизвестные слова, найдите их значение и запишите в тетради. прочие неизвестные вам слова.

5. Проработать фрагмент книги Е.М. Мелетинского «Поэтика мифа»: Часть ІІ. Классические формы мифа и их отражение в повествовательном фольклоре. Предварительные замечания. Общие свойства мифологического мышления. Функциональная направленность мифа (В кн.: Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М.: Наука, 1976. – С. 163-171 или http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/melet1/02.php )

6. Письменно ответить на вопросы:

· в чем заключается сущность синкретической природы мифа?

· каким образом миф моделирует окружающий мир?

· назовите главные черты мифологического мышления, которые указывают на его архаический характер.

· чем мифологическое мышление отличается от научного?

· чем объсняется «живучесть» мифологии?

· в чем состоит социальная функция мифа?

· Что такое мифологическое моделирование?

 

Литература

1. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).

2.Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. – М.: Сов. Энциклопедия.

3. Мифологический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия.

4. Словарь античности. Перев. с нем. – М.: Прогресс, 1989.

5. История всемирной литературы: В 9-ти т. Т.1– М.: Наука, 1983.

6. Грейвс Р. Мифы древней Греции. – М.: Прогресс, 1992.

7. Лосев А.Ф. Античная мифология в её историческом развитии. – М.: Учпедгиз, 1957.

8. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. – М.: Наука, 1987.

9. Тахо-Годи А.А, Греческая мифология. – М.: Искусство, 1989.

 

 


 

Практическое занятие №2 Софокл «Царь Эдип»

1. Происхождение и развитие древнегреческой трагедии. Свидетельства Аристотеля об эволюции основных видов драмы.

2. «Век Перикла» и творчество Софокла в контексте эпохи.

3. Фиванский цикл мифов, своеобразие его преломления в трагедии.

4. Композиционные особенности трагедии. Функции хора.

5. Образ Эдипа. Концепция трагического героя.

6. Своеобразие понимания трагического в пьесе. Особенности решения проблемы рока.

 

Литература

1. Софокл «Цаь Эдип» // Софокл. Драмы. – М.: Наука, 1990.

2. Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе//Античность и современность – М.: Наука, 1972.

3. Боннар А. Греческая цивилизация: от «Илиады» до Парфенона. – М.: Искусство, 1995.

4. Ярхо В.Н. Трагический театр Софокла// Софокл. Драмы. – М.: Наука, 1990.

5. Мифологический словарь. . – М.: Сов. Энциклопедия.

6.Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. – Новосибирск: Наука, 1990.

Практические задания

1. Опираясь на материал учебника И.М. Тронского (Глава II. – С. 106-115), запишите структуру древнегреческой трагедии и составьте графическую схему античного театра.

2. Прочтите и законспектируйте статью С. Аверинцева «К истолкованию символики мифа об Эдипе» (в кн.: Античность и современность. – М., 1972. – С. 90-102 или http://ec-dejavu.ru/m/Mif_o_Edipe.html ). Письменно дайте ответы на вопросы:

a. Как С.Аверинцев трактует символику скрещения трех дорог – места убийства Эдипом Лая?

b. Какие смыслы вкладываются ученым в истолкование мотива инцеста? Почему С. Аверинцев сравнивает сфингу и Иокасту?

c. В чем заключается «двусоставность» преступления и наказания Эдипа?

d. Как Вы понимаете мысль ученого: «Чтобы прозреть, ему нужно ослепить себя»?

3. Составьте схему перипетий и узнаваний в трагедии с кратким описанием (можно цитатно) и указанием соответствующих эписодиев (первый, второй и т.д.). В качестве вспомогательного материала можно использовать статью Натальи Дали «Трагедии Софокла в свете видения Поэтики Аристотеля» (http://www.proza.ru/2010/06/14/474 ).

4. Какова роль Иокасты в развитии действия? Подтвердите свою точку зрения цитатами из текста.

5. Прокомментируйте строки:

Я – сын Судьбы, дарующей нам благо,

И никакой не страшен мне позор.

Вот кто мне мать! А Месяцы ― мне братья:

То вознесён я, то низринут ими.

Таков мой род – и мне не быть иным.

Я должен знать свое происхожденье.

6. Почему, узнав, что он подкидыш, Эдип не огорчается, а, наоборот, воодушевляется? Аргументируйте свой ответ. Найдите подтверждение в тексте трагедии.

7. В. Ярхо полагал, что в софокловом мире действует закон: «Через знание к страданию», а трагедия «Эдип-царь» – это «трагедия знания, а не трагедия рока». Найдите в тексте трагедии строки, подтверждающие точку зрения ученого.


 

МИФОЛОГИЯ. КОЛЛОКВИУМ

1. Значение слов «миф», «мифология».

2. Космогония.

3. Теогония. Титаномахия.

4. Олимпийская додекада.

5. Мойры, музы, хариты.

6. Астральные мифы.

7. Прометей и антропогония.

8. Пять веков.

9. Катаклизм. Девкалион и Пирра.

10. Царство Аида.

11. Посейдон и божества моря. Протей и понятие «протеизм».

12. Календарные мифы. Деметра. Смена времен года.

13. Культ Диониса.

14. Гибристические мифы (Тантал, Ниоба, Сизиф, Арахна, Марсий).

15. Герои-эвергеты (Персей, Геракл, Тесей).

16. Мифы о Дедале, Орфее, Пигмалионе, Асклепии.

17. Мифы о перевоплощениях (метаморфозах).

18. Мифы об аргонавтах.

19. Фиванский цикл мифов.

20. Троянский цикл мифов. Одиссея.

21. Агамемнон и сын его Орест.

22. Мифологическая трактовка географических названий (Эллада, Пелопоннес, Эгейское море, Геллеспонт, Европа).

23. Миксантропические существа в мифологии (кентавр, сфинкс, сатир, тритон).

24. Объяснить фразеологизмы (в первоначальном и в современном значении):

авгиевы конюшни, троянский конь, ахиллесова пята, нить Ариадны, бочка Данаид, танталовы муки, прокрустово ложе, яблоко раздора, ящик Пандоры, сизифов труд, узы Гименея, объятия Морфея, стрелы Эрота, рог изобилия (рог Амалфеи), кануть в Лету, панический страх, олимпийское спокойствие, быть между Сциллой и Харибдой, громоздить Оссу на Пелион.

Литература:

1. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание; на русск. и укр. языках).

2. Мифы народов мира. Энциклопедия . В 2-х т. –Т. 1 – А.-М. – Т. 2 – Л.-Я.  Под ред. Токарева С.А. – М.: Сов. энциклопедия, 1991.

3. Мифологический словарь  Под ред. Е.М. Мелетинского. – М.: Сов. энциклопедия, 1991.

4. Боннар А. Греческая цивилизация. – М.: Искусство, 1995.

5. Словник античної міфології  Упоряд. Козовик І.Я., Пономарів О.Д. – К.: Наук. думка,1989.

6. Мертлик Р. Античные легенды и сказания. –М.: Республика, 1992.

7. Гловацька К. Міфи Давньої Греції. – К.: Веселка,1977.

8. Голосовкер Я.Е. Сказания о титанах. – М.: Детская литература, 1994.

 


Семинар №3 Античная комедия (Аристофан, «Лягушки» и Менандр «Брюзга»)

1. Происхождение древнеаттической комедии, ее структура.

2. Афинская демократия V в. до н.э. и творчество Аристофана.

3. Проблематика комедии «Лягушки».

4. Система персонажей. Прием снижения мифологических образов.

5. Своеобразие комического в «Лягушках» (пародия, буффонада, каламбур и др.).

6. Значение комедий Аристофана.

7. Развитие новоаттической комедии в Афинах, ее особенности. Творчество Менандра. Конфликт и проблематика его комедий.

8. Значение образов античной комедии (скупой, изворотливый раб, хвастливый воин, повар, сводня, парасит).

9. Комические приемы в античной комедии.

 

Литература

1. Аристофан. Лягушки (любое издание).

2. История всемирной литературы: В 9-ти тт. – Т.1. – М.: Наука, 1983.

3. Аристофан. Сб. статей. К 2400-летию со дня рождения. – М.: Изд-во МГУ, 1956.

4. Боннар А. Греческая цивилизация: От Антигоны до Сократа. М.: Искусство, 1995.

5. Головня В.В. Аристофан. – М.: АН СССР, 1955.

6. Ярхо В.Н. Аристофан. – М.: Гослитиздат, 1954.

7. Соболевский С.И. Аристофан и его время. – М.: АН СССР, 1957.

8. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная комедия. – М.: Изд-во МГУ, 1979.

9. Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. – М.: Наука, 1979.

10. Гусейнов Г.Ч. Аристофан. – М.: Искусство, 1988.

11. Шейман-Топштейн С.Я. Традиционная фольклорная структура древнеаттической комедии // Античная культура и современная наука. – М.: Наука, 1985.

 

Письменные задания:

1. Прочтите отрывок трактата Плутарха о творчестве Аристофана и Менандра. Сформулируйте основные черты творческой манеры Менандра. Какие черты эллинистического мировоззрения находят отражение в комедиях Менандра?

Сравнение Аристофана с Менандром

1. Если говорить в общем и целом, большие преимущества на стороне Менандра. А по частностям можно прибавить еще вот что. У Менандра нет напыщенности, искусственности и грубости, свойственных Аристофану. Поэтому простолюдин и невежда, к кому обращается Аристофан, бывает пленен им, а образованному человеку это не нравится. Я имею в виду противопоставления, рифмы1 и каламбуры.

Менандр ими пользуется кстати, умеренно и со смыслом, Аристофан невпопад, не зная меры и бессодержательно.

Ведь он заслуживает похвалы, говорят, за то, что он утопил тамиев [казначеев], которые были на самом деле не тамиями, а ламиями2.

Вот еще примеры из его сочинений:

Ведь это дует Кекий, ветер клеветы3;

или:

По брюху бей его кишками, требухой4;

или:

От смеха я, пожалуй, и до Гел дойду5;

или:

Что делать мне с тобой, несчастье-амфора, Плод остракизма?6

или:

Он, жены, по-мужицки грубо нас ругал; Ведь сам он вырос на мужицких овощах7;

или:

Что если вдруг султаны молью съедены?8

или:

– Подай сюда мой круглый щит с Горгоною!9 – Пирог мне круглый с сырною начинкою!

И действительно, у него в сочетаниях слов есть трагическое, комическое, гордое, низменное, туманные общие места, возвышенное и величественное, вздор и тошнотворная болтовня. Речь, заключающая в себе такие несогласованности и несоответствия, не бывает характерной для каждого действующего лица в отдельности. Я утверждаю, что, например, царю приличен стиль высокий, оратору –выразительный, женщине –простой, человеку среднему –обыденный, участнику народного собрания –площадной.

Аристофан, словно по жребию, распределяет между действующими лицами случайно попавшиеся ему слова, и невозможно узнать, говорит ли сын или отец, крестьянин или бог, старуха или герой.

2. А речь Менандра так отполирована и обладает такой соразмерностью, что кажется однородной, хотя она сопутствует многим чувствам и нравам. В применении к различным действующим лицам она сохраняет ровность в употреблении обычных, ходовых слов. Если же случается, что по ходу действия нужно шутовство и громкие речи, звук флейт становится более резким, но скоро мягкими звуками он успокаивает голос и ставит его на место.

Несмотря на то, что было много славных мастеров, ни один сапожник не изготовил обуви, ни один театральный художник не сделал маски, никто не сшил костюма, годных сразу и мужчине, и женщине, и юноше, и старику, и рабу-домочадцу.

Но Менандр так использует речь, что она сообразуется со всяким характером, положением и возрастом. Притом, хотя Менандр начал писать еще юношей, а умер в расцвете сил и таланта, он, по свидетельству Аристотеля, в отношении языка делал огромные успехи по сравнению с другими писателями. И поэтому если кто-либо станет сравнивать первые произведения Менандра со средними и последними, он узнает таким образом, как много мог бы сделать поэт и прибавить к существующим сочинениям другие, если бы прожил дольше.

3. Ведь одни из драматургов пишут для толпы, для черни, другие для немногих, а сказать нечто, составленное из обоих видов поэзии, то, что подходит всем и каждому, нелегко.

Аристофан, конечно, неприятен толпе и невыносим для воспитанных людей. Его поэзия похожа на поэзию уличной девки, в зрелом возрасте подражающей замужней женщине. Самонадеянности ее не выносит толпа, а распущенность и порочность ее вызывают отвращение у почтенных людей. Менандр, напротив, представив поэзию в ее прелести, показал себя в высшей степени своеобразным и на сцене, и в школах, и во время пиршеств, очень близким к тому лучшему, что создала Греция в литературе, в науке и в искусстве спора. Он показал, что собой представляет в действительности искусство речи, являясь всюду с неопровержимой убедительностью, подчиняя себе всю славу и дух греческого языка. Ведь ради кого, как не ради Менандра, пойти в театр образованному человеку? Когда бывает переполнен театр, если показывают комедию? Кто более заслуживает, чтобы сотрапезники уступали, а Дионис10 давал место за столом? Подобно тому, как живописцы, когда у них устают глаза, обращаются к пестрым и зеленым краскам, Менандр служит отдыхом для философов и ученых от их чрезмерно напряженных размышлений, словно он черпает свои мысли с цветущего луга, богатого тенью и полного благоуханий.

4. Да и хороших актеров-комиков в это время было много в греческом государстве11

Комедии Менандра содержат неиссякаемую и благодатную соль остроумия, как бы порожденную тем морем, из которого родилась Афродита. А соль Аристофана, горькая и шероховатая, обладает язвительной едкостью. И я не знаю, в чем выражается его трескучее остроумие: в словах или в действующих лицах.

То, что он заимствует, он, безусловно, портит. Интрига у него не поднимается до изящества, а остается в рамках низости; деревенская угловатость не простая, а глупая, забавное вызывает не смех, а насмешку, любовные дела не веселы, а фривольны. Кажется, что этот человек не то, чтобы писал произведения для скромных людей, нет, он расточал свои гнусности и бесчинства для разнузданных, а свое злопыхательство и желчь для завистливых и негодных.

Начало формы

ПРИМЕЧАНИЯ

1Рифмы в нашем смысле слова греческая поэзия не знала. Встречается лишь, как в поэзии, так и в прозе, риторическая фигура ομοιοτέλευτον, заключавшаяся в совпадении окончаний одинаковых грамматических форм. Здесь имеется в виду разновидность этой фигуры – слова, стоящие в одинаковом падеже.

2Речь идет об одной из несохранившихся комедий Аристофана. Ταμιεύς – «казначей» в сочетании с Λαμίες – «жители города Ламия» (в фессалийской Фтиотиде) создает игру слов.

3Аристофан, «Всадники», ст. 437. Кекий – северо-восточный ветер, неблагоприятный для плавания.

4Аристофан, «Всадники», ст. 454.

5Фрагмент из недошедшей комедии Аристофана. Гелы или Гела – город в Сицилии. Игра слов: γέλως – «смех».

6Фрагмент из недошедшей комедии Аристофана.

7Аристофан, «Женщины на празднике Фесмофорий», ст. 455.

8Аристофан, «Ахарняне», ст. 1110.

9Горгона –изображение чудовища на щите.

10Дионис упомянут здесь как покровитель театрального искусства.

11В этом месте в греческом оригинале пропуск.

2. Письменно поясните, как вы понимаете следующие характеристики Менандра:

· «О Менандр и жизнь! Кто из вас кому подражал?» (грамматик Аристофан)

· «Раб покуда лукав, бессердечен отец, непотребна

Сводня, а дева любви ласкова, – жив и Менандр» (Овидий, «Любовные элегии»)

· «Цвет красноречья Афин превзошел он в искусстве отменном.

Жизни жизнь показал и бумаге творенья доверил» (Марк Манилий, «Астрономия»)

Практические задания:

1. Проработать задания 2, 3, 4, 5 в книге: Никола, М.И. Античная литература: Практикум. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2001. – С. 151-177.

(читать) http://padaread.com/?book=39881&pg=2  

(скачать) http://padabum.com/d.php?id=39881 

Контрольные вопросы:

1. Объясните название комедии Аристофана «Лягушки».

2. За кем отправился в комедии Аристофана «Лягушки» бог Дионис в подземное царство и почему?

3. Кого вывел в конце комедии «Лягушки» бог Дионис из подземного царства и почему?

4. Опишите образ Диониса в комедии «Лягушки» (цитатная характеристика).

5. Образ раба в «Лягушках» Аристофана (цитатная характеристика).

6. Образ шута в комедии «Лягушки» Аристофана.

7. Основная проблема в комедии Аристофана «Лягушки».

8. Решение основной проблемы в комедии Аристофана «Лягушки».

9. Образы поэтов в комедии Аристофана «Лягушки».Воплощение идей демократии в комедии Менандра «Брюзга».

10. Содержание парабасы в «Лягушках» Аристофана.

11. Мифологические пародийные образы в «Лягушках» Аристофана.

12. Пример буффонады в «Лягушках» Аристофана.

13. Роль хора в «Брюзге» Менандра.

14. Образ влюбленного юноши в «Брюзге» Менандра (цитатная характеристика).

15. Образ девушки в комедии «Брюзга» Менандра (цитатная характеристика).

16. Образ Кнемона у Менандра (цитатная характеристика).

17. Пример комической ситуации в «Брюзге» Менандра.

18. В какой комедии есть литературная пародия?


Семинар №4 Античная лирика (Греция и Рим)

1. Возникновение и развитие древнегреческой декламационной и мелической поэзии (VII-VI в. до н.э.).

2. Разновидности декламационной поэзии. Тематическое и художественное своеобразие элегий Тиртея, Солона, Феогнида, Мимнерма. Ямбы Архилоха.

3. Особенности хоровой мелики (связь с культом, фольклором; характер исполнения). Основные жанры хоровой поэзии в творчестве Ивика, Симонида Кеосского, Пиндара, Вакхилида.

4. Монодическая мелика:

а) «сладостно-горький» Эрос поэзии Сапфо;

б) Алкей – певец мужского содружества (политическая и застольная песня)

в) тема любви, жизни и смерти в творчестве Анакреонта. Понятие «анакреонтики», ее гедонистические мотивы.

5. Жанровое и тематическое своеобразие эллинистической поэзии (Каллимах, Феокрит, Леонид Тарентский).

6. Римская литература как особый этап в развитии античной культуры.

7. Школа неотериков. Индивидуалистический характер поэзии Катулла (сборник «Книга Катулла Веронского»).

8. Этические и эстетические взгляды Горация, их отражение в «Сатирах», «Одах», «Посланиях».

9. Своеобразие римской элегии эпохи принципата. Овидий.

 

Литература

1. Античная лирика. – М.: Худож. лит., 1968. (БВЛ; вступ. статья С.Шервинского).

2. Древнегреческая мелика. – М.: Книга, 1988.

3. Лирика Древней Эллады и Рима. – М.: Дет.лит., 1990.

4. Античные гимны. – М.: Изд-во МГУ, 1988 (вступ. статья А.А. Тахо-Годи).

5. Греческая эпиграмма. – М.: Гослитиздат, 1960 (вступ. статья Ф.Петровского).

6. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. – М.: Наука, 1980.

7. Александрийская поэзия. – М.: Худож. лит., 1972.

8. Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. – М.: Худож.лит., 1970.

9. Катулл. Стихотворения. Тибулл. Элегии. Проперций. Элегии. – М.: Гослитиздат, 1963.

10. Катулл Гай Валерий. Книга стихотворений. – М.: Наука, 1986.

11. Овидий. Amores. Любовные элегии. – М.: Гослитиздат, 1963.

12. История всемирной литературы: В 9-ти тт. – Т.1. – М.: Наука, 1983.

13. Федоров Н.А. Греческая лирика. – М.: Изд-во МГУ, 1963.

14. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. – М.: Высшая школа, 1967.

15. Чистякова Н.А. Эллинистическая поэзия. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.

16. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3т. – Т.1. От Илиады до Парфенона. – Т.2. От Антигоны до Сократа. – Т.3. От Еврипида до Александрии. – М.: Искусство, 1992.

17. Гринбаум Н.С. Язык древнегреческой хоровой лирики. – Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1986.

18. Аверинцев С.С. Римский этап античной литературы // Поэтика древнеримской литературы: жанры и стиль. – М.: Наука, 1989.

19. Вулих Н.В. Римская культура в интерпретации А.Ф. Лосева. // А.Ф. Лосев и культура XX века: Лосевские чтения. – М.: Наука, 1991.

20. Полонская К.П. Римские поэты эпохи принципата Августа. – М.: Изд-во МГУ, 1963.

21. Гаспаров М.Л. Поэзия Катулла // Катулл Гай Валерий. Книга стихотворений. – М.: Наука, 1986.

22. Шталь И.В. Поэзия Гая Валерия Катулла. – М.: Наука, 1976.

23. Морева-Вулих Н.В. Римский классицизм: творчество Вергилия, лирика Горация. – Спб.: Академ.проект, 2000.

 

Практические задания:

1. Проработать словарь: сольная лирика, хоровая лирика, ямб, марш, эпиникий, эпилий, ода, элегия, дистих, дифирамб, гекзаметр, дактиль, алкеева строфа, эпиталама, мелика, буколика, идиллия, элегический дистих, элегия, эпиграмма, сапфическая строфа, хорей, эклога, монодическая лирика, хоровая лирика, пентаметр, эпитафия, кифара, анакреонтика, гимн, пеан, александрийская поэзия, сколий, неотерики.

2. Выучить наизусть одно из стихотворений Солона, Архилоха, Алкея, Сапфо, Анакреонта, Пиндара, Феокрита, Овидия, Тибулла, Катулла, Горация (по выбору). Объяснить свой выбор и дать комментарий к прочитанному стихотворению.

3. Ответить на следующие вопросы:

a. чем привлекательна для вас античная лирика?

b. чем отличаются формы античной лирики от знакомых нам поэтических форм?

c. два этапа античной лирики (греческая и римская лирика);

d. основные представители античной лирики. 

e. подготовить сообщение об одном римском и одном греческом поэте.

4. Проработать задания 1, 2, 3, 5 в книге: Никола, М.И. Античная литература: Практикум. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2001. – С. 225-233; 237-255.

(читать) http://padaread.com/?book=39881&pg=2

(скачать) http://padabum.com/d.php?id=39881


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!