Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Белый стих
ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ
ПРОИЗВЕДЕНИИ. ЗВУКОПИСЬ
Язык художественного произведения
Язык художественного произведения — совокупность языковых средств, используемых в данном литературном произведении.
Язык художественных произведений отличается специфическими особенностями. Его основными свойствами являются образность, иносказательность, эмоциональность, авторская оригинальность. Большое значение имеет принцип отражения жизни в произведениях — реалистический, романтический, модернистский и т. д.
Изобразительно-выразительные средства
в художественном произведении:
сравнение, эпитет, метафора, метонимия.
Гипербола. Аллегория
К изобразительно-выразительным средствам языка художественного произведения относятся: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, аллегория и другие.
Сравнение — изобразительный прием, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим явлением.
Эпитет — художественное, образное определение; слово, определяющее предмет или явление, подчеркивающее какие-либо его качества, свойства, признаки. Чаще всего эпитет имеет метафорическую форму, то есть имеет переносный смысл (в отличие от обычного определения): золотые руки, золотая роща, железная хватка и т. д.
Метафора — перенос по сходству; вид тропа (троп — слово в иносказательном значении), в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений в языке. Метафора, как и сравнение, переносит свойства одного предмета или явления на другой. Развернутой метафорой является, например, образ «птицы-тройки» в «Мертвых душах» Гоголя.
|
|
Метонимия — перенос по смежности. В этом случае явления находятся в какой-либо
связи друг с другом: «всю ночь глаз не смыкал», то есть не спал (смыкание глаз — это внешнее выражение покоя). Виды метонимии:
— уподобление внешнего выражения внутреннему состоянию («сидеть сложа руки»);
— метонимия места, уподобление того, что где-либо помещается с тем, что его вмещает («аудитория ведет себя хорошо»). Часто в двух или нескольких словах содержится одновременно и метафора, и метонимия: «зал кипит»;
— метонимия принадлежности, когда предмет уподобляется тому, кому он принадлежит: «ехать на извозчике», «люблю читать Шекспира»;
— уподобление действия его орудию: «предать огню и мечу», «бойкое перо».
Гипербола — художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Например, знаменитое гоголевское выражение «Редкая птица долетит до середины Днепра» — явное преувеличение размеров реки.
|
|
Аллегория — изображение отвлеченного (абстрактного) понятия через конкретный образ, когда одно явление изображается и характеризуется через другое. Аллегория состоит из двух элементов:
1) смыслового — это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его;
2) образно-предметного — это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление.
Звукопись. Аллитерация. Ассонанс
Звукопись — прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков. Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста.
Аллитерация — повторение согласных. Например, в следующей строфе из стихотворения Бальмонта повторяется звук «л»: «Лебедь уплыл в полумглу...»
Ассонанс — повторение гласных: «Я вольный ветер, я вечно вею.»
ТЕСТОВЫЕЗАДАНИЯ
1. Как называются изречения героев, отличающиеся краткостью, емкостью мысли и выразительностью, впоследствии неоднократно воспроизводимые другими людьми («Свежо предание, а верится с трудом», «Служить бы рад, прислуживаться тошно»)?
|
|
_______________________________________________________________________________________
2. Как называется художественный прием, основанный на повторении однородных гласных звуков в строках («Шуми, шуми, послушное ветрило, / Волнуйся подо мной, угрюмый океан»)?
_______________________________________________________________________________________
3. Назовите художественное средство, основанное на сопоставлении двух объектов или явлений («Передо мной явилась ты, / Как мимолетное виденье, / Как гений чистой красоты»).
_______________________________________________________________________________________
4. Как называется художественный прием, основанный на преувеличении:
Вот об землю царь стукнул палкою,
И дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником...
_______________________________________________________________________________________
СТИЛЬ
Стиль — устойчивое единство образной системы и выразительных средств, которое характеризует художественное своеобразие крупной художественной эпохи (стиль эпохи), отдельного художественного направления (стиль направления), манеры отдельного писателя (стиль писателя). Понятие «стиль» близко к понятиям творческого метода, художественного направления, течения, школы или манеры.
|
|
Категория стиля настолько универсальна, что всю историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей.
Стиль — художественное мышление, характерное для определенного этапа его исторического развития. Все стили связаны историей, внутренней логикой развития. Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов: содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи.
В процессе создания нового стиля громадное значение имеет и творческая личность писателя, индивидуальные черты его таланта. Стиль не существует вне отдельного, индивидуального творчества.
ПРОЗА И ПОЭЗИЯ. СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ. СТИХОТВОРНЫЕ
РАЗМЕРЫ. РИТМ. РИФМА. СТРОФА
Поэзия и проза
Поэзия и проза — два основных типа организации художественной речи.
Проза — устная или письменная речь, которая не делится на соизмеримые отрезки — стихи. В отличие от поэзии, прозаическая художественная речь разделяется на абзацы, предложения и периоды. Художественная проза (рассказ, повесть, роман) в основном эпична, стремится к объективности в отличие от лирической и эмоциональной поэзии.
Поэзия — стихотворные произведения.
Поэзия и проза — два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации речи и прежде всего ритмостроением.
Системы стихосложения
Стихосложение — способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе. В основе стихосложения лежит членение речи на стихи. В русском языке существует три основные системы стихосложения: тоническое стихосложение, силлабическое стихосложение, силлабо-тоническое стихосложение. Соответственно, в истории русского стихосложения выделяют три периода:
1) XVII—XVIII века — распространение тонического стиха;
2) XVIII—XIX века — господство силлаботоники;
3) XX век — господство силлаботоники и чистой тоники.
Тоническое стихосложение основано на упорядоченности появления ударных слогов в стихе, при этом количество безударных слогов произвольно.
Силлабо-тоническое стихосложение — разновидность тонического стихосложения, основано на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе.
Стихотворные размеры:
хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Белый стих
Размер — схема чередования ударного и безударного слогов. Силлабо-тоническое стихосложение знает пять основных стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.
Хорей — стопа (сочетание ударного и безударного слогов), состоящая из двух слогов, где первый слог — ударный, второй — безударный.
В небе тают облака, // И, лучистая на зное, // В искрах катится река, // Словно зеркало стальное.
Ямб — стопа, состоящая из двух слогов, где первый слог безударный, второй — ударный:
Опять стою я над Невой, // И снова, как в былые годы, // Смотрю и я, как бы живой, // На эти дремлющие воды.
Дактиль — стопа из трех слогов, где первый слог ударный, второй и третий — безударные:
Ранними летними росами // Выйдем мы в поле гулять. // Будем звенящими косами // Сочные травы срезать!
Амфибрахий — стопа из трех слогов, где первый и третий слоги безударные, а второй — ударный:
Есть женщины в русских селеньях // С спокойною важностью лиц, // С красивою силой в движеньях, // С походкой, со взглядом цариц.
Анапест — стопа из трех слогов, где первый и второй слоги безударные, а третий — ударный:
Прозвучало над ясной рекою, // Прозвенело в померкшем лугу, // Прокатилось над рощей немою, // Засветилось на том берегу.
Белый стих — стих, не имеющий рифмы, но обладающий определенным размером: белый ямб, белый анапест и т. д.
Наступило красно утро // В середине где-то марта, // А по тропочке средь леса // Добрый молодец идет.
Ритм. Рифма. Строфа
Ритм — повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения.
Рифма — созвучие концов стихов (или полустиший).
Рифма и ритм — взаимосвязанные явления.
Строфа — организованное сочетание стихов (стих — поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части. Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим — двустишие. Существуют также октавы, терцины, онегинские строфы, балладные строфы, одические строфы и другие.
Онегинская строфа — четырнадцатистрочная строфа, созданная А. С. Пушкиным в романе в стихах «Евгений Онегин». Эта строфа состоит из трех четверостиший и заключительного двустишия. В первом четверостишии перекрестная рифмовка (абаб), во втором — кольцевая (абба), в третьем — смежная (аабб), последние два стиха рифмуются друг с другом. Такими строфами написан весь роман (за исключением писем Татьяны и Онегина).
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
♦ Заполни таблицу.
Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!