ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС.
СВЕДЕНИЯ О ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА
Художественная литература наряду с музыкой, живописью и т. п. является одним из видов искусства. Слово «искусство» многозначно, в данном случае им названа собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнеподобную форму, выражающую определенное идейно-эстетическое содержание. При этом каждый вид искусства использует «свой» материал: музыка — звук, живопись — краски, архитектура — камень, дерево, металл и т. д. Специфика художественной литературы заключается в том, что это — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции человеческого языка. Таким образом, литература — это искусство слова.
ФОЛЬКЛОР. ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА
Фольклор (от англ. folk — народ, lore — мудрость) — устное народное творчество. Фольклор возник до появления письменности. Самая важная его черта — то, что фольклор является искусством устного слова. Именно это отличает его от литературы и других видов искусства. Еще одна важная отличительная черта фольклора — коллективность творчества. Он возник как массовое творчество и выражал представления первобытной общины и рода, а не отдельной личности.
В фольклоре, как и в литературе, существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. При этом эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в литературе эпический род представлен только прозаическими произведениями: рассказ, повесть, роман и т. д.).
|
|
Жанровая система фольклора Эпические жанры: — былина — народная эпическая песня о богатырях. — историческая песня — эпическое произведение, — сказка — прозаический устный рассказ фанта- — предание — устный эпический рассказ о реаль- — легенда — устный эпический рассказ, в котором — сказ — повествование от лица рассказчика; — пословица — краткое законченное изречение, име- — поговорка — яркое народное выражение, дающее
Лирические жанры: — обрядовые песни — песни, сопровождающие на- — колыбельные песни — песни-заговоры, которые — семейные песни — песни, которые отражают сложные семейные взаимоотношения. Главные герои этих песен — муж, жена, свекровь, свекор и т. д; — любовные песни — песни, в которых отражаются — причитания — лиро-эпические песни, изображаю- — частушки — народные короткие песенки, отличающиеся быстрым, учащенным темпом испол- Драматические жанры: — народная драма — фольклорное произведение, | ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ | ||
1. К какому литературному направлению принадлежит роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? | |||
2. Что является материалом художественной литературы? | |||
3. Укажите две важнейшие отличительные черты фольклорного творчества. | |||
4. Назовите три рода фольклорных произведений. | |||
5. Какими формами представлены эпические жанры в фольклоре? | |||
6. Кто является героями былин? | |||
7. Как называется жанр фольклора, представляющий собой прозаический устный эпический рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел? | |||
8. Как называются народные короткие песенки, отличающиеся быстрым, учащенным темпом исполнения? | |||
|
|
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. Художник стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей.
|
|
Итак, «художественный образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» (Л. И. Тимофеев).
Хотя создателями художественных образов являются художники (поэты, писатели, живописцы, скульпторы, архитекторы и т. д.), в каком-то смысле их сотворцами оказываются и те, кто эти образы воспринимает, то есть читатели, зрители, слушатели и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА
Содержание и форма — внутренняя и внешняя стороны художественного произведения, которые выделяются в процессе литературного анализа и представляют собой единое целое. Содержание и форма присущи любому явлению природы и общества, поскольку в каждом явлении можно выделить внешние, формальные, и внутренние содержательные элементы (суть явления). Любое изменение формы ведет к изменению содержания, а изменение содержания требует коренной переработки формы.
В то же время смысл речи является формой сюжета произведения, а сюжет — формой, воплощающей характеры и обстоятельства, которые в свою очередь предстают как форма для проявления художественной идеи всего произведения. Таким образом, каждая последующая ступень выступает по отношению к предыдущей как ее содержание.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ.
ФАНТАСТИКА
Художественный вымысел — все то, что создается воображением писателя, его фантазией. Художественный вымысел — средство создания художественных образов. Он основан на жизненном опыте писателя. Вымысел, творческая фантазия художника не противостоит реальной действительности, а является особой, присущей только искусству формой отражения жизни. Благодаря художественному вымыслу писатель настолько вживается в своих персонажей, что для него они начинают словно бы существовать на самом деле. Например, Л. Н. Толстой об этом процессе «вживания» в своего героя писал: «Пока он не станет для меня хорошим знакомым, пока я не вижу его и не слышу его голоса, я не начинаю писать».
Фантастика — изображение неправдоподобных предметов и явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью, нарушение художником естественных форм, связей, закономерностей. Этот термин происходит от слова «фантазия» (в греческой мифологии Фантаз — божество, вызывавшее иллюзии, кажущиеся образы, брат бога сновидений Морфея). Фантазия — необходимое условие любого вида искусства, независимо от его характера (идеалистического, реалистического, натуралистического) и даже вообще всякого творчества — научного, технического, философского.
В искусстве можно выделить два вида фантастики: 2
1. Явная: очевидная фантастичность художественных образов. Например, в «Носе» Гоголя одним из главных героев произведения является существо явно фантастическое — нос коллежского асессора Ковалева, который ведет совершенно самостоятельный образ жизни и даже имеет довольно высокий чин.
2. Неосознанно фантастическое преломление действительности в сознании людей, которое может быть связано, например, с религиозностью мышления или суевериями. Такой вид фантастики характерен, например, для мифов. В отличие от сказки, которая воспринимается как вымысел, миф имеет установку на достоверность, воспринимается как отражение реального мира. Например, Данте в «Божественной комедии» изображает загробный мир (ад, чистилище и рай) как нечто совершенно подлинное, реальное.
В первом случае фантастика — это художественная форма, которая может быть сопоставлена с такими поэтическими средствами, как гипербола, метафора, троп. Во втором случае речь идет о неосознанном искажении действительности.
ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС.
Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!