Перечень практических занятий



Практическое занятие №1. Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина (на выбор)

Практическое занятие №2. Круглый стол. Крылатые выражения в произведениях Островского

Практическое занятие №3. Драма «Гроза». Художественные особенности драмы

Практическое занятие №4. Анализ романа «Отцы и дети»

Практическое занятие № 5. Краткий очерк жизни и творчества Н.Г. Чернышевского

Практическое занятие №6. Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра

Практическое занятие №7. Анализ романа-эпопеи «Война и мир»

Практическое занятие №8. Анализ комедии «Вишневый сад»

Практическое занятие №9. И.А. Бунин. Жизненный и творческий путь.

Практическое занятие №10. Написать сочинение по новеллам «Темные аллеи» (на выбор)

Практическое занятие №11. Анализ произведения И.А. Куприна «Гранатовый браслет»

Практическое занятие №12 Семинар «Русская поэзия конца XIX – начала ХХ века»

Практическое занятие №13. Анализ пьесы «На дне»

Практическое занятие №14 Анализ стихотворения Маяковского

Практическое занятие №15 Выразительное чтение наизусть стихотворения С.А. Есенина или В.В. Маяковского (на выбор) Любовная лирика Есенина

Практическое занятие №16 Анализ стихотворения М.И. Цветаевой

Практическое занятие №17 Анализ «Ершалаимских» и «Московских» глав

Практическое занятие № 18 Сочинение по роману «Мастер и Маргарита» (на выбор)

Практическое занятие №19 Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков. Урок-концерт

Практическое занятие №20. Диф. зачет

Структура практических занятий

Практическое занятие №1. Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина (на выбор)

 

А.С. Пушкин, Деревня

 

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

    На лоне счастья и забвенья.

Я твой - я променял порочный двор Цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

 

    Я твой - люблю сей темный сад

    С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

     Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты;

     Везде следы довольства и труда...

 

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе

    И не завидывать судьбе

Злодея иль глупца - в величии неправом.

 

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

    В уединеньи величавом

    Слышнее ваш отрадный глас.

    Он гонит лени сон угрюмый,

    К трудам рождает жар во мне,

    И ваши творческие думы

    В душевной зреют глубине.

 

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

    Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

    Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

    Неумолимого владельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,

Надежд и склонностей в душе питать не смея,

     Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея.

Опора милая стареющих отцов,

Младые сыновья, товарищи трудов,

Из хижины родной идут собой умножить

Дворовые толпы измученных рабов.

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

 

А.С. Пушкин, E. H. Ушаковой

 

Вы избалованы природой;

Она пристрастна к вам была,

И наша вечная хвала

Вам кажется докучной одой.

Вы сами знаете давно,

Что вас любить немудрено,

Что нежным взором вы Армида,

Что легким ставом вы Сильфида,

Что ваши алые уста,

Как гармоническая роза...

И наши рифмы, наша проза

Пред вами шум и суета.

Но красоты воспоминанье

Нам сердце трогает тайком -

И строк небрежных начертанье

Вношу смиренно в ваш альбом.

Авось на память поневоле

Придет вам тот, кто вас певал

В те дни, как Пресненское поле

Еще забор не заграждал.

 

Практическое занятие №2. Круглый стол. Крылатые выражения в произведениях Островского

Круглый стол – это практическое занятие, в основу которого преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.

Основной целью круглого стола является углубление теоретических профессиональных знаний и прогназирование возможных практических результатов.

 

  • Чужая душа потемки.
  • Не бойся суда, а бойся судьи.
  • Главная трагедия в жизни - прекращение борьбы.
  • Песня - душа народа. Загубишь песню - убьёшь душу.
  • И крокодилы плачут, а все-таки по целому теленку глотают.
  • Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной.
  • Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям.
  • Сколько ни умывайся, белей воды не будешь. Медведь и не умывается, да здоров живет.
  • В бедности-то всякий жить умеет; нет, ты умей прожить деньги с эффектом; тут много ума нужно.
  • Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего отечества, либо мерзавец своей жизни.
  • Когда обращаются к медику, так от него не сострадания требуют, а знания своего дела и полезного совета.
  • Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу: пьесу можно и прочесть.
  • Женщины любят думать, что они свободны и могут располагать собой, как им хочется. А на деле-то они никак и никогда не располагают собой, а располагают ими ловкие люди.

 

Практическое занятие №3. Драма «Гроза». Художественные особенности драмы

Практическое занятие №4. Анализ романа «Отцы и дети»

Практическое занятие №6. Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра

Практическое занятие №7. Анализ романа-эпопеи «Война и мир»

Практическое занятие №8. Анализ комедии «Вишневый сад»

Практическое занятие №11. Анализ произведения И.А. Куприна «Гранатовый браслет»

Практическое занятие №13. Анализ пьесы «На дне»

Практическое занятие №17 Анализ «Ершалаимских» и «Московских» глав

 

СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (РАССКАЗА, ПОВЕСТИ)

 1. История создания произведения:

факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.

связь произведения с исторической эпохой его создания;

место произведения в творчестве автора.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения:

персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;

особенности имён и фамилий персонажей;

поступки персонажей и их мотивация;

предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;

связь персонажа с общественным окружением;

отношение к герою произведения других персонажей;

самохарактеристика персонажей;

авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

8. Композиция произведения:

деление текста произведения на части, смысл такого деления;

наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;

наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;

наличие эпиграфов и их смысл;

наличие лирических отступлений и их смысл.

9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

11. Особенности языка произведения.

Практическое занятие № 5. Краткий очерк жизни и творчества Н.Г. Чернышевского

Николай Гаврилович Чернышевский

Практическое занятие №9. И.А. Бунин. Жизненный и творческий путь.

Как составить хронологическую таблицу

Прочитайте полностью тему, по которой предстоит составлять хронологическую таблицу.

Читая второй раз, выделите основные события, которые войдут в хронологическую таблицу.

Подготовьте в тетради основу таблицу. Обычно, она выглядит следующим образом:

Дата

Событие      

Строчек в таблице может быть столько, сколько дат и событий вы запишите.

Читая текст еще раз, заполните таблицу.

Выписывайте в хронологическую таблицу только те события, которые имеют непосредственное отношение к данной теме.

Как правило, хронологическая таблица составляется по каким-либо войнам, поэтому первая дата в таблице – это начало войны, а последняя – подписание перемирия или мирного договора (дата окончания войны).

После таблицы надо сделать вывод о том, какая сторона одержала победу, а какая потерпела поражение, и указать условия мирного договора.

Как сделать выводы по прочитанному тексту

Прочитайте текст (если потребуется несколько раз).

Определите главную мысль, тему.

Систематизируйте информацию, материал.

Обобщите его.

Используя такие вводные слова, как: во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, сделайте выводы по прочитанному тексту.

 

Практическое занятие №10. Написать сочинение по новеллам «Темные аллеи» (на выбор)

Практическое занятие № 18 Сочинение по роману «Мастер и Маргарита» (на выбор)

При написании сочинения по литературе следует помнить:

 - oб объеме сочинения: 4-5 страниц;

суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;

- почерк должен быть разборчивым;

 - соблюдать поля;

 - писать желательно синей или фиолетовой пастой;

 - на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения;

 - выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;

 - на черновике составить план (переносить в чистовик не надо);

 - удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.;

- сокращать в черновике фамилии, названия произведений (С.-Щ. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Е.О.» роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.);

- нумеровать страницы черновика;

 

- строго придерживаться избранной темы;

- сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;

- не сбиваться на пересказ текста;

- не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения (это при условии, что цитата будет вами заучена);

- если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен);

- если не помнишь автора критической работы или ее названия, можно сделать

косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»:

«критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);

- то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения,

- указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»),

заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного

героя» и т.п.;

- главное- умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («Пo моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...») это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация только испортит впечатление от сочинения;

- удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные

варианты ответов;

- привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким

образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;

- рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания сочинения на чистовик. Не забыть о членении текста: разделить сочинение на абзацы.

Обычно не знаешь, как начать и как закончить сочинение. В зависимости от темы можно рекомендовать следующие варианты введения:

- историческое краткая характеристика эпохи, анализ ее политических, социальных, экономических условий

- общая характеристика произведения, если тема предполагает анализ одного или нескольких образов

-о месте произведения в контексте эпохи, в контексте творчества писателя; о новизне и значимости произведения, идейном замысле .

Введение должно по замыслу соответствовать вступлению.

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее.

 

Практическое занятие №12 Семинар «Русская поэзия конца XIX – начала ХХ века»

Вопросы к семинару

1. Литература периода Великой Отечественной войны. Жанры. Тенденции.

2. А. Т. Твардовский: значение творчества и деятельности.

3. Миф, фольклор, утопия и антиутопия в прозе 1960-70- х гг.

4. Философско-этическая проблематика произведений Ф. Абрамова, В. Белова, Б. Екимова. В. Распутина, В. Астафьева (на примере прозведений 2-х авторов).

5. "Военная тема" в русской литературе 1950–90-х гг. и ее основные жанровые реализации.

6. Поэзия второй половины XX в. Основные явления. Анализ творчества одного поэта (по выбору).

7. Путь Бориса Пастернака.

8. Б. Пастернак. Роман "Доктор Живаго": жанр, стиль, система образов, проблематика.

9. Поиск героя времени в литературе второй половины XX века.

10. Значение творчества А. Солженицына в русской литературе и общественной мысли XX века.

11. Художественный язык и позиция автора в произведениях С. Довлатова.

12. Литературная ситуация периода "перестройки" (к. 80-х–90-х гг.). Основные тенденции.

13. Личность и тоталитарное государство в русской литературе второй половины XX века

14. Постмодернизм в русской литературе

 

Практическое занятие №14 Анализ стихотворения Маяковского

Практическое занятие №16 Анализ стихотворения М.И. Цветаевой

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО (ПОЭТИЧЕСКОГО) ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

Анализ лирического произведения – это один из вариантов сочинения. Как правило, темы такого рода выглядят примерно так: «Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка»: восприятие, истолкование, оценка». В самой формулировке заложено то, что необходимо вам сделать для раскрытия идейно-тематического содержания и художественных особенностей лирического произведения: 1) рассказать о своём восприятии произведения; 2) истолковать, то есть приблизиться к авторскому замыслу, разгадать идею, заложенную в произведении; 3) выразить своё эмоциональное отношение к произведению, рассказать о том, что затронуло, удивило вас, обратило ваше внимание. Здесь приводится схема анализа лирического произведения.

1. История создания произведения:

факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения

место произведения в творчестве автора.

кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)?

2. Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения (если есть) и его смысл.

4. Образ лирического героя. Его близость автору.

5. Идейно-тематическое содержание:

ведущая тема;

идея (основная мысль) произведения

развитие мысли автора (лирического героя)

эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи

6. Художественные особенности:

художественные приёмы и их значение;

ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения;

приёмы звукописи;

наличие/отсутствие деления на строфы;

особенности ритмики стихотворения: стихотворный размер, рифмы, рифмовки и их связь с идейным замыслом автора.

7. Ваше читательское восприятие произведения.

 

Практическое занятие №15 Выразительное чтение наизусть стихотворения С.А. Есенина или В.В. Маяковского (на выбор) Любовная лирика Есенина

 

С.А. Есенин, Пускай ты выпита другим

 

Пускай ты выпита другим,

Но мне осталось, мне осталось

Твоих волос стеклянный дым

И глаз осенняя усталость.

 

О возраст осени! Он мне

Дороже юности и лета.

Ты стала нравиться вдвойне

Воображению поэта.

 

Я сердцем никогда не лгу,

И потому на голос чванства

Бестрепетно сказать могу,

Что я прощаюсь с хулиганством.

 

Пора расстаться с озорной

И непокорною отвагой.

Уж сердце напилось иной,

Кровь отрезвляющею брагой.

 

И мне в окошко постучал

Сентябрь багряной веткой ивы,

Чтоб я готов был и встречал

Его приход неприхотливый.

 

Теперь со многим я мирюсь

Без принужденья, без утраты.

Иною кажется мне Русь,

Иными - кладбища и хаты.

 

Прозрачно я смотрю вокруг

И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,

Что ты одна, сестра и друг,

Могла быть спутницей поэта.

 

Что я одной тебе бы мог,

Воспитываясь в постоянстве,

Пропеть о сумерках дорог

И уходящем хулиганстве.

 

В. В. Маяковский, Послушайте!

 

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки

                                      жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит -

чтоб обязательно была звезда! -

клянется -

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

"Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!"

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Практическое занятие №19 Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков. Урок-концерт

1. План – разработать план домашней или творческой работы, составить
индивидуальную программу занятий по дисциплине.

2. Выступление – составить показательное выступление,
концерт.

3. Оценка – написать рецензию на текст, фильм, работу другого студента,
подготовить самооценку (качественную характеристику) своей работы по
определенной теме за определенный период.

 

Практическое занятие №20. Диф. зачет

 

Министерство образования и науки Самарской области

ГАПОУ СО «Самарский государственный колледж»

Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии технического профиля Протокол № ____от «___»_______201_ г. Председатель __________ Е.А. Жилина Утверждаю Заместитель директора по УР  ________ Н.А. Краснопевцева   «____»_______________2016 г.    

Тест

Дисциплина: «Литература».

Специальность: 54.02.01 Дизайн

Инструкция для студента:

Внимательно прочитайте задание. Используйте бланк ответа.

Время на подготовку и выполнение:

подготовка 10 мин.;

выполнение 70мин.;

оформление и сдача 10 мин.;

всего 90 мин.

Задание: Выполнить тест.

Вариант № 1

Блок А

№ п/п Задание (вопрос)  

Инструкция по выполнению заданий № 1-4: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например,

1. Соотнесите определения столбца 1с терминами столбца 2.   1) Род литературы. Воспроизводит внешний мир и лишен повествовательной речи. Под внешним миром понимаются взаимоотношения людей и возникающие между ними конфликты. Текст произведения состоит из диалогов и монологов персонажей и кратких авторских пояснений - ремарок. 2) Род литературы. Предметом художественного претворения является внутренняя жизнь человека. Объектом изображения является субъект речи, его мысли, чувства, стремления. 3) Род литературы. Произведение повествует о характере и системе событий, в которых этот характер проявляется и развивается, что требует наличия сюжета и конфликта. Повествователь выполняет роль посредника между предметом изображения и читателем.     А) лирика   Б) драма     В) эпос  
2. Найдите соответствие стихотворений А.С.Пушкина основным мотивам (темам) его лирики: 1) «Андрей Шенье», «Арион», «В Сибирь», «Анчар», «Деревня». 2) «Я вас любил», «Не пой, красавица, при мне», «К*», «В последний раз твой образ милый». 3) «Три ключа», «Дар прекрасный, дар случайный», «Цели нет передомною», «Бесы», «Кавказ». 4) «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Памятник», «Эхо». А) тема поэта и поэзии Б)    любовная лирика В) философская лирика. Г)вольнолюбивая лирика.    
3. Соотнесите данные характеристики с действующими лицами пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»: 1) «…Хороший она человек, легкий, простой.» 2) «…Проел все свое состояние на леденцах.» 3) «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все,что попадается ему на пути, так и ты нужен.» 4) «…Недотепа, облезлый барин, вечный студент.» А) Лопахин Б) Л.А. Раневская В) Петя Трофимов Г) Гаев
4. Установите соответствие между названиями указанных произведений и их авторами: 1) «Непокоренные» 2) «Волоколамское шоссе» 3) «Молодая гвардия» А) А.Бек  Б) Б.Горбатов В) А.Фадеев

Инструкция по выполнению заданий № 5 - 21: Выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов. 

5. Ниже приведено высказывание одного из героев драмы А.Н.Островского «Гроза»: «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать! Да, благодать!»  Кому принадлежат эти слова? А) Кудряшу Б) Варваре В) Борису Г) Кулигину  
6. Кто был секундантом на дуэли П.П.Кирсанова и Е.Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»?   А) Аркадий Кирсанов Б) Н.П.Кирсанов В) Пётр Г) Прокофьич
7. Кто из героев поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» говорил о себе:   А жизнь была нелёгкая. Лет двадцать строгой каторги, Лет двадцать поселения. А) Савелий Б) Яким Нагой В) Ермил Гирин Г)Добросклонов
8 Кто из героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» сформулировал свою философию так: «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь, как следует, кафтан твой останется цел.»? А) Свидригайлов Б) Раскольников В) Лужин Г) Лебезятников  
 9. Кому из героинь романа Л.Н.Толстого «Война и мир» принадлежат следующие слова: «Ах, какая прелесть!.. Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки… и полетела бы»? А) Марья Болконская Б) Наташа Ростова В) Соня Г) Элен Курагина
10. Кого из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» приговорили к расстрелу как поджигателя?   А) Пьера Безухова Б) Николая Ростова В) Петю Ростова Г)Андрея Болконского              
11. Героиня какого рассказа А.П.Чехова мечтала о профессиональной музыкальной карьере?   А) «Крыжовник» Б) «Человек в футляре» В) «Ионыч» Г) «О любви»
12. Кому из героев пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад» принадлежит фраза: «Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода»? А)Трофимову Б)Симеонову-Пищику В) Епиходову Г) Лопахину
13. Укажите поэтическое течение начала ХХ века, представителями которого были Н.Гумилев, А.Ахматова:   А) футуризм Б) акмеизм В) символизм Г) имажинизм
14. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности. Какое из произведений А.М.Горького не соответствует этому положению?   А)«Старуха Изергиль» Б) «Челкаш»   В) «Макар Чудра» Г) «На дне»
15. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения А.А.Блока «Россия».   Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи…   Укажите стихотворный размер, которым написано это стихотворение. А) хорей Б) ямб В) дактиль Г) анапест
16. Кто из эпизодических героев поэмы А.А.Блока «Двенадцать» появляется первым?   А) поп Б) буржуй В) писатель Г) старуха
17. Кто из героев повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» произносил загадочное слово «абырвалг»?     А) Преображенский Б) Борменталь В) Швондер Г) Шариков
18. Укажите художественный прием, предполагающий соединение фантастики и реальности, который использовал В.В.Маяковский в стихотворении «Прозаседавшиеся».   И вижу: Сидят людей половины. О, дьявольщина! Где же половина другая? А) гротеск Б) гипербола В) олицетворение Г) риторический вопрос
19. В четвертой строфе стихотворения С.А.Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» смежные строки имеют одинаковое начало:   Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил…   Как называется эта стилистическая фигура? А) инверсия Б) анафора В) антитеза Г) оксюморон
20. Назовите год проведения 1-го Всесоюзного съезда советских писателей:     А) 1932 Б) 1934 В) 1937 Г) 1939
21. Укажите название рассказа М.А.Шолохова, в котором писатель, рисуя портреты героев, использует прием антитезы: светлые, как «небушко», глаза мальчика и «словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской глаза мужчины»: А) «Родинка» Б) «Червоточина» В)«Наука ненависти» Г) «Судьба человека»

Блок Б

№ п/п

Задание (вопрос)

Инструкция по выполнению заданий № 19-25: В соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.

22 .

Назовите направление в литературе, следуя которому писатель объективно, достоверно изображает жизнь в типических характерах, действующих в типических обстоятельствах.

2 3 .

Укажите поэтическое течение начала ХХ века, представителями которого были А.Блок, А.Белый (Б.Бугаев), В.Брюсов.

24.

Завершите фразу Л.Н.Толстого: «Нет и не может быть величия там, где нет…»

25.

Художественный прием, основанный на преувеличении каких-либо признаков изображаемого, на которых сфокусировано внимание автора.

 

26.

Из какого стихотворения В.В.Маяковского взяты следующие строчки:

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

27.

Напишите название произведения А.И.Куприна,

главным героем которого является Желтков.

28.

Определите фамилию автора указанных произведений:»: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «Василий Теркин».

29.

Напишите фамилию главного героя рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

30.

Как называется жанр эпоса, сочетающий в себе черты романа и эпопеи.

     

 

Вариант № 2.

 

Блок А

№ п/п

Задание (вопрос)

Инструкция по выполнению заданий № 1-4: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например, 1-А, 2-Б и т.д.

1.

Соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2.

 

1)Роман, эпопея, роман-эпопея, повесть, рассказ,

очерк.

2)Стихотворение, песня, романс, послание, элегия.

3) Трагедия, комедия, драма.

 

  А) лирика Б) драма В) эпос
2.

Найдите соответствие стихотворений М.Ю.Лермонтова основным мотивам (темам)

его лирики:

 

1) «Чаша жизни», «Письмо», «Ангел», «Монолог», «К***»

2) «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт»,

«Пророк».

3) «Новгород», «Жалобы турка»,

«Парус», «Желание», «Прощай, немытая

Россия».

4)«И скучно и грустно», «Утес», «На Севере диком», «Узник», «Сосед»,

«Пленный рыцарь».

А) тема поэта и поэзии Б) любовная лирика В) философская лирика Г) вольнолюбивая лирика    
3.

Соотнесите данные характеристики с действующими лицами пьесы А.Н.Островского «Гроза»:

1) «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила,

точно птичка на воле!», «Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску».

2) «Бла-алепие, милая, Бла-алепие!.. В обетованной земле все живете!»

3) «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала».

4) «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».   

 

А) Варвара Б) Кабаниха В) Феклуша Г) Катерина
4.

Установите соответствие между названиями указанных произведений и их

авторами:

1) «Фронт»

2) «Нашествие»

3) «Русские люди»

 

А) К.Симонов Б) А.Корнейчук В) Л.Леонов

Инструкция по выполнению заданий № 5 - 21: Выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.

 

5. Ниже приведено высказывание одного из героев драмы А.Н.Островского «Гроза»:   «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались»   Кому принадлежат эти слова?

А) Борису

Б) Кудряшу

В) Тихону

Г) Кулигину

6. Ознакомьтесь с событиями романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»: Какое из этих событий произошло первым?

А) отъезд Кукшиной за границу

Б) встреча Аркадия и Базарова с Ситниковым

В) знакомство Базарова и Одинцовой

Г)дуэль Базарова и Павла Петровича.

7. Ниже приведен фрагмент из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Привычке есть предел: Нет сердца, выносящего Без некоего трепета Предсмертное хрипение, Надгробное рыдание, Сиротскую печаль! Кто из героев поэмы жалуется на жизнь мужикам?

 

А) Оболт-Оболдуев

Б) Поп

В) Утятин

Г) Ермил Гирин

8. Узнайте героиню романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» по портрету:   «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом».

 

А) Алена Ивановна

Б) Катерина Ивановна  

В) Амалия Федоровна

Г) Дарья Францевна

9. Кто из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» признается себе самому в один из периодов духовных исканий: «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими…»?

А) Пьер Безухов

Б) Николай Ростов

В) Андрей Болконский

Г) Анатоль Курагин

10. В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» описано несколько «дворянских гнезд». Как называлось имение Болконских?  

А) Отрадное

Б) Покровское

В) Никольское

Г) Лысые Горы

11 Герою какого рассказа А.П.Чехова назначают свидание на кладбище?  

А) «Ионыч»

Б) «Человек в футляре»

В) «Крыжовник»

Г) «О любви»

12. Кому из героев пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» принадлежат слова: «В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало… И, бывало, сушеную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!»

А) Гаеву

Б) Трофимову

В) Фирсу

Г) Лопахину

13. Укажите поэтическое течение начала ХХ века, представителями которого были Д.Бурлюк, В.Маяковский, В.Каменский:  

А) футуризм

Б) акмеизм

В) символизм

Г) имажинизм

14. В каком из ранних рассказов А.М.Горького герой произведения «разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце», горящее «факелом великой любви к людям»?    

А) «Старуха Изергиль»

Б) «Челкаш»

В) «Макар Чудра»

Г) «На дне»

15. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения А.А.Блока «Незнакомка».   По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух.   Укажите стихотворный размер, которым написано это стихотворение.

А) хорей

Б) ямб

В) дактиль

Г) анапест

16. Ниже приводится фрагмент из поэмы А.А.Блока «Двенадцать»   А это кто? - Длинные волосы И говорит вполголоса: - Предатели! - Погибла Россия! …   Ответьте на поставленный вопрос.

А) писатель

 

Б) поп

В) бродяга

Г) барыня в каракуле     

17 . Ниже приведены строки из стихотворения В.В.Маяковского.   В этой жизни      помереть               не трудно. Сделать жизнь       значительно трудней.    Смерть кого из современников В.В.Маяковского вызвала к жизни эти строки?

А) А. А. Блока

Б) Л.Н.Андреева

В) В.В.Хлебникова

Г) С.А.Есенина                                                   

18. Как называется средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов и явлений на другие («пламень уст», «половодье чувств»), которое использует С.А.Есенин в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…».

А) метонимия

Б) синекдоха

В) литота

Г) метафора

19. С начала 30-х годов универсальным методом советской литературы становится метод:  

А) критического реализма

Б) романтизма

В) социалистического реализма

Г) просветительского реализма

20. А.Т.Твардовский был главным редактором журнала:  

А) «Юность»

Б) «Октябрь»

В) «Знамя»

Г) «Новый мир»

21. Укажите название рассказа М.А.Шолохова, одним из кульминационных эпизодов которого является диалог А.Соколова с комендантом немецкого концлагеря Мюллером.

А) «Родинка»

Б) «Червоточина»

В) «Судьба человека»

Г) «Наука ненависти»

       

Блок Б

№ п/п

Задание (вопрос)

Инструкция по выполнению заданий № 19-30 : В соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.

22 .

Назовите направление в литературе, отстаивающее право художника на преображение реального мира, показывающее противостояние идеала и действительности.

23

Укажите поэтическое течение начала ХХ века, представителями которого были В.Шершеневич, С.Есенин, А.Мариенгоф.

24.

Напишите, к какому жанру принадлежат произведения А.Н.Островского «Гроза», «Лес», «Бесприданница».

25.

 Художественный прием, контрастное сопоставление слов, образов, персонажей, ситуаций, композиционных элементов и т.п.

26.

Из какого стихотворения С.А.Есенина взяты следующие строчки: Знать у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси - Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси.

27.

Напишите фамилию автора указанных произведений: «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Солнечный удар», «Антоновские яблоки».

28.

Завершите начальную строку стихотворения Б.Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой…»

29.

В каком журнале был впервые опубликован рассказ А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»?

30.

Как называется художественный «двойник» автора-поэта? Впервые этот термин был сформулирован Ю.Н.Тыняновым применительно к творчеству А.А.Блока.
     

 

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!