Организация некоммерческий фестивалей и выставок



Взаимодействие критика и коллекционера аукционного дома: -------------------------

5) Крупнейшие художественно критические издания: 1920-е годы направляют художественную критику в России по новому пути. Открытиеи пропаганда художественных ценностей не утратили своей привлекательности,журналы «Старые годы» и «Среди коллекционеров» продолжают печатать статьио великих ценностях, которые победивший народ обязан сохранить в рабоче-крестьянской державе, археологические и этнографические экспедиции неустанно умножают эти ценности, художники спорят о том, программа чьих объединений способна создать новые ценности для будущего общества. Просветительская Критика XIX и начала ХХ веков становится футурологией искусства и общества.

Критика начала возрождаться в годы «оттепели», которые обычно ошибочно понимают как шестидесятые годы. На самом деле «оттепель» в собственном смысле слова длилась очень недолго и окончилась после венгерских событий. Между 1956 и 1964 годами шла напряженная борьба между сторонниками продолжения и углубления демократизации страны и не менее упорными пример формирование критиков происходило и в других городах.В Ленинграде критики обучали сами себя, группируясь сначала в ленинградском филиале издательства «Искусство», а затем в отделе проблем современного искусства Русского музея. «Могучую кучку» ленинградской критики возглавили Евгений Ковтун,Юрий Русаков, Эраст Кузнецов, Лев Мочалов, Михаил Герман; в Свердловске будущих критиков Урала и Сибири объединяла кафедра теории и искусства Уральского Университета. Так сформировался коллектив художественных критиков Советского Союза.Но была еще высшая ступень объединения, обмена опытом и информацией, взаимного обучения и отбора кадров, – всесоюзный семинар в Паланге. Каждую осень на курорте Паланга в Литве на берегу Балтийского моря собирались критики Москвы,Ленинграда, Белоруссии, Украины, Молдавии, Закавказья, Средней Азии, Казахстана,Урала, Сибири, Дальнего Востока, всех окраин России.

Аполло. «Аполлон», основанный в 1925 году и публикуемый ежемесячно, является одним из старейшихи наиболее уважаемых в мире журналов по изобразительному искусству. Базируется в Лондоне.Содержит обзоры, арт-новости мира и научные статьи.Он охватывает изобразительное искусство всех периодов,от античности до наших дней, а также обеспечивает всестороннее обсуждение последних новостей искусства и дебатов; эксклюзивные интервью с величайшими коллекционерами и художниками мира; экспертная информация о рынке, авторитетное руководство по коллекционированию, а также обзоры и превью выставок по всему миру В соответствии со своей репутацией журнала для коллекционеров, Apollo регулярно публикует отчеты о приобретениях музеев и международных ярмарках искусства, в том числе Европейской ярмарке изящных искусств (TEFAF) в Маастрихте и Frieze Art Fair в лондонском Риджентс-парк

Аrt – Das Kunstmagazin. Ежемесячный художественный журнал, основанный Вольфом Икером и издаваемый Gruner + Jahr с ноября 1979 года.В каждом номере представлены известные и неизвестные художники и их работы. Акцент делается на современном искусстве. Журнал освещает все аспекты искусства(живопись и скульптура, архитектура, фотография,дизайн, видеоарт и т. Д.), А также публикует репортажи о выставках, проектах и ​​датах.

Искусствознание. Издание Государственного института искусствознания. Выходит с периодичностью 4 номера в год.Освещает вопросы истории и теории искусства – в первую очередь изобразительного и декоративно-прикладного искусства и архитектуры, а также проблемы эстетики,философии искусства и культурологические аспекты искусствоведения. Журнал имеет 40-летнюю историю и мощную научную традицию.В журнале публикуются оригинальные исследования,отражающие уровень современного искусствоведения как в России, так и за рубежом; освещаются новейшие тенденции в области культуры и искусства, пропагандируются лучшие образцы российского и зарубежного современного и классического искусства; рассматриваются различные аспекты эстетики предметного мира – традиционного,народного и современного декоративно-прикладного искусства, истории и современных тенденций авторского дизайна; дается обзор официальных документов, новостей и событий художественной жизни России.

Искусство». Журнал, посвященный современному искусству в России и за рубежом.Издается с 1933 года

Периодичность — 4 номера в год.До 1995 года в журнале освещались актуальные вопросы советского искусства и искусствознания, вопросы художественного наследия, в первую очередь русского искусства, художественной культуры народов СССР,искусства демократических стран. В журнале была широко представлена художественная жизнь СССР(выставки, вопросы художественного образования и т.д).С 2010 года журнал был переориентирована на современное изобразительное искусство и анализирует текущий художественный процесс. Каждый номер —тематический, он представляет собой подборку публикаций (статьи, интервью, материалы круглых столов) по какой-либо актуальной сегодня проблеме:художник и театр, современное китайское искусство,паблик-арт, забытое искусство 50-70х годов, новые формы музейной работы. Также в журнале есть разделрецензий, освещающий основные события художественной жизни в России и за рубежом. Основная Задача издания — составить из коллекции номеров живойучебник истории современного искусства

ArtReview. Международный журнал о современном искусстве. Выходит в количестве 9 номеров в год

Основан в 1949 году в Лондоне доктором Ричардом Гейнсборо. За более 60 лет непрекращающейся публикации журнал эволюционировал извосьмистраничной черно-белой газеты,публиковавшейся раз в 2 недели, в журнал, который выходит 9 раз в год. Распространяется в 28 странах.В публикациях журнала с помощью рецензий,международных выставок, очерков о художниках,художественных туров по городам и художественных заказов (в том числе специальных проектов, которые издаются в дополнение к обычному выпуску журнала),ArtReview охватывает как хорошо известных и авторитетных, так и молодых художников.

Art in America (1913 — н.вр). Ежемесячный Американский журнал об искусстве, сосредоточивший свой взгляд в основном на нью-йоркской сцене,публикуется с 1913 года. В поле его зрения —актуальные американские и европейские художники,выставляются в галереях. Art in America интересно читать, несмотря на то, что он адресована искусствоведам и кураторам: журнал написан живым и нескучным языком и публикует новости и важные анонсы

Аrtforum (1962 — н.вр.). Международный Журнал художественной критики,сосредоточенный на проблемах современного искусства. Выходит в количестве 10 номеров вгод.Основан в 1962 году в Сан-Франциско, в 1965 перебрался в Лос-Анджелес, в 1967 — в Нью-Йорк, где и выпускается до нынешнего дня.Уважаемый американский арт-журнал. Делает Акцент на аналитических статьях о современном искусстве, эссе и авторском мнении известных журналистов и искусствоведов. Artforum учит рассуждать об искусстве и выбирает неочевидных героев для обозрения.В журнале не раз публиковались Артур Данто,Клемент Гринберг, Розалинда Краусс, МорисБергер, Даниэль Бирнбаум, Дональд Джадд,Роберт Моррис, Барбара Роуз, Сол Ле Витт,Роберт Смитсон и другие крупные представители современного искусства и художественно-критической мысли.

6) Арт-критика в российском контексте; Современная российская искусствоведческая школа все активнее ин­тегрируется в мировое художественное пространство. История современного этапа развития журнальной художественной критики начинается в конце 1980-х годов, в пе­риод перестройки, когда в СССР стали выходить новые литературно-художественные издания, освещавшие насущные проблемы искусства в ме­няющихся социальных условиях. Российская художественная критика, суще­ствующая в условиях современного рынка имеет уже свою историю, несмот­ря на достаточно недолгий срок существования. Рассмотрены основные эта­пы ее развития. Так, в доперестроечный период (1970-первая половина 1980-х годов) формировались некоторые основы современной художественной критики в рамках советской художественной системы. Второй этап развития современной художественной критики связан с обновлением советского ис­кусства в условиях так называемой перестройки (вторая половина 1980-х -начало 1990-х годов). Это время начавшейся демократизации искусства и становления художественного рынка, начало влияния постмодернистской эс­тетики. Третий период можно условно назвать «временем современного ис­кусства», или «contemporary art» (с середины 1990-х гг. - до наших дней). В эти годы происходит формирование основных принципов российского со­временного арт-рынка, его постепенная интеграция в международный худо­жественный бизнес и, следовательно, данные процессы находят свое выра­жение в художественной критике. Рассмотрены крупнейшие явления российской журнальной художест­венной критики в современных условиях на примерах известных литературно-38 художественных и искусствоведческих изданий: «Новое литературное обозре­ние» (НЛО)», «Художественный Журнал (ХЖ)», «Пинакотека», «НОМИ», «ART&TIMES», «Артхроника», «Декоративное искусство (ДИ)», «Искусст­во», «Русское искусство», «Наше наследие», «Искусствознание», «Academia», «Антикварное обозрение», «Собраніе», «Иные берега», «Адреса Петербурга», «Третьяковская галерея», «Эрмитаж», «Петербургские искусствоведческие тетради», «История Петербурга», «Художник Петербурга», «Петербургский художник», Научные труды Института имени И.Е.Репина и другие. В настоящее художественный рынок уже достаточно хорошо сегмен­тирован, а вместе с ним нашли свои ниши критики самого разного свойства в отдельных изданиях. Ситуация в отечественном искусствознании послед­них лет складывается, на наш взгляд, достаточно благоприятно: в искусство­ведческой науке, и в критике наблюдается свобода высказывания мнений, применение разнообразных методов исследования, активная деятельность авторов, приток молодых сил, стремление охватить более широкий спектр проблем и освоить все передовые технологии. Это может в скором времени привести к новым, возможно неожиданным результатам

Российское современное ис­кусство, несмотря на все экономические проблемы, уже не может существо­вать изолированно от мировых художественных процессов, в том числе и рыночных, поскольку искусство XX столетия в значительной степени утра­тило четкость географических и национальных границ. Художественное про­странство, включающее в себя собственно художественную среду, произве­дения искусства, систему социальных отношений внутри и вокруг искусства, становится практически единым, несмотря на специфику отдельных стран и регионов. Этому немало способствует развитие информационных и сетевых технологий, которые активно используются в современной сфере культуры.

В новых условиях российская художественная критика стала формиро­вать собственные институции, создавая основу для полноценной деятельно­сти. В 1991 году Министерством юстиции СССР, а затем Министерством юстиции Российской Федерации в 1998 году было зарегистрировано Обще­ственное объединение «Ассоциация искусствоведов» (АИС) как междуна­родный российский творческий союз историков искусства и художественных критиков.

7) Фандрайзинг и основы социального проектирования, основы, задачи, виды и базовые принципы, этапы проведения и оценка эффективности фандрайзинговой компании: Понятие fundraising появилось в США и в дословном переводе означает «найти финансирование». В русском языке не существует собственного эквивалента данному термину, поэтому в обиходе употребляется транслитерированное заимствование фандрайзинг.

В России фандрайзингом часто называют социальную акцию, сбор средств на некоммерческие и благотворительные проекты, однако в действительности определение данного термина несколько шире и серьезнее. Фандрайзинг — целенаправленная стратегия привлечения различных ресурсов, которые организация не в силах обеспечить самостоятельно, с применением актуальных маркетинговых инструментов, методов и технологий.

Фандрайзер — специалист, получающий за свой труд денежное вознаграждение, а фандрайзинговая компания — организация, имеющая в штате с десяток профессионалов своего дела, которые, грамотно используя такие науки, как маркетинг, психология и социология, увеличивают денежный поток привлекаемых ресурсов, обеспечивают их регулярное поступление

Этапы:

Донесение информации о деятельности организации, ее потребностях и ключевой миссии проекта до потенциальных спонсоров (доноров).

Определить целевую аудиторию проекта, в сердцах которой деятельность компании находит особый отклик, получить от нее необходимые ресурсы.

Заинтересовать в регулярном жертвовании во благо продвижения деятельности проекта.

Задачи:

Поиск потенциальных доноров.

Предоставление подробной информации о проекте и его целях, четкое обоснование потребностей организации в соответствии с заинтересованностью потенциальных спонсоров и их пониманием проблемы, освещаемой организацией

Сбор средств и привлечение ресурсов; приобретение новых партнеров и друзей организации

Постоянная работа с потенциальными уже существующими донорами (установление и поддержание контакта, развитие взаимодействия);

Формирование благоприятного общественного мнения в поддержку деятельности проекта и его лиц, наработка авторитета и благонадежной репутации.

Принципы:

Определенность Обязательно предварительно выстроить отточенную схему фандрайзингового проекта. Следует учесть множество деталей: бюджет проекта, пошаговый план проведения мероприятий, необходимые материальные ресурсы, транспортное обеспечение и многое другое. Каждый пункт должен быть логически обоснован, а конечный результат отработки всех действий – принести пользу как благотворителю, так и получателю.

Заинтересованность Привлекая доноров к проекту, необходимо увлечь их самой идеей, донести ее значимость. Убедить дарителя в важности проводимой акции и положительном исходе взаимодействия с некоммерческой организацией. Помочь в данном вопросе может качественно сделанная, красочная презентация проекта. Следует пояснить, чем занимается компания, какие шаги уже предприняты, и на что требуются средства. В доступной и информативной форме. При необходимости финансирования разработок не стоит нагружать общественность сложными терминами и принципами работы, достаточно пояснить ценность изобретения для людей.

Личность Любой фонд или организация — это, в первую очередь, люди, поэтому обращаться за помощью стоит адресно, к руководителю компании или ответственному сотруднику. С пониманием того, что близко и важно конкретному человеку. Донести важность именно его вклада в общее дело.

Долгосрочность Статистически, более 80% финансирования маститые некоммерческие организации получают от последующих, а не первых (в ином случае и единственных) взносов. Следует изначально делать ставку на долгосрочное сотрудничество со спонсором и прикладывать максимум усилий, чтобы поддержка не осталась разовой. Стоит прорабатывать возможное долгосрочное партнерство, регулярно напоминать увлекающими идеями и уникальной концепцией проекта.

Осведомленность Очень важный принцип предварительной работы с потенциальным донором – это ознакомиться с ним: чтобы оценить, прямо или косвенно, сколько возможно просить, следует разобраться с его финансовым состоянием, возможно, удастся выяснить, какие акции и какой суммой человек уже поддерживал, какие темы находят у него теплый отклик, на какие цели чаще жертвует. Обязательно соблюдать баланс: бессмысленно просить у обычного работяги сумму в десять тысяч, равно как и сотню тысяч у миллионера. Первого отпугнет, второй не станет отвлекаться по мелочам.

Огласка Большое значение при сборе средств имеет хороший охват аудитории. Чем больше узнаваемость компании, и проекта в частности, тем лучше. Увеличить охват целевой аудитории можно посредством рекламы, причем желательно использовать максимальное количество каналов продвижения и рекламных носителей. Можно дать объявление на радио, рекламный ролик на ТВ и видеоканал в интернете, раздавать листовки, визитки с данными проекта и т. д.

Копилка Не стоит пренебрегать маленькими суммами пожертвований частных доноров, ведь, как говорится в известной пословице, «копейка рубль бережет». Даже небольшой, но посильный вклад частного дарителя, незначительный относительно необходимой в итоге суммы, будет иметь вес, сложившись с сотнями и тысячами подобных пожертвований.

Благодарность Значение благодарности в таком деле, как благотворительность и безвозмездная поддержка социально значимых проектов, невозможно переоценить. Ведь это основное, что получит в итоге донор за свой вклад, и что может побудить его к дальнейшему участию на регулярной основе. Хорошим тоном считается обеспечить эту правильную обратную связь с благотворителями – благодарить, называть имена, публиковать отзывы и т. д.

Виды фандрайзинга:

На практике применяются два вида фандрайзинга: Внутренний – поиском финансирования и привлечением сторонних ресурсов занимаются непосредственно сотрудники НКО. Внешний – привлекаются независимые консультанты по фандрайзингу или фандрайзинговые компании.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Организация некоммерческий фестивалей и выставок

1. Цели, задачи и формат некоммерческих выставок: У выставки могут быть разные цели, но генеральная задача любого организатора выставочного мероприятия - привлечь как можно больше участников и посетителей на выставку и обеспечить максимум полезных человеческих контактов. Решение этой общей задачи чаще всего преследует конкретные цели.

Организаторы некоммерческих выставок, как правило, решают четыре основные задачи:

- информирование специалистов и общественности;

- просвещение подрастающего поколения;

- популяризация и пропаганда новаций для внедрения;

- освоение или расширение производства.

Если стержневая функция некоммерческих выставок - отражение достигнутого уровня в конкретных деталях экспозиций и стимулирование развития производительных сил общества, технической, научной, экономической и культурной мысли, форм организации трудовой деятельности человека, то торговые выставки и ярмарки в первую очередь являются двигателем рынка, инструментом торговой, ценовой и товарной политики. Из этого положения вытекают конкретные задачи организаторов ярмарок и торговых выставок:

- из почти необозримого предложения товаров и услуг выделить некоторую, просматривающуюся часть рынка и обеспечить прибытие на него максимального числа заинтересованных участников и посетителей;

- правильно свести между собой максимальное число партнеров по интересам для обмена информацией, переговоров, сделок и т.п.;

- сформировать постоянный спрос на этот тип выставочного мероприятия для получения стабильных доходов от их поведения.

Функции выставок в обществе и общественном производстве многообразны и во многом еще не совсем изучены. Но: главное уже известно. Прежде всего, они как зеркало, отражают достигнутый общественным производством уровень. В отражении выставками и ярмарками наивысших достижений научно-технического и социального прогресса или состояния рынка проявляется их прямая связь, с общественным производством, результатом которой является ускорение развития общества.

Виды выставок:

· отраслевая выставка (ярмарка) - это выставка (ярмарка), на которой представляются экспонаты, предлагаются к продаже товары (к выполнению - работы, услуги), относящиеся к одной или нескольким смежным отраслям экономики;

· отраслевой стенд на международной выставке (ярмарке) за рубежом - это экспозиция в составе международной выставки (ярмарки), организуемая по решению органа государственного управления или другого полномочного органа;

· региональная международная выставка (ярмарка) -- это международная выставка (ярмарка), организуемая на территории административно-территориальных образований, экспонентами (участниками) которой являются отечественные и зарубежные юридические лица и/или индивидуальные;

· специализированная выставка (ярмарка) - это выставка (яр марка), на которой представляются экспонаты, предлагаются к продаже товары (к выполнению -- работы, услуги), объединенные ограниченной специализацией в рамках одной отрасли экономики либо специализацией межотраслевого характера;

· торгово-промышленная выставка (Exhibition, Ausstellung, Exposition) -- это кратковременное периодически и обычно в одном и том же месте проводимое мероприятие, в рамках которого значительное число предприятий с помощью образа дают представительную картину предложения товаров/услуг и стремятся информировать конечных потребителей о своей фирме и ее продукции с целью содействия продажами;

· универсальная выставка (ярмарка) -- это выставка (ярмарка) на которой представляются экспонаты, предлагаются к продаже товары (к выполнению - работы, услуги), относящиеся к различным отраслям экономики.

2. Биеннале как платформа теоретизирования и концептуализации искусств: Обычно под словом биеннале понимают крупномасштабные между-народные выставки современного искусства. Такой тип проектов яв-ляется инструментом решения различного рода задач: актуализации современного искусства, восстановления городской среды, обращения к национальному художественному наследию и создания междуна-родного культурного диалога. Появление таких глобальных выставок обусловлено также и процессом глобализации. Биеннале представляет собой «институционально организованное событие, призванное слу-жить катализатором процессов коммуникации, в которую вовлекаются зрители, художники, кураторы, среда и история»

Будучи феноменом западной цивилизации, формат биеннале актив-но распространился за ее пределами. Это связано с тем, что традицион-ный музей не всегда может работать с массовым зрителем и удовлетво-рить его потребность в зрелищности. Кроме того, проведение подобных проектов выгодно для городских властей: классические музеи есть в каждом городе, а биеннале создают ажиотаж, привлекая знаменитостей, медиа и туристов, и являются важным инструментом в формировании имиджа территории.

Приведенные нами примеры показывают значимость новых фор-матов презентации искусства для работы с такими проблемами, как культурная память и культурная идентичность. Осознание человеком своего историко-культурного наследия становится особенно важным в эпоху глобализации, которая, по мнению некоторых ученых, явля-ется угрозой этнокультурным суверенитетам. В процессе актуали-зации культурной памяти и определения культурной идентичности искусство играет одну из главенствующих ролей, помогая людям осознавать себя в социальном пространстве и историческом време-ни. Глобальное событие биеннале обращает внимание мира (страны, региона) на конкретную территорию и ее наследие. Так, Венециан-ская биеннале способствовала тому, что работы итальянских авангар-дистов стали классическими, ровно как произведения Боттичелли и Караваджо. Биеннале в Марракеше прививает интерес к не-западным проектам. Она основывается на богатом историко-культурном насле-дии, является точкой пересечения арабского и африканского миров. Эти примеры доказывают, что биеннале так или иначе обращаются к прошлому и имеют огромный спектр положительных социокультур-ных эффектов.

3. Биеннальный бум (2000-е), крупнейшие мировые фестивали: венецианское, стамбульское, манифесто, документо и другие: Вновь обращаясь к первой Венецианской биеннале, стоит отметить, что одной из ее задач стало возвращение города и страны на междуна-родную художественную арену. На протяжении веков итальянское ис-кусство было ведущим в западной цивилизации (древнеримское искус-ство, искусство эпохи Возрождения, итальянское барокко). Однако в XVIII в. произошел спад, и ведущую роль на европейской художествен-ной арене заняла Франция. Но в конце XIX — начале XX в. Италия воз-вращает свои позиции, в том числе благодаря проведению биеннале, в павильонах которой, например, проходили выставки итальянских фу-туристов. В наше время Венецианская биеннале интернациональна на сто процентов; тем не менее каждый раз организаторы обращаются к национальному культурному наследию, создавая интересные проекты. Так, в рамках последней 56-й биеннале на площадках Венецианского института науки, литературы и искусств, церкви Санта-Мария делла Визитационе и фонда Беренго на острове Мурано расположилась вы-ставка совместного проекта петербургского Эрмитажа и развивающей традиции муранского стеклоделия венецианской Студии Беренго — Glasstress Gotika

Documenta, как биеннале, была противопоставлена Венецианской. Это проявилось в попытке расположить искусство по темам, а не по странам (как это происходило на биеннале в других странах) — попытка избежать шовинизма (Германия, послевоенное время).

Documenta проходит один раз в пять лет.

Стамбульская биеннале - «Место диалога разных культур»

Европа начинает интересоваться восточным искусством и Турция — это как раз то место, где встречаются восток и запад. Более того, в разные времена Турция была частью разных империй: и Османской, и Римской, и Византийской, то есть искусство в Турции строилось на смешении разных культур. Именно поэтому было решено организовать биеннале в Стамбуле.

На этом биеннале разрешается выставляться везде, даже в самых популярных местах для туристов (например, в храме Святой Софии). Но художник должен быть уверен в своей работе, она не должна затеряться в величии самого места.

Одними из самых интересных работ здесь были: «Самая красивая мать из всех» 2015 г., созданная Адрианом Вильяром Рохас, «Кабаре «Крестовые походы»»

Ваэля Шавки. Здесь выставлялся художник Дорис Сальседо, который всегда ставит остросоциальные темы. Его работа «1550 стульев загромоздили пространство между зданиями» 2003 года и сейчас служит напоминанием о массовых захоронениях.

Манифеста (Manifesta) — кочующая европейская биеннале современного искусства.

Впервые «Манифеста», европейская биеннале современного искусства, состоялась в 1996 году в Роттердаме[1]. «Манифеста» — ровесница Евросоюза, выставка, созданная свободной Европой после разрушения Берлинской стены. «Манифеста» должна была явить миру динамику актуального художественного процесса на фоне новых географических, социальных и политических ситуаций в Европе[2]. Главная особенность «Манифесты» — постоянная смена места проведения[1]. Организаторы «Манифесты» рассматривают её кочевничество как страховку от коррумпированности. Несмотря на приставку «европейская», «Манифеста» не ограничивает круг художников рамками континента, приглашая к участию художников всего мира.

«Манифеста» считается биеннале преимущественно молодого европейского искусства, стараясь одновременно максимально поддерживать и новые формы кураторской работы[3].

«Манифесту 8» в 2010 году провели в испанском городе Мурсия[4]. На право принять «Манифесту 8» помимо Мурсии претендовали также Гданьск и Рига[4].

4. Российский контекст: московское, уральское биеннале: Уральская индустриальная биеннале современного искусства учреждена в 2010 г. как попытка исследовать индустриальность в качестве наследия и актуальной практики Уральского региона. Постепенно она выросла до одного из самых важных проектов в сфере российского актуального искусства. За это время в ней приняло участие более 300 художников из 70 стран, а площадками стали 14 заводов Екатеринбурга и региона. Уральская биеннале единственная из российских входит в Международную ассоциацию биеннале (The International Biennial Association).

Достижения биеннале признаны официально. III биеннале в 2015 г. получила премию «Инновация» в номинации «Региональный проект», а IV биеннале стала уже «Проектом года». В феврале этого года V биеннале «Бессмертие» первой из региональных проектов завоевала премию издания The Art Newspaper Russia как лучшая выставка года

Моско́вская биенна́ле совреме́нного иску́сства — международная выставка современного искусства, проходящая в Москве по нечётным годам начиная с 2005 года.

Цели

Основными целями проекта являются:

удовлетворение интереса российского общества к современной художественной культуре;

укрепление статуса Москвы, как одной из культурных столиц мира, центра притяжения художественной общественности Восточной Европы, стран бывшего Советского Союза, Дальнего Востока и Центральной Азии,

вхождение в единую сеть мировых художественных форумов: биеннале в Венеции (Италия), Сан-Паулу (Бразилия), Берлине (Германия), Кванджу (Ю. Корея), Стамбуле (Турция), общеевропейская «Манифеста», документа в Касселе (Германия), а также молодые Шанхайская биеннале (Китай) и триеннале в Иокогаме (Япония).

Официально Московская биеннале была учреждена Министерством культуры в 2003 году в рамках Федеральной целевой программы «Культура России. 2001 — 2006 гг.», организаторами Первой биеннале выступили Министерство культуры, ФАКК и РОСИЗО. Начиная со второй биеннале к организаторам присоединился специально созданный под биеннале художественный фонд «Московская биеннале», а с 2009 года — правительство Москвы.

В 2016 году команда биеннале была переформатирована: позиция комиссара биеннале упразднена (при этом Иосифу Бакштейну было «выдано» звание «почётного комиссара Московской биеннале»), фонд «Московская биеннале» (работавший над 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й биеннале) заменён на фонд «Биеннале современного искусства», сформирован Экспертный совет, объявлены планы по созданию Наблюдательного совета. Министерство культуры России и Правительство Москвы остались в числе организаторов биеннале.

Первая Московская биеннале современного искусства проводилась в январе-феврале 2005 года. Всего в проекте приняли участие около сорока молодых художников из разных стран мира.

Комиссар биеннале — Евгений Зяблов. Председатель оргкомитета — Михаил Швыдкой.

Куратор-координатор: Иосиф Бакштейн.

Кураторы основного проекта: Иосиф Бакштейн, Даниель Бирнбаум, Ярослава Бубнова (болг.), Николя Буррио, Роза Мартинес (англ.) и Ханс-Ульрих Обрист.

Тема биеннале — «Диалектика надежды». Ассоциированный с темой мыслитель — Борис Кагарлицкий.

Площадки основного проекта: бывший Музей В. И. Ленина, Музей архитектуры и станция метро «Воробьёвы горы».

Площадки специальных проектов: ГМИИ им. А. С. Пушкина, Третьяковская галерея, ЦДХ, MMoMA и Музейный центр РГГУ.

Специальные гости: Кристиан Болтански, Билл Виола и Илья Кабаков.

Начиная с первой же биеннале в параллельную программу стали включать практически все московские выставки современного искусства, совпавшие по времени, включая выставки в частных галереях.

Седьмая биеннале (2017)

Проходила с 19 сентября 2017 года по 18 января 2018 года.

Было заявлено об участии в основном проекте 52 художников либо творческих коллективов.

Куратор основного проекта — Юко Хасегава, она же арт-директор Музея современного искусства, Токио (MOT). Ассистент куратора — Сейха Куросава.

Должность комиссара биеннале с лета 2016 г. упразднена, теперь за организацию отвечают Экспертный совет (творческие решения) и фонд «Биеннале современного искусства».

Тема биеннале — «Заоблачные леса».

Площадка основного проекта: Новая Третьяковка на Крымском валу.

7-я биеннале стала первой Московской международной биеннале, у которой не было ни специальных проектов (только основной проект и параллельная программа), ни специальных гостей. Каталог биеннале был подготовлен, но так и не отпечатан.

Художественные премии и фонды
1) Место художественных премий в современной арт-системе, роль премий в ценообразовании, брендинге, продвижении художников.

Премии — что в мире кино, что в области визуального искусства — являются критерием оценки, своего рода отличительным знаком качества для всего арт-сообщества.

Давно замечено, что отметившиеся на Венецианской биеннале имена непременно будут представлены галереями на июньской ярмарке «Арт Базель», самой престижной арт-ярмарке мира. Почему так получается? Логика этого решения проста: пресса уже подготовила отличное поле для продаж и рассказала о художниках на всех языках, а коллекционеры стремятся приобрести авторов «с орденами» — это и некий гарант надежности покупки, и вклад в его потенциальную ликвидность.

Той же логикой руководствуются и музеи: открывать новые имена — прекрасное, но утомительное занятие, которое не приносит и половину той посещаемости, что выставка только что нашумевшего художника. В идеале музеи гармонично совмещают в своей программе групповые шоу молодых, соло-выставки только что нашумевших (emerging) и катятся на волне их популярности, дополняя ретроспективами заслуженных художников. Баланс в каждом конкретном случае зависит от куратора-директора, истории музея и направленности.

Данная экосистема стабильна и обеспечивает весьма субъективному арт-рынку хоть какое-то подобие объективности — чем больше в системе задействовано независимых экспертов, таких как жюри, экспертные советы, кураторы, то есть людей, которые не получают финансовую выгоду от успеха конкретного художника, тем лучше для всей системы.

Художественным премиям в России стоило бы взять пример с лучших зарубежных аналогов и не только повысить собственный авторитет и престиж, но и послужить развитию российского искусства. Прежде всего для этого стоит расширить поле зрения, заметить и дать возможность реализации нуждающимся и заслуживающим поддержки художникам. Также пришла пора работать на экспорт: почему бы по образцу Фонда Пинчука вместо выставки номинантов в ММоМА на Петровке не организовать экспозицию в МоМА на Манхэттене. Или договориться о сотрудничестве с уважаемой европейской выставочной площадкой на время той же недели искусства в Берлине или будущей «Манифесты». Не жалеть бюджет на международное жюри, тем более что профессионалов достаточно: кураторский проект художников Elmgreen & Dragset моментально собрал весь мир искусства на Стамбульскую биеннале 2018 года. Можно сделать премию интереснее и для конкурсантов: пригласить звезд-художников на ро0ль менторов победителям, продумать необычную категорию номинаций, заложить весомый денежный приз или бюджет на

реализацию новых работ, проводить премии в сотрудничестве с мировыми институциями либо презентации на европейских площадках во время значимых арт-событий. И конечно, развивать медийность премии. Почему бы, например, не привезти Мадонну на вручение медалей?

И все же какую роль играют премии в инфраструктуре современного искусства? Лауреат трех российских арт-премий («Инновации», премии Кандинского и «Соратника») художник Вадим Захаров считает, что «одной из основных задач любой премии является диагностика состояния культуры за некий короткий промежуток времени. Премия “Инновация” — государственная премия, и я как бывший член экспертного совета могу сказать, что в основе премии — широкий осмотр и анализ состояния современного искусства за год. Мне приходилось знакомиться с сотнями работ и проектов со всех регионов России. Эта была уникальная работа для меня и для всех членов экспертного совета. Многое видишь яснее, особенно появление новых тенденций». Антонио Джеуза указывает на социальное и пропедевтическое значение премий: «Отдельному художнику премия дает лишь 15 минут славы, в России даже, наверное, 15 секунд. Но современному искусству в целом она дает значительно больше.

Мировой арт-рынок заинтересован в создании новых капиталоемких брендов, которые смогли бы пополнить золотой запас. На его поддержку работают как профессионалы, профессиональные сообщества, организации (в первую очередь инвестиционные фонды), галерейные, дилерские, коллекционерские и в определенном смысле даже музейные сообщества. В итоге ценообразование на арт-рынке формируется не затратным методом, а исходя из суммы факторов, которые задают уровень цен на произведения искусства. Бренд, будучи сегодня обобщенной характеристикой социального признания качества, гарантией значимости, служит мерой потребительской ценности вещи, определяя ее рыночную цену.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!