Ментальность как феномен повседневной культуры



Структура повседневности: категории повседневной культуры

 

В культурологии повседневности существует много различных определений повседневности. Как справедливо заметила К.Липп, «существует столь же много “повседневностей”, сколько есть авторов, её изучающих». Различие в понимании повседневной культуры определяет различие в выделении структуры повседневности, её онтологических основ, предметной области познания, источниковой базы, методологической основы научного поиска и пр. Например, исследователи социальных конфликтов, экстремальных стратегий выживания, военных событий, праздничной культуры и профессиональной деятельности полагают, что, если рассматриваемый ими феномен ежедневно или систематически повторяется, то он тоже является частью повседневной культуры. Соответственно, «мутированные» («оповседневленные») чрезвычайное, чудное, игровое, революционное включаются ими в структуру повседневной культуры. Рассмотрите уже имеющиеся описания структуры повседневности, заполняя пустые ячейки таблицы. Какой из предложенных подходов соответствует культурологической теоретико-методологической модели изучения повседневной культуры? Какие фундаментальные категории вседневности, являющиеся её структурирующим ядром, можно выделить с позиции культурологии повседневности?

Понятие повседневной культуры Исследователь, труд Структура повседневной культуры Пример
Ф.Бродель «Структуры повседневности» – всевозможные сферы материальной жизни: жилищ е , одежд а , мод а , интерьер, техник а , предмет ы роскоши, оруди я , денежны е средств а , план ы деревень и городов, питани е , цен ы на зерно, пищу и напитки, излишнее и обычное и др.
Ж.Ле Гофф Ч удесное, пространство и время, тело, литература и мир воображаемого, сновидения .
А.Лефевр Т отальность, реальность, отчуждение, пережитое, спонтанное, неоднозначное, практик а.
О.Марковцева Н епосредственность, экзистенция, опыт, смысл, язык, знак, текст.
В.Лелеко В повседневности «как особой модальности человеческого бытия» особое место принадлежит пространственно-временным характеристикам. Среди топоса главное место принадлежит те лу , дом у и поселени ю.
П.Станкевич, И.Полякова Д еятельность , потребность, сознание и способность.
И.Сохань Т абу , телесност ь, социальны е утопи и, культурн ый геро й , игр а, пища.
Е.Николаева К атегори и Начала, Переходности, Истории, Государственности, Земли, Слова, Соборности как наиболее традиционные для российской повседневности.
Н.Новикова П ространсто быта , предметного мира, повседневной рефлексии, переживаний человека , язык и языковое поведение человека.
Н.Чулкина Д ом (жилище) , семья (дом) , работа, учеба , отдых, досуг, развлечения , ассоциативно-вербальн ая сеть языка.
Е.Плетнёва Г астрономи я , кухонная утварь, костюм, интерьер, бытовые постройки.
И.Касавин, С.Щавелев Повседневность содержит два плана смыслообразующих коннотаций : 1) объективный, онтологический, т о е сть телесно-поведенческий, предметно-вещный, деятельностно-событийный» ; 2) субъективный, психолого-эпистемологический .

В настоящей работе под повседневной культурой понимается всё каждодневное, повторяемое, в основном привычное, хорошо знакомое, обычное, традиционное, ожидаемое, «естественное», единственно возможное, самоочевидное, вполне понятное (на уровне здравого смысла и личного опыта) и поэтому совершаемое полу- и даже вовсе бессознательно, на уровне автоматизированного навыка, стереотипа сознания или интуиции; совокупность повседневной реальности (относительно неизменного и привычного целесообразного мира практической деятельности, в котором правит здравый смысл) и повседневного сознания (сознания, подчиненного коллективным социально-психологическим структурам – архетипам). Согласно определению структура повседневности включает, с одной стороны, ментальность, картину мира, сознание, духовный мир, мировидение, образ мышления, эмоционально-ценностные ориентации, коллективные представления, способы восприятия, манеру чувствовать и думать и пр. С другой – жизненный мир человека; всё то, в чём, по словам Л.Февра, запечатлён человек: «Удобства ради человека можно притянуть к делу за что угодно – за ногу, за руку, а то и за волосы, но, едва начав тянуть, мы непременно вытянем его целиком» (пространство и время, мир вещей, событийный ряд повседневной жизни и поведение, эмоционально-чувственные переживания обыденных фактов и бытовых обстоятельств и пр.).        

 

Ментальность как феномен повседневной культуры

В ментальности раскрывается то, о чем изучаемая историческая эпоха вовсе и не собиралась, да и не была в состоянии сообщить, и эти ее невольные послания, не отфильтрованные и не процензуированные в умах тех, кто их отправил, <…> лишены намеренной тенденциозности – в них эпоха как бы помимо собственной воли «проговаривается» о самой себе, о своих «секретах». (А.Гуревич)

 

Ментальность (от лат. – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – это целостная совокупность мыслей, верований, духовных навыков, которые формируют картину мира и, соответственно, навыки повседневного сознания и поведения. Ментальность – это видение мира, склад ума, манера мышления, способ чувствовать и думать, особое нерефлексированное, неочищенное мировосприятие; стереотипы, установки, умонастроения, иррациональное подсознание; эмоции, идеалы, ценности; неофициальное, непроговариваемое «сознание при себе», «своя правда», «интуитивная симпатия», невидимая координатная «сетка», «паутина», определяющая видение, организацию, упорядочение, систематизацию, регулирование повседневной культуры. 

ü Внутренняя структура ментальности (ментальное поле).

Ментальность как восприятие мира, определяющее отношение человека к миру и самому себе, существует на уровне образцов поведения и выбора, оценок и предпочтений. Среди основных составляющих ментальности можно выделить следующие компоненты: представления о пространстве и времени, смерти, болезни, счастье, страдании, работе и празднике, чужом и собственном, экономике, добре и зле, отношение к власти, праву, труду, страхам и надеждам, природе и окружающему миру, любви, сексуальности, женщине и мужчине, семье, обществу, богатству и бедности, религии, общению, телу и душе, свободе, миру земному и трансцендентному, установки на старость и детство, новое и традицию, индивидуализм и коллективизм и др.

Так, на складывание средневековой повседневной культуры повлияли такие аспекты ментальности, как взгляд в потусторонний мир и пренебрежение окружающим земным миром; игнорирование ре­альной природы; приоритет типизации над индивидуализацией; акцентирование внимания на противоположностях типа Бог (добро, любовь, душа) и Дьявол (зло, ненависть, тело) и т.п. Такая особенность ментальности, как резкое размежевание божественного и дьявольского, привела, например, к тому, что сеньоры связывали основных производителей аграрного средневекового общества с Сатаной, исключали крестьян из класса людей, считали их подобием скота, морально и физически уродливыми. Презрение сеньора к «мужланам» выражалось в тяжёлых формах закрепощения крестьян (личная, поземельная, судебная зависимость), жестоком суде сеньора (сеньор мог всё: от наложения штрафа до приговора к смертной казни; чаще всего крестьянам обрезали уши и нос, выкалывали глаза, отрубали руку или ногу), безграничных правах сеньора (право первой брачной ночи, «мёртвой руки»), унизительных повинностях крестьян (наряду с барщиной, баналитетом крестьяне в определённый день должны были приходить к замку господина, бить себя в грудь, при этом гримасничая и показывая язык; привезти сеньору яйцо на телеге, запряжённой 8 волами; в холод целовать железные запоры замка). Нередко средневековое видение сеньорами крестьян облекалось и в экзотические формы: барон де Шателе велел похоронить себя стоймя в церковной колонне, чтобы «никогда нога виллана не ступала на то место, где будет погребено столь благородное тело». Или: во время восстания в Брабанте полностью вооруженные рыцари не оказали сопротивления крестьянам и дали себя убить, но не обмарали оружие «подлой» кровью. Какие аспекты средневековой ментальности определили: 1) «Взрослость» Средних веков: детство было лишено теплоты, внимания, воспринималось как период неполноценности, несамостоятельности, недоразвитости, а сам маленький человек – как носитель этих негативных качеств – «дурак», «бесстыдник»? 2) Негигиеничность: например, монахи Клюни мылись два раза в год (перед Рождеством и Пасхой), испанская королева Изабелла Кастильская лишь в день рождения и перед замужеством? 3) Моду на высокие причёски и головные уборы (иногда конструкции на голове мешали поворачивать шею, ходить; долгое время не разбирались в силу сложности, чем провоцировали заболевания глаз, ушей, кожи; их длину приходилось регулировать законами), пигаш – башмаки с удлинёнными, доходящими до 60 см., носами (чтобы нос не болтался, в него вставляли китовый ус), готический стиль в одежде, вытягивающий фигуру вверх? 4) Отказ от осторожности, безрассудство на поле бое среди рыцарей (Роланд погубил свой отряд, имея возможность протрубить в рог с просьбой о помощи, но не сделав этого)?

Используя технологию майндмэппинга продолжите заполнять ментальную карту «Структура ментальности»:

ü Уровни ментальности.

На характер ментальности оказывают воздействие окружающие человека природная и социокультурная среды. Историк-анналист Ж.Дюби подтверждает это исследованием-сравнением двух хронистов XI в. – монахов Рауля Глабера и Хелгоуда. Оба они написали историю Роберта Благочестивого, но совершенно по-разному. Отличия в видении французского короля объясняется не личностными особенностями авторов, а спецификой культурного климата, в котором создавались тексты: в монастыре Р.Глабера – широкие духовные горизонты, стремление продолжить культурные традиции каролингской эпохи; напротив, сосредоточенность на литургике и внутренних монастырских проблемах в обители Хелгоуда. Или: О.Казакова убеждена, что ментальность вятского учительства XIX в. зависела от историко-культурных особенностей развития Вятской губернии – агрикультурного региона с замедленным развитием капитализма и крестьянско-религиозными ценностями. Ментальность провинциального учительства проявлялась в этических установках, аскетизме, христианском подвижничестве, благотворительности, свойственной «разночинцам» коммуникации с иными сословиями.

В зависимости от принадлежности человека к той или иной культуре можно выделить следующие уровни ментальности отдельной личности (по А.Кармину):

Уровень социально-культурных миров: ментальность первобытной эпохи, античная, средневековая, новоевропейская; восточная, западная. Какие особенности ментальности древних римлян выразились в отношении к тесноте как к ценности: «Мнёт нам бока огромной толпою / Сзади идущий народ: этот локтем толкнет, а тот палкой / Крепкой, иной по башке тебе даст бревном иль бочонком; / Ноги у нас все в грязи, наступают большие подошвы / С разных сторон, и вонзается в пальцы военная шпора», Боги учат «строить дома, сочетая жилище свое воедино / С крышей другой; чтоб доверье взаимное нам позволяло / Возле порога соседей заснуть» (Ювенал)? Какое мировидение в Средние века позволило из бедности сделать духовную ценность: нищих называли «Христовы бедняки», «избранники Божьи»; королева Шотландии Св. Маргарита мыла им ноги, Людовик Святой кормил из собственных рук? О каких новоевропейских чертах ментальности свидетельствуют следующие высказывания XIX в.: «Смотри, не принимай оскорбления близко к сердцу, они никогда не являются тем, чем кажутся на первый взгляд» (Б.Франклин), «Как только я вижу, что молодой торговец держит лошадей, увлекается охотой, дрессирует собак, <…> я начинаю беспокоиться о его будущем» (Д.Дефо), «Идиот бедняк – это идиот, а идиот богач – это богач», «Человек – кузнец своего счастья»?

Уровень национальных культур: русская, японская, узбекская, французская ментальности. Традиционно для китайского менталитета важнее не восприятие личности как индивидуальности, а восприятие целостности общества, государства. Изначально отдельный человек мало что значил, индивидуальное сознание было не развито, не было стремления заниматься самосозерцанием, обращаться к своей душе. В тоже время каждый считал себя частью природы, стремился ею насладиться, включиться в её ритмы: «Геополитический эгоцентризм китайцев зиждился на их уверенности в собственном духовном, а не расовом или военном превосходстве над другими народами» (М.Кравцова). Менталитет Индии издавна отличался двойственностью: с одной стороны, для него характерны чувственность и желание наслаждаться жизнью во всех её проявлениях, с другой – самоограничение, самосовершенствование и покорность Богу. Какие ментальные черты являются общими для Китая и Индии, для народов Востока в целом?

Уровень субкультур (классовые, сословные, профессиональные, возрастные, территориальные, этнические, религиозные и пр. общности): дворянская, криминальная, актёрская, православная, вятская, татарская ментальности. Например, Е.Бакшутова, анализируя самохарактеристики русской интеллигенции в журнале «Русская мысль», выделяет такие ментальные черты интеллигентов, как беспочвенность, отвлечённая духовность, индивидуализм, свободолюбие, подвижничество, мечтательность, противореволюционность, долг, служение, раздвоенность отношения к власти, повышенная социоцентричность, идеологизированность, утопизм, обременённость комплексами. Кроме того, она прослеживает изменения в ментальности интеллигенции: 1880–1890 гг. характеризуются страдательностью, маргинальностью, ненужностью, отсутствием возможностей применения сил, кроме как в творчестве идей; 1891–1905 – осознанием общественной роли, полезности; 1906–1918 – отщепенством и противогосударственностью. М.Лутцев считает, что менталитет российской армии базируется на «священных» (Родина, Государство, Патриотизм) и «светских» идеях (коллективизм, духовность, терпение, стойкость, интернационализм); выражается в воинском долге, чести, верности присяге, дисциплине. Какие изменения в менталитете Вооружённых Сил РФ вызвали радикальные перемены российского общества за последнее двадцатилетие? Как дестабилизация, дезорганизация армии, потеря боеспособности и духовный кризис связаны с новой ментальностью военнослужащего? Какие армейские идеалы необходимо возродить для эффективного функционирования ВС? Каким образом?

Не смотря на то, что сколько людей – столько видений окружающего мира, уровень ментальности индивида (и всего человечества) отсутствует, так как ментальность выражает повседневный облик коллективного сознания, а не порождённые индивидуальным сознанием духовные конструкции, ментальность личности «внеиндивидуальна»: «Ментальности выражают не столько индивидуальные установки личности, сколько внеличную сторону общественного сознания» (А.Гуревич).

ü Ментальность строится на устойчивых стереотипах, архетипах, установках и пр.; тем не менее она не неизменна, а подвижна. В Школе Анналов выделяют следующую типологию ментальных процессов:

Быстротечные и поверхностные ментальные изменения: резонанс, вызванный проповедью; скандал, рождённый необычным произведением искусства; кратковременные народные волнения и пр. Какие события в г.Кирове последнего десятилетия смогли расширить горизонты провинциального сознания, стали источником мировоззренческого переворота?

Средние по продолжительности процессы, оказывающие влияние на изменение не только конкретного индивидуального сознания, но и социальной группы. Связаны с политическими, экономическими, социокультурными изменениями. О.Слепнева отмечает гендерные трансформации в структуре ментальности у населения малых городов современной России: доминирование профессиональных ценностей в ущерб семейным (71,5% у мужчин до 20 лет; 90,3% у мужчин 21–40 лет; 71,6% у мужчин старше 40 лет; 86,2% у женщин до 20 лет; 70,8% у женщин старше 40 лет), нивелирование духовных и общественных ценностей (34,2 у мужчин до 20 лет; 38,3% у мужчин 21–40 лет; 20,0% у мужчин старше 40 лет; 39,8% у женщин 21–40 лет; 42,9% у женщин старше 40 лет), доминирование эгоизма и власти, низкий показатель установки на труд, лояльное отношение к противоправному поведению (62,0% мужчин до 20 лет; 64,0% мужчин от 21 до 40 лет; 5,0% женщин старше 40 лет; 40,0% женщин до 20 лет; 28,0% женщин от 21 до 40 лет; 9,0% женщин старше 40 лет), возрастание гедонистических стереотипов, появление враждебности и отчуждения между людьми. Необходимыми качествами в современных условиях мужчины считают настойчивость, коммуникабельность, целеустремленность, твердость характера, жесткость, активность, решительность, трудолюбие, уверенность. Женщины – активность, целеустремленность, коммуникабельность, толерантность, профессионализм, ответственность, оптимизм, ум. Каковы причины изменения ментальности? Какие профилактические меры могут скорректировать деструктивные гендерные представления?

«Темницы долгого времени» (Ф.Бродель) – ментальные структуры, сопротивляющиеся изменениям и образующие глубинный пласт, не меняющийся со сменой поколений. Придают каждой длительной фазе истории неповторимый колорит. А.Еромасова считает, что месторазвитие, геополитического положения России как пограничной страны и локальной культуры, православная религия, язык и др. сформировали такие устойчивые ментальные черты русского человека, как безмерность жизненного порыва (страстность, максимализм), стремление к абсолютным ценностям (тяга к переустройству земной жизни на началах добра и справедливости), созерцание сердцем (первенство чувственной составляющей в триаде национального сознания «воля-чувства-мышление», что выражается в иррациональности и некритическом мировосприятии, а также в милосердии, отзывчивости, доброте), стойкость (повышенная готовность к перенесению жизненных невзгод, русским инвариантом которой является непротивление злу насилием), любовь к свободе и слабая дисциплина, стремление к самоуправству, общинность и соборность, всечеловеческая толерантность (терпимое отношение к иноплеменникам, всеоткрытая готовность заимствовать у других народов ценности, мессианизм), уважение державности и авторитаризм, патриотизм и гражданственность, склонность к самопожертвованию во имя общего блага, патернализм, покорность властям, этатизм, мужество и воинская отвага, правовой нигилизм, восприятие справедливости как социального равенства людей и пр. Какие традиционные особенности русской ментальности претерпели в современной российской культуре изменения? В связи с чем?

Ментальный слой, связанный с биологическими свойствами человека, изменяющийся только вместе с эволюцией этих свойств.

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!