Первобытная культура и накопление знаний

Лекция по истории 15.09.21

Теории возникновения человеческого общества

Теории происхождения общества – это системы научного знания, объясняющие генезис общества.

1) естественную: Суть этой теории заключается в том, что человек произошел от некоторой низшей формы гоминид (самое высокоорганизованное семейство человекообразных обезьян). В доказательство правильности своих исследований Ч. Дарвин приводит аргументы: схожее эмбриональное развитие, состав крови, форма костей, одинаковые болезни и т. д.

2) божественную: мировоззренческая концепция, согласно которой все на Земле создано Высшим Творцом (Богом). Основной источник этой теории - Ветхий Завет, в котором изложена версия сотворения мира.

3) космическую: говорит о том, что появление человечества связано с деятельностью иных цивилизаций, что в древности человек напрямую общался с представителями инопланетного разума.

Инструментальная концепция ставит во главу угла человеческую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий для удовлетворения разнообразных потребностей.

Гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами.

Кратическая концепция опирается на общую теорию систем и выводит возникновение общества из развития управляющей подсистемы.

В основе социальной организации оказываются нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения неравенства.

Семантическая концепция строится на развитии коммуникативных средств внутри человеческого сообщества

Отличие человеческого общества от стадных сообществ животных.

Культурогенез как составная часть антропосоциогенеза.

Культурогенез - процесс возникновения и становления человеческой культуры. Важнейшей стороной культурогенеза было развитие информационно-языкового общения, что происходило вместе с качественными изменениями психики.

Предпосылки становления человеческого общества

Неолитическая революция

Неолитическая революция — это переход от присваивающего хозяйства к производящему.

Революция — коренное изменение большинства сторон общественной жизни, радикальная смена строя.

Эта аграрная (сельскохозяйственная) революция называется неолитической, потому что происходила в эпоху неолита — в новом каменном веке.

Причины неолитической революции: численность людей росла, охота и собирательство уже не могли их прокормить, исчезли огромные животные.

Кризис первобытнообщинной модели хозяйственного развития: причины, сущность и последствия.

Признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкновений, обращение пленных в рабов, превращение рода кровнородственного коллектива в территориальную общину.

Последствия неолитической революции: производительность труда повысилась, пищи стало больше, население стало быстро расти, произошло разделение труда, зародилась торговля, стали возникать первые города, создавались вооруженные отряды, первые армии, появились первые государства. Так образовалось традиционное аграрное общество.

Первобытная культура и накопление знаний

Первобытное мышление было еще недостаточно систематичным. Эмпирически накапливались зачатки физических и химических знаний. Большое развитие получили такие практические отрасли знания, как медицина, фармакология, токсикология. В силу особенностей первобытного мышления медленнее развивались знания, требовавшие обобщенных, абстрактных представлений. К числу археологически представленных памятников изобразительного искусства раннепервобытной общины принадлежат пластика, графика и живопись. Археологически прослеживается и возникновение таких видов искусства, как музыка (верхнепалеолитические трубчатые кости с боковыми отверстиями, просверленные рога) и танец (мадленский рисунок). Устный, музыкальный и танцевальный фольклор мог соединяться с изобразительным творчеством и служить основой для примитивных театрализованных представлений, наиболее полно выражавших эмоционально-познавательную и воспитательную сущность уже самого раннего искусства. Особое место в духовном творчестве занимали священные мифы, объяснявшие происхождение явлений природы и человеческих установлений. Возникла религи: главной особенностью религиозного миропонимания людей раннепервобытной общины было то, что они пока не выделяли себя из окружающей естественной среды. Ранние виды религиозных представлений: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Тотемизм - идеологическое отражение связи рода с природной средой. Анимизм - вера в сверхъестественные существа, заключенные в какие-либо тела (души) или действующие самостоятельно (духи). Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов. Магия - вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, даже явления природы, а также и сами эти действия. Духовной культуре раннепервобытной общины было присуще тесное переплетение познавательной, художественной и культовой деятельности. Языковые общности связаны с этническими общностями, т. е. совокупностями людей, обладающих одной культурой (включая язык), что находит отражение в самосознании и самоназвании. с возникновением дуально-родовой организации не могла не начать складываться какая-то культурно-языковая общность родов — зародыш племенной общности.

 

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!