Структура дисциплины для очно-заочной формы обучения



Общая трудоёмкость дисциплины составляет 5 з.е., 180 ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 40 ч., промежуточная аттестация 18 часов, самостоятельная работа обучающихся 122 ч.

№ п/п

Раздел дисциплины/темы

Семестр

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости,

форма промежуточной аттестации (по семестрам)

контактная

Самостоятель-ная работа

 

Лекции Семинар Практические занятия Лабораторные занятия  Промежуточ-ная аттестация
1 Тема1 Введение в изучение византийского искусства. Периодизация 3 2 2 8 Опрос, активность на семинаре
2 Тема 2. Раннехристианское и ранневизантийское искусство. III – VII вв. 2.1. Раннехристианское искусство. III – V вв. 2.2. Ранневизантийское искусство.VI – VII вв. 3 4 4 24 Контрольная работа, доклад на семинаре, активность на семинаре
3 Тема 3.  Иконоборческий период (726-787 , 813-842). 3 2 2 4 Опрос, доклад на семинаре, активность на семинаре
4 Тема 4. Искусство средневизантийского периода. IX-XII вв.  4.1. Искусство послеиконоборческого периода 4.2. Искусство Македонской династии (867-1056). 4.3. Искусство Комниновской династии (1057-1185) 4.4. Искусство норманнской Сицилии. XII в. 3 4 4 38 Контрольная работа, доклад на семинаре, активность на семинаре
5 Тема 5. Искусство поздневизантийского периода. XIII-XV вв. 5.1. Искусство Византии периода латинского завоевания (1204-1261). 5.2. Искусство Палелоговской династии (1259-1453).   3 4 4 36 Контрольная работа, доклад на семинаре, активность на семинаре
6 Тема 6. Поствизантийское искусство. Вторая половина XV-XVII вв. 3 4 4 12 Контрольная работа, доклад на семинаре, активность на семинаре
7 экзамен п п п 18 п Устный экзамен
итого: 20 20 122

Структура дисциплины для заочной формы обучения

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 5 з.е., 180 ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 20 ч., промежуточная аттестация 9 часов, самостоятельная работа обучающихся 151 ч.

№ п/п

Раздел дисциплины/темы

Семестр

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости,

форма промежуточной аттестации (по семестрам)

контактная

Самостоятель-ная работа

 

Лекции Семинар Практические занятия Лабораторные занятия  Промежуточ-ная аттестация
1 Тема1 Введение в изучение византийского искусства. Периодизация 2 2 - 20  
2 Тема 2. Раннехристианское и ранневизантийское искусство. III – VII вв. 2.1. Раннехристианское искусство. III – V вв. 2.2. Ранневизантийское искусство.VI – VII вв. 2 2 - 40
3 Тема 3.  Иконоборческий период (726-787 , 813-842). 2 - - 8
4 Тема 4. Искусство средневизантийского периода. IX-XII вв.  4.1. Искусство послеиконоборческого периода 4.2. Искусство Македонской династии (867-1056). 4.3. Искусство Комниновской династии (1057-1185) 4.4. Искусство норманнской Сицилии. XII в. 3 4 4 40 Контрольная работа, доклад на семинаре, активность на семинаре
5 Тема 5. Искусство поздневизантийского периода. XIII-XV вв. 5.1. Искусство Византии периода латинского завоевания (1204-1261). 5.2. Искусство Палелоговской династии (1259-1453).   3 4 4 30 Контрольная работа, доклад на семинаре, активность на семинаре
6 Тема 6. Поствизантийское искусство. Вторая половина XV-XVII вв. 3 - - 13 Контрольная работа, доклад на семинаре, активность на семинаре
7 экзамен 3 п п п 9 п Устный экзамен
итого: 12 8 151

3. Содержание дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание
1. Тема1 Введение в изучение византийского искусства. Периодизация Общая характеристика христианского искусства. Христианство в Римской Империи. Христианское вероучение. Учение о храме и образе. Догматические основы христианского искусства. Ветхозаветные и античные истоки христианской культуры. Понятие «средневековье». Понятие «медиевистика». Возникновение термина «Византия». Понятие византийского искусства. Понятие «византинистика». История открытия и изучения раннехристианского и византийского искусства. Современные методы и подходы в изучении византийского искусства. Периодизация: основные исторические периоды развития искусства Византии. Смысл и содержание иконы. Догмат иконопочитания. Понятие иконографии. Понятие системы росписи. Принципы византийской храмовой декорации. Византийская рукописная книга и ее украшение. Отечественная и зарубежная наука о византийском искусстве.  
2. Тема 2. Раннехристианское и ранневизантийское искусство. III – VII вв.     Понятия «христианская античность» и «раннехристианский период». Хронологические границы раннехристианского искусства. Культура поздней античности и формирование христианского искусства. Художественные особенности позднеантичного портрета. Фаюмский портрет, II-IV вв. Римский скульптурный портрет, II-IV вв. Императорское искусство: триумфальная арка Константина, колосс Константина, саркофаг св. Елены, скульптурная группа тетрархов. Миниатюры Ватиканского Вергилия. 2.1. Христианское искусство III- V вв. Христианское искусство до Миланского эдикта. Росписи синагоги и христианского молитвенного дома в Дура Европос. Росписи катакомб Рима. Характер живописной декорации, сюжеты и стиль. «Неклассические» принципы искусства катакомб. Символизм и реализм раннехристианского искусства. Искусство эпохи Константина Великого. Жизнеописание Константина Евсевия Кесарийского. Видение креста, победа над Максенцием. Миланский эдикт (313 г.). Запрещение гонения на христиан. Сооружение первых христианских соборных храмов – христианских базилик. Сан Джованни ин Латерано. Римские базилики IV-V вв. Сан Паоло фуори ле мура, Сан Пьетро, Санта Сабина, Санта Мария Маджоре. Базилики римского типа в Святой Земле. Базилика Воскресения в Иерусалиме, базилика Рождества в Вифлееме. Христианские мартирии. Античные мавзолеи и центрические надгробные христианские храмы. Храм Гроба Господня, мавзолей св. Елены, Санта Констанца в Риме, Сан Лоренцо в Милане. Ротонда св. Георгия в Фессалонике. Церковь Сан Стефано ротондо в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии Центрические храмы Армении, Сирии. Баптистерии. Особенности архитектуры в связи с обрядом и его символикой. Значение почитания реликвий для развития архитектурных и изобразительных форм раннехристианского искусства. Строительство Константинополя (324 - 11 мая 230 г.). План города. Стены. Большой дворец. Ипподром. Акрополь. Церковь св. Апостолов. Колонна Константина. Официальный титул Константинополя – Новый Рим (так названа новая столица в документах Второго Вселенского собора 381 г.). Развитие города в правление императора Феодосия II. Монументальная живопись IV-Vвв. Возрождение классических форм искусства в конце IV-середине V в. Мозаики Рима (Санта Констанца, Санта Пуденциана, Санта Сабина, Санта Мария Маджоре), Милана (Сан Аквилино), Равенны (Баптистерий Неона, Архиепископская капелла, мавзолей Галлы Плацидии), Фессалоники (Ротонда св. Георгия, Осиос Давид). Тематическое разнообразие и стилистические особенности храмовых росписей. Книжная миниатюра. Миниатюры Илиады из Амброзианской библиотеки в Милане, Венского Диоскорида. Скульптура ранневизантийского периода: монументальная скульптура, рельефы саркофагов, произведения мелкой пластики из слоновой кости, консульские диптихи. Рельефы с изображением Феодосия I на базе обелиска на ипподроме. Портрет Аркадия. Миссорий Феодосия. Значение античной традиции в христианском искусстве. Захват Рима варварами в начале V в. Образование варварских королевст. 480 г. Отправка Одоакром в Константинополь императорских инсигний. 2.2. Ранневизантийское искусство. VI- VII вв. Искусство эпохи Юстиниана Великого. Политическая, государственная, военная, юридическая, церковная, строительная деятельность императора Юстиниана. Формирование новых типов храмовой архитектуры, преобразование базиликальных зданий в купольные, связь развития христианской культовой архитектуры с богослужебным обрядом и литургией. Прототипы купольных базилик: церковь Алахан-манастир и Калаат Семан, V в. Храм св. Софии в Константинополе. История строительства, зодчие, план, внутреннее пространство. Первоначальное живописное убранство храма. «Экфрасис храма Святой Софии» Павла Силенциария. Церковь Сергия и Вакха. Церковь св. Ирины в Константинополе. Базилики Равенны. Сант Аполлинаре ин Классе, Сант Аполлинаре Нуово, Сан Витале. Формирование крестово-купольной системы византийского храма с куполом на 4 опорах. Многообразие типов купольных построек. Монументальная живопись VI-VII вв. Мозаики и фрески Рима (Санта Мария Антиква, Санти Косма э Дамиано), Равенны (арианский баптистерий, Сант Аполлинаре ин Классе, Сант Аполлинаре Нуово, Сан Витале), Фессалоники (базилика св. Димитрия), монастыря св. Екатерины на Синае, Кипра (Богоматери Ангелоктисти), мозаики церкви Евфразия в Порече, фрески Кастельсеприо, напольные мозаики Иордании, фрески монастыря Бауит в Египте. Мозаики несохранившейся церкви Успения в Никее. Стиль и иконографическая программы росписей. Энкаустические иконы. Типы и характер украшения рукописей. Россанский кодекс, Венский Генезис, Евангелие Раббулы. Мелкая пластика VI-VII вв. Ампулы в сокровищницах соборов в Монце и Боббио.  
3. Тема 3. Иконоборческий период. 726-787, 813-842 гг. 3.1. Краткая история иконоборческого периода, его причины. Положения учения иконоборцев. Богословие иконопочитания. Творения патриарха Германа, Иоанна Дамаскина, Феодора Студита, патриарха Никифора. VII Вселенский собор (787). Константинопольский собор 842 г. Торжество Православия (843). 3.2. Искусство иконоборцев. Аниконическая декорация Наксоса, Никеи, Фессалоник, Каппадокии. Мозаики мечети Омара в Иерусалиме и мечети Омейядов в Дамаске. Книжная миниатюра. Астрономии Птолемея. Евангелие Феодоры.   3.3 Искусство VIII –IX вв. Преобладание в зодчестве храмов типа вписанного креста. Церковь Св. Софии в Фессалонике, Церковь Климента в Анкаре (VI–IX вв.), Церковь Св. Ирины в Константинополе. Мозаики и фрески Рима (Санта Прасседе, Санта Мария ин Домника, Сан Марко, Санта Чечилия ин Трастевере, Санта Мария Антиква).
  Тема 4. Искусство средневизантийского периода. IX-XII вв.   4.1. Искусство послеиконоборческого периода. Восстановление мозаик церкви Успения в Никее, уничтоженных иконоборцами (не сохранились). Мозаики св. Софии в Константинополе. Миниатюры Хлудовской псалтири. Миниатюры псалтири из монастыря Пантократора. 10 гомилия патриарха Фотия и ее значение для истолкования системы храмовой декорации. 4.2. Искусство Македонской династии (867-1056 гг.) Строительство в Константинополе при императоре Василии I по историческим источникам (церковь Фаросской Богоматери и церковь Неа в Большом императорском дворце). Храм на 4 колоннах. Особенности конструкции и внутреннего пространства. Церковь Богоматери (северная церковь) монастыря Липса (Фенари-Иса-джами), церковь монастыря Мирелейон (Бодрум-джами), церковь Богородицы монастыря Осиос Лукас в Фокиде. Октагонально-купольный тип храма. Разнообразие вариантов. Кафоликон монастыря Неа-Мони на Хиосе. Сочетание греческого креста и октагона на тромпах в кафоликонах монастыря Осиос Лукас, Дафни. Монументальная живопись конца IX-X вв. Мозаики церкви св. Софии в Константинополе. Элементы классической формы и сложение стиля македонского ренессанса. Понятие византийских ренессансов. Мозаики церкви св. Софии в Фессалонике. Особенности иконографической программы и стиля. Сосуществование в искусстве IX в. классических и неклассических тенденций. Росписи скальных храмов Каппадокии. Различия программ и стилистические особенности. Сложение универсального свода иконографических типов. Унификация различных видов христианской литературы, церковного календаря, богослужебного и дворцового обряда. Сочинение «О церемониях» императора Константина Багрянородного. Иконы X в. Формирование типологии иконного образа (средник, поля, фон, надписи). Книжная миниатюра конца IX в. Миниатюры Гомилий Григория Назианзина, Sacra parallela, Христианской топографии Козьмы Индикоплова, Книги Иова. Книжная миниатюра X в. Формирование принципов украшения иллюминированной книги. Декоративные элементы, инициалы, лицевые миниатюры (портреты авторов, персоналии, сюжетные иллюстрации). Парижская Псалтирь, Библия королевы Христины, Свиток Иисуса Навина. Копирование ранних образцов. Миниатюры Четвероевангелия из монастыря Ставроникиты на Афоне. Трапезундское Евангелие. Отражение новых тенденций в искусстве. Формирование черт спиритуалистического искусства вы конце X- начале XI вв. Евангелие монастыря Св. Екатерины на Синае. Монументальная живопись конца X- первой половины XI вв. Фрески Каппадокии, Мозаики и фрески кафоликона Осиос Лукас, Софии Киевской, фрески Софии Охридской, кафоликона Неа Мони. Живописные программы, стилистические особенности. Аскетические черты в монастырских монументальных ансамблях и задача показать одухотворенность образов. Книжная миниатюра. Иллюстрации Минология Василия II и их влияние на последующую традицию. 4.3. Искусство Комниновской династии (1057 - 1185 гг.) Искусство раннекомниновского периода. Вторая половина ХI-первая половина XII в. Всплеск строительной активности в начале XII в. Монастырь Пантократора в Константинополе (Зейрек-джами), его значение как императорского мавзолея династии Комнинов. Монастырский типик как источник по истории иконы в Византии. Трехчастная композиция монастырского комплекса. Церковь Христа Пантократора (южная), церковь Богородицы(северная), церковь Архангела Михаила (императорский мавзолей). Гюль-джами и Календерхане-джами в Конствнтинополе. Архитектурная типология, характер внутреннего пространства, хоры, техника кладки. Влияние архитектуры Константинополя на зодчество Балкан. Церковь Богородицы Елеусы в Велюсе, церковь Богородицы Космосотиры в Фере, церковь св. Пантелеимона в Нерези. Формирование и развитие спиритуалистического направления в живописи. Монументальная живопись. Мозаики церкви св. Софии в Константинополе, кафоликона монастыря Дафни, фрески церкви в Атени (Грузия), монастыря Бачково (Болгария). Мозаики Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Фрески церкви Богоматери Форвиотиссы в Асину (Кипр), мозаики в соборе Сан Марко в Венеции (капелла Зен), церкви Санта Мария Ассунта в Торчелло, фрески церкви св. Леонтия в Водоче, церкви Богоматери Елеусы в Велюсе. Иконы. Византийский темплон. Архитектурный облик и иконный состав византийской алтарной преграды. Иконы-эпистилии, их состав, декоративное оформление, иконографические и стилистические особенности. Жанровое разнообразие икон, иконы-складни, иконы-менологии, иконы-антепендиумы, двусторонние иконы, евангельские, житийные и литургические тексты, как основа сюжетов икон. Литургическое значение икон, письменные источники о почитании икон и их участии в литургии. Искусство книжной иллюстрации. Расцвет книгописания в столичных императорском и монастырских скрипториях. Развитие и совершенствование принципов украшения иллюминированной книги, выработанное в предшествовавший период. Жанровое разнообразие иллюстрируемых текстов и типов книги (свитки и кодексы). Понятие «кодикология», «палеография». Материалы, техника и технология византийской книги и миниатюры. Типология украшения книги. Виды орнаментов, орнаментальных элементов, принципы композиции книжного листа. Иллюстрированные книги Ветхого и Нового Завета. Византийские Октатевхи (Vat.gr. Vat. gr. 747), Псалтири (Псалтирь Феодора (Lond. Brit. Lib. Add. 19352), Евангелие (Paris. gr. 74), Ноый Завет с Псалтирью, Библиотека МГУ, Лекционарии (монастырь Дионисиат, 587), Лествица (Vat.. gr. 394), богословские сочинения («Догматическая паноплия (всеоружие)» Евфимиея Зигабена (Vat. gr. 666), Гомилии Иакова Коккиновафского (Vat. gr. 1162 и Paris. gr. 1208).   Искусство позднекомниновского периода. Вторая половина XII в. Архитектура и изобразительное искусство северной Греции и Сербии (территория современной Македонии). Понятие «позднекомниновского маньеризма» (линейный стиль, динамичный стиль). Фрески церкви св. Пантелеимона в Нерези, свв. Бессребреников в Кастории, церковь св. Георгия в Курбиново, фрески церкви Иоанна Богослова на Патмосе, церкви Богоматери Аракиотиссы в Лагудера (Кипр), церкви Осиос Давид в Фессалониках. Роспись энклистры св. Неофита (Кипр). Новые принципы храмовой декорации, развитие иконографии. Константинопольские соборы середины XII и их влияние на программные изменения в монументальных росписях. Позднекомниновский стиль в росписях Новгорода, Пскова, Киева, Полоцка, Владимира второй половины XII. Иконы экспрессивного стиля. Иконы рубежа XII-XIII вв. Возвращение классических тенденций и монументальной пластики образов. Миниатюра конца XII-начала XIII вв. Чикаго-карахиссарская группа рукописей. Прикладное искусство комниновского периода. Оклады (икон, Евангелий, ставротеки), предметы церковного обихода, чеканные иконы (Грузия), византийские эмали (Пала д Оро). 4.4. Искусство норманнской Сицилии. Норманнское королевство Сицилии во второй половине XII в. Сочетание романских, византийских и арабских черт в культуре и искусстве. Архитектура и росписи. Мозаики собора в Чефалу, церкви Санта Мария дель Амиральо (Марторана), Палатинской капеллы в Палермо, собора в Монреале. Византийская иконография и романская программа, византийские живописные и арабские декоративные черты. Модификация византийского стиля в поздних росписях Сицилии, Италии (мозаики Сан Марко в Венеции, фрески Сант Анджело ин Формис.), Искусство Палестины периода латинского Иерусалимского королевства. Мозаики церкви Рождества в Вифлееме. Миниатюры Псалтири королевы Мелисенды (Лондон, Британская библиотека).  
  Тема 5. Искусство поздневизантийского периода. XIII – XV вв.   5.1. Искусство Византии периода латинского завоевания (1204-1261). Описание захвата Константинополя крестоносцами. Записки западноевропейских хронистов и византийских авторов. Жоффруа де Виллардуэн. Завоевание Константинополя. Робер де Клари. Завоевание Константинополя. Никита Хониат. История. Осада и взятие Константинополя латинянами. Византийские императоры в изгнании. Провозглашение Никейской империи (Феодор Ласкарис), Трапезундской империи (Великие Комнины), Эпирского деспотата (Михаил Комнин Дука).Строительная деятельностьв новообразованных центрах: церковь св. Софии в Трапезунде, Богоматери Паригоритиссы в Арте. Развитие местных архитектурных школ. Рашская школа. Стефан Неманя и Савва Сербский и развитие сербской государственности. Церковь Богоматери в Студенице, церковь монастыря Жича, церковь монастыря в Милешево, ц. свв. Апостолов Печской патриархии, церковь монастыря в Сопочанах (Сербия). Романские черты, особенности плана, конструкции, внутреннего пространства. Фрески Трапезунда. Росписи сербских храмов. Новые черты в иконографии. Классические тенденции в искусстве начала XIII в. и их роль в формирование стиля. Продолжение константинопольских традиций украшения рукописей в Никее (Евангелие Dionys. cod.4, Евангелия Iviron cod. 55, Евангелия ГРБ gr. 9, Евангелие, Berlin, SB. gr. Q. 66). Иконы первой половины XIII в. Иконы, созданные в мастерских крестоносцев. Собрания монастыря св. Екатерины на Синае, монастыря Ватопед, муз. Византийского искусства в Афинах и др.  5.2. Искусство Палеологовской династии (1259-1453 гг.) Михаил VIII Палеолог. Взятие Константинополя войском Никейской империи 25 июля 1261 г. Вступление Михаила Палеолога в Константинополь Золотыми воротами и коронация в храме св. Софии.   Искусство раннепалеологовского периода. Последняя треть XIII- первая половина XIV вв. Зодчество. Обращение к различным типам более ранних архитектурных форм – базиликальные храмы, купольные базилики, октагональные храмы, пятиглавие, развитие фасадного декора, разнообразие типов кладки. Строительство и перестройки в Константинополе: южная церковь монастыря Липса (церковь Иоанна Предтечи), церковь Христа монастыря Хора (Кахрие-джами), парекклесион храма монастыря Паммакаристос (Фетхие-джами), церковь св. Феодора (Молла-Гюрани). Строительство на Балканах: церковь Богоматери Перивлепты в Охриде (св. Климента), ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, св. Иоанна в Месемврии (Несебр, Болгария). Архитектура Фессалоники: церкви свв. Апостолов, Екатерины, св. Николая Орфаноса. Зодчество Сербии: церковь Благовещения в Грачанице, св. Георгия в Старо-Нагоричино, Богородицы Левишки в Призрене. Монументальная живопись конца XIII-первой четверти XIV в. Понятие «палеологовского ренессанса». Мозаики ц. Паригоритиссы в Арте. Росписи ц. Богоматери Перивлепты в Охриде. Художники Михаил и Евтихий. Фрески ц. св. Ахилия в Арилье. Программные основы раннепалеологовского искусства. Иконографические и стилистические особенности. Мозаики и фрески монастыря Хора (Кахрие джами), Богородицы Паммакаристос (Фетие джами), церквей Апостолов, Николая Орфаноса в Фессалонике. Росписи Сербии последней трети XIII в. и формирование классических основ византийского искусства раннепалеологовского периода. Роспись ц. Троицы монастыря Сопочаны. Сербская держава и церковь в конце XIII-первой четверти XIV в. Влияние фессалоникийских художественных традиций на формирование сербской живописи первой трети XIV в. Фрески Кральевой церкви в Студенице, Богородицы Левишки в Призрене, св. Никиты под Скопье, св. Георгия в Старо Нагоричино, Благовещения в Грачанице. Монастырь Дечаны. История строительства, заказчики, архитектура, программа росписи, стиль. Иконы периода палеологовского ренессанса. Миниатюрные мозаические иконы. Сочетание ювелирной техники и монументального величия образов. Книжная миниатюра. Обращение к памятникам македонской эпохи, копирование образцов. Евангелия из Иверского монастыря на Афоне (Iviron cod.5), Парижской Национальной библиотеки (Paris gr. 54), Афинской библиотеки (Athen cod.118). Сходство со стилем Сопочан.  Культура и искусство Мистры. Историческая обусловленность градостроительных особенностей. Архитектура и монументальная живопись: церковь св. Димитрия, Феодоров, Митрополия, церковь Богоматери Одигитрии (Афендико), ц. Богоматери Перивлепты. Искусство позднепалеологовского периода. Середина XIV в. -1453 г. Константинопольские соборы середины XIV в. Богословские вопросы так называемых «исихастских споров». Учение Григория Паламы и его исключительно высокая оценка византийским обществом (внесение положений богословия Григория Паламы в Синодик Торжества Православия). Влияние исихазма на искусство. Сложение позднепалеологовского стиля. Росписи Феофана Грека в ц. Спаса Преображения в Новгороде. Росписи Кира Мануила Евгеника в церкви Спаса в Цаленджихе. Иконы середины-второй половины XIV в. Изображение света на иконах и в стенописях: особенности живописной манеры позднепалеологовского искусства. Книжная миниатюра середины - второй половины XIV в. Минологий Димитрия Палеолога (Оксфорд, Bodl. Ms. Gr. th. f. 1). Новый Завет с Псалтирью (ГИМ, Син. гр. 407), Новый Завет (Нац. Библ., Вена, Theol. gr. 300), Иллюминированный Акафист Богородице (ГИМ, Син. гр. 429), Богословские сочинения Ианна Кантакузина (NB, Paris. gr. 1242). Моравская школа в Сербии. Последняя треть XIV в. Типология храмов, конструктивные и декоративные особенности: Раваница, Любостыня, Ресава (Манасия), Каленич. Монументальная живопись Сербии конца XIV – первой четверти XV в. Фрески Раваницы, Ресавы и Каленича. Иконографические программы и стиль. Искусство первой половины XV в. Церкви Пантанассы в Мистре. Архитектура и фрески. Программа, росписи, иконография и стиль. Иконы конца XIV- первой половины XV в. Традиционализм искусства, повторение иконографических схем, виртуозная отточенность рисунка и живописных приемов.
  Тема 6. Поствизантийское искусство. XV – XVII вв.     Византийское искусство после захвата Константинополя турками и падения Византийской империи. Понятие «поствизантийское искусство». Художественная культура греческих центров ХУ-ХУII вв. Прекращение строительства православных храмов и превращение иконописи в единственный вид искусства. Иконописные школы Крита, Венеции, Афона. Крит под властью венецианцев. Культурные связи Крита и Венеции. Греческая колония в Венеции. Церковь San Giorgio dei Greci.  Итало-греческая живопись. Образование иконописной мастерской в средневековой столице Крита Кандии. Работа на заказ, широкое распространение икон критской мастерской в православной и католической среде. Maniera greca и Maniera latina. Творчество Ангелоса Акотантоса, Андреаса Рицоса, Николаоса Зафуриса, Михаила Дамаскиноса. Книги образцов. Ерминия. Проблема традиционализма и западных влияний: иконография и стиль. Феофан Критянин и возрождение традиций монументальной византийской живописи. Росписи Афонских монастырей в XVI в. Росписи монастырей Метеоры. Возобновление строительства и художественной жизни в Греции, Болгарии, Сербии в XVII в. Влияние традиций палеологовского искусства на монументальную живопись и иконы Балкан.

 

 

Образовательные технологии

№ п/п Наименование раздела Виды учебных занятий Образовательные технологии
1 2 3 4
1. Тема1 Введение в изучение византийского искусства. Периодизация Лекция Семинар Самостоятельная работа Вводная лекция с использованием слайд-проектора Развернутая беседа по вопросам семинарского занятия.
2. Тема 2. Раннехристианское и ранневизантийское искусство. III – VII вв. 2.1. Раннехристианское искусство. III – V вв. 2.2. Ранневизантийское искусство.VI – VII вв. Лекция Семинар Самостоятельная работа Лекция-визуализация с использованием слайд-проектора Развернутая беседа по вопросам семинарского занятия.
3. Тема 3.  Иконоборческий период (726-787 , 813-842). Лекция Семинар Самостоятельная работа Лекция-визуализация с использованием слайд-проектора Развернутая беседа по вопросам семинарского занятия.
4. Тема 4. Искусство средневизантийского периода. IX-XII вв.  4.1. Искусство послеиконоборческого периода 4.2. Искусство Македонской династии (867-1056). 4.3. Искусство Комниновской династии (1057-1185) 4.4. Искусство норманнской Сицилии. XII в. Лекция Семинар Самостоятельная работа Лекция-визуализация с использованием слайд-проектора Развернутая беседа по вопросам семинарского занятия.
5. Тема 5. Искусство поздневизантийского периода. XIII-XV вв. 5.1. Искусство Византии периода латинского завоевания (1204-1261). 5.2. Искусство Палелоговской династии (1259-1453).   Лекция Семинар Самостоятельная работа Лекция-визуализация с использованием слайд-проектора Развернутая беседа по вопросам семинарского занятия.
6. Тема 6. Поствизантийское искусство. Вторая половина XV-XVII вв. Лекция Семинар Самостоятельная работа Лекция-визуализация с использованием слайд-проектора Развернутая беседа по вопросам семинарского занятия.
7. Экзамен Консультирование при подготовке экзамену

5. Оценка планируемых результатов обучения

5.1. Система оценивания

 

Форма контроля

Макс. количество баллов

За одну работу Всего
Текущий контроль:
- опрос 5 баллов 30 баллов
- участие в дискуссии на семинаре 5 баллов 10 баллов
- контрольная работа (темы 1-3) 10 баллов 10 баллов
- контрольная работа (темы 4-5) 10 баллов 10 баллов
Промежуточная аттестация (экзамен) 40 баллов
Итого за семестр (дисциплину) экзамен 100 баллов

 

Полученный совокупный результат конвертируется в традиционную шкалу оценок и в шкалу оценок Европейской системы переноса и накопления кредитов (European Credit Transfer System; далее – ECTS) в соответствии с таблицей:

100-балльная шкала

Традиционная шкала

Шкала ECTS
95 – 100

отлично

 

зачтено

 

A
83 – 94 B
68 – 82 хорошо C
56 – 67

удовлетворительно

D
50 – 55 E
20 – 49

неудовлетворительно

не зачтено

FX
0 – 19 F

 


5.2.Критерии выставления оценки по дисциплине

 

Баллы/ Шкала ECTS Оценка по дисциплине Критерии оценки результатов обучения по дисциплине
100-83/ A,B «отлично»/ «зачтено (отлично)»/ «зачтено»   Выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил теоретический и практический материал, может продемонстрировать это на занятиях и в ходе промежуточной аттестации.  Обучающийся исчерпывающе и логически стройно излагает учебный материал, умеет увязывать теорию с практикой, справляется с решением задач профессиональной направленности высокого уровня сложности, правильно обосновывает принятые решения. Свободно ориентируется в учебной и профессиональной литературе.   Оценка по дисциплине выставляются обучающемуся с учётом результатов текущей и промежуточной аттестации. Компетенции, закреплённые за дисциплиной, сформированы на уровне – «высокий».
82-68/ C «хорошо»/ «зачтено (хорошо)»/ «зачтено» Выставляется обучающемуся, если он знает теоретический и практический материал, грамотно и по существу излагает его на занятиях и в ходе промежуточной аттестации, не допуская существенных неточностей.  Обучающийся правильно применяет теоретические положения при решении практических задач профессиональной направленности разного уровня сложности, владеет необходимыми для этого навыками и приёмами.  Достаточно хорошо ориентируется в учебной и профессиональной литературе. Оценка по дисциплине выставляются обучающемуся с учётом результатов текущей и промежуточной аттестации. Компетенции, закреплённые за дисциплиной, сформированы на уровне – «хороший».
67-50/ D,E «удовлетворительно»/ «зачтено (удовлетворительно)»/ «зачтено» Выставляется обучающемуся, если он знает на базовом уровне теоретический и практический материал, допускает отдельные ошибки при его изложении на занятиях и в ходе промежуточной аттестации. Обучающийся испытывает определённые затруднения в применении теоретических положений при решении практических задач профессиональной направленности стандартного уровня сложности, владеет необходимыми для этого базовыми навыками и приёмами.  Демонстрирует достаточный уровень знания учебной литературы по дисциплине. Оценка по дисциплине выставляются обучающемуся с учётом результатов текущей и промежуточной аттестации. Компетенции, закреплённые за дисциплиной, сформированы на уровне – «достаточный».
49-0/ F,FX «неудовлетворительно»/ не зачтено Выставляется обучающемуся, если он не знает на базовом уровне теоретический и практический материал, допускает грубые ошибки при его изложении на занятиях и в ходе промежуточной аттестации. Обучающийся испытывает серьёзные затруднения в применении теоретических положений при решении практических задач профессиональной направленности стандартного уровня сложности, не владеет необходимыми для этого навыками и приёмами.  Демонстрирует фрагментарные знания учебной литературы по дисциплине. Оценка по дисциплине выставляются обучающемуся с учётом результатов текущей и промежуточной аттестации. Компетенции на уровне «достаточный», закреплённые за дисциплиной, не сформированы.

5.3. Оценочные средства (материалы) для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

Примеры контрольных работ.

Контрольная работа 1


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!