Первомайская демонстрация американских трудящихся, 39 страница



2 Драйзер Т. Собр. соя.: В 12-ти т. М., 1955, т. 12, с. 196.

3 Глазами иностранцев, 1917—1932. М., 1932; Гиленсон Б. А. Октябрь в литератур0
США, 1917—1920 гг. М., 1968; Друзья Октября и мира. М., 1977; Мы видели Ок-
тябрь. М., 1977. Т. 1, 2; Глазами друзей. М., 1982.


нового, самого блистательного этапа в жизни Джона Рида4, ставшего
основоположником социалистического реализма в литературе США, ху-
дожником нового типа, органически соединившим художественное твор-
чество с революционной деятельностью. Рид был свидетелем победы со-
циалистической революции в Петрограде, видел В. И. Ленина на трибуне
II Всероссийского съезда Советов, работал в Бюро революционной про-
паганды при Наркоминделе, приняв всем сердцем правду большевиков.
Вернувшись в США в мае 1918 г., Рид совершает лекционное турне по
стране, пишет серию статей в левой прессе, рассказывая правду о Ленине,
большевиках и Советах, опровергая мифы антисоветизма. Его публицисти-
ка 1918—1919 гг.— своеобразный пролог к прославленной книге «Десять
дней, которые потрясли мир», вышедшей в свет 19 марта 1919 г.

Она получила высокую оценку В. И. Ленина, увидевшего в ней
«правдивое и необыкновенно живо написанное изложение событий, столь
важных для понимания того, что такое пролетарская революция, что
такое диктатура пролетариата» 5. В этом произведении проявилось высо-
кое искусство и новаторство Рида, его темперамент, страсть, ясная идей-
ная позиция. Сама История с большой буквы, творимая революционны-
ми народными массами, руководимыми партией Ленина, стала героем его
книги. Рид стремился, чтобы американский читатель не только увидел
происходившее, но и поверил в него, опираясь на документы, наконец,
понял его смысл. Это определило наличие в «Десяти днях» трех планов:
изобразительного, публицистического и документального. Самый принцип
«интеграции» документа в художественный текст, а также прямых пуб-
лицистических отступлений, впервые широко использованный Дж. Ри-
дом, получил широкое развитие в литературе США (у Дос Пассоса,
Стейнбека,' Льюиса).

В «Десяти днях», произведении, представляющем оригинальный худо-
жественный сплав, сказался талант Рида очеркиста, документалиста,
драматурга и поэта, автора уитменовской по духу поэмы «Америка
1918». Художник-новатор, Рид сумел показать народную революцию во
всей ее подлинности, запечатлеть картины массовых движений, нелегкий,
порой мучительный процесс рождения нового сознания у вчера еще заби-
тых, неграмотных людей.

Летом 1919 г. Рид принимает участие в создании Коммунистической
рабочей партии США, осенью тайно приезжает в Москву, начинает рабо-
тать в Коминтерне, неоднократно встречается с В. И. Лениным. Его
жизнь и творчество стали действенным примером для революционных
писателей США, особенно в пору «красных тридцатых», когда в США
были созданы «Клубы Джона Рида».

В первые послевоенные годы тема Октябрьской революции заняла
существенное место в американской литературе, прежде всего в художе-
ственно-документальной. В книге «Ленин. Человек и его дело» (1919)
Альберт Рис Вильямc (1883—1962) 6, соратник Дж. Рида, нарисовал
многогранный образ вождя Октября, «величайшего реалиста». Затем он

4 О начале литературной деятельности Дж. Рида см.: История США: В 4-х т. М.,
1983.—, т. 2, с. 479—480.
 5 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 40, с. 48.

6 Киреева И. В. Альберт Рис Вильяме: Очерк творчества. Горький, 1973;
Вильяме А. Р. Жизнь доказала нашу правоту. Избранная публицистика. М., 1983;
Гиленсон Б. А. Альберт Рис Вильяме.— Новая и новейшая история, 1984, № 1.

 


500


IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО


501


 


пишет книгу о народе, разбуженном к борьбе и новой жизни,— «Сквозь
русскую революцию» (1921). Советская тема стала определяющей в твор-
ческих исканиях Вильямса, испытанного друга Страны Советов (книги
«Русская земля», 1928; «Советы», 1937; «Русские. Страна, народ, за что
они сражаются», 1943). В последние годы жизни он вновь вернулся к
незабываемым для себя событиям 1917—1918 гг. (книга «Путешествие
в революцию», 1969).

Симпатией к большевикам была проникнута и книга жены Джона
Рида, прогрессивной журналистки Луизы Брайант (1890—1936) «Шесть
красных месяцев в России» (1918). Итогом ее второй поездки в Россию
(1920—1921) стала книга «Зеркала Москвы» (1923), серия портретов
видных партийных и государственных деятелей (А. В. Луначарского,
М. И. Калинина, Ф. Э. Дзержинского и др.); сюда же был включен осно-
ванный на личных впечатлениях очерк о В. И. Ленине. События в рево-
люционном Петрограде в 1917—1918 гг. нашли отражение и в книге
Бесси Битти (1886—1947) «Красное сердце России» (1919).

Другом Страны Советов проявил себя прогрессивный публицист Пак-
стон Гиббен (1880—1927), автор книги «Реконструкция в России» (1925),
которого в США даже привлекали к суду за «проболыпевистские симпа-
тии». Октябрь, Ленин оказали решающее влияние на судьбы целой груп-
пы левых рабочих лидеров, оставивших интересные образцы мемуаристи-
ки («Книга Билла Хейвуда» У. Хейвуда (1927); «Страницы из жизни
рабочего» У. 3. Фостера (1939); «Нас много» Э. Р. Блур (1940) и др.).
Пролетарское течение в американской литературе этого десятилетия
представлял Майкл Голд (1894—1967), один из ветеранов коммунисти-
ческого движения в США, всю жизнь при самых нелегких обстоятель-
ствах хранивший верность его идеалам. Метод Голда-художника отличал-
ся известной прямолинейностью, открытой тенденциозностью, его симпа-
тии были отданы тем, кто не смирялся с униженной долей, не оставил
борьбы (рассказы «Проклятый агитатор», «Свободны!»). Голд-поэт про-
должал традиции Уитмена, использовал белый стих, широкую оратор-
скую интонацию (сборник «120 миллионов», 1927).

Голд явился одним из предшественников и глашатаев новой литера-
турной эпохи «красных тридцатых». Его известный автобиографический»
роман «Еврейская беднота» (1930), в центре которого — изображение-
духовного роста юного героя, имел широкий резонанс и стал одним-
из первенцев пролетарской литературы послекризисного десятилетия.
В 30-е годы Голд много сил отдавал партийной, организаторской работе
в сфере культуры, вел колонку «Изменим мир» в газете «Дейли уоркер»,
активно поддерживал революционные тенденции в американской лите-
ратуре.

Наиболее значительные и интересные явления в литературе 20-х го-
дов связаны с творчеством мастеров критического реализма 7. В это деся-
тилетие характерно не только усиление обличительного пафоса, но и на-
стойчивые поиски позитивных ценностей. Представители этого направле-
ния, будучи весьма различны по своим идейно-эстетическим убеждениям,
испытывали настоятельную потребность в объединении, в совместных
усилиях. Своеобразным центром радикально настроенных литераторов
стал журнал «Севен артс» (1916—1917). Журнал стоял на антипмпериа-

7 Зверев А. Американский роман 20—30-х годов. М., 1982.


лиcтических позициях, в нем сотрудничали Т. Драйзер, У. Фрэнк,
Ю. О'Нил, Ф. Делл, К. Сэндберг, критик Ван Вик Брукс и др. В 1922 г.
увидел свет отмеченный социально-критическим пафосом коллективный
сборник статей «Цивилизация в Соединенных Штатах» (под редакцией
публициста либеральной ориентации Гарольда Стирнса). Его авторы
рисовали удручающее положение дел в разных сферах духовной жизни
США, будь то искусство, образование, наука, журналистика, философия
и пр., пропитанных духом вульгарного бизнеса.

Неприятие «долларовой цивилизации», самой атмосферы, враждебной
творческому труду, стимулировало «исход» значительной группы амери-
канских литераторов, покинувших родину и ставших «экспатриантами»
в Париже (Э. Хемингуэй, Ф. С. Фицджеральд, Дж. Дос Пассос, Г. Мил-
лер, М. Каули, Э. Э. Каммингс, У. Лоуенфелс и др.).

Важной особенностью литературного процесса в первые послевоенные
годы стал своеобразный «документальный взрыв», предвестник бурного
развития публицистики в 30-е годы. В жанре очерка, эссе, социологиче-
ского исследования успешно работают Т. Драйзер, Э. Синклер, Г. Мен-
кен, У. Фрэнк и др. Это позволяло им оперативно, непосредственно вы-
ступать с остро критическими оценками «долларовой цивилизации».

В 20-е годы рядом с писателями старшего поколения, заявившими
о себе на заре столетия (Драйзер, Синклер, Сэндберг, Андерсон п др.),
выступили и более молодые художники слова, расцвет творчества кото-
рых падает на послевоенное десятилетие (С. Льюис, Э. Хемингуэй»
У. Фолкнер, Т. Уайлдер, Дж. Дос Пассос и др.). Социально-критический
пафос в творчестве некоторых из них, например Сэндберга, Синклера,
Льюиса, Андерсона, О'Нила, во многом определялся той «социалистиче-
ской закалкой», которую они получили в молодые годы.

Наряду с представителями «социологической» разновидности реализ-
ма, такими, как Т. Драйзер, Э. Синклер, С. Льюис, стремившимися дать
широкую, социально насыщенную панораму американской действитель-
ности, в это десятилетие выдающихся успехов достигли художники сло-
ва, которых можно отнести к психологической школе (Фолкнер, Фицдже-
ральд, Андерсон, Фрэнк и др.). В их книгах открылись неведомые прежде
глубины внутренней жизни человека.

Плодотворным тяготением к новаторству и эксперименту, богатством
художественных форм отмечено творчество таких художников слова, как
Андерсон, Хемингуэй, Фолкнер, Фицджеральд, Дос Пассос, которые дали
образцы новой прозы, новой стилистики. Таковы тонкая передача психо-
логической атмосферы у Андерсона, подтексты в диалогах Хемингуэя,
использование приемов кинематографа у Дос Пассоса, внутренний моно-
лог и особенно поток сознания у Фолкнера и Фрэнка, языкотворчество
Каммингса и др.

Несомненным творческим ростом отмечен путь Эптона Синклера
в первое послевоенное десятилетие8. Всегда живо откликавшийся на
актуальные проблемы современности, он создает ряд публицистико-со-
циологических памфлетов, составивших серию «Мертвая рука». В них он
поистине ведет атаку против социальных зол на широком плацдарме:
обличает зависимость церкви от финансовых интересов, превращение
священнослужителей в платных агентов монополий («Выгоды религии»,

8 О начале творческого пути Э. Синклера см.: История США, т. 2, с. 474—476.


502


IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО


503


 


1918), подкуп «свободной прессы» («Медная марка», 1920), деградацию
писателей, поставивших свой талант на службу «денежному мешку»
(«Искусство Маммоны», 1922), опошление искусства, переродившегося
в коммерческую псевдокультуру («Деньги пишут», 1927). От его внима-
ния не укрывается и положение в школах и колледжах, где также осу-
ществляет свой диктат крупный капитал («Гусята», 1922; «Гусиный
шаг», 1923).

В романах 20-х годов Синклер продолжил свою главную тему, обна-
жая природу капиталистической эксплуатации. Каждое из этих произ-
ведений становится своего рода «путешествием» в какую-то сферу аме-
риканской жизни, воспроизводимую с завидным богатством социально-
экономических деталей. Здесь полиция и ее тайная агентура в рабочем
движении («100%», 1921), индустрия «черного золота» («Нефть», 1923),
механизм антидемократического классового судопроизводства, жертвами
которого становятся Сакко и Ванцетти («Бостон», 1927).

Путь Эптона Синклера, однако, отличался неровностью. В начале
30-х годов он переживает очевидный творческий спад. Его романы
«Маунтен-Сити» (1930) и «Римские каникулы» (1931) явно уступают
прежним произведениям. Они бледны, маловыразительны. Обнаруживают
иллюзорность и реформистские идеи Эптона Синклера, обнародовавшего
свой известный план ЭПИК («Покончим с нищетой в Калифорнии»,
1934) (см. гл. 10 в этом томе). Развернувшееся в середине 30-х годов
антифашистское движение в США пробуждает писателя. Синклер откли-
кается на гражданскую войну в Испании повестью «Они не пройдут»
(1936), пронизанной призывом к единству всех сил, противостоящих
«коричневой» угрозе.

Значительным явлением литературы военных лет стали первые тома
обширного 10-томного цикла романов о Ланни Бэдде (1940—1953), над
которыми Синклер начал работать как раз в канун второй мировой войны
(«Крушение мира», 1940; «Меж двух миров», 1941; «Зубы дракона»,
1942; «Жатва дракона», «Широкие врата», 1943; и др.). Под пером рома-
ниста оживали важнейшие вехи политической, дипломатической истории
после первой мировой войны; в серии наряду с вымышленными героя-
ми — и это придавало повествованию особый интерес — действовали
живые герои современности. К сожалению, атмосфера и настроения «хо-
лодной войны» с ее антисоветизмом дали себя знать в заключительной
части этой серии («Возвращение Ланни Бэдда», 1953).

Послевоенное десятилетие — важнейший этап творческого пути Тео-
дора Драйзера9. В это время происходит постепенная, нелегкая пере-
стройка его миросозерцания: он отходит от спенсерианских и фатали-
стических воззрений, растет его убеждение в антигуманной природе
американского капитализма (сборник публицистики «Бей, барабан»,
1919). Углубление социальных взглядов писателя сказалось в томе рас-
сказов «Двенадцать» (1919), в автобиографической книге «Газетные дни»
(1922) и очерковом цикле «Краски большого города» (1923). Художе-
ственным обобщением огромной силы явилась «Американская трагедия»
(1925), одно из ключевых произведений не только 20-х годов, но и всей
литературной истории США. Судьба Клайда Грифитса предстала под
пером Драйзера исполненной огромной обобщающей силы, свидетельством

9 О творчестве Драйзера до 1918 г. см.: Там же, с. 469—471.


краха «американской мечты». В этом произведении Драйзер-художник
проявил себя в полной мере: были изжиты сугубо натуралистическая
мотивировка характеров, равно как и ошибочные философские коммента-
рии, отличавшие его ранние романы.

Логика развития писателя предопределила то, что Драйзер обратил
свои взоры к иной общественной системе. Итогом его поездки в СССР
стала книга «Драйзер смотрит на Россию» (1928), написанная с симпа-
тией к Советской стране. В его творчество входит новый герой, комму-
нистка Эрнита из одноименной новеллы (1929).

Тридцатые годы стали значительной вехой в идейно-художественной
эволюции Драйзера. В это десятилетие он много работал как публицист.
От «Американской трагедии», романа о горестном уделе индивида, гиб-
нущего в капиталистических джунглях, он пришел к «Трагической Аме-
рике» (1931), документальному свидетельству о трудовом народе в годы
кризиса, оказавшемся под пятой монополий. И здесь Драйзер сыграл
«пионерскую» роль, проложив путь серии документально-публицистиче-
ских книг (Андерсона, Фрэнка, Колдуэлла и др.), появившихся на заре
«красного десятилетия». Обличение международной реакции, призыв к
поддержке СССР определили пафос его публицистической книги «Амери-
ку стоит спасать» (1941).

В годы второй мировой войны Драйзер активно выступает в пользу
открытия второго фронта, выражает неизменные симпатии к героической
борьбе Советского Союза. В последних, уже посмертно изданных рома-
нах — «Стоик» (1947, остался незавершенным) и «Оплот» (1946)—
Драйзер подводит своеобразные итоги своим художественным и философ-
ским исканиям. В «Оплоте», давая своеобразную хронику трех поколений
квакерской семьи Барнсов, деградацию ее морально-нравственных устоев,
писатель показывает, как всепоглощающая жажда денег, господствую-
щая философия частнособственнического стяжательства становятся источ-
ником зла. В «Стоике», заключительном томе «Трилогии желания», вы-
носится окончательный приговор Каупервуду и каупервудовской фило-
софии. Развитие Драйзера, особенно исторический опыт, обретенный
писателем в послеоктябрьский период, привели его в конце жизни к ре-
шению вступить в Коммунистическую партию, о чем свидетельствует его
знаменитое письмо У. 3. Фостеру (июль 1945 г.), названное им «Логика
моей жизни».

Своеобразным учителем для мастеров психологического реализма,
например для Фолкнера, был наряду с Генри Джеймсом также Шервуд
Андерсон (1876—1941). Он дебютировал романом «Сын Уинди Макфер-
сона» (1916), рисовавшим историю возвышения героя, его обогащения,
а также разочарования в бизнесе. В другом романе — «Марширующие
люди» (1917) — Андерсон обратился к теме рабочего движения, поста-
вив в центр несколько романтизированную, не лишенную схематизма и
плакатности фигуру Мак Грегора, вожака пролетариев.

В полной мере Андерсон-художник нашел себя как мастер малой
формы, новеллы, построенной на тонких психологических нюансах.
Славу Андерсону принес его новеллистический сборник «Уайнсбург,
Огайо» (1919), который знаменовал его становление как оригинального
художника слова. Этот сборник и последовавшие за ним два других —
«Торжество яйца» (1921) и «Кони и люди» (1923) — очертили, в сущ-
ности, главенствующую андерсоновскую тему: человеческое одиночество.


504


IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО


505.


 


неприкаянность, ущербность в мире бездушного делячества и бизнеса.
Его новеллы, а также романы 20-х годов — «Бедный белый» (1920),
«Темный смех» (1924) — с их новеллистической структурой отразили
увлечение Андерсона психоанализом, вообще весьма популярным в СШA
в 20-е годы.

В начале 30-х годов Андерсон заметно левеет, выступает в защиту
бастующих горняков (знаменитая статья «Побольше бы нам „преступ-
ного синдикализма"», 1932). Растущий интерес писателя к жизни трудя-
щихся, к «другой Америке» нашел отражение в романе «По ту сторону
желания» (1932), исторической основой которого стала знаменитая за-
бастовка в Гастонии в 1929 г. Не был глух Андерсон и к социальным
процессам, происходящим в стране в пору депрессии: это сказалось в
ючерково-публицистической книге «Озадаченная  Америка» (1935).

Одним из значительных явлений американской реалистической лите-
ратуры 20-х годов стало творчество Синклера Льюиса (1885—1951).
Именно на это десятилетие падает наиболее плодотворная полоса в его
творчестве10. Роман «Главная улица» (1920), один из провозвестников
новой литературной эпохи, сделавший его автора знаменитостью, не
только запечатлел духовное убожество провинциального захолустья, но и
показал провинциализм всей американской жизни. За ним последовали
знаменитые романы Льюиса, образующие широкую и емкую панораму
Америки «среднего класса», воссоздающие целый мир узколобого, кон-
сервативного мещанства. В центре романа «Бэббит» (1922) герой, имя
которого сделалось нарицательным, инфантильный, стандартизированный
бизнесмен. Фигура эта явилась выдающимся художественным открытием
Люьиса. В «Эрроусмите» (1925) главным героем был уже «антибэббитов-
ский» характер — медик, ученый, человек творческий и честный, зады-
хающийся в среде карьеристов и дельцов от науки. В романе «Элмер
Гентри» (1927) представлен во весь рост «торговец словом божьим», бес-
стыдный лицемер в рясе священнослужителя.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!