Полпервого ночи звонили мне отец Михаил и матушка Елена, которые под лупой рассматривали эту надпись и радовались, как дети..



ИСТОРИЯ ОБРЕТЕНИЯ ОБРАЗА СПАСА ВСЕМИЛОСТИВОГО ( ОБЫДЕННОГО), ОСОБЕННО ПОЧИТАЕМОГО В ХРАМЕ СПАС НА СЕННОЙ ДО РЕВОЛЮЦИИ.

Как и многие другие святыни храма Спас на Сенной этот образ был утрачен, а точнее изъят при советской власти во времена страшных гонений на церковь скорее всего в музейные фонды. Но вот несколько лет назад летом во время работы в архивных фондах на Псковской улице с дореволюционными денежно-приходскими книгами нашего храма мы натолкнулись на любопытный факт. Среди однообразных скучных и крайне скупых на подробности записей о снятых кружках, выплатах, проданных свечах – в этих книгах ежегодно 18 октября несколько листов уделялось так называемой Вологодской Литургии и особых молебнах перед образом Христа Спасителя ( Обыденного) Каллиграфическим почерком подробно описывалось - кто сослужил за этой Литургией, кто из Архиеерев приезжал, какие пели хоры, что происходило, кто выходил накануне вечером на Всенощной на Литию. Ни о каких других подобных событиях не было таких подробных отчетов, хотя согласно историко-статистическим данным в храме существовали традиции и молебны, касающихся и других особо почитаемых образов.

Чем же был так примечателен Образ Христа Спасителя и почему служилась в Спасе на Сенной в Санкт-Петебурге Вологодская Литургия? В историко-статистических данных о святынях храма на Сенной написано следующее:

«ОБраз Христа Спасителя, в серебряной, вызолоченной ризе, вставленный в особом иконостасе на южной стороне большой церкви, на местах для женщин. Он замечателен не столько дороговизной, сколько тем, что устроен вологодскими гражданами, в благодарение Господу Богу за избавление Вологды от моровой язвы в 1655 году. Вологодские граждане, временно или постоянно в Санкт-Петербурге проживающие, ежегодно собираются в здешнюю церковь 18 октября к литургии, а накануне торжественно совершается пред иконой всенощное бдение с акафистом Христу Спасителю, икона нарочно вынимается из иконостаса и возлагается среди храма на аналое».

 

Занимаясь поисками в Интернете информации о событиях в Вологде, которые положили начало многовековой традиции, существовавшей в нашем храме, мы неожиданно натолкнулись на статью в вологодской газете «Премьер» от 24 мая 2016 года, которая называлась «Вернуть реликвию». 22 августа 2016 года поздно ночью мы отправили ссылку на эту статью о.Михаилу Малюшину. Она произвела на него такое же неизгладимое впечатление, как и на нас. В ней сотрудник отдела по древнерусскому искусству Третьяковской галереи Левон Нарсесян писал, что обнаружил в антикварной галерее семьи Орлер в Венеции ни больше, ни меньше как список с чудотворного вологодского Спаса Обыденного с пространной надписью, рассказывающей о чуде 1655 года, который выставлен на продажу за четыре с половиной тысячи евро.

По словам Габриэля Орлера, скорее всего, икона пришла  в их семейную коллекцию от польских поставщиков и возможно была вывезена из России в революционное время. На сайте галереи икона была датирована XIX веком, но Левон Вазгенович, как специалист предположил, что на самом деле она исполнена в середине - второй половине XVIII века: «Думаю, что ее могли заказать к юбилею чуда, и причем, скорее всего, икона была исполнена в самой Вологде. На ней удивительным образом сохранился отпечаток какого-то очень личного отношения, живые следы бытования, хотя антикварный рынок всегда стирает все индивидуальные черты с вещи! И хотя я известен тем, что обычно выступаю за полный контроль за произведениями древнерусского искусства со стороны музейных сотрудников, в данном случае икону можно было бы отдать в действующий храм. И если найдутся желающие, я готов оказать содействие: встретить, познакомить с владельцами, помочь провести переговоры».

В статье также приводились слова пресс-службы областного краеведческого музея в Вологде и информационного отдела Вологодской Епархии, которые сожалели о том,   несмотря на большой интерес к этой иконе – финансовых средств для приобретения и возвращения списка на Родину у них нет.

У нас тоже не было таких средств, но отец Михаил загорелся. Прочитав все это той же ночью, он сразу же дал распоряжение своей помощнице Анастасии Жуковой узнать, какова юридическая процедура перевоза подобных культурных ценностей через границу, какие нужны будут экспертизы. Он попросил также связаться с Вологодским краеведческим музеем, чтобы проверить факты, указанные в газете «Премьер», а я через своих знакомых наводила на следующей день справки про сотрудника Третьяковской галереи Левона Нарсесяна. Батюшка напряг и нашего старинного друга и историка Михаила Талалая, который пообещал позвонить Орлеру, в антикварную лавку в Венецию , чтобы узнать – а не купили ли уже эту икону.

Утром после Литургии тем немногочисленным прихожанам, которые собрались в часовню, отец Михаил рассказал и о Вологодской Литургии, и о почитаемом образе и о том, что в Венеции найден список, который непременно должен вернуться на Родину. Он так искренне сожалел, что образ томится в какой-то заграничной антикварной лавке, что после его пламенной проповеди к нему подошла хрупкая маленькая женщина по имени Валентина и сказала: «Батюшка! Пожалуйста, верните Спасителя к нам на Родину. Я дам необходимую сумму на то, чтобы Вы выкупили икону и оплачу Ваш проезд - но, пожалуйста, сделайте это, как можно скорее».

И вот особенный Божий промысел о возвращении Спаса Всемилостивого (Обыденного) на Сенную площадь. Деньги нашлись сразу же. Икона ждала нас в Венеции, никто ее не выкупил, несмотря на то, что информация была опубликована в мае, а статья была прочитана нами лишь в конце августа. Михаилу Талалаю на его запрос об иконе владелец галереи Габриэль Орлер ответил вопросам: «Так Вам ее отложить?» И Михаил ответил: «Да!» , еще не зная, что финансовый вопрос решен. Дата покупки была назначена на 7 сентября, разгар Венецианского кинофестиваля – ни билетов на самолет, ни свободных мест в отелях. Матушка Елена в отчаянии искала самые разные варианты – и в итоге ей чудом удалось и забронировать места в гостинице, и выкупить неожиданно образовавшиеся места в самолете.. Выяснилось также, что именно 7 сентября в Венецию на один день из отпуска приедут хорошие знакомые - Светлана и Стефано, сотрудник городского муниципалитета Венеции и помогут отцу Михаилу вести переговоры, который не говорит на итальянском. Кроме всего, изучая фотографию иконы, с которой специально сняли для нас редкой работы фалежный оклад – мы обнаружили по поземе дополнительную надпись, которая заставила сердца стучаться в 10 раз сильнее, чем обычно.  Ни на одном из вологодских списков Спаса Всемилостивого (Обыденного) , которые хранятся в Вологодском краеведческом музее такой надписи нет:  

«Истинное изображение с достоверного образа во граде Вологде что у Спаса на Сенной площади….»

Вряд ли такую надпись стали бы делать для Вологодских храмов... И потом ни разу нигде не встречалось нам, чтобы Всеградский собор в Вологоде называли Спас на Сенной, хотя он и стоял у них тоже на Сенной площади. Это обиходное название нашего петербургского храма - скорее всего икона писалась для петербуржцев или по заказу петербуржцев.

Полпервого ночи звонили мне отец Михаил и матушка Елена, которые под лупой рассматривали эту надпись и радовались, как дети..


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 34; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!