II. Законы развития культуры, по Л.Н. Когану, В.А. Сапрыкину, Л.Н. Кругловой и др. (современные отечественные культурологи).
Культурология как наука выявляет и изучает наиболее важные законы возникновения, функционирования и развития культуры, которые не менее объективны и строги, чем другие законы (экономические, например), однако значительно менее изучаемые и понятые нами».
Таких законов несколько:
«Закон единства и разнообразия культуры. Он гласит, что культура является совокупным коллективным достоянием всего человечества: она воплощает в себе родовое свойство человека и человечества: все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны. Каждый народ, обладающий собственной культурой, вносит самостоятельный и оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений человечества. Многообразие и единство культур народов, населяющих планету, является объективной реальностью. Потеря культурных завоеваний любого народа, даже самого малочисленного, неизбежно оборачивается потерей для всего человечества».
«Закон преемственности в развитии культуры. Он является важнейшим в содержании формирующейся науки культурологии. Культура- это прежде всего исторически унаследованный опыт поколений, точнее говоря, - 1200 поколений рода человеческого. Там, где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз начинать изобретать каменные орудия и язык; колесо и жилище; искусство и науку и т. д.
|
|
Преемственность - основа развития культуры, а потому также составляет ее важнейшую объективную закономерность».
«Закон прерывности и непрерывности развития культуры. Он гласит, что культура - это сложная система, которая в своем развитии одновременно прерывна и непрерывна. Каждой эпохе в развитии человечества присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой этих эпох (формаций, цивилизаций) происходит изменение типов культуры- одни уходят, на смену им приходят другие- так появляется прерывность в развитии культуры.
Однако это не означает разрыва в развитии всей культуры, полного уничтожения старой, то есть предшествующей культуры. Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений.
Поэтому мы можем сказать так: 1) прерывность носит относительный характер; 2) непрерывность - абсолютный.
Она здесь - ведущий элемент. Несмотря на перерывы, потери, даже провалы, свершения культуры накапливаются в историческом масштабе, «уплотняются», вбирая в себя результаты прошлого развития. И хотя история культуры знает «погибшие цивилизации» (полумифическая культура атлантов, остатки разрушенной культуры ацтеков в Америке, культура народов Зимбабве в Южной Африке и т. д.), все же главные достояния культуры совсем не исчезли. Эта тенденция поступательного развития культуры носит объективный характер»
|
|
«Закон взаимодействия и сотрудничества различных, нередко противоречивых культур.Взаимосвязь, сотрудничество различных культур - важнейшая объективная закономерность, изучаемая культурологией. Различные эпохи, развивающиеся в них культуры разных народов, каждая по - своему выражали собственное понимание мира, его освоение («мировидение»). Этот факт неоспорим: культура Китая, например, и Запада; народов Востока (ислам) и христианского мира. Каждая из перечисленных культур имеет свою специфику, своеобразие, неповторимость, и в то же время они являются составными частями единой целостной общности, то есть всего человечества, единое развитие которого обеспечивается общими закономерностями, однопорядковым характером социологических законов, действующих в различных обществах.
Единству всемирно-исторического процесса способствуют мировые культурные контакты, постоянно возрастающие в ходе исторического процесса. В закономерности взаимодействия и сотрудничества различных культур ведущим является стремление создать лучшие условия для бытия человека, возвысить его интеллектуальные, духовные и нравственные силы.
|
|
Каждая культура при всех ее специфических особенностях способствует общечеловеческим достижениям, общему прогрессу мирового сообщества».
Культурные коды
Способы передачи социального опыта называются культурными кодами. Культурный код – это способ передачи знаний о мире, навыков, умений в дан ной культурной эпохе. Само понятие ''код'' впервые появилось в технике связи, в вычислительной технике, кибернетике, математике, генетике. Без кодирова ния невозможно построение искусственных языков, машинный перевод, шиф ровка и дешифровка текстов. В теории культуры на первое место выдвигается план содержания и понимания культурных текстов, поэтому понятие «код культуры» становится таким актуальным и требует уточнения.
Необходимость в культурном коде возникает тогда, когда происходит переход от мира сигналов к миру смысла. Мир сигналов – это мир дискретных единиц, которые рассчитываются в битах информации, а мир смысла – это те значащие формы, которые связывают человека с миром идей, образов и ценно стей данной культуры. Другими словами, код - это модель, правила формиро вания ряда конкретных сообщений. Все коды могут быть сопоставлены между собой на базе общего кода, более простого, всеобъемлющего. Сообщение, культурный текст могут открываться разным прочтениям в зависимости от ис пользуемого кода. Код позволяет проникнуть на смысловой уровень культуры, без знания кода культурный текст окажется закрытым, непонятным, не воспри нятым. Человек будет видеть систему знаков, а не систему значений и смыслов.
|
|
Основной код культуры должен обладать следующими характеристика
1) самодостаточностью для производства, трансляции и сохранения че
ловеческой культуры;
2) открытостью к изменениям;
3) универсальностью.
В соответствии с классификацией типов культуры выделяют коды до
письменных культур, коды письменных культур, коды экранных культур.
Дописьменная культура охватывает огромный ''доисторический'' пери од, включающий ''дикость'' и ''варварство'' (по терминологии Л. Моргана и Э.Б. Тейлора). Примитивнейшие основания культурного кода закладывались еще в нижнем палеолите (от 1 млн. до 40 тыс. лет назад). В дальнейшем каждый из его параметров наполнялся новым содержанием, а главное – между ними уста навливались связи, '' включающие'' в работу культурный код, который обеспе чивал всякий раз новый уровень самоорганизации культуры.
В дописьменных культурах культурным доминантным кодом был мифо логический. В первобытном обществе миф – это не только способ понимания жизни, но и способ ее переживания, как в предметных, так и в знаковых фор мах.
В доолимпийских культурах важнейшим культурным кодом выступала система имен. Как показал М.К. Петров, имя служило определенной инструк цией или книгой. Эта инструкция передавалась старейшинами носителю имени вместе с ним. Для первобытного человека связь между именем и обозначаемы ми им вещью или лицом является не произвольной и идеальной ассоциацией, а реальной, материально ощутимой. Для него действия с предметами равносиль ны действиям со словами, а потому имя составляет существенную часть его самого. В его представлении личные имена необходимо оберегать и хранить в тайне, поскольку враг может магическим путем воздействовать на него через имя. Весьма распространено было явление, когда каждый мужчина, женщина, ребенок племени, кроме имени, которое употреблялось в житейском обиходе, имели еще и тайные имена, известные старейшинам и посвященным. Тот же обычай сохранился и в более поздние времена, например в Древнем Египте. У египтян было два имени: истинное и доброе. Первое хранилось в глубочайшей тайне, второе было известно всем. Ту же самую ситуацию можно было наблю дать и в Индии, когда ребенок из касты брахманов получал при рождении два имени. Такого рода '' информационная блокада'' имени, табу на имена связаны с тем, что имя действительно отражало социокультурную значимость и положе ние человека в данном обществе, поскольку в доолимпийских культурах систе ма имен представляла собой механизм кодирования и обновления культуры, когда имя – это сама информация, а не этикетка. Его произнесение является тем запускающим, энергетическим механизмом, посредством которого возможно осуществить реальные манипуляции с предметом.
Коды письменных культур формируются с конца 4-го – начала 3-го тыс. до н.э. (Древний Египет и Месопотамия) и существуют до настоящего времени. Эти коды в различных локальных культурах имеют исторически конкретные и
разнообразные формы. Таких форм – огромное множество, и требуется большая работа по выявлению и описанию культурных кодов локальных культур. Принципиальное же значение при характеристике кодов письменных культур имеет положение о том, что под воздействием социальных преобразо ваний мифологический культурный код с его тождеством предметности, знако вости и идеальности разрушается, и каждый из этих параметров обретает фор му самостоятельного функционирования и осуществляется различными соци альными группами.
Новый культурный код, в отличие от мифологического кода, который воспроизводился только в ритуальных действиях, имеет ясную форму своего выражения, содержание которой заключено в Священных книгах: ''Книге мерт вых'' – древних египтян, ''Ветхом Завете'' – древних иудеев, ''Авесте'' – древних иранцев-зороострийцев, '' Ведах'' – древних индийцев-брахманистов и т.д. В них собраны не только законы и правила, предписывающие людям, как себя ве сти в отношении к миру и к своему Богу или Богам, но и сообщаются и осмыс ливаются события прошлого каждого народа. Таким образом, в культурный код включается история. Тем самым прошлое, давнее и недавнее, становится рядом, составляет события жизни одного народа, которые связываются столь же проч но в единое осмысленное целое, как связан этот период со своими Богами или Единым Богом. В письменном тексте место магии-ритуала занимает магия слов. Эти слова в устах жрецов и священников являются символами недоступ ных другим смыслов, в которых хранятся тайны всего сущего, Божественного и вечного.
Изменение и перестройка данного культурного кода начинается в хри стианской Европе во второй половине 15 века и связано с изобретением книго печатания. Печатный книжный тираж открывал новые возможности для освое ния в коде культурной памяти происходящих социальных перемен. Одной из таких значимых перемен явилась десакрализация Священного текста Библии, которая произошла в результате перевода ее с сакрального латинского на не мецкий и другие языки, превращение в доступный всем грамотным людям текст. Значительное влияние на формирование нового культурного кода оказа ла наука. Ее результат – достоверное, проверяемое экспериментально, рацио нальное знание внедрялось в механизм культурной памяти, перестраивало ее.
В 17-19 вв. знаки как факт, научная теория, способ практического преоб разования природы, в том числе и человеческой, ложатся в основание культур ного кода Западной Европы.
В 20 веке начинают формироваться коды экранной культуры, по-новому организуя взаимодействие основных компонентов культурного кода. Предмет ность, которая в прошлых культурных типах была направлена на освоение при роды, практически полностью замыкается на ''вторичную предметность'' – компьютеры, информационные системы связи, информационные банки и т. д. Знаковость также существенно расширяет область своего действия: слово, мо дель, символ на экране реализуются по-новому , давая простор творческой дея тельности в поисках знака-изображения. Идеальность, формируемая экранной культурой, также существенно обновляется. Для нового мышления характерно
''сращение'' логического и образного, синтез понятийного и наглядного, фор
мирование ''интеллектуальной образности'' и чувственного моделирования.
Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!