Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени ЯРОСЛАВА МУДРОГО»

Гуманитарный институт

Кафедра философии, культурологии и социологии

 

 

ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ

 

Эссе

 

 

Проверил: доцент КФКС

_________ О.В. Труфанова

 

"___" ____________ 2019г.

 

 

Выполнил: студент гр. 9071

___________ М.В. Карпов

 

"___" ____________ 2019 г.


Введение

Есть три вопроса, на которые учёные не могут дать однозначный ответ: что появилось раньше: яйцо или курица; почему людям снятся сны; в чём смысл жизни. Я остановлюсь сегодня на третьем. Не думаю, что этот вопрос особенно актуален именно в наше время, потому что якобы «традиции перестали говорить человеку, что ему надо делать», традиции некуда не делись, они просто изменились и «традициями» мы их не называем. Сейчас наши традиции: делай как все(!) - женись, роди ребёнка(часики-то тикают), возьми ипотеку, люби Путина и помни, что с нами Бог. Вопрос о смысле человеческой жизни одинаково актуален на всём периоде существования человека разумного.

Как же на данный вопрос отвечали известные философы прошлого?

Аристотель считал, что целью человеческой жизни является счастье (eudaimonia), которое заключается в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Внутренний духовный мир, таким образом, имеет преимущество над физическим.[4]

Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого не как чувственное наслаждение, а как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. [4]

 Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам. [4]

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение. [2]

Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Кьеркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире. По словам Жана-Поля Сартра, «существование предшествует сущности», «человек, прежде всего, существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки, кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл». [3]

Фридрих Ницшев своих трудах провозглашал нигилизм как опорожнение мираи особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности: «нет слова, нет названия тому, что составляет муку и сладость моей души, а также голод утробы моей». [5]

Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмыслен. Говорить, что сама жизнь имеет смысл, — это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех, кто проживает её), такое употребление языка делает утверждение ошибочным.Таким образом, вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом. На языке, который придумала одна умная обезьяна для объяснения другой умной обезьяне, как легче сорвать банан, не получится говорить о смысле жизни.

Мой взгляд

Меня привлекают идеи Ницше о сверхчеловеке, так как это самая интересная цель в жизни – создать что-то новое(зачем повторять что-то старое, если это сделали уже очень много раз и результат известен; это как измерять скорость свободного падения, когда она уже давно измерена), при этом, так как мне это интересно, то я получаю от этого удовольствие, следовательно этот взгляд не исключает гедонистическую составляющую и, одновременно, нельзя на человеческом языке сформулировать смысл жизни, так как для этого надо «возвыситься» над жизнью–«нет слова, нет названия тому, что составляет муку и сладость моей души, а также голод утробы моей». Один человек лишь часть большого организма «человек», человек смертен, а человечество пока не очень[смертно], когда клетка в организме начинает «думать», что она не является его частью, она становится раковой – её либо уничтожает иммунитет, либо она в итоге уничтожает организм и сама гибнет; она лишь клетка и не может осознать частью какого большого организма она является, у её жизни нет смысла отдельно от организма. Так же человек, если он не видит смысла своей жизни, остаётся рассчитывать, что у организма, частью которого он является, этот смысл есть. Говоря о смысле каких-то действий мы говорим о их результате, результат же нашей жизни мы не сможем ощутить, так как нас уже не будет. Наше жизнь имеет смысл для окружающих и для человечества, а для нас она просто не может его иметь, так как является основой нас, это как через операционную систему пытаться чинить сгоревшую плату – разные уровни.

Заключение

42 [1]

 

Список литературы

1) Дуглас Адамс «Путеводитель для путешествующих автостопом по галактике»

2) Кривицкий Л. В. Шопенгауэр, Артур // История философии: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. — С. 1293—1295. — 1376 с. — (Мир энциклопедий).

3) Сартр Ж.-П.Цитаты и афоризмы

4) Словарь античности. Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1989

Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра

 

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!