Математическая викторина «Определите цвет фигуры»

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

 

Цели учебного занятия:

– создать условия для методической подготовки воспитателей ГПД по вопросам подготовки и проведения дидактических игр;

– познакомить учителей с формами и принципами организации игровой деятельности, основными законами проведения дидактической игры.

 

Содержание учебного занятия

Сущность дидактической игры. Задачи и функции обучения, реализуемые в игровой деятельности.

Формы игры. Общая структура игровой деятельности.

Основные законы и принципы дидактической игры. Функциональная структура этапов игры.

Методика подготовки и проведения дидактических игр в группе продленного дня.

Дидактические игры с математическим содержанием.

Математические лингвистические игры.


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ:

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

 

Игра – составная часть всех видов жизнедеятельности человека.

Игра – один из ведущих способов мотивации.

Игра – живая потребность личности в любом возрасте.

 

Дидактическая игра – составная часть процесса обучения и воспитания. Игра снижает планку тревожности, оказывая положительное воздействие на психику, т.е. способствует укреплению как психического, так и физического здоровья. Потребность в игре постоянна, эта потребность порождает мотив, определяет цель и формирует деятельность, направленную на достижение цели. Игра природосообразна и особенно в детском возрасте. В игре ребенок проектирует, прогнозирует, моделирует; в игре формируются все виды деятельности.

 

Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательных игр в серьезный учебный труд. Особенно важно уметь организовать обучение в игровой деятельности в дошкольном возрасте.

 

Задачи, реализуемые в игровой деятельности:

1. побуждение к учебной деятельности;

2. формирование положительной внешней мотивации;

3. формирование положительной внутренней мотивация;

4. коммуникативное развитие;

5. развитие познавательных интересов;

6. интеллектуальное развитие;

7. мыслительное развитие;

8. математическое развитие: закрепление знаний, формирование умения применять знания в новой ситуации, переносить знания в новую обстановку;

9. личностное развитие.

 

Функции обучения, реализуемые в игровом процессе:

1. мотивационная – создание психологического комфорта, способствующего формированию как внешней, так и внутренней мотивации;

2. развивающая – развитие способностей и компетенций дошкольников в условиях применения знаний в новой ситуации;

3. деятельностная – дидактическая игра является интенсивным средством обучения, способствует приобретению опыта творческой деятельности;

4. уровневой дифференциации и индивидуализации – создание условий для активной учебной деятельности с учетом индивидуально-типологических особенностей групп дошкольников и отдельных детей.

 

Формы игровой деятельности:

1. индивидуальная,

2. парная,

3. групповая,

4. коллективная,

5. планетарная.

 

Общая структура игровой деятельности (по П. И. Третьякову)

1. Форма игры.

2. Средства игры (оборудование) – предметы и материалы, с которыми действуют участники игры.

3. Участники игры – игроки, их число.

4. Ведущий игры.

5. Арбитр игры – ведет таблицу результатов.

6. Цель игры – как прогнозируемый результат.

7. Механизм игры – строгий порядок выполнения игровых действий.

8. Процесс игры – «оживший» механизм игры. Продолжительность процесса игры определяется временем, числом (соотношением) игроков, порядком игры и пр.

 

Основные законы игры (по П. И. Третьякову)

1. Закон свободной коммуникации: единый и понятный каждому участнику язык игры, символы, жесты, движения игры.

2. Закон единства цели – единое стремление всех участников игры к достижению цели.

3. Закон постоянного действия.

4. Закон цикличности – обязательный возврат всех участников игры в исходное состояние для рефлексии:

– Что было?

– Что прогнозировалось?

– Что получилось?

– Что приобрели?

5. Закон ограниченной свободы – все действия определяются правилами и механизмом игры. Свобода в игре определяется уровнем (классом) игры.

 

 

Принципы игры:

1. мобильность участников игры,

2. динамичность игры и ее участников,

3. наглядность игры (виртуальность для компьютерных игр),

4. занимательность игры,

5. эмоциональность игры,

6. достоверность игры,

7. информационность игры,

8. развивающая и воспитательная эффективность игры,

9. обучающая эффективность игры.

 

 

Методика подготовки дидактической игры:

1. целепостроение,

2. определение правил и порядка проведения игры,

3. выявление уровней проведения игры,

4. подготовка игрового оборудования,

5. консультирование ведущих и арбитров игры.

 

 

Функциональная структура этапов игры:

1. информационно-аналитический этап,

2. организационно-установочный, мотивационный этап,

3. планово-прогностический этап,

4. организационно-исполнительский этап,

5. контрольно-рефлексивный, диагностический этап (саморефлексия и коллективная рефлексия),

6. коррекционно-регулятивный этап.


Математическое лото

Числовое лото

· Отбор чисел

· Изготовление жетонов

· Изготовление карточек

· Подготовка заданий

Цель проведения игры: создать условия для закрепления ….. .

 

 

Геометрическое лото

· Отбор геометрических фигур

· Изготовление жетонов в форме геометрических фигур

· Изготовление карточек (особенности размещения на карточках геометрических фигур!!!)

· Подготовка заданий (в соответствии с уровнем проведения игры)

 

Цель проведения игры: создать условия для формирования (развития, повторения) у детей представлений об известных геометрических фигурах.

Подготовительный этап – изготовление жетонов в форме геометрических фигур силами детей

 

Уровни игры

1 уровень игры – ведущий демонстрирует конкретные геометрические фигуры,

2 уровень игры – ведущий демонстрирует изображения геометрических фигур,

3 уровень игры – ведущий называет геометрические фигуры,

4 уровень игры – ведущий формулирует определения (свойства) геометрических фигур.


Математическая эстафета «Таблица умножения»

 

Цель проведения игры:

– создать условия для запоминания учащимися таблицы умножения однозначных чисел на данное однозначное число.

 

Оборудование:

– задания, подготовленные педагогом (запись на доске, на отдельных карточках, набор на магнитной доске, использование лент и пр.); задания командам могут совпадать, могут отличаться;

– средства для записи ответов (мел, набор чисел на магнитной основе и пр.)

 

Правила проведения игры:

– каждая команда находится на одинаковом удалении от игрового поля (доски);

– участники каждой команды по очереди выбегают к доске и выполняют одно задание (придерживаясь либо не придерживаясь последовательности заданий);

– в случае, если кем-либо из участников будет допущена ошибка, этот участник или другой член команды возвращается к доске и исправляет ее;

– побеждает команда, участники которой первыми безошибочно выполнят все задания.

 

Организационно-установочный этап:

– организация двух (трех, четырех) команд;

– объяснение правил игры.

 

Проведение игры:

 

Уровни сложности:

– в соответствии со стандартной записью таблицы умножения;

– в обратном порядке стандартной записи таблицы умножения;

– в «разнобой»;

– в обратном порядке записи примеров (1. по порядку стандартной таблицы умножения; 2. в обратном порядке записи; 3. в «разнобой»).

 

Награждение (поощрение) команды-победителя:

 


 

1 × 2 =
2 × 2 =
3 × 2 =
4 × 2 =
5 × 2 =
6 × 2 =
7 × 2 =
8 × 2 =
9 × 2 =
9 3 3 8
8 4 3 8
7 8 3 8
6 6 3 8
5 1 3 8
4 5 3 8
3 2 3 8
2 7 3 8
1 9 3 8

 


М

А

Т

Е

М

А

Т

И

К

А


 

С Т О              
С Т О              
С Т О              
С Т О              
С Т О              
С Т О              
С Т О              

 


 

Т Р И              
Т Р И              
Т Р И              
Т Р И              
Т Р И              
Т Р И              
Т Р И              

Математическая викторина «Определите цвет фигуры»

 

Цель проведения игры:

– обеспечить закрепление и развитие у учащихся представлений о геометрических фигурах.

 

Оборудование:

– модели геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, ромб, параллелограмм), окрашенные в разные цвета;

– сигнальные карточки разного цвета в цветовой гамме моделей геометрических фигур (модели геометрических фигур):

– жетоны для поощрения участников игры за каждый правильный ответ.

 

Правила проведения игры:

– ведущий описывает некоторые свойства конкретной геометрической фигуры;

– каждый участник определяет, о какой геометрической фигуре идет речь и поднимает сигнальную карточку соответствующего цвета (модель геометрической фигуры);

– арбитр игры раздает жетоны участникам, правильно определившим геометрическую фигуру;

– побеждают участники, набравшие большее число жетонов.

 

Организационно-установочный этап:

– объяснение правил игры.

 

Проведение игры:

 

Задания ведущего (практические задания для слушателей):

– Квадрат:

– Прямоугольник:

– Ромб:

– Параллелограмм:

– Круг:

 

Награждение (поощрение) победителя:

 

 


Математическое лото

 

Геометрическое лото

 

Состязания тяжеловесов

 

Математический поезд

 

Математический кроссворд (практическое задание для слушателей

 

Кросснамбер (практическое задание для слушателей).

 

Наборщик

 

Наборщик наоборот – составьте слово, включающееся буквосочетание «ТРИ», «СТО» (составление кроссвордов – практическое задание для слушателей)

 

Математическое «Поле чудес»

 

Математическая игра «Что? Где? Когда?»

 

Математическая игра «Звездный час»

 

Математический КВМ (Клуб веселых математиков) (практическое моделирование заданий со слушателями)

 

Математическая викторина (игра со слушателями)

 

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!