Пошаговая схема написания сценария.
На уроке изобразительного искусства.
Богатырева Ирина Валентиновна,
учитель изобразительного искусства
ГБОУ СОШ № 331 Невского района
Одной из актуальных задач, которую ставит перед школой современное общество является задача воспитания человека высокой творческой культуры, способного к активному восприятию и созданию нового в сфере учебной, производственной и общественной деятельности. В связи с этим, формирование творческой активности следует рассматривать как одну из ключевых проблем в совершенствовании обучающихся. От того, насколько творчески направленной является деятельность, зависит активность жизненной позиции и успешность всестороннего развития личности.
Программа по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского удовлетворяет потребности подростка все делать своими руками, а также создавать произведения искусства – фотокартины, мультфильмы, видеофильмы самостоятельно. Например, за время создания мультфильма школьник может примерить на себя несколько ролей и побыть режиссером, актером, художником, оператором, звукооператором и даже монтажером. То есть, в процессе создания мультфильма он знакомится с разными видами творческой деятельности и профессиями, получает много новой, полезной и необыкновенно интересной информации.
К сожалению, не всегда у учителя, который преподает этот предмет, есть технические возможности, чтобы обеспечить полноценный творческий процесс по созданию обучающимися, например, того же мультфильма. Но существует альтернатива данной творческой работе – это создание комикса. Особенностью этой работы становится сочетание традиционных приемов рисования с современными способами работы с графическими изображениями, таким образом, органично и полно реализуется идея интеграции, комплексного приобщения ребенка к сфере искусства в решении главнейшей задачи образования – формирования всесторонне развитой личности ребенка.
|
|
Широта, привлеченных к созданию комикса, областей искусств тесно переплетаясь с литературой, дает некий синтез, позволяющий открыть новые перспективы в творчестве детей.
Уже не первый год восьмиклассники нашей школы осуществляют проект по созданию комиксов, адресованных обучающимся начальной школы о здоровом образе жизни. Тема «Здоровье» была выбрана не случайно. Приобщение обучающихся к здоровому образу жизни и здоровому питанию становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Итак, как же выстраивалась данная работа.
Этап 1. Перед тем как приступить к работе мы выяснили, что комикс сочетает черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство.
|
|
Совместно с обучающимися изучили историю возникновения комикса. Поняли, что традиция западных рассказов в картинках восходит к XVI и XVII веку, когда в Валенсии и Барселоне начали продавать картинки для народа – «аллилуи».
У нас же в России, были похожие рисунки с подписями и называли их лубками. Сам термин «лубок» был введён в XIX веке. А в XVII-XVIII веках такие картинки назывались «потешными (забавными) листами».
В конце XX века большую популярность приобрели азиатские жанры комикса: японская манга и, несколько менее известные, китайская маньхуа и корейская манхва. Мы не смогли пройти мимо этих интересных комиксов, которые читаются в отличие от наших книг, не слева направо, а справа налево. Тем более, что многие обучающиеся были очень увлечены чтением японской манги.
В ходе анализа и сравнения различных комиксов ребята пришли к выводу, что манга по графическому и литературному стилю заметно отличается от западных комиксов, несмотря на то, что развивалась под их влиянием. Сценарий и расположение кадров строятся по-другому, в изобразительной части акцент делается на линиях рисунка, а не на его форме.
|
|
Этап 2. На следующем этапе работы мы разобрали, чем сценарий отличается от книги и определили основные достоинства и недостатки сценария для комикса. Разработали пошаговую схему написания сценария.
Пошаговая схема написания сценария.
Шаг 1. | Место действия | Самая важная часть в комиксе - атмосфера. Атмосфера складывается из места действия, характера повествования и видения мира автором. |
Шаг 2. | Персонажи | Самый главный критерий – это эмоциональный отклик. То есть вы должны испытывать достаточно сильные эмоции или даже чувства по отношению к своему персонажу. |
Шаг 3. | Ситуации | У вас есть главные персонажи, взаимодействие которых порождает ситуации: кто-то из них чего-то хочет, другой хочет чего-то прямо противоположного, третий им мешает. |
Шаг 4. | Длинный сюжет | Необходимо придумать следующие вещи: завязку, развитие и развязку. |
В ходе работы над сценарием обучающиеся должны были учесть такие факторы как «интерес читателя». Как держать читателя в напряжении? Как заставить его прочитать историю до конца? Самый простой приём, используемый везде и всегда, подсказали нам телесериалы – это переключение в повествовании в нужный момент или остановка на самом интересном месте.
|
|
Следующий фактор – это «возраст аудитории». Проведя небольшую дискуссию, мы с ребятами пришли к выводу, что если комикс будет адресован обучающимся начальной школы, а это возраст 7-10 лет, то история будет интересна, если рассказывать её, ориентируясь на чуть более старшую возрастную группу, например, 12-летним.
Этап 3. На третьем этапе ребята разбились на творческие команды (Creative Team, Creators – команда людей, работающих над созданием комикса, его персонажей и истории). Некоторые решили действовать от начала до конца создания комикса самостоятельно.
Перед началом работы творческих групп состоялось распределение «ролей». Так как в состав Творческой команды входят два основных человека - писатель и художник. Другие члены команды, так или иначе, связаны с ними и работают под их руководством. Обычно так же в команде участвует метранпаж – человек, отвечающий за оформление текстов в комиксах, а также редактор, проверяющий итоговую работу команды.
Пользуясь пошаговой схемой, ребята приступили к написанию сценария комикса. И тут же возникли первые трудности при написании диалогов персонажей. Оказалось, что написать пусть даже небольшой сценарий не так уж и просто.
Писатель (Writer) - главный человек в команде. Его роль значительно больше, чем тексты в пузырях, как посчитали многие ребята на первых парах. Писатель в полной мере описывает весь сюжет комикса, включая описание сцен и действий, внешности персонажей и их диалоги.
Работа писателя должна стать основой для художника, который благодаря таланту писателя сможет в полной мере воссоздать образы и характеры героев, настроение комикса и его историю.
В некоторых творческих командах в создании одного комикса участвовали сразу несколько писателей. Один писатель готовил общую историю будущего комикса, в то время как второй - развивал ее, описывая диалоги и обстановки.
Этап 4. На четвертом этапе творческие команды и отдельные «комиксисты» приступили к разработке внешнего облика персонажей комикса. И здесь главенствующая роль была отведена художникам, которые выполняли эскизы и наброски будущих героев.
Этап 5. Раскадровка. Этот этап стал самым весёлым и увлекательным, так как восьмиклассники вспомнили как будучи обучающимися, начальной школы, выполняли задания, по чтению составляя диафильмы к текстам.
Этап 6. На шестом этапе ребята познакомились со специализациями художников, работающими над комиксом.
Художник (Artists) | |||
Художник (Penciler) | Прорисовщик (Inker) | Колорист (Colorist) | Метранпаж (Letterer) |
Термин «художник» используется применительно к первичному художнику, который рисует карандашом основу будущего комикса. После него в процесс подключается прорисовщик и тушью или специальными ручками обводит карандашный рисунок, делая контуры четкими и добавляя штриховку, тени и черную заливку, где необходимо.
После него в работу вливается колорист, делающий комикс цветным, а затем – метранпаж, в чьи обязанности входит расстановка текстов в пузырях и различных текстовых эффектов (выстрелы, взрывы и т.п.).
Ребята так же узнали, что кроме упомянутых выше специалистов, в работе над комиксом часто принимают непосредственное участие редактор, мультипликатор, необходимое количество дополнительных художников и писателей.
И вновь произошло распределение «ролей» среди участников творческого коллектива. А кто-то смог примерить на себя все специализации художников.
Этап 7. Рисуем комикс. На этом этапе все было в руках художников. От их работы зависело насколько динамичной и захватывающей получится история, насколько эмоциональны будут герои и как тщательно будут проработаны задние планы рисунков. Эта работа была крайне трудоемка и потребовала от обучающихся максимальной внимательности.
Этап 8. Метранпаж (Letterer) – в руки этого художника, комикс попал в последнюю очередь, но его роль в процессе производства комикса сложно переоценить. Он должен был расставить диалоги, звуковые эффекты и комментарии на последнем этапе создания комикса. В своей работе метранпаж руководствовался в первую очередь сценарием комикса, а также рисунком художника, расставляя диалоги таким образом, чтобы они читались легко и в правильной последовательности, поддерживая сюжетную линию.
Работа, которая была начата на уроках изобразительного искусства, постепенно вышла за рамки урочной деятельности. Во внеурочное время проходили лекции, дискуссии, мастер-классы, таким образом школьники получали дополнительное образование.
В ходе совместной работы получились комиксы цветные и черно-белые, удачные и менее удачные, интересные и захватывающие, слегка скучноватые и простые. Но в ходе этой работы ребята смогли попробовать себя в разных «профессиональных ролях». Они были: писателями-сценаристами, художниками разных специализаций, редакторами.
На заключительном этапе работы, когда комиксы уже были готовы к выпуску, ребята сделали вывод, что чтобы стать «комиксистом» надо много и хорошо рисовать, надо постоянно узнавать, узнавать и узнавать, надо быть грамотным сценаристом и самое главное иметь широкий кругозор и уметь погружаться в заданную тему.
Анализ показал, что данный вид работы стал одним из путей интеграции основного и дополнительного образования. Подобная форма работы была направлена на повышение компетенции не только обучающихся, но и учителя.
Рефлексия показала, что погружение в профессию один из наиболее эффективных способов профориентации, а значит и социализации обучающихся.
Существует множество средств и «механизмов» социализации и все же среди них особое место занимает искусство.[1] Ведь искусство – одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком.
Искусство является мощным фактором развития человеческой личности. Специфическая функция искусства состоит в том, что оно конденсирует многообразие накопленного человечеством опыта в процессе живых взаимоотношений человека с миром, а не путем усвоения готовых результатов. В искусстве запечатлеется не только итог эстетического познания явлений, а сам процесс оценки и эстетической обработки познаваемого объективного и субъективного мира.
[1] http://www.iskusstvo-spb.ru Роль искусства в жизни человека
Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!