Характеристика персонажей и способы их изображения в «Слове о полку Игореве»



 

Игорь – великий князь, обладающий большой властью над людьми и землями.

В слове он представлен как храбрый, смелый, амбициозный, но гордый и опрометчивый человек.


Возраст князя Игоря составляет 34 года на момент событий, описанных в "Слове". Игорь Святославич - это еще довольно молодой князь. Автор не раз упоминает об этом в тексте:

"...Молодых настало время славить нам:Слава князю Игорю..."

"...Загубили юность вы свою..."

В "Слове о полку Игореве" князь Игорь представлен храбрым, удалым воином:

"...Про деянья князя удалого?.."

"...Удалого сына Святославича!.."

"...Игорь-князь и Всеволод отважный —
Святослава храбрые сыны..."

По мнению автора, князь Игорь Святославич - это мужественный человек:

 

"...Игоря, который, <...>Мужество избрал себе опорой..."

Князь Игорь Святославич - смелый воин:

 

"...Взял в награду Святославич смелый,.."

Игорь - сильный и стойкий воин. Будучи раненным, Игорь не бросает свое войско, а пытается подбодрить его и вернуть к бою:

 

"...Игорь, весь израненный, спешит
Беглецов вернуть обратно к бою..."

Зачем князь Игорь идет на половцев? Автор объясняет это тем, что Игорь хочет добыть себе славы:

 

"...Нашу славу силой мы возьмем,А за ней поделим и былую..."

Князь Игорь Святославич совершает безрассудный поступок, напав на половцев - так считает двоюродный брат Игоря, князь Святослав Киевский. Игорь бьет половцев "наудалую", безрассудно смело, и Святослав осуждает это:

 

"...Вы ж решили бить наудалую..."

"...Что ж вы, дети, натворили мнеИ моим серебряным сединам?.."

Святослав Киевский считает, что Игорь пошел на половцев не вовремя. Действительно, Игорь своим походом "будит зверя" (то есть половцев). И половцы тут же нападают на Русь:

 

"...Загубили юность вы свою,На врага не во-время напали..."

"...Вот ведь кто с дружиною бесстрашной
Разбудил поганых для войны!.."

Всеволод – брат Игоря, правящий Курскими землями. Автор дает герою прозвище Буй-Тур, создавая образ могучего русского богатыря. На Руси турами называли диких быков, таким образом, это слово означает мужество и большую силу.

Князь, посчитав, что никто кроме него не сможет защитить его родную землю, откликнулся на призыв своего брата Игоря. Они вместе выступили в поход, чтобы добиться геройской славы.

Всеволод предстает перед читателем надежным, стойким воином, который может крепко держать оборону от внезапно напавших половцев. Автор так же изображает его превосходным военачальником, способным добиться преданности и уважения своего большого войска.

В бою Всеволод показал себя как бесстрашный воин, отчаянно сражавшийся с врагами, и позабывший совершенно обо всем: о своей жене и о своей драгоценной жизни. К сожалению, князь погибает на поле боя, но его храбрость и боевой дух поддерживали Игоря и всю дружину до конца битвы.

В тексте "Слова о полку Игореве" автор дает довольно скудную характеристику всем персонажам - в том числе и князю Всеволоду.
Судя по всему, на момент событий в "Слове о полку Игореве" князь Всеволод является еще молодым князем. Вероятно, ему около 30 лет (если предположить, что он родился в 1155 г.). Автор не раз упоминает о молодом, "юном" возрасте Всеволода и Игоря:

"...Загубили юность вы свою...""...Молодых настало время славить нам: Слава князю Игорю, Буй-тур Всеволоду..."

В тексте "Слова о полку Игореве" князь Всеволод представлен как храбрый и отважный воин:

"...Игорь-князь и Всеволод отважный —Святослава храбрые сыны..."

Всеволод - надежный, стойкий воин. Он крепко держит оборону, когда половцы внезапно нападают на русичей:

"...Славный яр-тур Всеволод! С полками
В обороне крепко ты стоишь..."

Автор "Слова" называет Всеволода Буй-Туром и Яр-Туром. Что означают эти эпитеты? В Древней Руси турами называли диких быков. Поэтому слово "тур" символизировало мужество и силу:

 

"...Молвит буй-тур Всеволод..."

"...Славный яр-тур Всеволод!.."

"...И тебе ли, тур, скорбеть о ранах..."

Действительно, по словам исследователей, Всеволод был человеком очень сильным, с крепким телосложением. Это было установлено благодаря изучению его останков. Таким образом, автор намеренно называет Всеволода "туром", указывая на его силу и мощь.

В тексте "Слова о полку Игореве" говорится о том, что братья Игорь и Всеволод весьма дружны между собой:

 

"...Игорь-князь с могучею дружиной Мила-брата Всеволода ждет. Молвит буй-тур Всеволод: — Единый Ты мне брат, мой Игорь, и оплот!.."

"...Жалко брата Игорю терять..." (Игорю жалко терять брата Всеволода)

Действительно, согласно исследователям, братья Игорь и Всеволод между собой никогда не враждовали. Но они вместе совершают страшную ошибку: отправляются против половцев. И в результате терпят поражение.

Святослав Киевский, которого автор слова называет в своем произведении отцом Игоря и Всеволода, на самом деле приходится им двоюродным братом. Он гораздо умнее, опытнее и осторожнее в решениях, чем другие князья. Автор идеализирует его образ, представляет Святослава, как идеального правителя: мудрым, грозным, истинным патриотом Святой Руси.

Святослав относится к Игорю и Всеволоду с братской любовью и нежностью, ласково называя их детьми, любимыми чадами. Однако он судит князей за то, что они в одиночку, с небольшим войском, выступили против общего врага.

Старый князь знал, что спасти Русь можно только объединившись, прекратив междоусобицы и бесконечные распри между князьями. Но его никто не желал слушать, каждый хотел найти свою собственную выгоду. Святослав же, будучи человеком честным и придерживающимся старых принципов, не понимал этого эгоизма.

 

Князь Святослав Киевский является главным положительным персонажем "Слова о полку Игореве". Образ Святослава — это образ светлый и патриотичный.


Известный исследователь Д. С. Лихачев подчеркивает эту особенность в образе Святослава:

 

"...главный положительный герой «Слова» — князь Святослав Киевский, двоюродный брат Игоря и Всеволода Святославичей. Святослав Всеволодович провел бурную жизнь..." (Д. С. Лихачев "Комментарий исторический и географический [к "Слову о полку Игореве"])

Возраст Святослава на момента событий в "Слове" составляет около 60 лет. Действительно, в "Слове о полку Игореве" автор изображает Святослава как старого князя с "сединами":

 

"...И моим серебряным сединам?.."

"...Диво ль старцу — мне помолодеть?.."

В тексте "Слова" автор называет Святослава отцом Игоря и Всеволода. На самом деле Святослав — это двоюродный брат Игоря и Всеволода. Отцом Святослав является не по крови, а по княжеской иерархии, так как он правит в старшем городе Руси - Киеве:

"...Это зло великою грозою
Усыпил отец их Святослав!.."

Князь Святослав относится к братьям Игорю и Всеволоду с отеческой нежностью. Он ласково называет их "сынами" и "детьми". Для Святослава Игорь и Всеволод — два "любимых чада":

"...О сыны, не ждал я зла такого!.."

"...Что ж вы, дети, натворили мне..."

"...Не твои ли два любимых чадаПоднялись над полем незнакомым..."

Об отношениях Святослава и Игоря Д. С. Лихачев пишет следующее:

 

"...установилось у Святослава нежное и отеческое отношение к Игорю..." (Д. С. Лихачев "Комментарий исторический и географический [к "Слову о полку Игореве"])

Автор "Слова" называет Святослава "великим" князем. Слово "великий" в данном случае отражает величие не Святослава, а, скорее, величие города — Киева. Святослав правит Киевом, религиозным центром Руси:

"...И тогда великий Святослав
Изронил свое златое слово..."

Вот что пишет Д. С. Лихачев о величии киевского князя:

 

"...Киев и в XII в. продолжал считаться, если и не реально, то в каком-то идеальном смысле, центром Руси, а киевский князь — главою всех русских князей..." (Д. С. Лихачев, "„Слово о полку Игореве“. Комментарий исторический и географический")

В "Слове о полку Игореве" автор изображает Святослава искренним патриотом и защитником родины. Несмотря на свою старость, Святослав не намерен давать "гнездо в обиду", то есть Русь:

 

"...Старый сокол, хоть и слаб он с виду,Высоко заставит птиц лететь,Никому не даст гнезда в обиду.Да князья помочь мне не хотят..."

О патриотизме Святослава исследователь М. Г. Булахов пишет следующее:

 

"...Забота о единстве и безопасности Руси, бесспорно, характеризует Святослава как русского патриота, и эта черта образа Святослава подчеркивается древнерусскими летописцами..." (М. Г. Булахов,"«Слово о полку Игореве»" в литературе, искусстве, науке: Краткий энциклопедический словарь")

Автор описывает князя Святослава как воина грозного и беспощадного по отношению к врагу:

 

"...Был он грозен в Киеве с врагамиИ поганых ратей не щадил —Устрашил их сильными полками..."

Однако Святослав не был грозным князем, как это принято говорить, например, об Иване Грозном. Д. С. Лихачев считает, что Святослав был одним из слабейших князей, когда-либо правящих в Киеве:

 

"...На самом деле Святослав „грозным“ не был: он владел только Киевом, деля свою власть с Рюриком, обладавшим остальными киевскими городами. Святослав был одним из слабейших князей, когда-либо княживших в Киеве..." (Д. С. Лихачев, "„Слово о полку Игореве“. Историко-литературный очерк")

Княгиня Ярославна является женой Игоря. В «Слове о полку Игореве» она представлена верной, скромной, заботливой женой, которая ждет своего любимого мужа домой с войны, тоскует и плачет по нему.

Она, являясь олицетворением всех женщин, чьи родные ушли на войну и не вернулись, показывает их бесконечные душевные страдания и боль.

Автор показывает Ярославну настоящей русской женщиной, способной на великую любовь и самопожертвование.

Именно при помощи образа Ярославны автор воплощает патриотическую идею объединения и прославления русской земли, ее народа, пытаясь вызвать тем самым уважение и восхищение у читателя.

Ярославна - это один из самых поэтичных персонажей "Слова о полку Игореве". В лице Ярославны автор воплотил идеал русской женщины XII века.

По мнению исследователей, Игорь женился на Ярославне в 1169 году, будучи 18-летним юношей:

"...Надо полагать, что Игорь женился на дочери Ярослава Осмомысла в 1169 г., восемнадцати лет от роду, а может быть и немного раньше. Все сыновья Игоря были и сыновьями Евфросинии, поэтому они позднее стали галицкими князьями..." (В. П. Адрианова-Перетц "«Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII веков")

В "Слове о полку Игореве" автор изображает Ярославну молодой женщиной. К сожалению, точный возраст героини неизвестен. Можно предположить, что ей :

 

"...Голос Ярославны молодой..."

"...Ярославна кличет молодая..."

Автор "Слова" называет Ярославну по отчеству. Ярославна — это женское отчество от имени Ярослав. В те времена княгинь нередко звали по отчеству. Но само имя Ярославны остается неизвестным до сих пор.

 

Существует версия, что Ярославну звали Евфросиньей. Однако прямых доказательств этому нет. В научной энциклопедии "Слова о полку Игореве" об этом пишут следующее:

 

"...пока нет веских оснований называть имя Ярославны..." ("Энциклопедия «Слова о полку Игореве»" в 5 томах, 1995 г.)

С образом Ярославны связан самый трогательный момент в "Слове о полку Игореве" - плач Ярославны. В этом эпизоде выражается вся тоска и печаль Ярославны, ожидающей мужа с войны:

 

"...Лишь заря займется поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру..."

"...На стене рыдая городской...

В своем плаче Ярославна обращается к силам природы - к ветру, к Днепру. Она просит природу пожалеть Игоря и его войско и вернуть их домой:

 

"...Что ты, Ветер, злобно повеваешь..."

"...Днепр мой славный! <...>Возлелей же князя, господине,Сохрани на дальней стороне..."

"...Солнце трижды светлое! <...>
Что ж ты войско князя удалоеЖаркими лучами обожгло?.."

 

Главными чертами в образе Ярославны являются скромность, заботливость и верность. Об этом также пишет знаменитый культуролог Д. С. Лихачев:

"...в "Слове о полку Игореве" образ скромной, заботливой, верной и любящей женщины, достойной жены своего героя-мужа, выступает с еще большей отчетливостью и большим обаянием..." (Д.С.Лихачев "Человек в литературе Древней Руси")

Княжна Ярославна принадлежит к "высшему сословию" - сословию феодалов. Но ей знакомы заботы и печали любой женщины того времени. Ярославна ждет своего мужа с войны, тоскует и плачет в ожидании. И эти переживания знакомы всем женщинами того времени:

"...Женщина и в среде феодалов была предана своим заботам жены, матери, вдовы, дочери. Большие государственные обязанности не были ее уделом. И именно это способствовало сближению женских образов - феодальных и народных. Вот почему Ярославна в "Слове о полку Игореве" представлена в образе лирической, песенной русской женщины - Ярославны..." (Д.С.Лихачев "Человек в литературе Древней Руси")

Боян представлен в произведении древнерусским поэтом и певцом. Боян не принадлежит к действующим лицам, но является незаменимым элементом в слове. Автор часто упоминает его, как известного певца того времени, воспевающего великих князей, их славные подвиги, битвы, походы.

В «Слове о полку Игореве» Боян играет на струнном инструменте, скорее всего на гуслях. Автор так же называет его вещим, чародеем.

Несмотря на то, что позиция в песнопении автора «Слова» и Бояна существенно отличается, автор не отзывается о нем негативно. «О Боян, соловей старого времени» – обращается к нему автор. Он благосклонно характеризирует его как «внука Велеса». События, о которых планирует рассказать автор «Слова» была бы идеальным поводом для произведения Бояна:

«Вот бы ты походы эти воспел,
скача, соловей, по мысленному древу.»

 

Рассказ Бояна был бы отличен по способу изложения. Автор в подражательной манере подает фрагменты произведения таким образом, кабы «Слово» написано самим Бояном.

Поэтическая манера Бояна состоит в противопоставлении. Для демонстрации принципа автор использует такие противопоставляющиеся выражения: буря соколов – стаи галок; кони ржут – звенит слава; трубы трубят – стоят стяги. В первом случаи использован принцип сопоставления предметов рассказа, исходя из противоположных характеристик, во втором и третьем наблюдается усиление эффекта, благодаря схожести некоторых характеристик.

В целом же стиль Бояна полон образности и эмоциональности.

Песни Бояна не состояли исключительно их похвалы, в своих произведениях он пытается с философской точки зрения оценить порой даже самые обыденные, поддающиеся законам природы, вещи. В аргументацию этому автор приводит слова Бояна, с характеристикой его умственных способностей:

«Ни хитрому,
ни умелому,
ни птице умелой
суда Божьего не миновать!»

Время Бояна прошло, и взгляды на принципы песнопения поменялись, поэтому вести повествование автор будет уже не таким образом как Боян, сейчас в обиходе принципы сказания уже другие.

Таким образом, Боян – реально существующий исторический персонаж. Он занимал важное место в процессе развития культуры и литературы Древней Руси.

Песни Бояна высокопатетичны. Его поэтическая манера заключалась в ярком противопоставлении, образности и эмоциональности. Тексты, написанные ним, не сохранились до нашего времени об этом человеке, его стиле и манере мы можем судить исходя из воспоминаний о нем в других текстах, цитирования их. Со временем, требования к литературе поменялись, и на первое место выступает не патетика, а умение достоверно передать информацию о том или ином событии, но это не уменьшает значения произведений Бояна для культурного развития Руси

Автор. Фигура писателя - это первообраз выдающегося и гениального человека, любящего свою Родину. У него получилось сотворить изумительное и грандиозное творение, затмевающее все встречающиеся стили. Его уникальный и неповторимый способ общения, позволяет охарактеризовать данное произведение выдающимся памятником древнерусской цивилизации. Писатель - образованная и неповторимая личность, с большим историческим охватом. Гениально изобразив разгром отечественной дружины, он смог показать ее мощь и силу.

Кто написал "Слова о полку Игореве"? Это вопрос уже 200 лет волнует ученых и простых читателей. К сожалению, автор "Слова" до сих пор неизвестен:

 

"...Ни в "Слове о полку Игореве", ни в каких-либо других исторических и литературных памятниках данных об авторе "Слова о полку Игореве" нет..." ("Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)

Несмотря на десятки исследований имя автора "Слова" так и остается загадкой:

 

"...поиски имени автора, основанные на данных самого "Слова", и тех источников, которыми мы сейчас располагаем, не могут завершиться успехом.." ("Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)

В таком случае нам остается судить об авторе только по его произведению. Ученые считают, что автор был человеком с широким кругозором:

 

"...Автор "Слова" был человеком широкой начитанности, он был хорошо знаком с исторической литературой своего времени, с памятниками книжной культуры своей эпохи..." ("Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)

Судя по всему, автор "Слова" не был историком или летописцем, но он неплохо знал историю своей эпохи:

 

"...автор „Слова о полку Игореве“ не историк и не летописец, он не стремится хотя бы в какой-либо мере дать представление о русской истории в целом. Он предполагает знание русской истории в самом читателе. И вместе с тем его отношение к событиям современности в высшей степени исторично..." (Д. С. Лихачев "„Слово о полку Игореве“ и культура его времени")

 

Участвовал ли сам автор в походе князя Игоря на половцев? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Одни ученые считают, что автор участвовал в походе Игоря. Другие ученые считают, что автор не был в этом походе :

 

"...Одни исследователи считают, что автор "Слова" был участником похода Игоря Святославича и вместе с ним находился в плену; другие источник сведений <...> видят в устных рассказах об этом очевидцев событий и самого Игоря. С уверенностью ответить на этот вопрос вряд ли удастся..." ("Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)

Был ли знаком автор с князем Игорем Святославичем или другими героями "Слова"? Возможно, автор состоял в дружине Игоря или, наоборот, был близко знаком со Святославом Киевским:

 

"...основой гипотезы, считающей автора "Слова" черниговцем, членом дружины Игоря Святославича. <...> Многие исследователи предполагают, что автор "Слова" был киевлянин, человек близкий к киевскому князю Святославу Всеволодовичу. Основой этого предположения служит прежде всего то, что А. С. осуждает поход Игоря и вместе с тем восхваляет киевского князя Святослава..." ("Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)

Д. С. Лихачев считает, что автор "Слова" был приближенным Святослава Киевского или самого Игоря Святославича:

 

"...Есть только два князя, при которых певец мог именно так воспеть поход Игоря и произнести над ним осуждающие и, одновременно, похвальные слова, — это князь Святослав Киевский, „отец“ по своему положению в стольном городе, и Игорь Святославич..."

Также Лихачев предполагает, что автор "Слова" был профессиональным поэтом:

 

"...за гениальностью автора „Слова“ чувствуется наличие не дошедших до нас традиционных форм профессиональной поэзии..."

Многие ученые сходятся во мнении, что автор "Слова" был человеком из высшего сословия:

 

"...Общепризнанным следует считать и предположение о том, что автор принадлежал к высшему классу тогдашнего общества. Аргументами для такого заключения служат отличное знание им междукняжеских отношений, профессиональная осведомленность в военном деле, независимость авторской позиции..." ("Энциклопедия «Слова о полку Игореве» в 5 томах, 1995 г.)

Для чего автор написал "Слово о полку Игореве"? Какую задачу он ставил? Д. С. Лихачев считает, что автор хотел призвать князей и народ сплотиться и стать единой Русью:

 

"...Подлинный смысл призыва автора „Слова“, может быть, заключался не в попытке организовать тот или иной поход. <...> Задачей „Слова“ было не только военное, но и идейное сплочение русских людей вокруг мысли о единстве Русской земли..." (Д. С. Лихачев "„Слово о полку Игореве“ и культура его времени")

 


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 1055; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!