Семинарское занятие 4. Духовная жизнь доиндустриального общества. Античность как тип духовности. (2 часа)



       План:

1. Исторические формы сознания.

2. Мифология как основа духовной жизни.

3. Духовная структура мировых религий.

4. Категории сакрального и профанного; обыденного и трансцендентного в контексте духовной жизни.

5. Наука и искусство как регуляторы духовной жизни в доиндустриальном обществе.

6. Античность как вид духовности.

7. Общие черты античного типа духовности.

8. Религия и мифология в духовной жизни ДревнейГреции. 

9. Философские начала древнегреческой духовности.

10. Искусство Древней Греции как область духовного.

11.  Духовное в жизни Древнего Рима.

12. Религия как основа духовной жизни.

13. Мифология как источник явлений духовной жизни.

14. Роль искусства и науки в продуцировании явлений духовной жизни.

15. Принципы герменевтики и их применение при интерпретации явлений духовной жизни прошлого.

       Основная литература:

1.  Арсеньев И. Пессимизм и мистика в Древней Греции //Путь. Орган русской религиозной мысли. - М., 1992. с. 450-461; 589-603.

2. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.

3. Древние цивилизации /Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989. гл. XVI, XVII, XVIII.

4. Иванов Вяч. И. Дионис и праднонисийство. - СПб., 1994.

5. История ментальностей, историческая антропология. М., 1996.

6. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1999.

7. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.

8. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

9. Ницше Ф. Рождение трагедии или эллинство и пессимизм //Ницше Ф. Соч.: в 2-х т. -Т. 1.-М., 1990.

10. Первобытное общество: основные проблемы развития/ Ред. А.И. Першиц. М., 1975.

11. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

12. Рикер П. Герменевтика, этика, политика. М., 1995.

13. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

14. Тарнас Р. История западного мышления.-М., 1995. гл. I, II.

15. Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993. с. 45-48; 328-334; 343-353.

       Дополнительная литература:

1. Бог-человек-общество в традиционных культурах Востока. М., 1993.

2. Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? М., 1984.

3. Ирвинг В. Жизнь Магомета. М., 1991.

4. Лосев А.Ф. Типы античного мышления //Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М.: 1991.

5. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб., 2000.

6. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. М., 1991.

7. Ренан Э. Жизнь Иисуса. М., 1991.

8. Рожанский И.Д. Античный человек // О человеческом в человеке, - М., 1991.

9. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. -СПб., 2001. Часть 5

10. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

Семинарское занятие 5. Европейское средневековье как конфликт бездуховной телесности с бестелесной духовностью. Характеристика духовности средневековья (2 часа)

           

План:

1. Религиозно-теологическая доминанта средневековой культуры.

2. Духовные предпосылки и источники христианского миропонимания.

3. Новый Завет и проблемы его толкования.

4. Многообразие трактовок основных положений христианского учения.

5. Толкование христианства как идеологии мироотречения и нигилизма: взгляды К. Леонтьева, В. Розанова. И. Ильин о жизнеутверждающей сущности христианства. Исторические и социальные условия утверждения христианства в Европе.

6. Разрушение Римской империи и варваризация культуры.

7. Сочетание христианства с традиционными языческими верованиями варварских народов. Средневековая христианская духовность в свете учения Н. Бердяева о спасении и творчестве.

8. Официально-церковное христианство и раскол бытия на «сакральное» и «профанное». Идея греховности земного мира. Утверждение ущербного статуса телесности. Средневековье как «цивилизация мужчин» (А.Я. Гуревич).

9. Средневековая духовность в свете христианской аскетики. Противоречия христианского аскетизма. Институт монашества и его место в формировании и утверждении христианской духовности.

10. Отрицание природно-космического в официально-церковном средневековом христианстве и современная экологическая проблема.

11. Официально-церковная и народная («низовая») христианская духовность. Народная культура европейского средневековья как духовный феномен.

12. Образ человека и мира в европейской средневековой философии. «Ересь» как духовное явление средневековья.

13. Отрицание мирского, пафос потустороннего и символизм - основные черты средневекового европейского искусства. Эволюция искусства как эволюция духовности.

14. Европейская средневековая духовность как осмысление, переживание и созидание абсолютной власти Единого, Целого (Бога) в ущерб части (личности).

15. Духовный смысл европейского средневекового искусства.

       Основная литература:

1. Гуревич А.А. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. - М., 1989. гл. 2,3,7,9.

2. Ильин И.А. Основы христианской культуры. Гл. 5. //Ильин И.А. Соч.: в 10-ти т. -Т.1.М., 1993.

3. Карсавин Л.П. Мистика и ее значение в религиозности средневековья //Карсавин Л.П. Малые сочинения. - Спб., 1994.

4. Нибур X. Христос и культура (гл. I, II,111) //Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхолда Нибура. - М., 1996.

5. Тарнас Р. История западного мышления. - М., 1995. гл. Ill, iV.

       Дополнительная литература:

1. Розанов В.В. Темный лик; О сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира //Розанов В.В. Соч.: в 2-х т. - Т.1. - М., 1990.

2. Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. - СПб., 2001. Ч. 6.

3. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. - М., 1989.

           


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 624; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!