Сущность и содержание педагогического мастерства и творчества.



Педагогическое мастерство– комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая выстроить педагогический процесс.

Прежде всего педагог должен развивать профессиональные способности, т. е. присущие субъекту деятельности природные и обретенные свойства, благодаря которым достигается высокий уровень мастерства.

Макаренко подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужно уметь читать на человеческом лице. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть».

В наборе педагогических способностей следует особо выде­лить «дар слова», который состоит в способности говорить не только связно, плавно и ясно, но красиво и увлекательно.

В специальной литературе рассматриваются обычно три са­мостоятельные сферы речевого искусства: сценическая речь, ора­торское мастерство и речь как инструмент педагогического об­щения. Но в практике учебно-воспитательной работы эти виды речевой деятельности зачастую выступают в комплексе. Можно ли успешно преподавать тот или иной предмет, просвещать ро­дителей, не обладая ораторскими умениями? И как педагогу «войти в образ», создать нужное впечатление, вызвать эмоцио­нальный отклик, наконец, научить детей выразительно читать, не владея элементами сценической речи и сценического дви­жения?

 

Не менее богата интересными педагогами и современная школа. Об этом, в частности, свидетельствует традиционный общерос­сийский конкурс «Учитель года»

Кроме общепедагогических способностей и умений, работник образовательного учреждения должен владеть разнообразными приемами и средствами личного аудио-визуального воздействия на воспитанников, которые принято объединять термином «педа­гогическая техника». Предметом особой заботы учителя, настав­ника является главный инструмент общения —голос. Его утрата ведет к профессиональной непригодности. Голос педагога должен быть выразительным, звучным, энергичным, привлекать внима­ние, но не раздражать, звать к действию, а не убаюкивать. Экспе­риментально доказано, что низкие голоса легче воспринимаются слушателями, чем высокие, сильнее впечатляют. Информация, переданная низким голосом, лучше запоминается. Целенаправ­ленно развивая речевой аппарат, можно «поставить» и откоррек­тировать свой голос.

Другим существенным элементом педагогической техники слу­жит мимика — своеобразное искусство выражать мысли, чувства, настроения и состояния движениями мускулов лица. Сочетание этих движений с выразительностью взгляда одухотворяет и эмо­ционально окрашивает речь, содействует установлению живого контакта с воспитанниками. Изучив особенности мимики вашего лица и глаз, вы можете с помощью специального тренинга на­учиться их использовать в педагогических целях.

Жестпедагога, как и мимика, являясь средством эмоциональ­ного воздействия, акцентируя внимание учащихся на самом важ­ном, должен быть органичным, сдержанным и убедительным. Глав­ное — сделать руки послушными мысли и чувству, стремиться к гармонии слова, мимики и жеста.

Педагогическому работнику, деятельность которого соверша­ется на глазах воспитанников, должно быть небезразлично, каков его внешний облик, насколько одежда, прическа, манеры, по­ходка отвечают этическим и эстетическим нормам. Следует по­мнить, что стиль поведения педагога в детском учреждении — также элемент профессиональной техники, источник воспитатель­ного влияния.

На основе своеобразного сплава знаний, способностей и уме­ний рождается мастерство — высший уровень профессионализма. Быть мастером педагогического труда — значит глубоко осознавать закономерности обучения и воспитания, умело применять их на практике, добиваться ощутимых результатов в развитии личности воспитуемого. Исследователь проблем мастерства Ю. П. Азаров дает такую его трактовку:

«Мастерство является единичным и особенным по отношению к всеобщему, к практике... Мастерство как единичное проклады­вает дорогу всеобщему...

Мастерство — то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа... Снова и снова я готов повто­рять одну и ту же формулу мастерства, сущность которой в триа­де: технология, отношения, личность...

В педагогическом мастерстве игра — лишь форма, а содержа­ние — всегда утверждение высших человеческих ценностей... все­гда освоение культуры и развитых форм общения.

Становление педагогического мастерства всегда связано с не­обходимостью разрешать сложнейшие противоречия в самой твор­ческой деятельности воспитателей, разных по своим убеждени­ям, способам общения с детьми» [6, с. 247—248; 255; 277].

 

Мастерство неотделимо от творчества — от способности выдви­гать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии, короче — конструировать учеб­но-воспитательный процесс, воплощая замысел в реальность.

Педагогическое творчествоотличается своеобразными осо­бенностями, главная из них, профессиональ­ная — потребность учителя в отдаче своих духовных на­коплений ученикам. Учителя — это люди отдачи, люди, я которых постоянно живет неистребимое желание, полу­чая, отдавать, и поэтому еще одна неотъемлемая особен­ность педагогического творчества — неустанное стремление пополнять свой научный, нравственный и культурный ба­гаж.

 

Не секрет, что в последние годы труд как традиционный учеб­ный предмет и вид общественно полезной деятельности стано­вится все менее привлекательным для школьников из-за их пере­ориентации на интеллектуальные ценности. Другое дело — труд художественный, творческий, дающий возможность детям про­явить свои способности и таланты. Авторские программы по тру­довому обучению девочек и мальчиков, декоративно-прикладно­му искусству нацелены на пробуждение в школьнике созидательной энергии, фантазии, на то, чтобы не скучали детские руки в поис­ках совершенной формы предмета, в стремлении доставлять кра­сотой радость себе и окружающим.

Единство педагогических позиций коллектива единомышлен­ников-учителей отчетливо просматривается в межпредметных свя­зях. Поэтому оказывается возможным проведение «бинарных» (объединенных) уроков по истории искусств и курсу «Человек и общество», совместное планирование занятий по художественно­му труду, декоративному рисованию и основам дизайна, взаимо­действие преподавателей гуманитарных и естественно-научных дисциплин и многое другое, чем богаты разум и опыт коллекти­ва, воодушевленного общим делом.

Трудно представить себе специалиста-мастера, не имеющего «своего лица», собственного профессионального почерка. Ведь субъект любой деятельности — живая личность с присущими ей неповторимыми чертами. А в труде воспитателя эта самобытность нередко становится источником повышенного внимания и сим­патии со стороны учащихся. Прежде всего предполагается отход от шаблонов в профессиональном поведении, методах обучения и воспитания, наличие педагогов «хороших и разных», со своим индивидуальным стилем.

Формированию индивидуально-личностного стиля деятельно­сти способствует «Я-концепция» педагога, включающая три ком­понента: «образ Я», самооценку и сопоставление с идеалом. Со­временные исследования свидетельствуют о весьма высоком уров­не оценки работающими учителями своих знаний и умений по предмету, методике его преподавания, а также по педагогике и психологии. Однако анализ школьной практики убеждает, что в подготовке специалиста-педагога имеются существенные пробе­лы. Они касаются прежде всего вопросов педагогической техни­ки, владения методами воспитательной работы, уровня разви­тия творческих способностей. Опросы студентов старших курсов дают аналогичные результаты. Вполне очевидно, что адекватная самооценка является необходимым условием целенаправленно­го повышения индивидуальной педагогической культуры.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 2687; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!