Глава 3. Аксиологический подход как возможность поиска ценностно-смысловой основы современной педагогики



Аксиологический подход в изучении курса педагогики обусловливает формирование ценностного сознания магистрантов как будущих педагогов. Согласно данному подходу, ценности являются смысловой и функциональной характеристикой при анализе педагогических процессов и педагогической деятельности.

Смена образовательной парадигмы – это, прежде всего, смена ведущей формы мировоззренческой идеи. Переход на новую парадигму образования - достаточно длительный процесс, связан с поиском ценностно-смысловой основы современной педагогики, обоснованием ценностей и принципов, которые будут определять цели и содержание воспитательно-образовательного процесса, педагогическую деятельность учителя в новых социокультурных условиях. В основе образования должны лежать те идеи и ценности, которые с наибольшей вероятностью получат преимущественное развитие в будущем. В педагогической аксиологии осуществляется разработка тех педагогических ценностей, которые могут составить систему аксиологических приоритетов, способных стимулировать развитие теории и практики. В педагогической практике осваиваются ценности, которые по-новому позволяют взглянуть на мир, профессию, личность учащегося, самого себя в профессии.

Подготовка магистрантов к педагогической деятельности требует учёта социальной ситуации развития личности, а потому в процессе изучения педагогических дисциплин необходимо отразить поисковую ситуацию ценностно-смысловой основы современной педагогики. Переход к новому невозможен без переосмысления ценностей, возникает необходимость изучения изменений в профессионально-педагогической деятельности с точки зрения изменений профессиональных ценностей учителя.

Аксиологический анализ преобразований показывает, что изменения, происходящие в социуме (в системе образования), отражают не просто переоценку жизненных и педагогических ценностей в жизнедеятельности современного человека, а затрагивают ценностно-смысловые основы педагогической культуры, определяющие новую образовательную политику. Изменения, происходящие сегодня в социуме, обусловливают переход к новому типу педагогической культуры – антропоцентристскому, ведущей ценностью которого является человек, и как следствие этого, - культивирование человечности, индивидуальности, свободы. Человек, как отмечается в педагогической литературе нашего времени, - «самоцель развития, как критерий оценки социальных процессов представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований» [169, с. 89]. В условиях становления новой педагогической культуры происходит формирование нового социокультурного типа педагога, обеспеченного ценностью человека. 

Аксиологический подход в качестве методологической основы современной педагогики позволяет рассматривать образование как социально-педагогический феномен, который находит своё отражение в основных его идеях: универсальность и фундаментальность гуманистических ценностей, единство целей и средств, приоритет идеи свободы [169].

Демократизация и гуманизация современного социума обусловливают ведущие тенденции в развитии школы, воспитательно-образовательного процесса, профессионально-педагогической деятельности учителя. Идея гуманизации предполагает утверждение отношения к человеку как высшей ценности. Осознание самоценности личности как носителя высоких гуманистических начал, её неповторимой индивидуальности и творческой сущности формулируется в качестве ведущей ценности «новой» педагогики. Гуманистическая направленность образования меняет привычные представления обо всех структурных компонентах педагогического процесса – цели, содержании, формах и методах. Ориентация образования на личность, развитие её индивидуальности приобретают в настоящее время характер ведущей тенденции. Современная педагогика и практика обогащаются новыми идеями и технологиями, позволяющими реализовывать гуманистическую направленность образования.

Таким образом, инновационные процессы, происходящие в школе и в педагогической деятельности, должны отражать ведущие тенденции в перестроечных процессах социума, а потому и подготовка студентов к педагогической деятельности должна быть направлена на осмысление аксиологических оснований как традиционных, так и инновационных процессов, которые характерны для современной школы. В процессе подготовки магистрантов к педагогической деятельности следует обеспечить аксиологическую ориентацию личности на ценности, осмысление которых позволяет реализовывать гуманистическую направленность педагогической деятельности. Анализ практической деятельности учителя и восприятия студентами ценностей «новой» педагогики показываю, что многие из них требуют своего осмысления и переосмысления.

Аксиологический подход в изучении педагогических дисциплин нацеливает магистрантов на формирование аксиологического аспекта их профессионально-педагогической позиции. Ценности-знания выступают как необходимое условие эффективной профессиональной деятельности, необходимый структурный элемент, формирующий практическое отношение к педагогической деятельности. Усвоение и принятие ценностей становится возможным путём их осмысления и переосмысления. В процессе преподавания педагогических дисциплин этот аспект в подготовке магистрантов к педагогической деятельности в новых социокультурных условиях должен рассматриваться как основополагающий. Процесс осмысления ценностей определяет профессиональное развитие будущего педагога, обусловливает развитие педагогического сознания, побуждающего к реализации гуманистической направленности его педагогической деятельности.

«Ценность» – понятие, которое рассматривается как объективное качество предмета, обусловленное его природой и существующее независимо от человека и его практической деятельности [173]. Ценностиобразования рассматриваются как результаты духовной жизни общества и задают критерии оценки поведения и деятельности педагога (М.В.Богуславский, З.И.Равкин, Б.С.Гершунский, Г.Б.Корнетов, В.А.Сластёнин и др.). Принятые в педагогической культуре ценности определяют целеполагание, а также и другие компоненты педагогической деятельности. Можно проследить, как меняется социум в зависимости от доминирующих в нём ценностей, а потому выбор магистрантом и учителем принципов и стиля педагогической деятельности всегда основывается на анализе определённых педагогических ценностей. Авторами отмечается, что ценности как содержательная основа мировоззрения личности могут оказывать влияние на развитие научной картины мира. Педагогические ценности в системе образования являются фактом сознания педагога, а принятые педагогическим сообществом, они становятся «фактом культуры» социума [85, с. 191], меняют педагогическую реальность. С точки зрения культурологов, «общество становится таким, каким оно репрезентировано в сознании людей» [67, с. 19]. Посредством педагогического образования происходит изменение ценностно-смысловой основы педагогической деятельности. Посредством освоения ценностей для будущего педагога создаётся возможность вписаться в педагогический процесс, принять тот или иной социокультурный образ педагога. Педагогические ценности выступают как факторы социализации и инкультурации магистранта как будущего педагога.

Анализ проблемы позволяет сделать вывод, педагогические ценности становятся важнейшим компонентом педагогического образования современного магистранта, который готовится к педагогической деятельности в условиях изменения ценностно-смысловых оснований педагогической культуры.

Смысловая значимость личностной ценности проявляется в ценностной ориентации. «Ценностные ориентации» рассматриваются как детерминанты педагогической деятельности и проявляются в качестве установки личности, регулирующей её поведение, могут объяснить любой поступок, выбор во всех сферах деятельности. Под ценностными ориентациями учёные понимают «ценностные отношения к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее» (А.В.Кирьякова). В.И.Геницинский под ценностными ориентациями понимает «вербализованные и осознанные субъектом… основания оценивания объектов, дифференциации их по субъективной значимости» [49].

Ценностная ориентация, принятая магистрантом как будущим педагогом, проявляется как мотивационно-потребностная сфера личности, служит мерилом его отношения к педагогической теории. В основе ценностной ориентации личности лежит субъективное оценочное действие, т.е. осознание субъективной значимости явлений и отдельных сторон педагогической реальности; избирательность отношения и субъективность восприятия и оценки педагогических ценностей выступают показателями готовности магистранта к овладению педагогическим знаниями. Такое понимание ценностной ориентации актуализирует проблему профессионального самоопределения магистранта, так как процесс самоопределения предполагает анализ, оценку, выбор личностью смысловых оснований профессиональной деятельности. Мы согласны с точкой зрения А.Г.Асмолова, который утверждает, что в данной ситуации «мы выступаем как поисковые системы, а не как системы, в которые “вкладывается” знание» [9, - выделено нами – Г.С.]. Самоопределение личности в восприятии и оценке педагогических ценностей должно рассматриваться в качестве условия реализации аксиологического подхода.

Педагогические ценности выступают в качестве аксиологических ориентиров профессионального самоопределения магистрантов по отношению к педагогической деятельности. В ряде исследований [4;29;45;66;79;102;149;195] показано их влияние на успешное профессиональное становление будущего учителя. В зависимости от того, какие педагогические ценности разделяет педагог, определяется стиль его профессиональной деятельности и формы общения со школьниками. Особое значение процесс профессионального самоопределения приобретает в педагогической культуре изменяющегося социума, когда происходит смена образовательной парадигмы, - с одной стороны, осмысливаются ценности, определяющие гуманистическую направленность педагогической деятельности, но, с другой стороны, сохраняются ценности, определяющие авторитарные стили педагогической деятельности.

Реализация аксиологического подхода в процессе изучения педагогических дисциплин обусловлена определёнными сложностями, характерными для социума переходного периода.

Ситуация поликультурности и неопределённости, отсутствие чётких программ, наличие разнообразных подходов и точек зрения в решении конкретных задач меняет процесс подготовки магистрантов к педагогической деятельности. Будущему педагогу необходимо не просто овладеть знаниями и опытом, а научиться выбирать те педагогические теории и подходы, которые являются целе- и культуросообразными для данной ситуации. В связи с этим возникает как минимум две проблемы.

 Первая проблема состоит в том, что магистрант чаще всего оказывается неготовым к выбору. У магистрантов в процессе их подготовки к педагогической деятельности сохраняется ориентированность на «знаниевый» подход, однозначность формулировок, привычный образ профессии педагога и нормативов его педагогической деятельности. Осмысление ситуации переходности в педагогической культуре, анализ ценностно-смысловых оснований различных образовательных парадигм объективно ставят магистранта в ситуацию выбора, самоопределения в педагогических ценностях.

Вторая проблема состоит в том, что «знаниевый» подход в содержании традиционного курса педагогики не позволяет создание ситуаций для профессионального самоопределения. В содержании педагогических дисциплин необходимо отразить ситуацию поликультурности и неопределённости, что объективно ставит магистранта в ситуацию выбора, анализа, сравнения различных педагогических категорий и теорий, в основе которых лежат различные педагогические ценности.

Использование аксиологического подхода в изучении курса педагогики как создание теоретического пространства для профессионального самоопределения будущих педагогов позволяет Вам проследить длительный процесс развития ценностей образования в целом, выявить их своеобразие и изменение на определённом этапе развития в разнообразных социокультурных контекстах и ситуациях, сконструировать логико-структурное основание построения педагогических теорий.

Разрабатывая содержание курса педагогики с учётом аксиологического подхода, мы попытались проанализировать педагогические ценности, отражённые в педагогических категориях и теориях. Переход на новую образовательную парадигму предполагает переоценку педагогических ценностей. Результаты нашей работы с магистрантами и педагогами-практиками показывают, что изменения в педагогической культуре оцениваются педагогами-практиками по-разному. Так, например, можно назвать ценности-знания, которые естественно переходят в новую парадигму, это те идеи и теории, разработка которых имеет давнюю историю – «познавательный интерес», «активизация познавательной деятельности», «активные методы обучения», «общественная активность», «самостоятельность», «инициативность», «диалектика воспитания и самовоспитания» и т.д. Можно выделить те категории, которые в настоящий момент переосмысливаются педагогической общественностью, - «дисциплина», «коллектив», «личность», «цель воспитания», «всестороннее развитие личности», «дифференциация образования» и т.д. Вводятся новые категории, которые требуют своего осмысления, - «свободоспособность», «команда», «мыследеятельность», «человек культуры» и т.д.

Каждая тема, представленная в курсе, предполагает аксиологический аспект в её осмыслении. Для создания новой педагогической практики имеет значение, какие педагогические ценности выбирают будущие педагоги, какие ценностные ориентации обусловливают практическую деятельность.

Переход на новую парадигму требует педагогического сопровождения. Е.А.Климов писал по этому поводу: «Ценностные представления надо активно культивировать в сознании подрастающего человека, не рассчитывать, что они сами “произрастут” в порядке вольного самоопределения» [83. с. 46]. Аксиологический подход в преподавании педагогических дисциплин нацеливает магистрантов на осмысление ценностей гуманистической педагогики, которые выступают в качестве ориентиров их профессионального самоопределения.

Таким образом, реализация аксиологического подхода в изучении педагогических дисциплин предполагает:

· осознание магистрантами ситуации переходности в педагогической культуре современного социума как ситуации переосмысления педагогических ценностей;

· направленность познавательного процесса на создание поисковой ситуации ценностно-смысловой основы современной педагогики;

· осмысление ценностей гуманистической педагогики, которые определяют систему аксиологических приоритетов, значимых при переходе системы образования на новую парадигму;

· осмысление аксиологических оснований традиционных и инновационных процессов, которые характерны для современной школы.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 548; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!