Прочитайте наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Как вы понимаете слова «вдохновенье», «упоенье», «пробужденье»?



ЭКЗАМЕН ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8-м КЛАССЕ: ВСЕ ОТВЕТЫ

 

Билет № 1

1. Дайте определение понятию «композиция». Опираясь на изученные в 8 классе произведения, проиллюстрируйте основные композиционные элементы (завязка, кульминация, развязка).

Композиция– это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности.

Основные композиционные элементы: вступление (экспозиция), завязка, развитие действия, кульминация, развязка, заключение.

Вступление и заключение не всегда бывают в рассказе.

Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.

Проиллюстрируем основные элементы композиции на примере произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1. Экспозиция – биография Андрея Петровича Гринёва, детство Петруши, встреча с «вожатым», все события до прибытия в Белогорскую крепость…
2. Завязка: знакомство с Марьей Ивановной…
3. Развитие действия: жизнь в Белогорской крепости, ссора со Швабриным…
4. Кульминация: дуэль, письмо отца (пятая глава), совпавшие с наступлением Пугачёва.

5. Развязка: казнь Пугачёва.

6. Заключение: повествование о том, как сложилась дальнейшая жизнь Гринёва.

Основная черта композиции произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: необычайная сжатость, насыщенность событиями, стремительность в развитии действия. В повествовании нет ничего лишнего, принцип включения только таких лиц, вещей, эпизодов и описаний, которые необходимы для развития сюжета. Вторая черта композиции романа - строгая простота повествования. Никаких отклонений от сюжета, строгое соответствие рассказа хронологии событий. Ясность и четкость - общее свойство прозы Пушкина.

Проиллюстрируем основные элементы композиции на примере комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».Здесь нет экспозиции – предыстории событий, лежащих в основе художественного действия. Комедия начинается сразу с завязки, которая звучит в первой же знаменитой фразе Городничего: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». Страх чиновников является сильнейшей движущей силой развития действия. «У страха глаза велики», именно поэтому чиновники готовы в Хлестакове увидеть ревизора: ведь он «престранно себя аттестует» – живет другую неделю, из трактира не едет и денег не платит. Под действием страха разоблачения чиновники и Городничий кидаются услужить Хлестакову, а тот так глуп, что даже не понял, откуда такое к нему усердие. Кульминацией– высшей точкой развития действия – можно считать сцену вранья Хлестакова. Человек низшего чина хочет занять в обществе место выше того, что он занимает на самом деле, а особенно показать это другим. И подвыпивший Хлестаков сочиняет небылицы о себе и своём положении в обществе, чувствуя себя в центре всеобщего внимания. Он на вершине своей славы, даже не замечает, как провирается, как не сходятся концы с концами, он торжествует оттого, как его слушают и как ему верят.Развязкой комедии – исходом событий – является чтение письма Хлестакова к Тряпичкину, где открывается правда. Теперь всем ясно, что Хлестаков не ревизор, а его характеристики чиновников веселят всех, кроме того, кому они адресованы. Все поражены: как можно было такое ничтожество принять за ревизора?

Но Гоголь включает в пьесу еще одну композиционную особенность: финал пьесы, так называемую «немую сцену». Это появление жандарма, сообщающего о приезде настоящего ревизора, замыкает действие, снова возвращает чиновников в состояние исходного страха. Это также и намек на возмездие, которое их ожидает.

 

Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен).

Лирические песни Исторические песни
В лирических песнях отображаются человеческие чувства и переживания: печаль и радость, любовь и дружба, жалость и ревность, жажда воли и протест против угнетения. В исторических песнях содержатся сведения о конкретных событиях истории (войнах, походах, восстаниях), а также о народных героях и исторических лицах.
Особенности лирических песен таковы: они медленные, протяжные. Для них характерна народная символика, парал­лелизм, повторы, постоянные эпитеты. Например: «В тёмном лесе, в тёмном лесе, в тёмном лесе, за лесью, за лесью». «Уж ты ночка,ночка ты, ноченька тёмная, ты, тёмная ночка, осенняя!» В лирических песнях всегда присутствуют символы. И каждый символ имеет своё значение: «ясный месяц» - молодец, «лебёдушка» - девица, «ясны звёздочки» - дети и т.д. Характерные признаки лирической песни: широта мелодии, душевность и красивое созвучие голосов. Исторические песни: «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён», «Там татары шли» по форме близки к лирическим. В исторических песнях часто встречаются образы лирических песен – удалый добрый молодец, солдатушки, общие для народной песни эпитеты (лес тёмный, садик зелёный, ворота решётчатые, добрый молодец, красное солнышко), сравнения, запевы.  
Лирические песни дают возможность познать народный быт и русский национальный характер. Историческая песня позволяет увидеть отношение народа к важным событиям истории; из неё порой можно получить такие сведения, каких нет в исторических документах. Например, об отношении народа к Пугачёву мы узнаём из исторической песни «Пугачёв казнён»: «Нет больше народного заступника…». В официальных документах Пугачёв – злодей. Таким образом, историческая песня – своеобразный свидетель истории.

Прочитайте наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Как вы понимаете слова «вдохновенье», «упоенье», «пробужденье»?

Упоенье – восторг, восхищение, экстаз. И я в упоении целовал её душистые руки с колючими перстнями и не знал, что сказать ей, от счастья…

Вдохнове́ние — особое состояние человека, которое характеризуется, с одной стороны, высокой производительностью, с другой — огромным подъёмом и напряжением сил человека. Является типичной чертой и составным элементом творчества.

Пробужденье - 1. действие по значению глагола пробуждать, пробудить, пробуждаться, пробудиться; прекращение сна. 2. переносное значение: возвращение к активности после бездействия.

В русской литературе Пушкин – первый поэт, который с такой глубокой искренностью поведал о любви, возвышающей человека. Он трепетал «перед мощной властью красоты» природы и человека, испытывая неизъяснимое душевное волнение (натура глубоко чувствительная ко всякому «явлению» прекрасного в мире). Поэт через всю жизнь пронес чистые и нежные чувства к тем, кто дарил ему светлую радость вдохновения. Любовь в поэзии Пушкина — это глубокое, нравственно чистое и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека, возносящее его над житейской «суетой», «мраком заточенья».

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» было написано в 1825 году и посвящено Анне Павловне Керн – одно из самых чудесных посланий русской и мировой поэзии. Оно поражает удивительной стройностью. В шесть строф Пушкин вместил целую историю встреч и разлук с А. П. Керн. Сначала (первые две строфы) — мимолетная встреча, потом (следующие две строфы) — унылая жизнь в заточении, когда лирический герой с «забыл» «голос нежный» и его затворничество протекало «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви». И наконец, последние две строфы — пробуждение души, упоение творчеством, жизнью, наслаждение красотой, увенчанные любовью, когда вновь воскресают «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».

Стихотворение «К***», однако, не только автобиографично. В нем есть другой план, в котором раскрыта тема красоты, тема поэтического вдохновения. Она дает возможность понять очень важные черты Пушкина-художника. Жизнь вне гармонии, без красоты, без любви, без творчества бедна и однообразна. Поэт отторгнут от мира, он не слышит бытия, не видит его красок. Но вот приходит чудо преображения души, и исчезают «томленья грусти безнадежной», «тревоги шумной суеты». Душа открывается всему миру, и мир открывается душе. Мир предельно расширяется, поэт вбирает его впечатления, обретает гармонию с ним. Приобщение к бытию происходит необъяснимым образом, благодаря «чудному мгновению», преображающая сила которого сродни религиозному откровению («как мимолетное виденье») и явлению неземного ангельского лика (в римской мифологии гений – дух-покровитель человека, как в христианстве – ангел-хранитель).

Вторая часть – воспоминание о тяжелых годах изгнания 1823 — 1824, когда его постигло разочарование в жизни, когда его «ангел красоты» покинул его. Вдруг (это уже третья часть) «душе настало пробужденье» и ее охватил порыв прежних, чистых и свежих чувств. Собственно, ради этого и написано стихотворение: пробудившейся душе снова явилась та, кто олицетворяет собой «гений чистой красоты», воскрешает для человека «и божество, и вдохновенье». Пробужденье — виденье — упоенье — вдохновенье — эти слова характеризуют состояние человеческой души, соприкоснувшейся с «гением чистой красоты», божественной гармонией, благодаря которой поэт вновь испытывает наслаждение от жизни и творческий порыв. Пробужденье души открыло Пушкину возможность упоения творчеством, вдохновение, а вместе с тем упоенье жизнью. Пробужденная душа раскрылась и для творчества и для слез. И для любви.

Билет №2


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 2127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!