Практическая значимость работы



Nbsp; МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова   CollègeUniversitaireFrançais de Moscou    

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Студентки 2 курса отделения социологии

Поповой Анастасии Георгиевны

 

Роль селфи в современном обществе

 

 

Научный руководитель:

 

Доцент, кандидат социологических наук

 

Сушко Валентина Афанасьевна

Москва, 2017 г.

 

Введение                                                                                                                                3

Глава I. Самопрезентация в обществе через селфи.                                  7

1.1. Классические теории личности в социологии                           7

1.2 Селфи – как продукт культурного капитала индивида.         19

1.3Самопрезентация через подражание.                                                  28

Глава II. Анализ селфилизации современного общества                  36

2.1 социальная адаптация через селфи                                                   36

2.2 исследование отношения общества к феномену селфи      42

2.3популиризация тренда селфи крупными участниками рекламного рынка в российской федерации                                                                                      54

Заключение                                                                                                                       57

Библиография                                                                                                                  59

Приложения                                                                                                                      61

Введение

 

Актуальность исследуемой проблемы. Сегодня, благодаря развитию телекоммуникаций и информационного пространства, глобализации мировых процессов и ускорению темпа жизни, изменения происходят моментально. В течение нескольких минут можно получить информацию о происшествиях, важных новостях, больше не существует границ и расстояний, получать новые знания и возможности не выходя из дома – вот основные тезисы жизни современного городского жителя в наши дни.

 

С новым опытом коммуникаций приходят новые ценности и материальные блага, меняется форма общения. Больший процент информации воспринимается с экрана, нежели из печатных источников. В социокультуре возникают замещение традиционных форм общения новыми формами визуальной коммуникации.Соответственно, трансформируются способы и формы репрезентации идентичности человека в культуре. Происходит дополнение, а в некоторых случаях и замещение, классических инструментов самопрезентации: автопортрета, автобиографии, писем, монологов или дневниковых записей, новыми, возникшими благодаря распространению интернета и росту уровня технологий. От больших текстовых блоков мы переходим к рассказу о своей жизни и о важных социальных движениях через фото- и видеоконтент. Технологии помогают менять структуру коммуникации. Телефон в руке, это уже не простое устройство для совершения звонка, это многофункциональный инструмент, в котором присутствует диктофон, фото- и видеокамера, ежедневник, календарь, практически в любом устройстве есть выход во всемирную сеть. Появляется новое движение под названием Мобилография (от лат. mobilis — «подвижный», и греч. γραφη — «писать») — разновидность фотографического искусства, при котором в качестве инструмента используются электронные приборы со встроенной цифровой фотокамерой, первоначально не предназначенные для профессиональной фотосъемки. Возникают новые инструменты и ресурсы, для мобильного телефона производятся дополнительные элементы профессионального толка: штативы, объективы, специальные мобильные приложение для обработки фотографий, сделанных на телефон и наконец, появляются тематические социальные сети.

 

Через появление социальных сетей общество получает новых героев, тех, за кем идут миллионы – блогеров и инстаграмеров. Эти люди не пишут художественных произведений, не являются видными деятелями научной сферы, ничего не изобретают и не производят, они популярны благодаря рассказу о своей жизни, о тех событиях которые их окружают и происходят в окружающем их пространстве через публикации фотографий в социальные сети. За ними наблюдают, им подражают и современное молодое поколение мечтает быть такими же модными, красивыми и популярными, как эти индивиды. Выросло целое поколение, имеющие новый набор ценностей, жизненных приоритетов и культурный капитал, структура которого не может быть сопоставима с опытом предыдущих поколений. Они не боятся показывать другим свою жизнь, они видимы для общества. Необходимость самопрезентации сегодня высока как никогда, так «продвижение» своей телесности — реальной или улучшенной — равноценно ощущению «меня видят — значит, я существую».[1]Но остается вопрос «Кто я?», и в данном случае селфи выступает как паспорт виртуального мира, идеальный инструмент самоидентификации. Через лицо доказывается реальность существования индивида вне виртуального пространства. Благодаря важности присутствия автопортрета на фотографии, появился и распространился такой феномен как «селфи».

В своей работе я подняла вопрос самопрезентации личности и обратилась к теориям Чарльза Кули, его последователя Джорджа Герберта Мида, которые несомненно раскрывают особенности позиционирования индивида в обществе. Также я посмотрела на отличия публикуемых селфи и попыталась рассмотреть вопрос «разности автопортретов» через работы Пьера Бурьде о различных капиталах, понятие «поле» и «габитус», по моему мнению эти социальные инструменты играет решающую роль в вопросах того как презентует себя индивид в обществе, что он показывает и что хочет донести.

 

Степень научной разработанности темы.Степень научной разработанности проблемы селфилизации общества является недостаточной. Но несмотря на то, что тема эта новая и актуальная, существует ряд исследований, к которым я обращаюсь, но все они обращаются к частным случаям. Так, в 2015 году, на базе Российского Государственного Гуманитарного Университета вышла статья аспирантки Т. М. Нетусовой, которая проанализировалафотоавтопортреты, присланные на конкурс на сайт adme.ru. В этот же период в Вестнике СПбГУ публикуется статься Ореха Е.А. и О.В. Сергеевой «Цифрое лицо и цифровое тело: новые явления в визуальном контекте социальных сетей». Годом позже на базе Южного Федерального Университета выходит работа Т.С. Паниотова и М.В. Митрохиной, которые рассматривают такой феномен как мобилография, и рассуждают о появлении новой формы репрезентации идентичности. Правительство Швейцарской Конфедерации раз в 2 года заказывает исследование о влиянии на интернет коммуникаций на современное молодое поколение, в исследовании принимают участие подростки в возрасте от 12 до 19 лет. Поскольку проблематика затрагивает несколько направлений, а именно: социологию личности, теории социализации и социального пространства, структуры и социалогиэ культуры. Стоит обратиться к классикам социологии, в первую очередь к Пьеру Бурдье, предложившему понятие габитуса, поля, типов человеческого капитала. А также Черльзу Кули разработавшему теорию «Зеркального Я», ГербердуМиду развившему данное направление и Габриэлю Тарду создавшему теорию подражания.

 

Объектом исследованияявляется вопрос селфилизации молодых людей в возрасте до 35 лет.

Предмет: отношение индивидов к такому феномену как селфи и то, каким образом этот феном формирует новый набор ценностей современного молодого человека.

Цель: определить степень зависимости от феномена селфи, ответить на вопрос является ли селфи легитимным средством достижения целей.

Задачи:

1. Рассмотреть основные научные подходы к анализу изменения ценностно- личностного набора в социологии.

2. Проанализировать основные характеристики селфилизации общества.

3. Выявить факторы влияющие на формирования популярности данного феномена среди молодого населения.

4. Оценить влияние селфи на формирование и развитие набора ценностей современных молодых людей.

 

Эмпирическая база работы:

1. Результат социологического исследования, проведенного автором в апреле 2017 года методом анкетного опроса, направленного на выявление степени селфилизации общества, русскоязычных пользователей интернета, проживающих как в Российской Федерации, так и за ее пределами. В ходе опросов были отобраны лица от 14 лет, имеющие аккаунты с социальных сетях, и знающие такое понятие как селфи. Эмпирическим объектом исследования былипользователи, делающие селфи, единицей наблюдения выступал гражданин РФ (молодой человек/девушка,мужчина/женщина). Квотируемый признак не был заявлен. В рамках исследования было опрошено350 человек. Обработка данных опросов производилась пакета данных SPSS, версия 21,0, презентация данных – MicrosoftPowerPoint;

Научная новизна и основные положения, выносимые на защиту:

Дипломная работа представляет собой исследование в области селфилизации общества, перед исследователем стояла задача определения отношения современного человекак такому феномену как селфи.

В результате проведенной работы следует обозначить следующие основные положения:

 

Практическая значимость работы

Материалы данного дипломного исследовательского проекта в дальнейшем могут использоваться для инновирования учебных курсов по дисциплинам «социология», «социология личности», «социология интернета», а также в качестве методической основы для изучения вопросов самоидентификации и самопрезентации в социальных сетях и интернете. Результаты количественного исследования могут быть положены в основу социальных программ по работе социологов интернета, а также могут использоваться в качестве маркетинговых инструментов.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 641; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!