Судьба в революцию и гражданскую войну



БИЛЕТ №1. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА. ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ВОПРОС №1.

Врем рубежа XIX – XX веков называют «Серебряным веком» русской поэзии. Это период небывалого культурного подъема, расцвета и философии, литературных и религиозных исканий.

Появляются много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. Часто их называют модернистскими («модерн» с фр. Означает «новейший», «современный»)

Направления Серебряного века

· Символизм

· Акмеизм

· Футуризм

Символизм- (от греч.symbolon- «знак, примета»)

Мистическое учение о бытие, в котором предметный мир представялет собой символы настоящего, прошлого и будущего. 

Старшие символисты (1890-е годы): В.Брюсов, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Сологуб, Минский

Младшие символисты (1900-е годы): А.Блок, А.Белый, В.Иванов, Соловьев, Эллис

Акмеизм- (от греч. akme-высшая степень чего-либо, цветущая сила )

ОснованМ.С.Гумилевым

Представители: А.Ахматова, С.Городецкий, О.Мандельштам, Н.Гумилев

Футуризм (лат.- «будущее»)

Самое молодое течение литературного модернизма.

Представители: А.Крученых, В.Маяковский, В.Хлебников, Д.Бурлюк, И.Северянин

ВОПРОС №2.

 

БИЛЕТ №2. ЖИЗНЬ И ТВ-ВО И.А.БУНИНА

Детство и образование писателя

Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.

Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

Литературная деятельность

Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).

Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.) Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны».

Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покидает Россию.

Жизнь в эмиграции и смерть

В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933).

Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал работать и творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась незаконченной

Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

ВОПРОС № 2

«Антоновские яблоки» написаны в форме воспоминания, размышление о судьбе поместного дворянства.Первые же слова произведения «…Вспоминается мне ранняя погожая осень» погружают нас в мир воспоминаний герояосвоей родной деревни Выселки, некогда богатый край. Яркими юношескими воспоминаниями являются эпизоды охоты шурина Арсения Семеныча и его друзей-помещиков — трубит рог, лают борзые, из оврага пахнет грибами и сыростью.От главы к главе мы наблюдаем, как сменяются его описания природы, в частности осени.Автор тонко использует худ.определения для подробного описания рельефности рассказа (запахи, звуки, шорохи). Бунин показывает нам яблочный сад в разное время дня и ночи.

Кроме красочных картин природы, особое внимание уделяет народной мудрости, рассказ пронизан народными приметами.

Бунина смело можно назвать патриотом совей родины. Ему дороги все ценности и колорит нашей огромной страны.

Все созданные им образы участников садовой ярмарки поражают своей точностью и индивидуальностью. Основной темой пр-ия является тема развала двоерянского уклада жизни, которая нашла свое выражение в образе усадьбы. Так же, рассказу «Антоновске яблоки» присуще характерна простота деревенской жизнью.

 

БИЛЕТ №3. ТЕМА ЛЮБВИ В РАССКАЗАХ И.А.БУНИНА

 

ВОПРОС №1.

 

Проблема глубоких человеческих чувств очень важна для писателя. Поэтому тема любви в творчестве Бунина играет весомую роль. Тема любви идет рядом с темой смерти. Сильные чувства бывают не только радостными, они часто разочаровывают человека, становятся причиной терзаний и мук.

 

Для автора, жизнь без любви пресна и неинтересна, но не всякий человек способен испытать ее. Тема трагичной любви раскрывается в небольшом рассказе Бунина «Солнечный удар», случайная встреча на пароходе привела к невыразимым страданиям героя, который осознал свое чувство, только потеряв любимую. (1925 г)

Удивительно то, что именнос солнечным ударом Бунин сравнивает любовь

Бунин видел в истинной любви сходство с необъятной красотой природы, естественной и нетронутой.Рассказывая о любви, Бунин описывал настоящие духовные ценности. Он возвеличивал самоотверженность, утверждал любовь как высокое, прекрасное, идеальное чувство. Стремление к реализму привело писателя к выводу, что настоящая любовь, безусловно, существует, но у нее крайне мало шансов стать взаимной и счастливой, гораздо дольше ей суждено прожить, если она остается неразделенной.

 

ВОПРОС №2

Трагический бунинский сюжет о любви составляет основу рассказа «Чистый понедельник». Два человека внезапно встречаются, и между ними вспыхивает прекрасное и чистое чувство. Любовь приносит не только радость, влюбленные переживают огромные мучения, которые терзают их души. В произведении Ивана Бунина описывается встреча мужчины и женщины, которая заставила их забыть обо всех проблемах.

Это произведение очень глубокое и неоднозначное.В рассказе есть всего два героя: он и она. У них нет даже имен, хотя замечается это не сразу – так легко, интересно, захватывающе ведется повествование.

Она с самого начала была странной, молчаливой, необычной. Ей привычная жизнь казалась не той, которая ей нужна была. Ей надоел возлюбленный, который ее очень любил. Надоели театры рестораны... А в соборах она чувствовала себя комфортно, уютно. Она часто ходила в церкви и дальнейшем ушла в монастырь.она ушла в монастырь

Она с самого начала знала, что не сможет быть женой: «Нет, в жёны я не гожусь"... Мне суждено быть вечной невестой, невестой Христа». Она нашла свою любовь, она выбрала свой путь.

 

БИЛЕТ№4. ТЕМА ЛЮБВИ В ПОВЕСТИ А.И.КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ». РАССКАЗЫ ГЕНЕРАЛА АНОСОВА

ВОПРОС №1.

В повести «Гранатовый браслет» мы видим, как изображается любовь в высшем свете,с настоящей бескорыстной, не требующей наградылюбовью Желткова. Как говорил И. Бунин: «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена». Желтков просто любил, ничего не требуя взамен. Вся его жизнь заключалась в Вере Шеин.В самомначале произведения перед нашими глазами предстаёт семья Шейных — Вера Николаевнаи Василий Львович. Вроде бы супруги счастливы в семейной жизни, но писатель сразу же делает оговорку, что у княгини Веры «прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы. Писатель считает, что любовь — не миг, а всепоглощающее чувство, способное поглотить жизнь.

Единственной его надеждой были письма. В знак своей пламенной любви Желтков подарил самое дорогое — гранатовый браслет.

Чувство героя воплощает всё представление о настоящей любви, высказанное генералом Аносовым: «Любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения — вовсе не труд, а одна радость». Эта истина, сказанная «обломком старины» говорит нам о том, что обладать даром такой любви, «сильной, как смерть», смогут обладать лишь исключительные люди, каким является наш герой.

 

 

ВОПРОС №2.

 

БИЛЕТ №5. ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ А.И.КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

 

ВОПРОС №1.

Проблема таится именно в образе героини. Вера Николаевна достаточно холодная и бесстрастная женщина. Она получила эти качества в наследство, поэтому, можно смело заявить, что она совершенно не умеет любить. У нее нет детей, с мужем скорее дружеские отношения, чем любовные, поэтому, ее грациозный образ становится неким символом для человека, у которого есть настоящие эмоции. В конце рассказа женщина, наконец, то, понимает, осознает, что потеряла возможно, свой единственный шанс стать по-настоящему счастливой и любимой.

Именно гранатовый браслет становится символом рассказа. Он напоминает о чистых, искренних чувствах, которые, к большому сожалению, не все из нас могут ощутить и почувствовать

 

 

ВОПРОС №2.

 

 

БИЛЕТ №6. ДИАЛЕКТИКА ХАРАКТЕРА В ПОВЕСТИ А.И.КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ». КНЯГИНЯ В.Н.ШЕЙНА

 

Вера была царственно спокойна, со всеми холодно любезна, но вместе с тем весьма смешлива, открыта и искрення с близкими людьми. Ей были не присущи такие женские уловки, как жеманство и кокетство. Несмотря на свой высокий статус, Вера была весьма благоразумна, и зная, как неудачно идут дела у ее мужа, старалась порой обделить себя, чтобы не поставить его в неудобное положение.

 

В конце, наконец, то, понимает, осознает, что потеряла возможно, свой единственный шанс стать по-настоящему счастливой и любимой.

Именно гранатовый браслет становится символом рассказа. Он напоминает о чистых, искренних чувствах, которые, к большому сожалению, не все из нас могут ощутить и почувствовать

 

ВОПРОС№ 2.

 

БИЛЕТ№ 7. ТЕМАТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА ПЬЕСЫ ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

 

В пьесе “На дне” Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Проблематика произведения раскрывается не столько в действии (мир ночлежки как бы застыл, событий происходит не так уж много), сколько в разговорах персонажей.

 

Основной философской проблемой является спор о правде. Эти споры ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы и, прежде всего, между Лукой и Сатиным. Напрямую Лука и Сатин не сталкиваются, но всей логикой развития сюжета сталкиваются их мировоззрения.

 

Философия Луки основана на том, что вера может и часто должна заменить реальную правду, так как помогает человеку уйти от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий.

Философию Луки отвергает Сатин: “Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!” В одном Сатин согласен со странником: “Человек — вот правда!” Но не приемлет его жалости, поскольку та унижает личность.

 

Проблема суровой правды и спасительной лжи в произведении не решена, она лишь поставлена, как это свойственно многим произведениям русской литературы, ставящей вопросы и предлагающей читателям самим искать ответы.

 

ВОПРОС№ 2.

Лука – странник, житель ночлежки. Один из самых ярких персонажей пьесы. Через него автор ставит один из главных вопросов произведения: что лучше, истина или сострадание, сладкая ложь или горькая правда? Лука неожиданно появляется среди жителей ночлежки. Он ко всем добр, ласков и милосерден.

Лука находит что-то хорошее и светлое в каждом из жителей ночлежки, каждого по-своему утешает и наставляет.Активно участвует в спорах ночлежников о природе человека, его праве на мечту и счастье. Его слова делят жителей ночлежки на два лагеря, одни из которых, предпочитают слепо верить ему, другие же относятся скептически. Для Луки же главным было вселить в человека веру, независимо от реальных обстоятельств. Главное, чтобы она принесла ему покой и радость. Странник убежден, что вера помогает человеку жить, его не интересует истина.

 

У кого-то рухнули мечты, кто-то обеднел и обнищал, кто-то грустит по безвозвратно прошедшему прошлому. Для того чтобы как-то помочь этим беднягам, Лука прибегает к «утешительной лжи». Так, например, умирающей Анне он говорит, что на том свете её ждет счастье. Проститутке Насте, уверяющей, что в ее жизни была искренняя любовь, он говорит, что так, скорее всего и было. Вора Ваську Пепла уговаривает поехать в Сибирь, ведь там он сможет честно зарабатывать. А пьяницу Актера убеждает, что существует бесплатная клиника, в которой его полностью излечат.

Свою жалость к людям он объясняет тем, что сам когда-то пожалел грабителей, в результате чего спас и их и себя.


БИЛЕТ №8. ТЕМА РОДИНЫ, ТРЕВОГИЗА СУДЬБУ РОСИИ В ЛИРИКЕ БЛОКА.

 

По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине

 

1. Сказочность - не персонифицированный образ волшебного края, со сказочными существами, загадками, таинственными лесами

2. Романтичность - Родина изображается как возлюбленная молодого юноши, нежная, трепетная, неповторимая

3. Историзм - край, у которого есть прошлое, своя история, и с ними нельзя не считаться

4. Бедность и страдание - не столько образ Родины, сколько обобщение ее жителей, которые претерпевают не самые лучшие времена. Но при этом не предают свой край, а принимают таким, какой есть, но с надеждой на положительные изменения

5. Обобщенный образ живого существа - Родина – это живое существо, подобное человеку, но характеристика дана только посредством абстрактных понятий, а не конкретизации тех или иных черт внешности

6. Оптимистичность - в таком ключе Блок высказывает свои надежды на светлое будущее страны, верит в грядущие

 

Как и большинство поэтов Серебряного века, Блок был озабочен историческим будущим страны, в его стихах звучат сомнения и тревога. В то же время поэт наполняет свои произведения большой сыновней любовью к Родине. Он верит в талантливость и духовную силу народа, верит, что Россия пройдет через очистительный огонь катастроф и выйдет из них невредимой и обновленной:

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты.

(«Россия» А.А.Блок)

 

 

ВОПРОС №2.

 

Стихотворение «Россия» было написано А.А. Блоком в 1908 году в цикле стихов «Родина» (после событий 1905 года). Обращение поэта к теме родины было сознательным и закономерным. Поэта интересуют дальнейшие пути развития общества, историческое прошлое и будущее родной страны, судьба ее народа.

 

Россия предстает в образе женщины, матери, жены. Блок полагал, что грядущую катастрофу мира предотвратит женское начало – неиссякаемый источник любви и самоотверженности. Вечен мотив пути: «дорога долгая легка», движение и развитие продолжаются.Еще один важный мотив: свободы, бунта.

 

Произведение поделено на строфы, используется перекрестная рифмовка, стихотворный размер: ямб.

 

 Автор пользуется красочными эпитетами, метафорами и сравнениями. Выразительные средства: инверсия «годы золотые», «спицы росписные», эпитеты

 

БИЛЕТ №9.БИОГРАФИЯ И РАННЕЕ ТВ-ВО А.БЛОКА

А.А. Блок

Известен всем не только как великий, всем известный, выдающийся российский поэт и драматург, но также как замечательный литературный критик, способный разглядеть истинный талант каждого.

Его отец был юристом и преподавал в одном из университетов Варшавы, мать поэта была переводчицей. Раннее детство мальчик провел в доме своего деда по матери в одном из подмосковских имений.

1906-выпускником славянорусского отделения в Петербурге.

1903 году его супругой стала дочь знаменитого химика Менделеева Люба.

1904 – публикация сборника "Стихи о Прекрасной Даме", где предстает как лирик-символист, испытавший (с 1901 г.) влияние мистической поэзии Вл.Соловьёва, проникнутой культом "Вечно-женственного" и "Мировой души".

Писать свои первые стихотворения он начал еще с раннего детства, а именно с пятилетнего возраста, но всерьез занялся творчеством только в 1900 году. Он начал активно публиковаться и не только лишь как поэт и великолепный драматург, но и в роли прекрасного литературного критика.

1915 – сборник "Стихи о России", поэма "Соловьиный сад".

С сентября месяца 1917 года Александр занимает место члена Театрально-литературной комиссии. В 1918 году он уже сотрудник известного Театрально отдела Наркомпроса. Спустя всего год, Александр начинает свою трудовую деятельность в Большом Драматическом театре. В это же время он входит в состав издательства «Всемирная литература», руководителем которого является никто иной, как сам Максим Горький.

С 1920года Блок занимает должность председателя отделения Союза поэтов, расположенного в Петрограде.

В 1921 году, а именно в апреле месяце у Блока случается серьезное психическое расстройство в результате депрессивного состояние, в которое он сам себя и вогнал. В результате этого недуга с поэтом приключается страшное, у него обнаруживается сердечное заболевание.

7 августа 1921год-Великий русский поэт, которого любили и уважали во все времена и уважают его творчество на сегодняшний день, скончался

 

ВОПРОС №2. АНАЛИЗ СТИХ-ИЯ «ПРЕДЧУВСТВУЮ ТЕБЯ…»

 

В 1898-1904 годах Александр Блок создает стихотворный цикл «Стихи о прекрасной даме».

В ней отразились напряженные, подчас трагические переживания личной жизни Блока, его отношения с Л.Д. Менделеевой. Это был своеобразный «роман в стихах». Прекрасная дама – воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Лирический герой – служитель Прекрасной дамы. Поэт хочет замкнуться на личных переживаниях, стремится прочь от всего земного:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую тебя

Весь горизонт в огне – и ясен нетерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

Поэт глубоко вглядывается в свою душу, напряженно ищет свой идеал, трагически сильно воспринимает малейшее изменение в отношениях с возлюбленной. Где-то таится смутное, едва уловимое ощущение разлада, неудовлетворенности, неблагополучия в мире и душе поэта:

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо.

И молча жду, тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик ты…

Его страх, что любимая изменится, связан с тем, что лирический герой боится разрушения идеала, разрушения мечты:

О, как паду – и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Его внутреннее состояние, душевные переживания легко проследить в речи лирического героя. Обращения к возлюбленной осуществляется местоимением «Ты», которое автор дает с заглавной буквы, таким образом передается обожествление героини, отношение к ней.

 

Стихотворение представляет собой монолог-исповедь, поскольку лирический герой признается «ей» в своих мечтах, чувствах, любви. Поэт не кричит о своих чувствах, он просто «молча ждет», но внутри него «бушует стихия». Об этом свидетельствуют восклицательные конструкции: «Не одолев смертельные мечты!..», «Как ясен горизонт!»
Для него любить - это буря чувств, это радость и страдание, стремление к любимому и неизмеримая тоска. В этой действительности людям не хватает настоящих чувств, и любовь – та сила, которая спасает человека от обыденности.

 

 

БИЛЕТ №10. ЖИЗНЬ И ТВ-ВО С.ЕСЕНИНА

 

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) – великий русский поэт, представитель новокрестьянского поэтического искусства и имажинизма в литературе.

Детство и образование

Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года вс. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина.

 

Образование в биографии Есенина было получено в местном земском училище(1904-1909), затем до 1912 года – в классе церковно-приходской школы. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве.

Начало литературного пути

Впервые стихотворения Есенина были опубликованы в 1914 году.После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получил широкую известность.

 

В лирике Есенин мог психологически подойти к описанию пейзажей. Еще одной темой поэзии Есенина является крестьянская Русь.

 

Начиная с 1914 года Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей (стихотворения «Сиротка»,1914г., «Побирушка»,1915г., повесть «Яр»,1916 г., «Сказка о пастушонке Пете…»,1925 г.).

 

В 1918-1920 годах Есенин выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана»(1921),«Трерядница»(1921), «Стихи скандалиста»(1923), «Москва кабацкая»(1924).

Последние годы жизни и смерть

В дальнейшем творчестве Есенина очень критично были описаны российские лидеры (1925, «Страна негодяев»). В этом же году в жизни Есенина выходит издание «Русь Советская».

Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого – Софье Андреевне.

 

Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужило причиной того, что новая жена поместила Сергея в психоневрологическую больницу.

Затем в биографии Сергея Есенина произошел побег в Ленинград.

А 28 декабря 1925 года наступила смерть Есенина, его тело нашли повешенным в гостинице «Англетер»

ВОПРОС №2.

 

Есенин обладал даром глубокого поэтического самораскрытия. Стихи последних лет жизни поэта основаны на мотиве возвращения. Это и реальное биографическое возвращение в родную деревню после восьми лет отсутствия:

 

«Несказанное, тихое, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз…»


В стихотворении нас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа. Облик России с ее полями, деревьями, синевой неба над равниной, облаками действует чародейно:

 

А теперь вот в лесной обители


Даже слышно,как падает лист


Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливает всеми цветами радуги. Цветовая гамма придает романтическую одухотворенность, свежесть образам поэта. Любимые цвета Есенина – синий и голубой. Эпитеты, сравнения, метафоры в стихотворении для того, чтобы точнее выразить чувства поэта.

 

Тих мой край после бурь, после гроз.

 

И душа моя – поле безбрежное…

 

Стихотворение «Несказанное, синее, нежное…» начинается с тишайшего, нежнейшего речитатива, а заканчивается плясовым мотивом:

 

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь

Так же гнется, как в поле трава

 

Формулировка «дуб не разжелудясь так же гнется, как в поле трава» написана поэтом в рамках пословицы, в этом раю житейской, здравого смысла. Пословица осуждает: Эх ты молодость, буйная молодость, Золотая сорвиголова!

В его поэзии образ - символическое воплощение гибели человеческой личности. Он противопоставлен нежности, гармонии. Пронзительную проникновенность стихотворению С.Есенина придало и то, что ему приходилось отрекаться от привычного уклада деревенской жизни. Эту любовь приходилось отрывать от сердца с болью:


Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?


Все спокойно впивает грудь.


Сто, душа, мы с тобой проехали


Через бурный положенный путь.

 


Есенин, оглядываясь назад, с горечью думал о том, что не было в его жизни полной гармонии, творческой отдачи, что многое попусту растрачено в молодости. Отсюда и горькое признание:


Понимаю, что было и не было.

 

Только жаль, на тридцатом году,

 

Слишком мало я в юности требовал,

 

Забываясь в кабацком чаду.

 

 

Эти строки обусловлены мыслями об ушедшей молодости и нереализованных возможностях. Но проходит немного времени и отношение поэта к новому меняется. В расколе страны он уже не находит воплощения своих ожиданий. Тогда и рождаются строки:


Напылили кругом. Накопытили.

 

И пропали под дьявольский свист.

 

А теперь вот, в лесной обители

 

Даже слышно, как падает лист.

 

Его Родина теряет свой облик, Россия изменилась, стала чужой:


Разберемся во всем, что видели,

 

Что случилось, что сталось в стране.

 

И простим, где нас горько обидели.

 

По чужой и по нашей вине.

 

Но не мыслит поэт своей жизни без России, и вскоре жизнь Есенина трагически обрывается. Но жизнь поэта, олицетворяющего все лучшее и прекрасное в народе.

 

 

БИЛЕТ №11. ЖИЗНЬ И ТВ-ВО О.МАНДЕЛЬШТАМА

 

Осип Эмильевич Мандельштам (1891 -1938) родился в Варшаве. Его отец вырос в семье ортодоксальных евреев. Эмилий Вениаминович юношей убежал в Берлин и самостоятельно приобщался к европейской культуре, но никогда не смог говорить по-русски или по-немецки чисто.

Мать Мандельштама, уроженка Вильно, происходила из интеллигентной семьи. Она привила троим сыновьям, из которых Осип был старшим, любовь к музыке (сама играла на фортепиано) и к русской литературе.

Детство Мандельштама прошло в Павловске, с шести лет он жил в Петербурге. В 9 лет Осип поступил в Тенишевское училище, которое славилось воспитанием мыслящей молодёжи. Здесь он полюбил русскую словесность и начал писать стихи.

Родителям не понравилось увлечение юноши политикой, поэтому в 1907 г. они отправили сына в Сорбонну, где Мандельштам изучал творчество французских поэтов разных эпох. Он познакомился с Гумилёвым, продолжал писательские опыты. После Сорбонны Мандельштам изучал философию и филологию в Гейдельбергском университете.

С 1909 г. Мандельштам входит в литературный круг Петербурга. Он бывает на собраниях в «башне» Вячеслава Иванова и знакомится с Ахматовой.

Начало творчества

Дебют Мандельштама состоялся в 1910 г. Первые 5 стихотворений поэта были напечатаны в журнале «Аполлон». Мандельштам становится членом «Цеха поэтов», читает стихи в «Бродячей собаке».

Из-за обнищания семьи Мандельштам не может продолжать обучение за границей, поэтому в 1911 г. он поступает на романо-германское отделение историко-философского факультета в Петербурге. Для этого юноше пришлось креститься. Вопрос религиозности и веры Мандельштама очень сложен. И иудаизм, и христианство влияли на его прозаические и поэтические образы.

В 1913 г. была издана первая книга Мандельштама «Камень». Она переиздавалась трижды (1915,1923), состав стихов в ней менялся.

Мандельштам - акмеист

Мандельштам всю жизнь был верен литературному направлению акмеизма, ратовавшего за конкретность и материальность образов. Слова поэзии акмеизма должны быть точно вымерены и взвешены. Стихи Мандельштама были напечатаны как образец поэзии акмеизма под декларацией 1912 г. В это время поэт часто печатался в журнале «Аполлон», первоначально бывшем органом символистов, которым акмеисты себя противопоставляли.

Судьба в революцию и гражданскую войну

Служба мелким чиновником не приносила денег. Мандельштам после революции скитался. Он побывал в Москве и Киеве, в Крыму по недоразумению попал во врангелевскую тюрьму. Освобождению способствовал Волошин, утверждавший, что Мандельштам не способен к службе и к политическим убеждениям.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 359; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!