Конфликт традиций и инноваций



Взаимодействие традиций и инноваций проблема успех, решение которой в конечном счете определяет успех/не успех модернизации Традиция обеспечивает устойчивость и вопроизводство культуры; инновации возможность её адаптации к меняющимся условиям окружающей среды , способность к обновлению и развитию. Избыток инноваций, ведущий к осложнению системы, уменьшает её структурную устойчивость, a следовательно повышает вероятность распада. C др. стороны доминирование традиций , повышая структурную устоичивость системы, способно усиливать тенденции деградации, примитивизации , неспособности адаптироваться к изменившимся условиям реальности.
Инновация - другими словами, нововведение. При внедрении нововведения возникают противоречия между его сторонниками и противниками. Новаторы рассчитывают на улучшение работы организации в результате внедрения новшества. Консерваторы опасаются того, что станет хуже.
Выделяют 4 группы факторов, препятствующих инновационной деятельности: - технико-экономические; - юридические; - организационно-управленческие, - социально-психологические.
К числу социально-психологических факторов относят (М. Иванов, П. Кочетков):
- возможное изменение статуса работника в организации; - возможность потери работы из-за внедрения нововведения; - перестройка устоявшихся способов деятельности; - нарушение стереотипов поведения; - боязнь неопределенности; - нарушение сложившихся в организации традиций; - опасения наказания за неудачу.
Любое нововведение имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Вероятность инновационного к-та возрастает под влиянием следующих факторов:
- чем масштабнее новшество, чем большее кол-во людей вовлечено в инновац. процесс, тем чаще возникают к-ты;
- радикальность нововведения повышает вероятность и остроту иннов. к-тов. Более радикальные новшества встречают большее противодействие;
- чем быстрее идет процесс инновации, тем более он конфликтогенен;
- чем менее продумано информационное, соц.-психологическое обеспечение процесса внедрения инноваций, тем большее кол-во к-тов его сопровождает.
Иннов. к-ты могут быть внутриличностными, межличностными и межгрупповыми. Выделяют 5 групп причин межличн.инновационных к-тов:
- объективные заключаются в естеств.столкновении интересов новаторов и консерваторов;
- организационно-управленческие п состоят в плохой отлаженности полит., соц., управленческих механизмов внедерения и распространения новшеств;
- инновационные связаны с характеристиками самого нововведения. Различные новшества порождают различные по кол-ву и остроте кон-ты;
- личностные касаются индивидуально-психологических особенностей участников инновационного процесса;
- ситуативные— конкретные особенности единичной инновационной ситуации.

 

Функции искусства в духовной сфере и его конфликт с властью

Искусство по определению - одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой. Создание совершенного, эстетически выразительного произведения искусства в решающей мере зависит от творческих дарований его автора. Главная специфика искусства заключается в том, что оно образно и наглядно.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

В европейской культуре онтология диалога между художником (говоря шире, свободным мыслителем, интеллектуалом – нонконформистом, производителем новых идей и символов) и властью, «сильными мира сего», чаще всего соотносится с ситуацией Сократа. На этом примере особенно рельефно обнажается философская квинтэссенция диалога с властью как конфликта неравных сил, ставящего перед художником проблему выбора между необходимостью и свободой, между внешним давлением и внутренним нравственным законом, между поисками разумного компромисса и неизбежностью жертвы во имя истины.

Как показывает история культуры, заинтересованность в диалоге с властью у художника значительно выше, нежели у самой власти, что объясняется не только подчиненным положением художника в социальной иерархии, но и тем, что он выступает проводником идей и потребностей общества, которые требуют реализации. В более общем плане речь идет о согласовании жизненной практики с абсолютными, идеальными ценностями, от имени которых говорит художник.

Вторжение политики в деятельность художника неотвратимо, пока он творит в рамках определенного канона, он уверен в общей правомерности своего пути, уверен, что он в принципе может быть понят

Апеллируя к публике (читателям, потребителям искусства), он тем самым расширяет возможности для распространения своих идей и воздействия на власть. Сознание этого огромного преимущества искусства, его автономности и самодостаточности было свойственно многим русским художникам, предпочитавшим мысленный (молчаливый, латентный) диалог с властью, либо вовсе обходиться без оного. Однако, постоянное ограничение политической свободы способствовало тому, что искусство, особенно словесное, нередко превращалось в общественную трибуну, заменяя собой парламент и другие демократические институты (А.И.Герцен).

 Говоря же о конфликте власти и искусства следует сказать он изначально заложен в самой природе нашей цивилизации и появился на свет намного раньше, чем многие представители современного искусства. Можно выявить некоторых из запрещенных деятелей искусства, вступавших в конфликт с властью: 1. Итальянский кинорежиссер, писатель и поэт Пьер Паоло Пазолини, известный своими левыми политическими взглядами и открытой гомосексуальностью. Один из самых знаменитых и провокационных фильмов Пазолини «Сало, или 120 дней Содома». Судебные преследования за непристойность и богохульство сломали его карьеру – за двадцать лет он тридцать три раза представал перед судом. Девять его фильмов встретили серьезные препятствия со стороны цензуры, а его самого часто обвиняли, как правило, бездоказательно, в нарушениях приличий 2. Американский фотограф Роберт Мэпплторп, известный откровенными гомоэротическими художественными фото. 3. Советский кинорежиссер Андрей Тарковский, вынужденный просить убежища на Западе. Большинство его фильмов, получивших признание на Западе и международные премии, внутри страны были загнаны «на полку» и с большим трудом пробивались к зрителю. Один из самых его известных фильмов «Андрей Рублев» был снят в 1966, а на экраны в СССР вышел только в 1971. Большая часть жизни режиссера ушла на борьбу с советской цензурой в рамках, которой он работал.4. Итальянский художник Караваджо, яркий представитель барокко, бросивший вызов господствовавшей эстетике своего времени, введя в картины божественной тематики демократические и натуралистические образы. Против Караваджо были настроены церковь, художественный истеблишмент, вельможи. Свою жизнь завершил беглецом, над которым висел смертный приговор за убийство на дуэли.6. Американский актер и кинорежиссер Чарли Чаплин. Впервые Чаплин столкнулся с цензурой после создания антигитлеровской комедии «Великий диктатор», ему постоянно поступали угрозы от высокопоставленных американских сторонников Гитлера. Во время «маккартизма» – идеологических чисток против левых в Америке, был вынужден эмигрировать из страны, хотя, и не был коммунистом. И это лишь малая часть художников вступивших в конфликт с властью.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1653; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!