Поэтическое своеобразие Марины Цветаевой



             Поэтическое своеобразие Марины Цветаевой                                                     Я не верю с стихи,                                                        Которые льются.                                                           Рвутся – да!   Цветаеву-поэта не спутаешь ни с кем другим. Стихи ее узнаешьбезошибочно по особому распеву, неповторимым ритмам, необщей интонации.   Если существуют поэты, воспринимающие мир посредством зрения,умеющие смотреть, закреплять увиденное в зрительных образах, то Марина былане из их числа. Мир открывался ей не в красках, а в звучаниях. «Когдавместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александрародилась я, мать, самолюбиво проглотив вздох, сказала: «По крайней мере,будет музыкантша». Музыкальное начало было очень сильным в творчествеЦветаевой. В ее поэзии нет и следа покоя, умиротворенности,созерцательности. Она вся – в буре, в вихревом движении, в действии ипоступке. Более того, ей было свойственно романтическое о творчестве как обурном порыве, захватывающем художника, ураганном ветре, уносящем его.Откроешь любую книгу – сразу погружаешься в ее стихию – в атмосферудушевного горения, безмерности чувств, постоянного ухода от нормы,драматического конфликта и противоборства с окружающим миром.   Вечная и самая дорогая Цветаевой тема – свобода и своеволие незнающей меры души. Она дорожит и любуется этой прекрасной, окрыляющейсвободой:                   Не разведенная чувством меры –                   Вера! Аврора! Души – лазурь!                    Дура – душа, но какое Перу                   Не уступалось – души за дурь?   Свободна сама поэзия Цветаевой. Ее слово всегда свежее, незатертое, прямое, конкретное, не содержащее посторонних смыслов. Такоеслово передает жест не только душевный, но и физический; оно, всегдаударное, выделенное, интонационно подчеркнутое, сильно повышаетэмоциональный накал и драматическое напряжение речи: «Нате! Рвите! Глядите!Течет, не так ли? Заготавливайте чан!»   Но главным средством организации стиха был для Цветаевой ритм. Это– сама суть, сама душа ее поэзии. В этой области она явилась и осталасьсмелым новатором, щедро обогатившим поэзию XX века множеством великолепныхнаходок. Она беспощадно ломала течение привычных для слуха ритмов,разрушала гладкую, плавную мелодию поэтической речи. Ритмика Цветаевойпостоянно настораживает, держит в оцепенении. Ее голос в поэзии – страстныйи сбивчивый нервный монолог, стих прерывист, неровен, полон ускорений изамедлений, насыщен паузами и перебоями.   В своем стихосложении Цветаева вплотную приблизилась к ритмикеМаяковского:    Опрокинутыми…                                Нот, планет –   Ливнем!               - Вывезет!!!                                  Конец… На-нет…По словам Марины, это – как «физическое сердцебиение – удары сердца –застоявшегося коня или связанного человека».   Поэзия Марины Цветаевой немелодична, ненапевна, дисгармонична.Наоборот, она вобрала в себя рокот волн, раскаты грома и крик, затерявшийсяв арии морского шторма. Цветаева восклицала: «Я не верю стихам, которыельются. Рвутся – да!». Она умела рвать стих, дробить на мелкие части,«разметать в прах и хлам». Единица ее речи не фраза и не слово, а слог.Цветаевой свойственно расчленение стихотворной речи: слово деление ислогоделение:                 В Россию – вас, в Россию – масс,              В наш-час – страну! в сей-час – страну!              В на-Марс – страну! в без-нас – страну!      Особую роль с системе средств выразительности Цветаевой играетпауза. Пауза – это тоже полноправный элемент ритма. В противовес привычнойпостановке пауз на конец строки у Цветаевой они смещены, сплошь и рядомприходятся на середину строки или на следующую строфу. Поэтомустремительный стих поэта спотыкается, обрывается, поднимается:                       Двадцать лет свободы –                        Всем. Огня и дома –                        Всем. Игры, науки –                       Всем. Труда – любому,                         Лишь бы были руки.   Синтаксис и интонация как бы стирают рифму. И дело здесь встремлении Цветаевой говорить цельно и точно, не жертвуя смыслом. Еслимысль не вмещается в строку, необходимо либо «досказать» ее, либооборваться на полуслове, забывая о рифме. Коль мысль уже оформлена, образсоздан, заканчивать стих ради полноты размера и соблюдения рифмы поэтсчитает излишним:                        Не чужая! Твоя! Моя!                  Всех как есть обнесла за ужином!                   - Долгой жизни, Любовь моя!                    Изменяю для новой суженой…                             На марш –   Цветаева всегда хотела добиться максимума выразительности приминимуме средств. В этих целях она предельно сжимала, уплотняла свою речь,жертвовала эпитетами, прилагательными, предлогами, другими пояснениями,строила неполные предложения:                          Все великолепье –                      Труб – лишь только лепет                        Трав – перед тобой.   Марина Цветаева – большой поэт, ее вклад в культуру русского стихаXX века значителен. Судорожные и вместе с тем стремительные ритмы Цветаевой– это ритмы XX века, эпохи величайших социальных катаклизмов и грандиозныхреволюционных битв.

 

Билет 43


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 581; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!